Использование возможностей образовательных платформ как один из способов индивидуализации обучения
Оценка 4.9

Использование возможностей образовательных платформ как один из способов индивидуализации обучения

Оценка 4.9
Семинары
docx
преподавание
27.08.2020
Использование возможностей образовательных платформ как один из способов индивидуализации обучения
на рмо Кузнецова ЕИ сош 13.docx

В современном мире происходит активное внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в сфере образования. Прежде всего, это связано с теми возможностями, которые может представить Интернет. Экономия времени и физических ресурсов субъекта в получении образования делает дистанционное обучение все более значимым для преподавателей общеобразовательной школы. Опираясь на ФГОС, можно сделать вывод о необходимости использования в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа, а также своевременного обновления содержания основной образовательной программы, методик и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования. Говоря об использовании современных образовательных технологий, необходимо отметить возможные формы внедрения ИКТ в образовательный процесс школы:

- дистанционное обучение;

 - онлайн-обучение;

- образовательные платформы;

 - интерактивные тренажёры, тесты, опросы и т.д.

         Дистанционное обучение предполагает получения образования в большей степени самостоятельно по заранее разработанному индивидуальному маршруту.

Онлайн-образование осуществляется за счёт создания преподавателем информационно-образовательного пространства. Данная форма отличается от традиционной только наличием виртуальной среды.

Образовательные платформы получили распространённость за счёт разнообразия инструментов, необходимых для продуктивной деятельности школьников. Образовательная платформа это интернет–ресурс, обязательно содержащий банк учебных материалов, которые предоставляются пользователям на определенных условиях. Целью данных платформ является обеспечение высокого качества образования с помощью цифровых технологий. Данные платформы являются актуальными для школьников всех возрастов, так как наглядность и качественная визуализация позволяют школьникам облегчить процесс запоминания информации. Образовательная платформа LECTA представляет собой сервис, включающий в себя различные направления: классная работа (интерактивные презентации и конспекты уроков), электронные учебники, проверочная работа (неограниченное количество составления вариантов работ). LearningАpps.org – портал, на котором ученик может пройти интерактивный тренажёр, тест по заданной теме, опрос и т. д. Проверка интерактивных тренажёров осуществляется автоматически, что значительно упрощает деятельность педагогов. Образовательная платформа «ЯКласс» включает в себя банк готовых заданий по предметам, материалы, разработанные для конкретных УМК. Платформа предоставляет возможность создания проверочной работы по шаблону, проверку которой осуществляет компьютер. К слабым сторонам платформы можно отнести наличие платного сервиса для педагогов и учеников. Globallab.org (Глобальная школьная лаборатория) – безопасная онлайн-среда, позволяющая школьникам принимать участие в исследовательских проектах. Проекты могут быть созданы, опираясь на интересы, возможности, потребности конкретного ребёнка. Таким образом, образовательные платформы являются удачным источником информации для педагогов, задача которых заключается в подборе и внедрении материала в учебный процесс. Необходимо использовать эти инструменты для разнообразия процесса обучения, развития интереса школьников, повышения мотивации к обучению и т.д.

Учи.ру — это отечественная онлайн-платформа, где ученики из всех регионов России изучают школьные предметы в интерактивной форме. Данную платформу можно использовать во время урока или внеурочной деятельности. Например, использовать по 10–15 минут в день или полностью посвятить один урок в неделю работе с интерактивными задачами. Ученики могут заниматься дома в любое удобное для себя время. Учитель видит результаты каждого ученика в своем личном кабинете на сайте.

Активное использование образовательных платформ, сетевых ресурсов позволит создать виртуальную образовательную среду общеобразовательной школы.

