Смешанное обучение: реальность нашего времени
Сальникова М.В., мастер производственного обучения ГБПОУ «Владикавказский многопрофильный техникум им.Г.Калоева»
Сегодня мне хочется поговорить об одном из инновационных направлений в образовании – смешанном обучении.
Хотя, смешанное обучение – это не столько инновация, сколько естественное следствие интеграции электронных технологий в традиционное обучающее пространство.
Иными словами, смешанное обучение – форма обучения, при которой обучение проводится как в традиционной очной форме, так и с использованием технологий дистанционного обучения. Нередко смешанное обучение называют гибридным.
Сейчас, когда многие учебные заведения то ли работают, то ли на дистанционке, этот формат может прийти на выручку каждому педагогу.
Актуальность выбранной темы связана так же с тем, что современный этап развития образования в России, введение новых образовательных стандартов ориентирует на переход от обучения, в котором учащийся выступает в качестве объекта воздействия педагога, к обучению, в котором обучаемый становится субъектом и является разработчиком, исследователем, испытателем и аналитиком, а педагог - координатором, куратором, партнёром и экспертом. Изменить характер взаимоотношений педагога и обучаемого, перенести акцент с первостепенной важности предмета на студента, вооружить таким важным умением, как умение учиться позволяет технология смешанного обучения
Многих специалистов в области образования волнует вопрос о том, эффективно ли смешанное обучение? Ответом на данный вопрос будет – все зависит от баланса. Итак, что такое смешанное обучение, что мы смешиваем и почему оно привлекает так много внимания в последние годы?
Смешанное обучение – это подход к обучению, сочетающий в себе обычное обучение под руководством учителя и интерактивное обучение.
В отличие от полноценного электронного обучения, онлайн-часть обучения не заменяет очное обучение с педагогом. Учителя используют различные технологии, чтобы улучшить процесс обучения и расширить понимание определенных тем. Например, они могут поделиться ссылкой на видео и предложить студентам посмотреть его дома, отправить свой отзыв преподавателю по электронной почте, а затем обсудить его в аудитории.
Деятельность |
Личный подход |
Чтобы смешать… |
Учащиеся работают в группах над проектами |
Учащиеся встречаются в классе, чтобы сотрудничать и вносить свой вклад в проект |
Учащиеся используют каналы в мессенджерах, онлайн-сообществах и диспетчерах задач для планирования своей работы и управления потоком. Они также используют службы обмена файлами (например, Google Docs) для совместной работы и обмена отзывами о проекте |
Учащиеся практикуют разговор на иностранном языке в парах или небольших группах |
Во время урока учащиеся делятся на группы и обсуждают определенную тему |
В дополнение к обсуждениям в классе учащиеся используют онлайн-сервисы для текстового и голосового чата (например, Discord) |
Оценка |
Учащиеся пишут эссе и сдают промежуточные тесты и выпускные экзамены |
Успеваемость учащихся оценивается по статистике их активности; они проходят онлайн-викторины и тесты, отправляют цифровые элементы и принимают участие в экспертных обзорах |
Кроме того, учитывая преимущества обоих видов (онлайн обучения и аудиторного), вы можете привлечь все типы учащихся — тех, кто лучше учится в структурированной среде, включающей личное взаимодействие с преподавателем, и тех, кто предпочитает самостоятельное автоматизированное электронное обучение. Я уверена, что в каждом учебном коллективе вы имеете дело с обоими типами учащихся, поэтому смешанное обучение это именно то, что подойдет им всем.
Однако было бы ошибкой сказать, что смешанное обучение – это просто обучение в реальном времени, дополненное некоторыми дополнительными онлайн-ресурсами.
Зачем смешивать?
За последние несколько лет быстрое развитие технологий привело к увеличению практики электронного обучения во многих областях. Мы видим, что все больше и больше обучающего контента размещается в сети и становится доступным в любое время и в любом месте с любого типа устройства.
Однако для сотрудников образования цифровизация предлагает больше возможностей не только для обучения на ходу и в режиме 24/7, но и для повышения квалификации в удобной для пользователя среде, когда они почувствуют в этом необходимость. Такая обучающая платформа, полная актуальной информации, которая всегда у них под рукой, побуждает людей к самостоятельности: они чувствуют контроль над своим обучением и приобретают навыки самоорганизации.
С другой стороны, у организаций образования все еще есть несколько веских причин для проведения хотя бы части обучения в офлайн режиме. При смешанном обучении учащиеся выбирают время и место для самостоятельной работы, но темп регулируется педагогом и расписанием занятий в аудитории.
Самое сложное в запуске смешанного обучения – это то, что методика чрезвычайно гибкая. Разнообразие стратегий, инструментов и баланс всего, вероятно, заставят даже опытных профессионалов в области обучения чувствовать себя ошеломленными и сбитыми с толку.
