Создание эффективной системы управления образовательной организацией через вовлечение органов государственно-общественного управления, представителей общественно-деловых структур и работодателей
Оценка 4.8

Создание эффективной системы управления образовательной организацией через вовлечение органов государственно-общественного управления, представителей общественно-деловых структур и работодателей

Оценка 4.8
docx
11.06.2024
Создание эффективной системы управления  образовательной организацией через вовлечение  органов государственно-общественного управления,  представителей общественно-деловых структур и работодателей
Кунаева М.С. Создание эффективной системы управления.docx

Кунаева М.С.,  заместитель директора по УР  МБОУ «СШ №12»,

г. Нижневартовск, Россия

 

Создание эффективной системы управления

 образовательной организацией через вовлечение

органов государственно-общественного управления,

представителей общественно-деловых структур и работодателей

 

В настоящее время модель, по которой школьный институт и общество были фактически отчуждены друг от друга, их трансформация шла параллельно друг другу, практически не пересекаясь, а регулирование школьной деятельностью осуществлялось в большей степени директором/учредителем и представителями вышестоящих уровней управления, устарела. Современное качественное образование требует не только постоянного обновления образовательных программ, но и привлечения к работе образовательной организации самых разных внешних ресурсов. Определяющим ресурсом для изменения функционирования школы, по мнению А.А. Пинского, выступает изменение системы управления, которое позволит трансформировать школьный институт в неотъемлемую составляющую гражданского общества, которая станет связующим звеном на пути становления юных граждан страны [1, с.18]. Для обеспечения участия общества в делах школы необходим институт, которым в настоящее время выступает управляющий совет. Одной из существующих форм общественного участия в управлении школой являются управляющие советы, которыми выполняется на современном этап развития общеобразовательного учреждения не только вспомогательные (совещательные), но и функции эффективного влияния на выработку и реализацию ключевых управленческих решений в жизнедеятельности школы. При этом отмечается, что качество образования может быть значительно повышено при определенных условиях вовлечения в управление школой родителей и представителей общественности. Данная инициатива на современном этапе также поддерживается государством в рамках национального проекта «Образование».

Федеральные проекты «Современная школа», «Успех каждого ребёнка» и «Молодые профессионалы» направлены на реализацию задач по созданию целевой модели вовлечения общественно-деловых объединений и участия представителей работодателей в принятии решений по вопросам управления образовательными организациями. К 2024 году 70% школ должны обеспечить такое изменение в своей управленческой структуре[1].

Обратимся к директивам национального проекта «Образование». Это, прежде всего:

- обновление содержания;

- современная инфраструктура, рациональная для каждой образовательной организации;

- подготовка кадров и непрерывное повышение профессионального мастерства;

- внедрение наиболее эффективных механизмов управления.

Исполнение этих директив позволит достичь целевых ориентиров национального проекта «Образование»:

- обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования;

- воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

Успех достижения поставленных государственных задач обеспечивается, прежде всего, путем трансформации механизмов управления школьными системами.

Представлю ключевые позиции трансформации управления в МБОУ «СШ №12» г. Нижневартовска, применяемые на практике:

1. Командный метод управления.

Команды создаются на разных уровнях: педагоги, родители, обучающиеся, административная команда, а также смешанные группы, нацеленные на решение долгосрочных и (или) возникающих в ходе жизнедеятельности школы проблем.

Каждый член команды знает цели, стратегию, свою роль и стандарты по достижению поставленных целей. Деятельность команды согласована по следующим позициям: сотрудничество, координация, мониторинг деятельности.

Командная работа осуществляется по принципу приверженности и строится на доверии, положительной мотивации к деятельности в управлении.

2. Проектный метод управления школой.

К числу данного метода относится работа педагогических, ученических, родительских и административных команд по проектированию среды развития. Управление в школе осуществляется посредством реализации целевых проектов в рамках Программы развития на 2021-2025 годы «Современная школа – школа новых компетенций и новых возможностей»:

- «ВСОКО, как эффективное условие управления новым качеством образования»;

- «Образование для реальной жизни – школа жизни»;

- «Цифровая школа – школа настоящего и будущего»;

- «Успех каждого ребенка» (профориентационное направление);

- «Работа с одарёнными детьми – залог успеха каждого ребенка»;

- «Профессиональный рост».