Возможность реализации учащимися индивидуальных образовательных платформ в рамках электронного обучения поддерживается за счет полноты и доступности дополнительных материалов, расширяющих и углубляющих основное содержание осваиваемых предметов. В качестве дополнительных могут использоваться гиперссылки на сетевые ресурсы, в том числе на региональные и федеральные хранилища электронных образовательных ресурсов. Разнообразие, полнота и доступность дополнительных материалов обеспечивают возможность осуществления учащимися информационно-поисковой деятельности, моделирования и творческой деятельности с элементами электронного контента, создавая основу современной активно-деятельностной познавательной среды. Важная задача современного школьного образования – формирование у учащихся навыков самостоятельного управления своей образовательной траекторией. В рамках электронного обучения это обеспечивается наличием обратной связи и рефлексивного взаимодействия (электронный ресурс учитывает действия пользователя для последующей выдачи на этой основе рекомендаций по оптимальной последовательности изучения материала) в процессе тренировочной учебной деятельности и контроля знаний. Наличие интерактивного диалога создает у пользователя ощущение способности управлять ходом событий и ответственность за получаемый результат, что позволяет ученику от пассивного восприятия представленной информации перейти к активному участию в образовательном процессе. Использование в рамках электронного обучения таких компонентов информационно-образовательной среды, как система управления обучением и управления образовательным контентом, обеспечивает возможность организации индивидуальной поддержки учебной деятельности каждого учащегося преподавателем на основании информации о результатах продвижения учащегося по учебному материалу; возможность организации сетевого взаимодействия преподавателя и учеников для формирования навыков учебного сотрудничества, коммуникативной компетентности. Данный аспект электронного обучения тесно связан с дистанционными образовательными технологиями – образовательными технологиями, реализуемыми в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при  взаимодействии обучающихся и педагогических работников. Дополнительные возможности индивидуализации образовательной деятельности учащихся обеспечиваются в рамках сетевой формы реализации образовательных программ при дистанционным взаимодействием образовательного учреждения с другими образовательными организациями и организациями социальной сферы . Выделим основные черты индивидуализации образовательной деятельности обучаемых на основе применения электронного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий:

 1) повышение доступности и качества образования. Получение образования с помощью ИКТ повышает возможность получить образование каждому ребенку независимо от места его проживания в любой школе страны, а также обеспечить доступность качественного образования детям из труднодоступных и отдаленных населенных пунктов;

2) проектирование и конструирование развивающей образовательной среды учащегося. Для сегодняшнего школьника, живущего в окружении компьютерных гаджетов, использование в процессе обучения информационно-коммуникативных технологий является неоспоримым помощником для глубокого познания и активного учения;

 3) изменение технологий работы учителя. Для организации современного образовательного пространства учащемуся требуется помимо традиционного взаимодействия с учителем интерактивное взаимодействие. Особенно это актуально для учащихся, которые получают образование, не посещая ежедневно школу, обучаясь на дому или дистанционно. Приведу некоторые примеры существующих в нашей стране практик индивидуализации образовательной деятельности учащихся на основе применения электронного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий .

С 2011 г. в РФ функционирует Единая среда доступа образовательных учреждений к сервисам систем электронного и дистанционного обучения. В рамках данного проекта любая образовательная организация Российской Федерации получила возможность бесплатного создания собственного экземпляра системы дистанционного электронного обучения на базе своей платформы. В последнее время большой популярностью пользуется «Универсариум» – открытая площадка дистанционного образования от лучших преподавателей ведущих вузов страны. Одно из направлений, которое сейчас активно разрабатывается на «Универсариуме», – это совместное с ведущими техническими вузами создание мотивационных профориентационных курсов для школьников старших классов.

 Как известно, работа с одаренными детьми требует дополнительных усилий и времени от педагога по подготовке таких учеников к участию в предметных олимпиадах. В крупных населенных пунктах для решения этих задач создаются секции, кружки, клубы, как правило, в системе дополнительного образования. Работа с отдельными одаренными школьниками, проживающими в небольших и удаленных населенных пунктах, может быть организована дистанционно. Так, при сохранении всех достоинств очного обучения (непосредственное личное общение обучающихся с преподавателем и обучающихся между собой, четкая организация учебного процесса) происходит их усиление за счет возможностей электронного и дистанционного обучения (индивидуализация, гибкость, интерактивность, автоматизированный контроль, продуманная организация самостоятельной работы обучаемых, в том числе внеаудиторной, возможность дистанционной организации совместной проектной деятельности). Наиболее широкое распространение в рамках концепции смешанного обучения получило так называемое перевернутое обучение. Для реализации «перевернутого» обучения многие учителя самостоятельно разрабатывают и выкладывают в сети электронные образовательные ресурсы, чаще всего – видеоролики. Многие российские учителя создают электронные образовательные ресурсы не только для себя, но размещают их в открытом доступе, делая доступными для всех желающих. В этом смысле особенно показательным является проект “InternetUrok.ru”, представляющий собой коллекцию уроков по основным предметам школьной программы, состоящим из видео, конспектов, тестов и тренажеров. InternetUrok.ru – полностью частная инициатива. В настоящее время на портале опубликовано более четырех тысяч уроков по разным предметам с 1-го по 11-й классы. Основная идея проекта – привлечь к разработке контента талантливых педагогов из разных регионов Российской Федерации.

