Комитет по образованию города Барнаула
Муниципальное бюджетное
учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества» Октябрьского района города Барнаула
Логоритмика.
Методическое пособие для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста на уроках хореографии.
(возраст детей 3 – 7 лет)
Автор-составитель:
Акимова Вера Николаевна,
методист
Барнаул
2019
Логоритмика.
Методическое пособие для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста на уроках хореографии.
Придя в танцевальный зал в первый раз, ребенку очень хочется сразу начать танцевать. Но при этом он имеет ограниченный запас двигательных навыков, слабую координацию и чувство ритма. Как не разочаровать его? Как превратить занятия хореографией в веселую игру, где разучивания упражнений – это не скучное многократное повторение одного и того же движения, а веселая история. Где постановка корпуса – волшебное превращение, а в стране Улыбок можно купить самую красивую улыбку, примерить ее и танцевать с ней, а потом, выйдя из танцевального зала, подарить маме и папе.
На занятиях хореографией необходимо создать максимально комфортные условия для маленьких танцоров с учетом их возрастных особенностей. Много приемов и способов мы используем в нашей работе и один из них -логоритмика. Мы поделимся с вами нашим опытом, а вы решите для себя использовать его или нет в своей работе.
Содержание:
Введение 3
Раздел 1. Логоритмические занятия: задачи, принципы, особенности 7
Раздел 2. Итак, начинаем 18
Заключение 26
Список литературы 27
Приложение 29
Введение
Нормальному развитию ребенка присуща повышенная потребность в движении. Начинает ли он ходить, лазать, прыгать, каждое движение доставляет ему удовольствие. Дети с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, лишенные возможности активного движения, становятся вялыми, апатичными, раздражительными. У таких детей, вследствие перенесенных заболеваний, а также при недостатке двигательной активности снижается уровень адаптации организма к воздействиям окружающей среды, приводящий к негативным изменениям в организме, которые выражаютсяв:
- ослаблении мышечного тонуса, что создает предпосылки для неправильного взаиморасположения костей скелета, образования контрактур и других изменений в суставах и позвоночнике;
- ослаблении или выпадении функций отдельных мышечных групп, в результате чего снижаются двигательные способности ребенка;
- нарушении координации движений в самых различных ее проявлениях, что сказывается в том числе и на работе речевого аппарата, аппарата восприятия и мышления;
- нарушении функциональной и нервной систем.
Появляются компенсаторные движения: навязчивые движения руками, раскачивание тела, непроизвольные движения конечностями, сопровождающиеся нервными возгласами и прочими патологиями, разрушить такие стереотипы можно только упорными систематическими занятиями, направленными на развитие правильных двигательных актов.
Если, несмотря на сложность и характер заболевания, своевременно на протяжении роста и развития ребенка, направлять и учить его правильно выполнять движения (в том числе речевым аппаратом), применять обоснованную систему реабилитационных мероприятий, включающую специализированные упражнения, можно добиться значительных успехов. Следует иметь ввиду,
что одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая способность.
Все в нашем организме подчинено ритму – работает ли сердце, легкие или мозговая деятельность. Развитие организма ребенка тесно связано с формированием ритма пространственно-временных отношений. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов и механизмов восприятия. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения, математические и архитектурные конструкции, осваивать просторы креативного интеллекта. Поэтому для детей просто необходимо проводить занятия логоритмикой.
Логоритмика полезна всем детям, а особеннодетям имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, алалия, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание, аутистические расстройства. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и пр. Логоритмика – мощное вспомогательное средство для эффективной совместной работы учителя, логопеда, дефектолога, хореографа и музыкального руководителя в работе по коррекции различных нарушений речи.
Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Кроме того, логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной. Дети с большим удовольствием выполняют дыхательные и оздоровительные упражнения, игровой массаж и самомассаж, играют в речевые и двигательные игры. В ход занятий вводятся элементы психогимнастики, активной и пассивной форм музыкотерапии и сказкотерапии.
Данное направление, использовали на протяжении долгого времени. Но, не как отдельную дисциплину, а как часть комплексного развития ребенка, не только в детском саду, но и дома. Наши бабушки и дедушки из уст в уста передавали тактильные игры. Сегодня, когда визуальное общение заменяется виртуальным, а родителям иногда проще дать ребенку в руки телефон или планшет, вместо того чтобы поговорить или поиграть. На этом фоне возникает необходимость занятий с детьми систематически по направлению логоритмика.
Хореографы очень активно и успешно используют на своих занятиях логоритмику. Она не подменяет танец, но активно помогает работе.Отличительной особенностью логопедической ритмики является абсолютная простота: все существующие задания без проблем может выполнить человек, не имеющий никакой специальной подготовки.Тем более маленький.Надо помнить, чтов возрасте 3-4 лет малыш еще не в полной мере может управлять собой и своим телом по собственному желанию, его поведение носит большей частью непроизвольный характер. Он очень эмоционален и эмоции его непостоянны, быстро устает от однообразной деятельности, отвлекается. Важно вовремя переключить его с одного эмоционального состояния на другое. В этом возрасте он легко и с удовольствием повторяет и копирует. И не забываем, что основным и самым важным для ребенка видом деятельности является игра. А что такое логоритмика? Это как раз и есть интересная игра, которая поможет нам активно развивать важные психические функции: восприятие, воображение, мышление, память. В этом возрасте малышу важно много двигаться.
Современной наукой доказана филогенетическая связь между развитием движений и формированием произношения. Непринужденность, приобретаемая детьми при выполнении ритмических движений, положительно влияет и на двигательные свойства речевых органов (В. А. Гринер). Исследования профессора М. М. Кольцовой показали, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.
Логоритмика – это движение, комплекс упражнений, которые ребёнок выполняет при помощи музыки и стихов. Это коррекционная педагогика, благодаря которой движения сопровождаются звуком. Через движение малыш развивает и познает свое тело, а также осваивает окружающее пространство. А развивая мелкую моторику, мы развиваем мозг и речь ребенка – и это тоже логоритмика.Цель логоритмических упражнений для дошкольников преодолеть проблемы речевого развития, необходимо проводить ритмические занятия. Для каждого упражнения педагоги ставят определённую цель. Дети учатся разговаривать, совершенствуют свою речь, укрепляют мышечный аппарат, формируют правильную осанку, развивают дыхание и многое другое.