 Кроме выше перечисленных проектов реализуются целевые проекты, направленные на достижение задач по воспитанию, социализации, профессиональной ориентации школьников, профилактике девиантного поведения обучающихся:

- «Я – человек! Я – личность! Я - гражданин»;

- «Поддержка семьи»;

- «Профилактика безнадзорности и правонарушений обучающихся»;

- «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса.

3. Третья ключевая позиция - это усиление управления с использованием межуровневого и межведомственного подходов к реализации основных общеобразовательных программ. При этом с партнерами заключаются соглашения о единых установках и ценностях в достижении планируемого результата.

По мнению коллектива МБОУ «СШ №12», на современном этапе развития системы образования в Российской Федерации актуальной является третья позиция по усилению роли межведомственного взаимодействия в управлении школой. Основная задача заключается в изменении школьного администрирования и трансформации школьного института школы из «привычной патерналистской автократической системы в систему, включающую в себя гражданское общество» [1, с.45].

Информационный портал «Образовательное право. Законодательство об образовании»[2] рассматривает управление образовательной организацией как процесс сознательного целенаправленного воздействия учредителя, руководителя, иных органов управления и органов самоуправления образовательной организации на деятельность такой организации с целью достижения образовательной организацией результатов, определенных законодательством об образовании и ее уставом.

Методы, используемые при исследовании эффективности деятельности: исследовательский, когда проводится анализ и диагностика исследуемой системы; инструментальный, в этом случае идет проектирование новых систем и подходов в работе.

Управление МБОУ «СШ №12» выстраивается на сочетании принципов единоначалия и коллегиальности.

Как отмечается в письме Минобрнауки России от 4 февраля 2011 г. N 03-66 «О применении механизмов частно-государственного партнерства в сфере образования»[3], чтобы сделать систему образования конкурентоспособной, необходимо внедрять в нее новые принципы управления, в частности, обеспечить ее развитие на принципах интеграции и кооперации ресурсов - информационных, кадровых, управленческих, финансовых.

В школе на протяжении десятка лет выстроена система работы органов государственного общественного управления. Активная часть родительской общественности работает в составах общешкольного родительского комитета, родительских комитетов классных коллективов, Управляющего совета.

Управляющий совет представляет собой формы государственно-общественного партнерства, ориентированные на участие в них общественности и решает задачи стратегического управления школой, наделен следующими полномочиями: участие в принятии ключевых кадровых решений, обсуждении и утверждении программ и планов развития организации, предоставлении отчетов о работе организации, решении вопросов инвестирования.

Управляющий совет выражает общие интересы всех участников образовательных отношений, так как в его состав входят директор, представитель учредителя, представители администрации и педагогического коллектива школы, родители (законные представители) обучающихся от каждой параллели. С использованием процедуры кооптации в состав Управляющего совета привлекаются кооптированные члены без проведения процедуры выборов. Списочный состав согласовывается с департаментом образования администрации города.

  В соответствии с определенными в Положении об Управляющем Совете школы функциями осуществляют свою работу комиссии:

- организационно-педагогическая комиссия;

- финансово-хозяйственная комиссия;

- социально-правовая комиссия.

  Основной организационной формой работы являются заседания основного состава и рабочих комиссий Управляющего Совета. По итогам заседаний принимаются решения, которые адресованы директору школы и родительским комитетам классных коллективов для трансляции решений среди широкой педагогической и родительской общественности.

Общие цели родителей, администрации, педагогического коллектива, понимание родителями миссии школы, их стремление оказать посильную помощь – все это приводит к позитивным результатам.

В условиях динамичного гражданского сознания и общественной активности в разных сферах жизни реализация приоритетных направлений развития системы образования РФ на основе стратегического партнерства государства, общества и бизнеса становится фактором качественного изменения сферы образования [3, с.186]. Это напрямую выражается в организации образовательных процессов, подстраивающихся под быстро изменяющиеся потребности общества.

Так, ведущей функцией Управляющего совета является осуществление общественного участия в управлении реализации основных общеобразовательных программ школы. С этой целью Управляющий совет обеспечивает общественное участие в создании условий для соблюдения школой действующего законодательства в сфере образования. Ежегодно согласовываются режим работы школы. В период ограничительных мер, связанных с предупреждением и профилактикой коронавирусной инфекции (COVID – 19) в целях обеспечения выполнения в полном объеме образовательных программ были внесены изменения в сроки каникул обучающихся 1-11-х классов.