Выделяют четыре основных модели смешанного обучения:
1. Ротация станций – модель, в которой учащиеся на уроке делятся обычно на три группы: группа онлайн-работы, работы с учителем и проектной деятельности, и в ходе урока перемещаются по всем трем. Другое название ротации станций — смена рабочих зон. При таком подходе легко организовать обучение с большим количеством учеников, студентов и одним учителем. Наличие отдельной станции «учитель-ученики» помогает при проработке наиболее сложных моментов применять индивидуальный подход.
Удачна такая модель и для развития проектной работы. В этом случае специальные станции могут быть нацелены на проведение небольших исследований, групповые практико-ориентированные задания.
2. Ротация лабораторий – модель, в которой несколько занятий проходят в обычных классах (фронтальная работа), а после занятий в традиционном классе школьники переходят в компьютерный класс (лабораторию), где индивидуально работают на компьютерах или планшетах, углубляя или закрепляя знания.
3. Перевернутый класс – модель, в которой учитель предоставляет учебный материал для изучения дома, а на уроке проводит практическое подкрепление знаний учащихся.
4. Расширенная виртуальная модель – является альтернативой онлайн-школе и позволяет учащимся выполнять большую часть учебной работы онлайн дома или за пределами учебного учреждения, но посещать техникум для обязательных очных занятий с учителем. В отличие от перевернутого класса, программы с обогащенной виртуальной моделью обычно не предполагают ежедневного посещения техникума; некоторые программы могут предполагать посещение только один-два дня в неделю.
Теперь выясним, какие инструменты нужны для смешивания?
1. Платформа облачного обучения
Системы управления обучением (СОУ) используются для размещения учебных материалов, доставки их учащимся и создания отчетов, которые помогут вам увидеть, насколько успешно обучение. Некоторые СОУ могут предоставлять учащимся только назначенные электронные курсы (так называемое асинхронное обучение); другие решения позволяют проводить онлайн-тренинги в реальном времени, например, вебинары. Если вы новичок в электронном обучении, при выборе СОУ следует руководствоваться тремя практическими правилами:
Ø выбирать удобство использования. Чем более интуитивно понятной является платформа, тем больше вероятность, что она будет принята педагогами и обучающимися, и тем быстрее можно приступить к работе.
Ø выбирать платформу, позволяющую начать с малого. Вначале лучше выбрать СОУ, которая не требует слишком больших предварительных вложений, таких как наем технических специалистов для ее настройки, оплата обучения настройке или покупка дорогостоящих дополнительных модулей, чтобы иметь возможность использовать её должным образом.
Ø выберите платформу, которая предоставит вашим учащимся мобильное приложение. Возможность учиться на любом устройстве имеет решающее значение для успеха проекта смешанного обучения.
Среди массовых открытых образовательных ресурсов (системы управления обучением) можно отметить такие, как:
· Online Test Pad – это образовательный онлайн-сервис для создания тестов, опросников, кроссвордов, логических игр и комплексных заданий.
· Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ»
· Универсариум — Открытая система электронного образования
· Лекториум — Просветительский проект
· Academtest – это образовательный онлайн-сервис для создания тестов.
· Национальная платформа открытого образования России https: //openedu.гu
· Платформа «АнтиТренинги» https://antitreningi.ru/, которая позволит вам загружать видеоуроки, инструкции и шаблоны.
· ЭИОС – образовательные платформы в ВУЗах и ССУЗах.
2. Сбор учебных материалов
Здесь вам нужно будет приложить некоторые усилия, чтобы создать коллекцию учебных материалов, которые эффективно дополняют живое обучение. Плюс в том, что вы можете использовать то, что у вас уже есть. Например, некоторые инструментарии могут легко превратить существующие презентации в электронные курсы с викторинами и другими интерактивными элементами.
Минус заключается в том, что вам все равно придется потратить некоторое время на инвентаризацию и выяснение того, что можно обновить и повторно использовать, и что вам нужно будет создать с нуля.
3. Инструмент для разработки
Для эффективного смешанного обучения важно иметь инструмент для разработки. Учитывая гибкий и настраиваемый характер смешанного обучения, этот инструмент должен позволить вам быстро создавать и обновлять элементы цифрового обучения с помощью викторин, видео и интерактивных симуляций, не добавляя слишком много дополнительной работы.
Вам также может потребоваться некоторое оборудование в дополнение к компьютеру для создания онлайн-курсов.
4. Инструменты для совместной работы
Работа, общение и взаимодействие с другими людьми ускоряют обмен передовым опытом и развивают культуру сотрудничества. Смешанное обучение позволяет учащимся сотрудничать вне класса.
Например, документы, таблицы, презентации и формы Google. Это похоже на MS Office, но позволяет группе людей совместно работать над одним документом, обмениваться комментариями, редактировать и просматривать историю изменений.
5. Социальные сети
Например, создавайте группы в Facebook или Вконтакте, чтобы облегчить работу над групповыми проектами, а также инициировать обсуждения и поощрять неформальное общение.
6. Чаты
Например, Telegram или Discord. Telegram – это мессенджер, который позволяет создавать публичные и частные каналы (вы пишете, другие читают) или группы (писать может каждый). В Telegram также можно использовать специальных ботов для создания опросов или добавления кнопок реакции.