При создании учебно-методического пособия главной целью было – сбор и систематизация логоритмических упражнений для использования на занятиях хореографией.
Для достижения поставленной цели, были поставлены следующие задачи:
- собрать логоритмические упражнения для развития крупной моторики, ориентации в пространстве;
- обосновать необходимость применения логоритмики в студии детского современного танца.
Данное учебно-методическое пособие разработано для применения на уроках хореографии в студии детского современного танца «Ласточка» МБУДО «Центр детского творчества» Октябрьского района г. Барнаула и как приложение к общеобразовательной общеразвивающей программе «Танцуя, развиваюсь».
К 5 годам ребенок уже более скоординирован. И мы продолжаем формировать навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки вместе с логоритмикой.Дети уже могут самостоятельно менять движения в соответствии с музыкой. Совершенствуются их танцевальные движения, умение ритмично хлопать в ладоши, выполнять простейшие перестроения, подскоки. В этом возрасте появляется стремление к самостоятельности.Используем и это, введем элементы импровизации.На 6 году жизни ребенок физически крепнет, становится более подвижным. Успешно овладевает основными движениями, у него хорошая координация движений в ходьбе, беге, прыжках. Расширяется палитра осознаваемых эмоций, ребенок начинает понимать чувства других людей, сопереживать.Продолжают развиваться его творческие способности. Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий. Совершенствуются процессы высшей нервной деятельности: развивается способность анализировать, обобщать, делать простейшие умозаключения, улучшается произвольная память. Появляются элементы творчества во всех видах детской деятельности. Задания усложняются, но основной принцип логоритмики остается.
Итак, мы видим, что от 4 до 6лет ребенок проходит колоссальный путь в своем становлении, где каждый день равен целому миру. Не опережая события, в соответствии с интересами самой природы, используя многовековой опыт наших мудрых бабушек и нянюшек, с их потешками и присказками, мы вводим в занятия хореографией с детьми логопедическую ритмику, используя ту ее часть, которая будет полезна нам, маленьким начинающим танцорам. В результате использования упражнений из методического пособия предполагается достижение учащимися более высокого уровня развитие творческих способностей, развития речи и крупной моторики.
Раздел 1
Логоритмические занятия: задачи, принципы, особенности.
Основной принцип логоритмики – тесная связь звука, музыки и движения. Это отвечает нашим задачам. А введение речевого материала позволяет создавать целый ряд упражнений, построенных не на музыкальном ритме, а на стихотворном, который способствует ритмичности движений и скорейшему запоминанию, если это проучивание комбинации. Проговаривание стихотворных строк надо совмещать с движением. Например, дети топочущим шагом идут по залу и проговаривают слова:
Вот поезд наш едет,
Колёса стучат,
А в поезде нашем
Ребята сидят.
Вытянуть руки в стороны, сжать кисти в кулачок, разжать и положить на пояс, при этом проговаривать:
Руки в стороны- в кулачок.
Разжимай - и на бочок.
Или:
Я ладошки покажу - наклонюсь, а на пояс положу - улыбнусь.
Так же мы можем и должны использовать на своих занятиях различные музыкальные и шумовые инструменты. Под звучание бубна, погремушки и других различных музыкальных инструментов можно дать инструкцию детям: "На громкое звучание — топаем ножками, на тихое — стоим спокойно". Опираясь на этот пример, можно давать всевозможные задания с движением и сменой темпа, силы звучания музыкальных инструментов.
Эти упражнения активизируют внимание, воспитывают быстроту и точную реакцию на зрительные и слуховые раздражители, развивают все виды памяти: слуховую, зрительную, двигательную.
Обратите внимание на то, что логоритмика очень хорошо «работает» с психоэмоциональным состоянием детей: непоседливых и легковозбудимых крох она успокаивает, а медлительных и задумчивых, наоборот, подстегивает.
Отличительной особенностью логопедической ритмики является абсолютная простота: все существующие задания без проблем может выполнить человек, не имеющий никакой специальной подготовки.
Вот несколько советов тем, кто никогда раньше не применял в своей практике логопедическую ритмику:
1. Все упражнения строятся на подражании: взрослый показывает – ребенок повторяет. Специально заучивать речевой и ритмический материал не надо: пусть все происходит постепенно – от занятия к занятию. На первых порах текст читает только взрослый, побуждая малыша к повторению и текста и движений. Постепенно к чтению подключается и ребенок: когда карапуз будет в состоянии повторить все фразы в правильном ритме и без ошибок, можно отдать бразды правления в его руки.
2. Заниматься логоритмикой нужно всего пару раз в неделю и делать это лучше во 2-ой половине дня. Быстрого эффекта не ждите: о результатах можно будет судить минимум через полгода (а то и год).
3. Ребенку должно быть интересно и весело. Во время занятий можно и нужно использовать игрушки, яркую одежду или карнавальные костюмы (если они не мешают двигаться) – словом, любые предметы, которые доставляют малышам радость!
4. Упражнения нужно многократно повторять (из занятия в занятие) – до тех пор, пока они не будут выполнены на отлично. Если освоить то или иное задание не удается, откажитесь от него на некоторое время, но потом обязательно вернитесь обратно.
5. Без музыки – никуда. Подбирайте саундтреки к каждому этапу занятий. Для медленной части подойдут вальсы (например, из «Щелкунчика»), для более подвижной – марши, польки, а для «буйной» можно использовать классический «Полет шмеля». Также имеет смысл запастись детскими песенками и записями звуков природы.
6. Занятия нужно подстраивать под ребенка: если что-то не получается, упростите задание или разбейте занятие на несколько совсем коротких частей. Не бойтесь экспериментировать: главное – соблюдать единство музыки, движения и речи, а в остальном – простор фантазии не ограничен.
7. Не расстраивайтесь и не сердитесь, если у ребенка что-то не получается. Почувствовав ваше недовольство, он может замкнуться и отказаться от упражнения. Наберитесь терпения и не бросайте начатое дело, даже если вы сами уже отчаялись поверить в то, что ребенок когда-нибудь с ним справится.
Логоритмические занятия не регламентированы строго по времени. При проведении занятия нужно учитывать самочувствие детей, их эмоциональное состояние. При необходимости занятие можно сократить. В структуру логоритмических занятий тесно вплетены различные виды музыкальной и речевой деятельности, подчиненные одной цели — формированию правильного звукопроизношения.