Неоценима роль Управляющего совета в принятии решений по итогам рассмотрения локальных актов и программно-методической документации. Ежегодно в преддверии нового учебного года Управляющий совет рассматривает и согласовывает:

- планы работы школы и структурных подразделений;

- основные образовательные программы по уровням образования;

- адаптированные основные образовательные программы для обучающихся с ОВЗ;

- рабочие программы учебных предметов по обязательной части учебного плана и части, формируемой участниками образовательных отношений;

- рабочие программы курсов внеурочной деятельности, дополнительного образования детей, учебных предметов, курсов и дисциплин в системы платных образовательных услуг;

- положения, регулирующие образовательную деятельность в школе;

- программы социального и психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса и формированию этнокультурной толерантности в МБОУ «СШ №12».

Управляющим советом принимаются решения по включению кандидатов в составы школьных советов и комиссий (аттестационной, по профилактике и противодействию коррупции, методического совета и др.).

В условиях модернизации общего образования в 2022 году Управляющий совет принял участие в разработке дорожной карты по подготовке школы к переходу на обновленные Федеральные образовательные стандарты начального общего и основного общего образования.

В августе 2021 года школа приняла участие в конкурсном отборе на присвоение образовательным организациям статуса региональной инновационной площадки. С целью подготовки к конкурсу Управляющий совет школы рассмотрел и согласовал инновационный проект по теме «Реализация региональной этнокультурной составляющей основных образовательных программ по географии посредством апробации учебного курса «Югра многоликая, делами великая» для обучающихся 5-11 классов». На основании Приказа Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 21.10.2021 № 10-П-1423 «О признании образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры региональными инновационными площадками»[4] в октябре 2021 года школе присвоен статус региональной инновационной площадки по направлению «Реализация региональной этнокультурной составляющей основных образовательных программ».

Для реализации проекта разработана дорожная карта и подписано соглашение о сотрудничестве между федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Нижневартовский государственный университет» и муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Средняя школа №12».

Исходя из заинтересованности сторон в развитии взаимодействия в интересах формирования условий для сотрудничества определены векторы в работе: достижение качественно нового уровня сотрудничества путем оказания Университетом информационно-методической, консультативной помощи, экспертизы программно-методического продукта, полученного муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Средняя школа №12» в ходе опытно-экспериментальной деятельности в рамках региональной инновационной площадки по теме «Реализация региональной этнокультурной составляющей основных образовательных программ по географии посредством апробации учебного курса «Югра многоликая, делами великая» для обучающихся 5-11 классов, а также путем включения школьников в исследовательскую и проектную деятельность, отбора наиболее способных и мотивированных на успешную профессиональную самореализацию обучающихся 10-11 классов, оказания помощи в их профессиональном самоопределении для дальнейшего поступления в высшие учебные заведения, в том числе в университет.

На сегодняшний день есть положительный опыт в рамках данного сотрудничества: организованы встречи обучающихся с преподавателями как на базе школы, так и на базе университета, проведены экскурсии, участие обучающихся в конкурсах и олимпиадах, конференциях, организованных университетом, совместная работа учителей и преподавателей в составе жюри.

Открытость и прозрачность деятельности общеобразовательного учреждения обеспечивается, в том числе, посредством представления директором школы ежегодного публичного доклада на общешкольной родительской конференции при непосредственном участии Управляющего совета, которая традиционно проходит в первой декаде сентября. Основное содержание доклада посвящается результатам деятельности школы и достижениям обучающихся и педагогов за истекший год. Также в докладе директором определяются перспективы развития на новый учебный год в соответствии с государственной стратегией развития в сфере образования.

На общешкольной родительской конференции подводятся итоги работы Управляющего совета и деятельности школы.

На конференции в сентябре 2022 года от Управляющего совета прозвучало мнение, что мера результативности совместной работы школы и родительской общественности – это успешный ребенок с его возможностями, желаниями, стремлениями, а условия результативности – это созданная в школе комфортная образовательная среда.

Особая миссия Совета на конференции – выразить благодарность и особую признательность всем родителям и членам органов государственно общественного управления за активное участие в управлении школой, проведении классных и общешкольных мероприятий, позиционировании школы среди широкой педагогической общественности города. В свою очередь администрация школы награждает членов Управляющего Совета Благодарственными письмами за участие в проведении школьных конкурсов: «Лучший новогодний кабинет», «Самый спортивный класс», общественно значимых акций «Письмо и открытка солдату», «Чистый город», за работу в качестве общественных наблюдателей при проведении школьного, регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников, государственной итоговой аттестации выпускников.

