«Дистанционная форма обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, как средство обеспечения доступного качественного дополнительного образования»
(выступление КРИПКиПРО)
Долгова Ирина Сергеевна, методист
В настоящее время обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, их социальная адаптация - один из приоритетных вопросов не только для российского образования, но и для общества, в целом. Дети нуждаются в особых условиях для получения образования. Как правило, дети с нарушениями здоровья лишены многого - полноценного общего образования, активного познавательного досуга, общения со сверстниками. Все это уменьшает их шансы на успех в будущей жизни.
И здесь на помощь приходит дополнительное образование. Его можно рассматривать как реабилитационную для детей с ОВЗ, поэтому, уже больше 7 лет ДДТ сотрудничает с коррекционными учреждениями нашего поселка:
с коррекционной школой-интернат №15,
детским домом «Надежда»,
социально – реабилитационным центром.
За годы сотрудничества сотни детей этих учреждений были вовлечены в образовательный и творческий процесс ДДТ. Специально для всестороннего сопровождения таких детей специалистами ДДТ была разработана и реализуется программа инновационной деятельности «Доступная образовательная среда».
Основой реализации данной программы являются дополнительные общеразвивающие программы для детей с ограниченными возможностями здоровья, разработанные в соответствии с требованиями к дополнительным образовательным программам и учётом особенностей здоровья учащихся. Отличительная особенность программ для детей с ОВЗ, заключается в практической деятельности базирующейся на реализации двуполушарного подхода к обучению. Суть этого подхода состоит в параллельном обращении к разным типам мышления ребенка – логическому и образно-художественному. Таким образом, создаются оптимальные условия для познавательной деятельности, для развития интеллектуальных и творческих способностей.
В результате дети развивают свой мануальный интеллект, учатся концентрировать внимание и творят, сразу и непосредственно воспринимая результат творчества.
Надо отметить, что ежегодно число таких программ для детей ОВЗ увеличивается, в 2013 было 2 программы, а сейчас 12 они представлены на экране:
Количество программ и учащихся 2018-2019г.
№
|
Программа |
ФИО |
Кол-во |
1 |
Коллекция идей |
Тимофеева О.Ф. |
10 |
2 |
Бисерная фантазия |
10 |
|
3 |
Юный техник |
10 |
|
4 |
Лепка из глины |
Петрушкина Г.В. |
14 |
10 |
|||
5 |
Художественная обработка материалов |
Захарченко В.П. |
14 |
14 |
|||
6 |
О тебе, мой край |
Абельганс Л.П. |
14 |
14 |
|||
7 |
Бумажная пластика |
Лихтарёва И.А. |
15 |
12 |
|||
8 |
Удивительное рядом |
15 |
|
9 |
Территория безопасности |
Сорокина М.Ю. |
10 |
12 |
|||
10 |
Техника вокруг нас |
Харченко О.М. |
15 |
11 |
Выпиливаем лобзиком |
15 |
|
12 |
Художественное конструирование |
Фроимчук А.А. |
12 |
|
Итого:
|
8/12 |
216 |
программы реализуются по 4 направленностям: – туристско-краеведческой, социально-педагогической, технической и художественной.
А значит, увеличивается количество детей с ОВЗ. Динамика роста представлена на экране.
Количество детей, обучающихся в Доме детского творчества
Учебный год |
Кол-во детей с ограниченными возможностями здоровья |
Кол-во детей – инвалидов |
2014-2015 |
79 |
15 |
2015-2016 |
103 |
24 |
2016 – 2017 |
176 |
34 |
2017-2018 |
216 |
37 |
2018-2019 |
243 |
36 |
Среди детей –инвалидов , есть дети , которые находятся на надомном обучении. Как же быть с ними?
Стали думать, как выйти из этой ситуации. Как помочь таким деткам социализироваться и поскольку на дворе в XXI век и многие вещи сейчас можно делать, не выходя, как говорится, из дома, пришли к выводу, что необходимо дистанционное обучение.