Важнейшую роль в занятии играет музыка как интегральная основа всего курса. С помощью музыки проводится развивающий дозированный эмоциональный тренинг, который приводит к улучшению психологического и физиологического состояния организма ребенка.
Особое внимание уделяется на занятиях развитию чувства ритма с помощью пластики, звучащих жестов, речевых игр, использования ритмосхем, игры на детских музыкальных инструментах под мело- и ритмодекламацию.
Все занятия имеют сюжетную основу.
В основу методики таких занятий положен комплексно-тематический метод в сочетании с наглядностью и игровыми приемами. В планировании использован принцип концентрического наращивания материала по всем разделам изучаемых ежегодно лексических тем (времена года, урожай, новогодний праздник, зимующие птицы и т. д.). Основа занятий очень разнообразна. На занятиях могут быть использованы сказочный сюжет, воображаемое путешествие, включение персонажей, элементов фольклора, сюжетно-дидактических игр и т. д. Сюжетно-тематическая организация занятий и разнообразие в преподнесении учебного материала способствуют спонтанному развитию связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, что помогает достичь высоких результатов в обучении.
Развитие детей проводится через речевую и музыкальную деятельность по основным направлениям.
1.Развитие сенсорных и моторных функций.
2.Формирование основы артикуляционных движений.
3.Развитие мимической мускулатуры.
4.Развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, внимания, восприятия, ориентировки в пространстве).
5. Развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности.
6.Формирование черт гармоничной личности (дружбы, уважения, доброты, самокритичности и др.).
Структура логоритмических занятий включает в себя развитие памяти, внимания, оптико-пространственных функций, слуховых функций, двигательной сферы, опорно-двигательного аппарата, сердечнососудистой и вегетативной систем, ручной моторики, артикуляционной моторики, речевой функциональной системы, звукопроизношения. В занятия включаются пальчиковые игры или массаж пальцев, гимнастика для глаз, различные виды ходьбы и бега под музыку, стихотворения, сопровождаемые движениями, логопедическая гимнастика, мимические упражнения, а также могут быть упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые и музыкальные игры, малые акробатические формы, литературно-драматургические и хореографические тексты.
Если ребенок не говорит или говорит плохо - есть смысл попробовать заниматься логоритмикой. Очень трудно осуществлять логопедическое воздействие с детьми с выраженным недоразвитием интеллекта (далее – ВНИ) - ребенок быстро утомляем, не может выполнять артикуляционную гимнастику и т.д.
Детям, более старшего возраста, уже занимающихся с логопедом, логоритмика тоже может помочь в плане закрепления звуков, отработки плавности речи, улучшения двигательной координации, обучения коммуникативным навыкам.
Таким образом, логоритмика – методика, опирающаяся на связь слова, музыки, воображения и движения.
Помимо традиционных логопедических занятий по исправлению звукопроизношения, коррекции нарушений в лексико–грамматическом оформлении речевого высказывания и др., необходимо использовать такой эффективный метод преодоления речевых нарушений, как ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА.
Это форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений и развитие речевого аппарата путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом, воображением и музыкой.
Для специалистов практикующих логоритмику можно рекомендовать изучение теоретических основ, методических рекомендаций и обширного практического материала многих авторов, разрабатывающих эту тему (М.Ю. Картушина, А.Е. Воронова, Н.В. Микляева, О.А. Полозова, Г.В. Дедюхина и др.)
Логоритмические занятия – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения, включает в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные театрализованные и коммуникативные игры. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них.
На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы – последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается двигательная и речевая техника.
В системе логоритмической работы с детьми (т.ч. с ВНИ) можно выделить два направления: воздействие на неречевые и речевые процессы.
Основными задачами логоритмического воздействия являются:
· развитие слухового внимания и фонематического слуха;
· развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса;
· развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, мимики, пантомимики, пространственных организаций движений;
· воспитание умения перевоплощаться, выразительности и грации движений, умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями;
· воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое;
· развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания;
· формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением;
· формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации;
К проведению логоритмического занятия, предъявляются определенные требования:
· Занятия по логоритмике проводятся 2 раза в неделю (желательно в 1-ой половине дня).
· Занятия целесообразно проводить фронтально продолжительностью от 30 до 40 минут в зависимости от возраста детей.
· Занятия логоритмики составляются с опорой на лексические, музыкально-хореографические и театрализованные темы.
· Содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков.
· Каждое занятие представляет собой тематическую и музыкально-игровую целостность.
· В сюжете занятий используются: классические музыкальные произведения, тренинговая музыка, стихи и сказки русских и зарубежных писателей, народные сказки, которые подбираются в соответствии с возрастом детей и позволяют решать коррекционные задачи в игровой форме.
Логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы:
Хореографическая гимнастика, сцен движение, сцен речь, песни и стихи, сопровождаемые мелким и амплитудным движением рук. |
|
Развитие мелкой и крупной моторики, плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, музыкальной, эмоциональной и хореографической памяти. |
Музыкальные и музыкально-ритмические игры с театрализованными программами. |
|
Развитие речи, внимания, вестибулярного аппарата. Развитие чувства ритма и пространственного воображения. |
Логопедическая (артикуляционная) гимнастика, вокально-артикуляционные упражнения. |
|
Укрепление мышц органов артикуляции, развитие их подвижности. Развитие певческих и сценических способностей. |
Декламация для автоматизации и дифференциации звуков, фонопедические упражнения. |
|
Коррекция звукопроизношения, укрепление гортани и привитие навыков речевого дыхания. |
Упражнения на развитие мимических мышц. Коммуникативные игры, танцы, сценические упражнения. |
|
Развитие эмоциональной сферы, ассоциативно-образного мышления, выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения. |
Упражнения на развитие общей моторики, соответствующей возрастным особенностям. |
|
Развитие мышечно-двигательной и координационной сферы. |
Упражнение на развитие словотворчества. |
|
Расширение активного лингвистического запаса. |
Последовательность коррекционной и компенсаторной работы варьируется в соответствии с характером речевых нарушений и нарушений функций опорно-двигательного аппарата, индивидуальных и возрастных особенностей детей.