Одной из важных функций Управляющего совета является организация осуществления общественного (родительского) контроля за обеспечением обучающихся питанием. Управляющий совет организует проверки в соответствии с методическими рекомендациями МР 2.4.0180-20 «Родительский контроль за организацией горячего питания детей в общеобразовательных организациях», утвержденных 18.05.2020 Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации[5]. В 2022 году по итогам общественного контроля Управляющий совет согласился с важнейшими приоритетами школы и основными принципами ее образовательной политики в области здорового питания: здоровье ученика, ориентация на потребности каждого ребенка в рациональном и качественном питании. Было признано, что деятельность МБОУ «СШ №12» по организации питания обучающихся в полной мере соответствуют действующему законодательству Российской Федерации в сфере образования. Во исполнение поручения Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по итогам прямого эфира «Год здоровьесбережения» Управляющим советом было согласовано предложение директора школы по внедрению не менее 2-х вариантов меню для питания обучающихся. Родительским комитетам классов Управляющим советом было рекомендовано усилить разъяснительную работу с обучающимися и их родителями о необходимости получения полноценного горячего питания.

На декабрьские заседания Управляющего совета приглашаются сотрудники Пожарно-спасательной части №42 5 отряда Федеральной противопожарной службы. Заседание организуется в расширенном формате с представителями родительских комитетов классных коллективов, на которых даются рекомендации школе и родителям о соблюдении мер противопожарной и антитеррористической безопасности обучающихся, в том числе в период зимних каникул. Реализация школой задач по обеспечению безопасного детства признана Управляющим советом на высоком качественном уровне, выполняемой в соответствии с нормативно-правовыми актами федерального, регионального и муниципального уровней.

В целях усиления мер по профилактике и предотвращению детского травматизма на дорогах, организации обучения школьников ПДД Управляющий совет осуществляет контроль за деятельностью школы в этом направлении. Заслушав отчет школы, Управляющий совет признал работу школы эффективной в вопросах:

- привлечения к профилактической работе всех участников образовательных отношений (обучающихся, педагогов, родителей, администрации школы);

- организации профилактики детского дорожного травматизма в тесном контакте с работниками ГИБДД;

- качественного оснащения специализированного учебного кабинета по изучению ПДД современным интерактивным оборудованием, учебно-наглядными пособиями.

Подводя итоги работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, Управляющий совет школы сделал выводы о том, что программно-методическое обеспечение, применение целесообразных технологий образования, кадровый состав, система управления и материально-техническая база способствуют результативной профилактической деятельности и имеют перспективы для дальнейшего развития.

Школе даны рекомендации продолжить широкое информирование школьников и родителей о состоянии детского дорожного травматизма, регулярное совершенствование форм и методов изучения детьми ПДД и их пропаганды; активно привлекать школьников к участию в городских профилактических акциях: «Неделя безопасности ПДД», «Детское кресло – забота о детях», «На одежде светлячок – безопасный маячок», «Проведи диагональ безопасности – пристегнись!», «На дорогах дети! Они в приоритете», «Внимание дети! Весенние каникулы без ДТП», конкурсах рисунков по ПДД, во встречах с сотрудниками ГИБДД, конкурсе «Самый заметный класс», мастер-классах, акции «Памяти жертв ДТП», в олимпиадах на образовательных порталах «Глобус» и «Учи.ру», направленных на повышение уровня компетенций по безопасности у обучающихся, связанных с применением правил дорожного движения; продолжить системно проводить просветительскую работу с обучающимися: инструктажи, беседы, классные часы, составление схемы безопасного пути в школу, профилактические индивидуальные беседы с нарушителями их родителями, рассмотрение фактов нарушения ПДД в детских классных коллективах.

На одном из расширенных заседаний Управляющего совета с участием представителей от родительских комитетов рассматривался вопрос о системе профилактики аутоагрессивного поведения и половом воспитании несовершеннолетних с приглашением представителя комиссии по делам несовершеннолетних.