Успех в разработке и внедрении индивидуализированного обучения требует равного внимания ко всем составляющим, без которых оно невозможно: развитие разнообразного электронного контента, изменение методов и форм учебной работы, профессиональное развитие и мотивация педагогов разрабатывать и реализовывать с учащимися их индивидуальные учебные планы, развитая ИКТ-насыщенная образовательная среда с наличием «персональных» инструментов обучения, которые учащиеся могут использовать дома или в школе во внеучебное время в ходе самостоятельной работы, а учителя – для составления программ и индивидуальных учебных планов. С одной стороны, реализация государственных программ внедрения элементов индивидуализированного обучения невозможна без инициативы на местах, а с другой – полное отсутствие поддержки со стороны государственного сектора не позволяет добиться эффективного внедрения даже при условии высокой заинтересованности учителей и администрации школы и привлечения финансирования со стороны частных инвесторов.

Самым распространенным («массовым») способом использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в целях индивидуализации образовательного процесса является смешанное обучение, реализуемое, как правило, учителями в инициативном порядке («снизу вверх»). Отсутствуют значимые проекты федерального уровня, обеспечивающие исследование в этой области. Важной составляющей индивидуализации обучения является наличие инструментария, избавляющего учителя от рутинной подготовительной работы. В развитых зарубежных странах такой инструментарий разрабатывается специально; в нашей стране соответствующих разработок нет. Успех в разработке и внедрении индивидуализированного обучения требует равного внимания ко всем составляющим, без которых оно невозможно: развитие разнообразного электронного контента, изменение методов и форм учебной работы, профессиональное развитие и мотивация педагогов разрабатывать и реализовывать с учащимися их индивидуальные учебные планы, развитая ИКТ-насыщенная образовательная среда с наличием «персональных» инструментов обучения, которые учащиеся могут использовать дома или в школе во внеучебное время в ходе самостоятельной работы, а учителя – для составления программ и индивидуальных учебных планов.


 

В современном мире происходит активное внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в сфере образования

В современном мире происходит активное внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в сфере образования

Образовательная платформа «ЯКласс» включает в себя банк готовых заданий по предметам, материалы, разработанные для конкретных

Образовательная платформа «ЯКласс» включает в себя банк готовых заданий по предметам, материалы, разработанные для конкретных

Использование в рамках электронного обучения таких компонентов информационно-образовательной среды, как система управления обучением и управления образовательным контентом, обеспечивает возможность организации индивидуальной поддержки учебной деятельности каждого…

Использование в рамках электронного обучения таких компонентов информационно-образовательной среды, как система управления обучением и управления образовательным контентом, обеспечивает возможность организации индивидуальной поддержки учебной деятельности каждого…

С 2011 г. в РФ функционирует Единая среда доступа образовательных учреждений к сервисам систем электронного и дистанционного обучения

С 2011 г. в РФ функционирует Единая среда доступа образовательных учреждений к сервисам систем электронного и дистанционного обучения

ИКТ-насыщенная образовательная среда с наличием «персональных» инструментов обучения, которые учащиеся могут использовать дома или в школе во внеучебное время в ходе самостоятельной работы, а учителя…

ИКТ-насыщенная образовательная среда с наличием «персональных» инструментов обучения, которые учащиеся могут использовать дома или в школе во внеучебное время в ходе самостоятельной работы, а учителя…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.08.2020