В артикуляционную гимнастику включаются статические и динамические упражнения для языка и губ. Дозировка повторений одних и тех же упражнений определяется с учетом характера и тяжести речевого нарушения. Детям, которым не удается овладеть артикуляционными навыками в групповых занятиях, оказывается целенаправленная индивидуальную помощь.
Большое значение на логоритмических занятиях играет музыка в тщательно подобранных музыкальных темах, темпах и текстах. Внедрение ИКТ в процессы обучения и воспитания позволяет обеспечить музыкальное и видео сопровождение. На занятиях может быть активно использован компьютер, DVD-центр. Дети выполняют движения под музыкальное сопровождение с четко выраженным ритмом, размером, темой и настроением. Преподавателем осуществляется постоянный контроль за точностью их выполнения. Амплитуда и темп упражнений согласовывается с динамикой звучания музыки.
Речедвигательные упражнения на занятиях логоритмики проводятся также под музыкальное сопровождение. Главной задачей театрализованных игр является ритмическое исполнение стихотворных текстов, согласованных с движениями.
Упражнения разучиваются поэтапно: сначала движения, затем текст, потом все в комплексе. Овладение двигательными навыками, разучивание стихотворений и песен, постановка хореографических движений, должны проходить без излишней дидактики, ненавязчиво, в игровой форме.
При работе над дыханием обращается особое внимание на развитие продолжительного, равномерного выдоха у детей. Хорошо развивает продолжительность выдоха и мелодико-интонационную сторону речи пение. Подбираются эмоционально-выразительные, образные песни и стихотворные тексты, классические музыкальные произведения, мотивирующие образность мышления и эмоциональный настрой.
Разучивание танцевальных движений также проходить поэтапно. Большая их часть построена на жестах и пластических движениях, выражающих эмоциональную наполненность и тематические переживания, открытость дружеских отношений, что дает детям положительные и радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и тем самым нормализации социального климата в детском коллективе. В коммуникативных сценках, танцах и играх оценивается качество выполнения движений и их настроение, что позволяет ребенку раскрепоститься и наделяет смыслом сам процесс его участия в танце-игре.
Самым важным является координированная работа всех этих составляющих. Только при выполнении этих условий речь и движения обретут красоту, звучность и выразительность. Поэтому на занятиях по логоритмике отрабатывается не только техника дыхания, голоса, темпа, но и их взаимодействие, слаженность. На занятиях связь речи с музыкой и движением кроме развития мышечного аппарата и голосовых данных ребенка позволяет развивать детские эмоции и повышает интерес ребенка к занятиям, пробуждает его мысль и фантазию.
Еще один плюс занятий по логоритмике, это то, что они групповые. Это помогает ребенку научиться работать в детском коллективе, находить с ним общий язык и учиться активно взаимодействовать.
Необходимых условие для получения хороших результатов - взаимодействие всех педагогов и родителей. Песенный и танцевальный репертуар разучивается на музыкальных занятиях. Сцен речь, хореографические игры, динамические паузы и другие приемы логоритмики могут быть использованы учителями начальных классов, воспитателями ГПД, дефектологами и психологами на своих занятиях.Эти же упражнения и игры предлагаются родителям в качестве рекомендаций для закрепления в домашних условиях.
Учитывая принципы систематичности и последовательности, разрабатываются перспективное и тематическое планирование с учетом возраста и речевых нарушений детей. Составленный перспективный план, предполагает последовательное усложнение тем и задач занятий, конечным результатом которых является выполнение детьми упражнений в полном объеме, в заданном темпе и в соответствии с музыкой, т.е. сформированность необходимого уровня слухо-зрительно-двигательной и эмоциональной координации.
При составлении тематического плана выделяются следующие направления работы:
развитие чувства ритма – упражнения, музыкально – дидактические, ритмические игры, речевые игры с движениями, направленные на развитие чувства ритма и фонематического восприятия;
формирование правильного дыхания - упражнения, направленные на формирование, развитие и отработку правильного физиологического и речевого дыхания.
развитие артикуляционной и лицевой моторики – упражнения, направленные на развитие артикуляционного праксиса, мимических мышц.
развитие общей моторики – хореографические, динамические игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию общих двигательных и координаторных функций.
развитие мелкой и крупной моторики – театрализованныехореографические игры и упражнения с речевым сопровождением.
При разработке логоритмического занятия учитывают главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его возрастные, псохофизиологические и речевые и двигательные возможности. А также для более успешного проведения занятий выполняются психолого-педагогические условия: создание благоприятной психологической атмосферы, постоянное привлечение внимания детей и пробуждение у них интереса к выполнению упражнений. Важно правильно организовать общение с детьми. Доброжелательное, внимательное отношение к каждому ребенку – залог успешной работы.
Логопедическая ритмика, полезна всем детям имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание и др. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и т.д.
В результате использования логоритмики к концу учебного года у детей прослеживается положительная динамика речевого и психофизического развития. Практика показала, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка и его двигательных способностей вне зависимости от вида речевого нарушения и нарушения опорно-двигательного аппарата, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками и многое другое.
ЛОГОРИТМИКА становится праздником красивой речи и правильности движения!
Принципы построения занятий по логоритмике
1. Принцип научности. Подкрепление всех коррекционных и оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически апробированными методиками.
2. Принцип целостности, комплексности педагогических процессов. Логоритмические занятия планируются, проводятся и анализируются психологом, учителем-логопедом, музыкальным руководителем, преподавателем движения и актерского мастерства, учителями начальных классов. Вопросы включения в ход занятия здоровьесберегающих технологий решаются совместно с медицинскими работниками ОУ на основании заключений о состоянии здоровья ребенка.
3. Принцип системности.Логоритмическая работа должна способствовать формированию языка в целом, как системы взаимосвязанных и взаимозависимых единиц.
4. Принцип последовательности. Каждое из коррекционных направлений логоритмики реализуется в процессе поэтапной работы.По мере формирования и коррекции двигательных функций, звукопроизношения, порядок усвоения фонем и двигательного потенциала, всё больше подчиняется закономерностям фонематической системы усваиваемого языка и характерным закономерностям опорно-двигательного аппарата. Звуки, определяющие ядро фонологической системы русского языка формируются в первую очередь. Позднее появляются звуки, составляющие периферию. Задача педагога - соблюдать основные закономерности усвоения языковых единиц в норме в той же последовательности, в какой слагаются нормы восприятия и функционирования моторной лексики.