По итогам заседания Управляющим советом были приняты следующие решения:

- рекомендовать председателям родительских комитетов, классным руководителям информировать родителей о необходимости незамедлительного обращения к классному руководителю, в социально-психологическую службу школы при возникновении случаев нарушения детско-родительский отношений, внутрисемейных проблем, при выявлении случаев аутоагрессивного поведения ребенка с целью предупреждения и принятия профилактических мер суицидального поведения обучающихся, о необходимости проведения со своими детьми бесед по вопросам полового воспитания и половой неприкосновенности;

- родителям обучающихся активнее посещать родительские школьные клубы «Родительские университеты», «Клуб отцов»;

-социально-психологической службе, классным руководителям продолжать просветительскую работу с родителями через размещение информационно-методических материалов, листовок, ссылок на видеоролики на сайте школы и в родительских группах в сети Интернет.

Одной из главных функций Управляющего совета является информирование широкой родительской общественности об изменениях федерального законодательства в сфере образования. На расширенном заседании родителям были предоставлены разъяснения по внесенным в Федеральный закон РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а именно в статьи 44 и 66 о правах, обязанностях и ответственности в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и об обязательности получения среднего общего образования несовершеннолетними. С целью более широкого информирования родительской общественности Управляющий совет предложил представителям от классных родительских коллективов довести до сведения широкой родительской общественности информацию по данному вопросу на родительских собраниях.

Управляющим советом осуществятся контроль организации школой платных образовательных услуг.

Ежегодно отмечается рост числа обучающихся в системе платных образовательных услуг. На конец 2021-2022 учебного года с учетом реализации образовательной программы «Школа будущего первоклассника» охват детей и подростков платными образовательными услугами составил 423 чел., что составляет 39% от общего количества обучающихся школы. Управляющий совет дал высокую оценку деятельности школы по оказанию платных образовательных услуг по следующим позициям:

- учитывались интересы обучающихся и их родителей;

- соблюдались нормы и правила, установленные действующими законодательными и нормативными правовыми актами по осуществлению платных образовательных услуг;

- для осуществления платных образовательных услуг в школе были созданы благоприятные организационные, информационно-методические условия, соблюдался режим труда и отдыха обучающихся и педагогических работников, Санитарно-эпидемиологические нормы и правила;

- образовательный процесс был обеспечен всем необходимым учебным, учебно-лабораторным оборудованием, техническими средствами обучения;

- для оказания платных образовательных услуг сформирован квалифицированный состав педагогов, выполняющих на высоком профессиональном уровне дополнительные трудовые функции;

- с учетом реализации платных образовательных услуг школа в 2021- 2022 учебном году достигла запланированного показателя по охвату обучающихся дополнительным образованием, в том числе в системе платных образовательных услуг (82%).

Решением Совета были согласованы приоритетные направления деятельности школы по расходованию внебюджетных средств на приобретение строительных материалов для проведения текущих ремонтных работ по подготовке школы к новому учебному году, оплату коммунальных услуг, содержание имущества, развитие материально-технической среды образовательной организации.

В последнее время повышается роль общественности в управлении школой, так как именно в образовательной системе происходит наиболее тесное ежедневное взаимодействие государственных ведомств с обществом. Это выделяет сферу образования среди прочих в качестве точки соприкосновения и необходимости поиска оптимального сочетания государственного и общественного взаимодействия [2, с.16], поэтому усилия направлены на вовлечение в школьную жизнь представителей разных сфер деятельности.

На основании Распоряжения Министерства Просвещения Российской Федерации от 27.12.2019 г. № Р-154 «Об утверждении механизмов вовлечения общественно-деловых объединений и участия представителей работодателей в принятии решений по вопросам управления развитием образовательной организации, в том числе в обновлении образовательных программ»[6], во исполнение пунктов 2.2.5, 2.2.6 Протокола заседания Управляющего совета по реализации национального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» от 29.05.2020, в состав Управляющего совета МБОУ «СШ №12» в 2022 году были включены, в том числе на принципах кооптации представители крупных предприятий, компаний и частного бизнеса: ЗАО «СП «МеКаМининефть», ООО «ЮГРАМОНТАЖАВТОМАТИКА», ОАО «Городские электрические сети», ООО «Бухгалтерский центр «Огни Сибири», ООО «Галла».

Работодатели принимают активное участие в реализации задач школы по допрофессиональной подготовке школьников.