Ведь дистанционное обучение - это окно в мир для детей с ослабленным здоровьем и детей-инвалидов, способ не только получить информацию, удовлетворить потребность общения, но и возможность эффективного включения в социальную сферу жизни. Внедрение в практику Интернет - технологий обучения способствует повышению качества их образования, обеспечивает устойчивое развитие их способностей, способствует формированию нового окружения, дает возможность реализовать себя и свои потребности, преодолеть свое одиночество.
Занимаясь с помощью компьютера, ребенок перестает быть инвалидом, ограниченным в пространстве, — у него появляется связь буквально совсем миром. Он может учиться, не выходя из дома и в удобном для себя темпе.
Однако если говорить об использовании новых информационных технологий, то помимо желания, необходимо иметь также соответствующие возможности.
К дистанционному обучению мы пришли не просто так. Три года назад к нам пришла мама, у которой ребенок-инвалид и находится на надомном обучении. Она пришла с просьбой, организовать дистанционное обучение, через скайп для ее девочки, но как это сделать?
Первое для этого нужно были программы, разработанные для детей с ОВЗ, которые предусматривали бы именно дистанционное обучение.
И второе для этого нужно оборудование: как дома у ребенка , так и у педагога, которыми бы все участники умели бы пользоваться:
Ноутбук
Веб-камера
Сканер
Принтер
Интернет-доступ
На сегодняшний день разработаны 3 программы дистанционного обучения: «Лепка из глины», Бисерная фантазия «Коллекция идей».
К этим программам разрабатывалось, а сейчас уже пополняется УМК: в виде лекций, звуковых и видео-файлов, презентаций, тестовых заданий и т. д. Все эти разработки прикреплены на сайте педагога, на которую он дает ссылку родителям и ребенку, а также материалы к занятию отправляются на е-мейл предоставленный родителями. Разумное использование наглядных средств обучения развивает наблюдательность, внимание, речь и мышление учащихся в учебном процессе. Таким образом, ИКТ дают ребенку множество готовых, четко отобранных, определенным образом организованных знаний и развивают интеллектуальные и творческие способности детей-инвалидов.
Обучение проводиться с помощью новейших информационных и телекоммуникационных технологий, современных дистанционных форм обучения: телеконференций, online-лекций, творческих мастерских, мастер-классов и т.д.
Все это обеспечивает возможность чрезвычайно оперативной передачи на любые расстояния информации любого объёма, любого вида; хранения информации в памяти компьютера, возможность её редактировать, распечатывать; интерактивности и оперативной обратной связи с педагогом и сверстниками; организации совместных проектов и т.д..
Исходя из опыта работы, мы считаем ,что основной особенностью дистанционного обучения детей с ОВЗ , является упор на самостоятельную работу обучающихся, что, несомненно, вызывает сложности у детей c ОВЗ. Поэтому в своей работе стараемся создавать комфортные условия для формирования у них мыслительных операций: организуем изучение материала небольшими порциями; даем краткие и четкие инструкции в программе, по работе с материалами и выполнению заданий; стараемся привлекать в качестве помощников и союзников родителей наших детей; организуем постоянные, оперативные онлайн -консультации.
Обычно, у многих возникает вопрос: а как же прямой контакт педагога и ребенка, личностное взаимодействие, эмоциональная окраска подачи материала?
И вот тут к нам на помощь приходит скайп, именно он всем нам знакомый и легкий в управлении в работе. Составляется расписание проведения дистанционных занятий, и в назначенное время педагог выходит на связь с учеником посредством программы Skype. Т. е. во время занятия с помощью Skype происходит личное взаимодействие ученика и педагога, а размещенные на портале и отправленные материалы на почту играют роль интерактивного учебника, рабочей тетради учащегося. Знаете чем хорошо дистанционное обучение, что если вдруг возникает какая то не предвиденная ситуация, то занятия с легкостью можно перенести, а еще очень часто такие детки находятся на реабилитации в медицинских учреждениях и при наличии ноутбука занятия не прерываются.