5. Принцип опоры на сохранные функции или принцип обходного пути. Работа над одним звуком подготавливает и облегчает правильное произношение других звуков, той же фонетической группы, и звуков других групп (постановка звука “с” полностью подготавливает артикуляционный уклад звука “з” и частично уклады шипящих звуков). Эта взаимная связь позволяет использовать здоровые звуки для постановки дефектно произносимых звуков.
6.Принцип учета уровня развития ребёнка. Л. С. Выготский предложил выделять в развитии ребенка два основных уровня: уровень актуального развития (самостоятельное решение предлагаемых задач) и уровень потенциального развития (способность решения задач при соответствующей помощи со стороны педагога), таким образом, следует проводить обучение ребенка от выполнения задачи с помощию педагога к самостоятельному ее решению. Любое предлагаемое задание должно быть заведомо легко выполнимым, с учетом уровня развития ребенка и этапа коррекционного воздействия.
7. Принцип повторений умений и навыков. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
8. Принцип отбора лингвистического материала. Правильно подобранный лингвистический материал выступает как одно из важных основных условий коррекции. Удобный для произношения и воспроизведения текст, в котором отсутствуют или редко встречаются трудные звукосочетания, много гласных звуков, по тому же принципу формируется арсенал двигательной лексики.
9. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания. Главная цель образования – ребенок, развитие которого планируется, опираясь на его состояние здоровья, индивидуальные и возрастные особенности.
10. Принцип активного обучения. На занятиях логоритмикой используются активные формы и методы обучения – театрализованные игры, активное слушание, творческие задания, импровизации, выполнение оздоровительных и хореографических (театральных) упражнений в движении под музыку.
11. Принцип результативности. Получение положительного результата развития в освоении двигательного материала, коррекции речи, оздоровлении каждого ребенка, а также создание театрализованных сценических программ, призванных продемонстрировать продуктивность выбранного коррекционного направления, постановок в которых помимо детей участвуют их родители, создавая таким образом мотивированную атмосферу сотрудничества и результативности.
Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений:
· Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.
· Динамические театрализованные упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.
· Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыками письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.
· Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. На логоритмических занятиях совместно с преподавателем движения, логопедом и по рекомендации врача-педиатра используются:
1. упражнения на развитие диафрагмально-брюшного дыхания,
2. выработка продолжительного речевого выдоха,
3. тренировка согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем.
· Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. В холодное время года эти упражнения выполняются ежедневно в качестве профилактики простудных заболеваний. На занятиях используются фонопедические упражнения по В. Емельянову, не только развивающие голосовые связки, но развивающие певческие навыки школьников.
· Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, эмоциональную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.
· Чистоговоркиобязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается музыкальный и фонематический слух и слуховое внимание.
· Речевые игрымогут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование стихотворного текста способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.
· Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.
· Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.
· Двигательные игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев и общемоторных функций напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая координацию, мелкую и крупную моторику рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном. Наряду с хореографическим и театральным движением, очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры.
· Театральные этюды. Очень часто у детей с ВНИ маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды, как и выразительная хореография, развивают мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в детях чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.
· Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.
· Подвижные театрализованные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.
Раздел 2.
Итак, начинаем…
В данном разделе собраны и систематизированы логоритмические упражнения:
1. Игра «Прогулка» (развитие общей моторики).
По узенькой дорожке (ходьба на месте)
Шагают наши ножки (высоко поднимая ноги)
По камешкам, по камешкам (переминаться с ноги на ногу в медленном темпе)
И в ямку... бух! (сесть на пол на последнем слове)
2. Игра «Большие и маленькие капельки» (развитие чувства темпа и ритма).
Взрослый сообщает ребенку, что пошел дождик.
Для наглядности можно включить соответствующую аудиозапись и послушать ее с закрытыми глазами 10-15 секунд.
Как стучат большие капли?
Правильно, они стучат медленно – кап, кап, кап, кап...
А маленькие капельки как? Конечно, быстро! Кап-кап-кап-кап-кап-кап…
Задача ребенка – проговорить текст, хлопая ладошками по коленкам в заданных ритмах.
3. Игра «Оркестр» (развитие слухового внимания)
Когда взрослый говорит «Дождь!» – ребенок произносит: «Ш-ш-ш...» и мелко перебирает ногами, в ответ на слово «Молния!» – вскидывает руки вверх, а, услышав «Гром!» – громко топает ногами.
На слове «Ти-ши-на» – все смолкает.
4. Игра «Домик» (проучиваем позиции рук)
На поляне дом стоит, (руки открыты в стороны- вторая джазовая позиция)
Ну, а к дому путь закрыт.(руки в первой позиции)
Мы ворота открываем,(руки в 4 позиции)
в этот домик приглашаем.(руки опускаются в подготовительную позицию, ладонями вверх)
5. Игра «Гости» (развитие чувства темпа и ритма)
1.Топ, топ, топ, топ, кто-то в гости к нам идет? (Топают в ритме текста)
Это зайка, это зайка в гости к нам идет. (Дети прыгают, как зайчики.И дальше изображают тех персонажей, которые приходят в «гости»)
2.Топ, топ, топ, топ, кто-то в гости к нам идет?
Это серенький мышонок в гости к нам идет.
3. Топ, топ, топ, топ, кто-то в гости к нам идет?
Это мишка косолапый в гости к нам идет.
4. Топ, топ, топ, топ, кто-то в гости к нам идет?
Это маленький котенок в гости к нам идет.
5 Топ, топ, топ, топ, кто-то в гости к нам идет?
Это хитрая лисичка в гости к нам идет.
6. Игра «Ветер» (нормализация мышечного тонуса, расслабление)
Ветер дует нам в лицо
И качает деревцо(качать поднятыми вверх руками, наклоняя корпус вправо-влево)
Ветерок все тише, тише(медленно покачивать руками)
Деревца все выше, выше(тянуться вверх на носках, руки подняты вверх)
7. «Любимое занятие»
Мы в ладоши хлопать любим (хлопки в такт 4 раза)
Да-да-да, да-да-да (по 3хлопка, с остановкой на 4-ый счет)
И хлопаем всегда (4раза)
Да-да-да, да-да-да.