Направлениями работы школы по вовлечению социальных партнеров в принятие решений по вопросам управления образовательной организацией являются:

- создание благоприятной среды для развития обучающихся;

- формирование эффективных механизмов управления школой на принципах коллегиальности, обеспечение участия социальных партнеров в этом процессе, а также внедрение в образовательной организации управленческих практик социальных партнеров.

При формировании коллегиального управления школой соблюдаются следующие условия, обеспечивающие эффективность работы Управляющего совета:

1.                 деятельность Управляющего совета направлена на принятие решений, а не на выполнение экспертно-консультационных функций;

2.                 обеспечено равноправное участие представителей учредителя, общественно-деловых объединений, представителей работодателей, предприятий, вузов, родителей;

3.                 ведущее участие в разработке документов стратегического планирования развития школы;

4.                 включенность в реализацию направлений управления школой: целеполагание и планирование, организация деятельности, контроль и рефлексия результатов, применение управленческого опыта социальных партнеров;

5.                 высокий авторитет председателя и членов Управляющего совета.

Модернизация отечественного образования и профессиональной ориентации на современном этапе позволяет использовать перспективные подходы к профессиональному самоопределению школьников, изменению педагогических систем и их подстраиванию не только под запросы обучающихся, но и быструю трансформацию общества для формирования социально и профессионально значимых качеств с помощью возможности выбора профильных предметов, дополнительных школьных курсов и использования технологий [4, с.116]. Более того, в рамках работы Управляющего совета как одного из связующих элементов общества и школьной организации внедряется привлечение к сотрудничеству общественных структур для повышения информированности, мотивации при выборе будущей профессии, а также расширения понимания профессиональных горизонтов обучающихся с целью формирования планов, учитывающих реальные возможности их реализации.

Организация профориентационной работы в МБОУ «СШ №12» является одним из направлений в структуре учебно-воспитательной работы и направлена на обеспечение социальных гарантий в вопросах профессионального самоопределения всех участников образовательного процесса. С целью расширения образовательного пространства, усиления профориентационной работы с обучающимися при участии работодателей с 2018 года школой реализуется план совместных мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся совместно с АО «Горэлектросеть». Организуются экскурсии на предприятие для обучающихся 8-11 классов, проводятся классные часы, в содержании которых раскрыты вопросы об истории создания и развития электроэнергетической отрасли в Нижневартовске, состоялись встречи с представителями различных профессий АО «Горэлектросеть» в рамках декады «В мире профессий». Эффективность реализации плана подтверждается положительными отзывами обучающихся, их родителей и классных руководителей о высокой значимости взаимодействия с работодателями г. Нижневартовска для проведения профессиональных проб школьников. Управляющий совет дает высокую эффективность взаимодействия МБОУ «СШ №12» и АО «Горэлектросеть»; согласован план мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся на 2022 – 2023 учебный год.

 Управляющий совет оказывает школе значимую помощь в организация привлечения дополнительных средств, в том числе, за счет добровольных пожертвований граждан и юридических лиц.

Внебюджетные средства используются на оснащение материально-технической базы школы, а также на текущие ремонтные работы при подготовке учреждения к новому учебному году.

Во исполнение протокола №2 от 25.11.2021 г. заседания комиссии администрации города Нижневартовска по противодействию коррупции в феврале 2022 году Управляющий совет рассмотрел отчет о реализации Плана мероприятий МБОУ «СШ №12» по профилактике и предупреждению коррупционных правонарушений за 2021 год, признал деятельность школы в этом направлении соответствующей требованиям законодательных, нормативно-правовых актов федерального, регионального и муниципального уровней в сфере противодействия коррупции, согласовал План работы на 2022 год и вынес рекомендации  о закреплении практики рассмотрения на заседаниях общественных советов школы по выполнению планов мероприятий по профилактике и предупреждению коррупционных правонарушений.

Ежегодно в апреле Управляющий Совет заслушивает и согласовывает отчет о результатах самообследования МБОУ «СШ №12». В части выводов и предложений администрации школы рекомендовано принять управленческие решения по организации эффективного использования всех технических средств, информационно-коммуникационных и цифровых образовательных ресурсов для достижения планируемых результатов, определенных региональным проектом «Цифровая образовательная среда». Задача каждого учителя – продолжить цифровою трансформацию, в полной мере интегрировать в образовательную деятельность цифровые возможности и цифровые образовательные ресурсы.