Прямая видеосвязь по скайпу позволяет прокомментировать каждую работу учащегося в режиме реального времени, дать рекомендации по исправлению ошибки – работать с каждым ребенком до полного решения учебной задачи.
В настоящее время в Доме творчества 4 ребенка прошли двухгодичное обучение по программам дистанционного, 5 детей продолжают обучение по программам 2-го года обучения детей с ОВЗ .
Для повышения мотивации организуется участие ребят в конкурсах и выставках различного уровня, в том числе и интернет конкурсы. Для достижения этой цели педагоги на своих страничках, например, одноклассники делают онлайн-конкурсы. Тем самым показываем возможности применения полученных ими знаний на практике непосредственно в процессе обучения: участие в сетевых обсуждениях, онлайн-конференциях, конкурсах, где ребенок может представить свою работу.
В процессе обучения, как я уже говорила постоянно идет обмен информацией с родителями при помощи скайпа и е-майла. Родители знакомят педагога с основными закономерностями и особенностями развития их ребёнка. Педагоги с согласия и по желанию родителей организовывают индивидуальные онлайн-консультаций, например, о педагогических технологиях сотрудничества со своим ребёнком, о приемах и методах его воспитания и обучения в условиях семьи. Обязательно рекомендуется специальная литература, и та, которая указана в образовательной программе, и по вопросам воспитания детей.
У нас есть результаты!
Марина. – 10 лет, инвалид с нарушениями опорно-двигательного аппарата, ДЦП. Ребенок воспитывается в полной многодетной семье, обучается на дому. В семье трое детей, ожидают четвертого. Марина единственная в семье с проблемами со здоровьем. Семья глубоко верующая. Именно папа, стал инициатором обучения и выбрал обучение по глиняной игрушке.
Девочка нуждается в коррекционных занятиях по развитию моторики, поэтому глинотерапия для нее наиболее подходящее занятие.
Папа учился вместе с Мариной, привлекая к обучению еще и младшую дочку. Первоначально у Марины в ходе выполнения заданий была низкая мотивация. Видеоурок она не может досмотреть до конца, у нее низкая активность восприятия учебного материала, ослабленное внимание. Когда папа старался помочь педагогу, как ему казалось, начинал сам объяснять и показывать на примере своей игрушки и просить девочку выполнить задание за ним и педагогом, девочка часто реагировала вспышками раздражения, или полным отказом от лепки. Мотивацию Марины к занятиям постепенно повышали при помощи подбора и показа мультфильмов с пластилиновыми героями, которые девочка очень любила, педагог переодевался в сказочных героев. Именно благодаря этому сейчас самое любимое занятие Марины этот лепка.
Таня Г.- 9 лет, ребенок по ограничению по слуху. Девочка очень коммуникабельна. Носит слуховой аппарат. Выбрали программу Бисерная фантазия.
Родители много занимаются с единственным в семье ребенком. Мама занималась с дочерью, и даже самостоятельно выкладывала наравне с детьми свои работы. мама рассказывает о большой заинтересованности девочки в ходе выполнения заданий и вообще в обучении с помощью дистанционных технологий.
Обучение по данной программе у ребенка с нарушением слуха помогла развить у Тани живой интерес к практической работе, что в свою очередь привело к развитию познавательной деятельности, сформировала более качественное развитие слухового восприятия, мышления, словесной речи, памяти ребенка, стимулировало её интерес, мыслительную и речевую деятельность. Что в целом благотворно сказывается сейчас на развитии речи ребенка с нарушением слуха.
Дистанционное обучение по программам предоставило детям возможность учиться прикладным видам деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий.
- повысить уровень и качества знаний и умений у детей с ограниченными возможностями здоровья;
- формировать навыка работы с дополнительной информацией в сети Интернет у детей с ограниченными возможностями здоровья;
Результат обучения у каждого ребенка свой, но навыки ручного труда у детей сформированных в ходе обучения остаются навсегда!!!!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.