Мы ногами топать любим
Да-да-да, да-да-да.
И топаем всегда,
Да-да-да, да-да-да!
Мы кружиться очень любим
Да-да-да, да-да-да.
И кружимся всегда,
Да-да-да, да-да-да!
8. Игра «Прогулка и дождик» (развитие чувства темпа и ритма, общей моторики)
Дети спокойно гуляют под медленную музыку, затем включается мелодия в среднем темпе и дети танцуют под нее, импровизируя или выполняя ваше задание. Ну и, наконец, под быструю и ритмичную музыку, надо «убегать от дождя» и прятаться под большим зонтом, который педагог, перемещаясь по залу, открывает в разных его местах.
9.«Тучка»
Злую тучку наказали ( дети топают в ритм стишка)
Ты плохая – ей сказали( стыдят указательным пальчиком)
И она заплакала (трут глазки кулачками )
И кап-кап-кап закапала ( прыгают )
Кап-кап-кап, дождик идет
Кап-кап-кап, дождик идет
Мышки сразу задрожали, ( дрожат коленями)
мыши в норки убежали,(закрывают личико ладошками)
полетели птицы вниз (машут ручками вверх-вниз)
да сели птицы на карниз(садятся на корточки)
Кап-кап-кап, дождик идет (прыгают)
Кап-кап-кап, дождик идет.
10. Игра «Пилоты» (развитие координации, общей моторики)
Мы отважные пилоты, (руки опущены вдоль корпуса, как по стойке «смирно»)
Это наши самолёты – (руки поднимаются в стороны, сильные, «железные»)
Два крыла, (покачать «крыльями»)
Одна кабина, (качнуть головой)
Сзади мощная турбина.(качнуть попой)
Разбежались и взлетели –
Полетели, полетели.(бегут по залу, удерживая руки во второй позтции)
Там внизу остался дом –
Мы махнём ему крылом!
Выше облака и тучи,
Выше - выше, круче - круче!
По воздушным ямкам (ныряем по воздуху)
Пристегните лямки!
11. Упражнение «Черепаха» (самомассаж)
Шла купаться черепаха (ребенок выполняет легкие пощипывания пальцами рук, груди, ног)
И кусала всех со страха:
Кусь! Кусь! Кусь! Кусь!
Никого я не боюсь!
12. «Позиции рук»
Мы позиции учили
Первая, четвертая, пятая, вторая,
Смело ручками водили,
Первая, четвертая, пятая, вторая,
Посмотрите вы на нас,
Первая, четвертая, пятая, вторая,
Мы девчонки просто класс!
Первая, четвертая, пятая, вторая.
Учим, учим, повторяем,
Первая, четвертая, пятая, вторая,
Так мы танцы изучаем,
Первая, четвертая, пятая, вторая.
13. Пальчиковая игра «Строим дом» (развитие мелкой моторики)
Тук-ток, тук-ток (ударять кулачками друг о друга)
Застучал молоток.
Будем строить новый дом
С высоким крыльцом, (поднять руки вверх)
С окнами большими, (согнуть руки в локтях, положить одну ладонь на другую, изображая окно)
Ставнями резными.(поднять кисти рук вверх - «открыть ставни»)
Тук-ток, тук-ток (ударять кулачками друг о друга)
Замолчал молоток.(руки опустить свободно вниз)
Вот готов новый дом, (поднять руки вверх)
Будем жить мы в нем. (потереть ладони друг о друга)
14. Ритмический танец «Волшебный цветок», муз. Ю. Чичков, слова М.
Пляцковский (развитие чувства темпа и ритма, координации речи и движения)
Повторять текст в данном упражнении не нужно.
Есть на свете цветок алый-алый, (шагать по кругу, высоко поднимая колени)
Яркий, пламенный, будто заря,
Самый солнечный и небывалый,
Он мечтою зовется не зря.(в конце куплета остановиться)
Припев:
Может, там, за седьмым перевалом, (шагать на месте, приставив руку к глазам, «смотреть вдаль»)
Вспыхнет свежий, как ветра глоток,
Самый сказочный и небывалый,
Самый волшебный цветок.(кружиться на носках, подняв руки, ладони раскрыты, как «стрелочки»)
В жизни хочется всем нам, пожалуй,
Двигаться боковым галопом по кругу,
(в
конце куплета остановиться) Как бы
путь ни был крут и далек,
На земле отыскать небывалый
Самый-самый красивый цветок.
(Припев: движения те же)
Вспоминая о радостном
чуде, (бежать по кругу,
поднимая колени)
Вдаль шагая по мокрой росе,
Тот цветок ищут многие люди,
Но, конечно, находят не все.(в конце куплета остановиться)
(Припев: движения те же)
15. Упражнение «Аист» (развитие чувства равновесия, нормализация мышечного тонуса)
Аист ногу поднимает –
Ничего не понимает.(стоят сначала на одной ноге, потом на другой, стараясь удержать равновесие)
И весь день среди ракит (руки разводят в стороны)
На одной ноге стоит.
16. Игра «Ёжик» (развитие реакции, речевого слуха)
Ребенок бегает под музыку. Когда она перестанет звучать, малыш должен присесть и обнять себя руками («ёжик»), как только мелодия заиграет снова – нужно бежать.
17. Упражнение «Замри» (развитие быстроты реакции, творческих способностей)
Под быструю музыку ребенок бегает, изображая движения какого-нибудь животного. Как только музыка прекращается, карапуз должен замереть, приняв позу, передающую образ этого животного. Взрослый старается угадать, какого же зверя малыш изобразил.
18. Упражнение «Греем ладошки» (развитие мелкой моторики, самомассаж)
Если замерзают руки (медленно-медленно растирать одну ладонь о другую)
Начинаем их тереть,
Быстро мы сумеем руки,
Как на печке, разогреть.
Сначала ладошки (растирать ладони все быстрее и быстрее)
Совсем как ледышки,
Потом как лягушки,
Потом как подушки.
Но вот понемножку
Согрелись ладошки, Горят и взаправду, (протянуть вперед раскрытые горячие ладони)
А не понарошку.
19. Ритмическая игра «тук-тук» (развитие чувства ритма движений и речи)
Тук, тук, туки-тук. (отхлопывать ритм, проговаривая слова)
Туки-туки-туки-тук.