В рамках реализации муниципальной программы «Развитие образования города Нижневартовска на 2018-2025 годы и на период до 2030 года» 31.03.2022 состоялся ежегодный городской форум «Образование – обществу» по теме «Образование. Культура. Спорт: стратегия сотрудничества». На форуме в рамках пленарного заседания Благодарственным письмом администрации города Нижневартовска была награждена Твердомед С.А., за активную общественную работу в составе Управляющего совета МБОУ «СШ №12», качественное руководство родительским комитетом классного коллектива, проявление инициативы и вовлечение родителей в классные и общешкольные мероприятия, активное участие в организации культурно-просветительской деятельности среди обучающихся. В митапах форума вместе с Твердомед С.А. участвовала член Управляющего совета Шатрова В.А. Общественники приняли активное участие в принятии решений по актуальным вопросам обучения, развития и воспитания подрастающего поколения. Форум показал, что складывающийся активный диалог с родительской общественностью позволяет оценить и обобщить наработанные образовательные практики, содействует формированию новых задач и способствует выработке дополнительных мер по повышения качества жизни детей. Резолюция форму членами Управляющего совета была транслирована на школьных родительских собраниях.

Необходимо сделать акцент, что перед школами ставится стратегическая задача по развитию общественно-государственного партнерства. Мы понимаем, что развитие партнерства в сфере образования - одно из направлений повышения эффективности системы образования, оно позволяет привлекать в управление образовательной организацией представителей разных заинтересованных групп - государства (в лице органов государственной власти), муниципалитетов, благотворителей, бизнеса, общественности (например, родительского сообщества) и реализуется, как уже отмечалось, через работу управляющих советов.

Управляющий совет обеспечивает контроль организации школой каникулярного отдыха детей.  Деятельность лагеря осуществляется в тесном сотрудничестве с городскими организациями и учреждениями: Городской драматический театр, Городской театр юного зрителя, Кинотеатр «Мир», Центр национальных культур, Центр детского творчества, МБОУ «СШ №42» (автогородок), спорткомплекс «Олимпия», Д/К «Октябрь», «Дворец искусств». Управляющий совет высоко оценил деятельность школы по организации каникулярного отдыха детей.

Управляющий совет обеспечен информационной поддержкой на официальном сайте школы, где размещен раздел, посвященный деятельности органов государственно-общественного управления МБОУ «СШ №12». В региональном сетевом сообществе «Школлеги» ежегодно публикуется лучший опыт работы Управляющего совета школы.

В заключении хочется сказать, что в результате совместной работы Управляющего совета, родителей, администрации и учителей, партнеров школой были достигнуты значимые результаты: в мониторинге эффективности деятельности муниципальных образовательных организаций, подведомственных департаменту образования администрации города Нижневартовска МБОУ «СШ №12» по итогам 2021 года заняла 1 позицию в рейтинге; во Всероссийском смотре-конкурсе образовательных организаций «Гордость отечественного образования» на основе многоцелевого комплексного анализа» получен Диплом Лауреата-Победителя.

Управляющий совет как «структура партисипативного управления» [5, с.74] способствует созданию пространства для обучения навыкам взаимодействия не только участников образовательного процесса, но и других представителей местного сообщества, организации пространства общественных дел в рамках построения гражданского общества, реализации прав каждого участника образовательного процесса влиять на деятельность образовательной организации, совершенствованию навыков командной работы и эффективности использования имеющихся ресурсов.

Анализ деятельности Управляющего Совета МБОУ «СШ №12» позволяет сделать вывод об оптимальном уровне организации работы и эффективности его деятельности. Школой реализованы задачи по внедрению механизмов вовлечения общественно-деловых объединений к участию представителей работодателей в принятии решений по вопросам управления развитием образовательной организацией.

Мы не останавливаемся на достигнутом и ставим перед собой задачи:

- усиление роли родительской общественности в управлении школой посредством участия в общественном контроле всех сфер деятельности, в развитии образовательного процесса и материально-технической базы;

- вовлечение общественно-деловых объединений, представителей работодателей в принятие решений по вопросам управления развитием образовательной организации;

- продолжение совместной работы с коллективом школы по достижению целевых показателей в рамках реализации региональных проектов: «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Цифровая образовательная среда», «Демография» национального проекта «Образование» Российской Федерации;

- продолжение контроля реализации основного (преобразующего) этапа программы развития МБОУ «СШ №12» «Современная школа – школа новых компетенций и новых возможностей на 2021-2025 годы» по достижению показателей целевых проектов школы.