Большим толчком для развития смешанной модели обучения стали впечатляющие результаты эмпирических исследований, которые показали, что смешанное обучение – эффективнее, чем обучение, полностью происходящее в режиме онлайн.
И тем не менее при внедрении смешанного обучения существуют определенные сложности и риски.
Смешанная форма обучения, предполагающая использование компонентов электронного обучения, – не самая простая в технической реализации. Важно изначально решить по какому принципу будет организовано обучение: «1:1» (один ученик – одно устройство) или модели BYOD («принеси своё устройство), определиться с сервисами для распределённой работы.
Также для того, чтобы вместо бегства от рутины не прийти к хаосу в распоряжении нужно иметь качественную Систему управления образовательным контентом (LCMS) с учебным содержанием, рассчитанным на конкретную сферу деятельности. Универсальные платформы, безусловно, также существуют. Но часто они являются «пустышками», и чтобы платформа радовала качественным учебным контентом нужно приложить много энергии и основательно поработать.
Нельзя забывать и о том, что очные и онлайн-занятия должны не дублировать, а дополнять друг друга. И нужно продумывать разные формы работы с учебным содержанием. Просто проведение лекций очно, а затем тестов в очном и онлайн-формате и отсутствие иных форм обучений (практических занятий, симуляций) – риск плохой отдачи от образовательной программы.
Существуют и психологические барьеры. Ряд преподавателей не умеют «переключаться» из менторов в помощники. А при смешанном формате это очень важно.
Что же можно посоветовать при организации смешанного обучения?
· Используйте как можно большее разнообразие учебных материалов.
· Позаботьтесь о реструктурировании учебного пространства, если в одном помещении запланированы и традиционные, и онлайн-занятия.
· Прежде чем решить, какую модель обучения выбрать «Перевёрнутый класс», Self-blend или др., тщательно проанализируйте специфику целевой аудитории.
· Планируйте образовательный процесс, устанавливайте хронометраж на очные занятия, E-learning, самообучение (классно-урочное).
· Продумайте формы контроля.
· Оцените готовность к их реализации.
· Уйдите от монолога к диалогу. Поэтому при проведении онлайн-уроков позаботьтесь об обратной связи с учениками, студентами.
· Записывайте, пересматривайте, анализируйте уроки.
· Следите за эмоциональным откликом. Это важно для того, чтобы обеспечить максимальный уровень вовлечённости в учебный процесс.
В заключении хочу сказать, что внедрение смешанного обучения требует от педагога гораздо больших затрат сил и времени, чем привычная, веками отработанная фронтальная форма работы. Оно также однозначно затрудняется отсутствием психологической готовности учителя изменить свою роль в процессе обучения, превратившись из ментора в помощника. Внедрение смешанного обучения как инновации приводит к ряду изменений в самоопределении и способах деятельности ученика и учителя. Ученик обретает пространство свободы и ответственности, в котором он учится делать осознанный выбор и отвечать за его последствия. Учитель начинает функционировать в новых для себя ролях, в частности, уходит от роли транслятора к роли тьютора, и ключевым инструментом педагога становится учебная среда, в которой стираются границы между средой классной комнаты и онлайн-средой.
Итак, вы готовы попробовать смешанное обучение? Уверена, что ваши ученики будут благодарны за то, что вы учитываете их пожелания и предлагаете им обучение, которое лучше всего работает именно для них.
Список использованных источников
1. https://soware.ru/categories/learning-content-management-systems Лучшие Системы управления образовательным контентом (LCMS) - 2021, список программ
2. https://antitreningi.ru/ АнтиТренинги - платформа для вашей онлайн-школы
3. https://portal.tpu.ru/SHARED/k/KRASNOVA/science/Tab1/Blended%20learning%20experience.pdf
4. https://www.maam.ru/detskijsad/osobenosti-ispolzovanija-tehnologi-po-smeshanomu-obucheniyu.html Особенности использования технологии по смешанному обучению. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру
5. https://interactiv.su/2017/12/31/смешанное-обучение-инновация-xxi-века/ Смешанное обучение - инновация XXI века – Интерактивное образование
6. https://pedsovet.org/article/perehod-na-smesannoe-obucenie-za-pat-sagov Переход на смешанное обучение за пять шагов
7. https://урок.рф/library/smeshannoe_obuchenie_faktori_uspeha_141449.html Смешанное обучение: факторы успеха.
8. https://antitreningi.ru/info/online-obrazovanie/smeshannoe-obuchenie/ Смешанное (гибридное) обучение: все, что вам нужно знать
9. https://www.hse.ru/data/2019/06/13/1500493314/ Статья Теория и практика внедрения смешанного обучения в деятельность школы.pdf
10. https://znanio.ru/media/statya-smeshannoe-obuchenie-faktory-uspeha-2727700 Статья "Смешанное обучение: факторы успеха"
11. https://psyjournals.ru/files/116322/jmfp_2019_n3_Andreeva1.pdf
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.