Туки-тук, туки-тук.
Туки-туки, тук, тук.
Туки, тук, тук, тук.
Тук, туки, туки, тук.
20. Игра «Разведчики» (развитие чувства темпа и ритма)
Взрослый отхлопывает несложный ритм (например, 2 медленных и 2 быстрых хлопка) и предлагает ребенку повторить этот «тайный шифр». Когда задание станет получаться без ошибок, ритм уже не отхлопывается, а играется на музыкальном инструменте. Бубен, барабан, ксилофон – подходит все, что может издавать ритмичные удары.
Высший пилотаж: взрослый отхлопывает ритм руками, а ребенок повторяет его на инструменте.
21. Игра «Зеркало» (развитие умения ориентироваться в пространстве)
Часть 1. Взрослый показывает ребенку изображение человечка и просит встать так же, как на рисунке, то есть стать «зеркальным отражением».
Часть 2. Под быструю (или в среднем темпе) музыку ребенок совершает произвольные движения (можно бегать, кружиться, прыгать – главное, чтобы в такт музыке). Как только мелодия замолкает, малыш должен принять позу человечка, нарисованного на картинке, и замереть.
22. Музыкально-ритмическая композиция «Веселые путешественники», муз М. Старокадомский, сл. С. Маршак (развитие чувства ритма, координации речи и движения).
1-й куплет: Мы едем-едем-едем в далекие края, (ходьба на месте, высоко поднимая колени)
Хорошие соседи, счастливые друзья!
Нам весело живется, мы песенку поем,
А в песенке поется о том, как мы живем!
Припев: Тра-та-та, (3 ритмичных хлопка справа от головы)
тра-та-та (3 ритмичных хлопка слева от головы)
мы везем с собой кота, (подпрыгнуть)
Чижика, (наклон вперед)
Собаку, (слегка присесть, руки перед собой)
Петьку-забияку, (махи руками, согнутыми в локтях)
Обезьяну, (наклон вправо)
попугая – (наклон влево)
вот (хлопнуть в ладоши)
компания какая! (развести руки в стороны)
23. Пение (тренировка дыхания, чувства ритма, слаженности и эмоций)
Подходит любая песня, которая нравится детям.
24. Пальчиковая игра «Салат» (развивать мелкую моторику; развивать память физических действий и ощущений; учить детей находить средства выражения образа в мимике, жестах.)
Мы морковку чистим – чистим, Энергично проводят кулачком правой руки по
Ладони левой.
Мы морковку трем-трем, Прижимают кулачки к груди и делают ими
Резкие движения вперед-назад.
Сахарком ее посыплем «Посыпают сахаром», мелко перебирая
Пальцами.
И сметаною польем. кулачком делают движение сверху вниз, как бы
Поливая.
Вот какой у нас салат, Протягивают ладони вперед.
Витаминами богат! Поглаживают ладошкой живот.
25. Танец – игра «Вороны» А. Ануфриева (развивать подражательные навыки).
Вот под елочкой зеленой. Прыгают на двух ногах в произвольном направлении.
Скачут весело вороны
Кар-кар-кар!
Целый день они кричали, Стоят на месте, делают большие махи руками.
Спать ребяткам не давали.
Кар-кар-кар!
Только к ночи умолкают, Убегают на места и кладут ладошки под щеку,
Спят вороны, отдыхают. Закрывают глаза («спят»).
Кар-кар-кар!
26. Игра “Танюшины игрушки” (Развивать память физических действий и ощущений).
Есть у девочки Танюшки
В доме разные игрушки: присесть влево, вперед, вправо
Заяц, волк, медведь, лиса, изобразить походку каждого.
Грузовик без колеса, присесть, изобразить повороты руля
Кукла Барби и кроватка, встать, изобразить баюканье куклы
Есть любимая лошадка. Изобразить скачки на лошади.
Ей расчешем длинный хвостик плавными движениями руки сверху
Вниз.
И верхом поедем в гости. Изобразить скачку на лошади.
27. Игра «Хрюшки и пес» (развивать фантазию, образное мышление, актерские способности; учить выразительно, произносить фразы, несущие различную эмоциональную окраску).
Хрюшки в лужице лежали, ложатся на пол на живот и болтают ногами
Хрюшки ножками болтали.
Хрю-хрю-хрю,
Хрю-хрю-хрю!
Хрюшки ножками болтали.
Показали пятачки, встают на колени, опираясь руками о пол,
Свои хвостики-крючки. Поднимают голову и вертят хвостиком.
Песик по двору гулял, дети – «поросята» садятся на колени.
Поросяток распугал. «песик» ходит вокруг, пугая их.
Гав-гав-гав, да-да-да!
Разбегайтесь, кто куда! «поросята» убегают на места.
28. Речевая игра “На дачу” (Воспроизведение ритмических рисунков хлопками
Развития чувства ритма у детей).
Мы едем в электричке: подпрыгивают на стульчиках
“Ура, ура, ура!
Стучат, стучат колеса шлепки по коленкам.
“Та-та! Та-та! Та-та!” хлопки
Мелькают мимо сосны повороты головы вправо, влево
И ели, и дома.
Стучат, стучат колеса шлепки по коленкам.
“Да-да! Да-да! Да-да!” хлопки
На даче ждет нас Мурка, имитация “мягкие лапки кошки”
Дружище верный Рекс, кисти рук трясут.
Приедем мы на дачу -
Пойдем все вместе в лес. Шлепки по коленкам.
Заключение
Мы познакомили вас с логоритмикой, как инструментом развития чувства ритма на занятиях хореографией. Надеемся это поможет нашим маленьким танцорам, не нарушая привычного им способа существования, войти в мир хореографии и начать свою танцевальную карьеру. Поняв сам принцип логоритмической гимнастики, педагог может позволить себе импровизировать и фантазировать сколько угодно. Поверьте, это одинаково интересно как детям, так и взрослым.
В результате логоритмических занятий реализуются следующие задачи:
1. уточнение артикуляции;
2. развитие фонематического восприятия;
3. расширение лексического запаса;
4. развитие слухового внимания и двигательной памяти;
5. совершенствование общей и мелкой моторики;
6. выработка четких, координированных движений во взаимосвязи с речью;
7. развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов;
8. творческой фантазии и воображения.