 


 

Использованная литература

1.                 Пинский А. А. Общественное участие в управлении школой: на пути к школьным управляющим советам // Вопросы образования. 2004. №2. URL: https://arxiv.gaugn.ru/s1814-95450000617-1-1-ru-1056/ (дата обращения: 25.09.2022).

2.                 Сахарова В. И. Формирование профессионального самоопределения обучающихся в процессе профориентации // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2020. №3 (39). URL: http://www.prof-obr42.ru/Archives/3(39)2020.pdf (дата обращения: 25.09.2022).

3.                 Стрельцова Н. Я. Развитие государственно-общественного управления в контексте модернизации системы образования города Сургута // Вестник ЮУрГГПУ. 2009. №1. URL: http://vestnik-cspu.ru/upload/pdf/issues/2009/2009_1.pdf (дата обращения: 25.09.2022).

4.                 Шкуров А. Ю. Государственно-общественное управление общеобразовательным учреждением: монография / А. Ю. Шкуров, О. Н. Пономарёва. - Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. - 242 с.

5.                 Шкуров А. Ю., Пономарева О. Н. Совершенствование институциональных механизмов функционирования управляющего совета в образовательной организации // Вестник ПАГС. 2014. №6 (45). URL: http://vestnik.pags.ru/vestnik/archive/Arhiv45/Shkurov,Ponomareva.pdf (дата обращения: 25.09.2022).


 

Скачано с www.znanio.ru



[1] Национальный проект «Образование» // Минпросвещения России. URL: https://edu.gov.ru/national-project (дата обращения: 24.09.2022).

[2] Образовательное право. Законодательство об образовании. URL: https://lexed.ru

[3] Письмо Министерства образования и науки РФ от 4 февраля 2011 г. № 03-66 «О применении механизмов частно-государственного партнерства в сфере образования» // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=299510#NatfLITQ11O3QaSt (дата обращения: 24.09.2022).

[4] Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 21.10.2021 № 10-П-1423 «О признании образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры региональными инновационными площадками» // АУ «Институт развития образования». URL: https://iro86.ru/images/10-П-1423.pdf (дата обращения: 24.09.2022).

[5] Методические рекомендации MP 2.4.0180-20 "Родительский контроль за организацией горячего питания детей в общеобразовательных организациях" (утв. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 18 мая 2020 г.) // Гарант.ру. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74138458/ (дата обращения: 24.09.2022).

[6] Распоряжение Минпросвещения России от 27 декабря 2019 г. № Р-154 «Об утверждении методических рекомендаций по механизмам вовлечения общественно-деловых объединений и участия представителей работодателей в принятии решений по вопросам управления развитием образовательной организации, в том числе в обновлении образовательных программ» // Министерство Просвещения РФ. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/19d92d434e4045a0c0bc22945f435a04/ (дата обращения: 24.09.2022).

 

Кунаева М.С., заместитель директора по

Кунаева М.С., заместитель директора по

Представлю ключевые позиции трансформации управления в

Представлю ключевые позиции трансформации управления в

Как отмечается в письме Минобрнауки

Как отмечается в письме Минобрнауки

Неоценима роль Управляющего совета в принятии решений по итогам рассмотрения локальных актов и программно-методической документации

Неоценима роль Управляющего совета в принятии решений по итогам рассмотрения локальных актов и программно-методической документации

На сегодняшний день есть положительный опыт в рамках данного сотрудничества: организованы встречи обучающихся с преподавателями как на базе школы, так и на базе университета, проведены…

На сегодняшний день есть положительный опыт в рамках данного сотрудничества: организованы встречи обучающихся с преподавателями как на базе школы, так и на базе университета, проведены…

На декабрьские заседания Управляющего совета приглашаются сотрудники

На декабрьские заседания Управляющего совета приглашаются сотрудники

Интернет. Одной из главных функций

Интернет. Одной из главных функций

Протокола заседания Управляющего совета по реализации национального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» от 29

Протокола заседания Управляющего совета по реализации национального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» от 29

Нижневартовске, состоялись встречи с представителями различных профессий

Нижневартовске, состоялись встречи с представителями различных профессий

Управляющий совет обеспечивает контроль организации школой каникулярного отдыха детей

Управляющий совет обеспечивает контроль организации школой каникулярного отдыха детей

Использованная литература 1

Использованная литература 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.06.2024