Структура логоритмических занятий включает в себя развитие памяти, внимания, оптико-пространственных функций, слуховых функций, двигательной сферы, ручной моторики, артикуляционной моторики, речевой функциональной системы, звукопроизношения. В занятия включаются пальчиковые игры или массаж пальцев, гимнастика для глаз, различные виды ходьбы и бега под музыку, стихотворения, сопровождаемые движениями, логопедическая гимнастика, мимические упражнения, а также могут быть упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые и музыкальные игры. Если ребенок 2 лет не говорит или говорит плохо - есть смысл попробовать заниматься логоритмикой. В этом возрасте очень трудно осуществлять логопедическое воздействие - ребенок быстро утомляем, не может выполнять артикуляционную гимнастику и т.д. Детям более старшего возраста, уже занимающихся с логопедом, логоритмика тоже может помочь в плане закрепления звуков, отработки плавности речи, улучшения двигательной координации, обучения коммуникативным навыкам.
Таким образом, логоритмика – методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения.
Успехов вам!
Список литературы:
1. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. М.: ЛИНКА- ПРЕСС,1993;
2. Буренина А. И., Колунтаева Л. И. Проектирование интегративной программы предшкольного образования.- СПб.: ЛОИРО, 2007;
3. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008;
4. Галанов А.С. Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников. СПб.: Речь, 2007;
5. Дедюхина Г. В., Яньшина Т. А., Могучая Л. Д. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающими детским церебральным параличом. Учебно-практическое пособие для логопедов и медицинских работников. – М.: Издательство «Гном и Д», 2001;
6. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001;
7. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ./Автор-сост. Н. И. Еременко. – Волгоград: ИТД «Корифей». 2009;
8. Ефименко Н.Н. Материалы к оригинальной авторской программе «Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста». - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999;
9. Здоровячок. Система оздоровления дошкольников./Авт.-сост. Т. С. Никанорова, Е. М. Сергиенко. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007.
10. Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим. М.: ТЦ Сфера, 2004;
11. Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2007;
12. Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2005;
13. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004;
14. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр. - М.: ВАКО, 2005;
15. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В.Развитие связной речи. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000;
16. Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002;
17. Кузнецова С. В., Котова Е. В., Романова Т. А. Система работы с узкими специалистами ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
18. Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: «Издательство Гном и Д», 2005;
19. Кудрявцев В.Т., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления. – М.: Линка-Пересс, 2000;
20. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001;
21. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для студентов пед.ин-тов, учащихся пед. Уч-щ и колледжей, муз.руководителей и воспитателей дет.сада/О.П.Радынова, А. И. Катинене, М. Л. Палавандишкили. - М.: Просвещение Владос, 1994;
22. Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003;
23. Тютюнникова Т. Э. Речевые игры // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 9, с. 115-119;
24. Тютюнникова Т. Э. Инструменты Карла Орфа // Дошкольное воспитание. - 1998. - №2, с. 141-144;
25. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика/О.В.Узорова, Е. А. Нефедова. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2004;
26. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим развитием. – М.: Школьная Пресса, 2002;
27. Хрестоматия для маленьких/Сост. Л.Н.Елисеева. - М.: Просвещение, 1987;
28. Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. СПб.: Издательство «Лань», 2002;
29. Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: Издательство: Просвещение, Владос, 1995;
30. Щетинин М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей/М. Н. Щетинин. - М.: Айрис-пресс, 2007;
Приложение
ДИАГНОСТИКА НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ
(по Н. В. Серебряковой, Л. С. Соломахе)
Диагностика проводится в начале учебного года учителем логоритмики, сценического движения и сценической речи, логопедом и музыкальным руководителем с целью исследования состояния слухового внимания детей, восприятия и воспроизведения ритма, умения ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики, речевой моторики. Результаты диагностики учитываются при составлении планов логоритмических занятий, индивидуальной работы с детьми. Повторное исследование проходит в конце учебного года, чтобы проследить динамику изменений состояния неречевых психических функций детей в процессе логоритмических занятий.
Критерии:
Слуховое внимание.
1. Дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка, гармоника»). По 1 баллу за каждую угаданную игрушку.
2. Определение направления источника звука (музыкальной игрушки) – впереди, сзади, справа, слева. По 1 баллу за каждое угаданное направление.
Восприятие и воспроизведение ритма.
1-й элемент: - - .. -
2-й элемент: - .. - -
3-й элемент: - - …
4-й элемент: … - -
По 1 баллу за каждое правильное воспроизведение.
Ориентирование в пространстве.
1. Правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо.
По 1 баллу за правильное выполнение.
2. Показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади.
По 1 баллу за каждое правильно указанное направление.
Состояние общей моторики.
1. Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных движений сначала по показу педагога, затем по словесным указаниям. Наблюдая за детьми, определить и оценить по 5-балльной шкале:
· силу движений,
· точность движений,
· темп движений,
· координацию движений,
· переключение от одного движения к другому.
Состояние мелкой моторики.
1. Точность движений. Детям предлагают показать фигуры пальцами – коза, корзинка, кошка. По 1 баллу за 1 правильно выполненную фигуру.
2. Темп движений. Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру. Оценка от 1 до 3-х.
3. Синхронность движений правой и левой руки. Предлагается пальчиковая игра. Оценка от 1 до 3-х баллов.
4. Переключение от одного движения к другому.
· «Игра на рояле» (пальцы 1 – 5, 2 – 4, 5 – 1, 4 – 2, 1 – 2 – 3 – 4 – 5, 5 – 4 – 3 – 2 – 1). По 1 баллу за каждое правильно выполненное упражнение.
· Игра «Кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой). По 1 баллу.
· Чередование движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак, далее – наоборот. По 1 баллу.
Максимальное количество за четыре задания – 21 балл.
Результаты заносятся в сводную таблицу:
Результаты диагностики неречевых психических функций на логоритмических занятиях (в баллах)
Логопедическая группа, классы (1-б, 2-б, 1-а, 1-в, 2-а, 3, 4,).
Возраст детей: 7-12 лет.
№ п/п |
Фамилия, имя ребенка |
Слуховое внимание |
Восприятие и воспроизведение ритма |
Ориентирова-нность в пространстве |
Состояние общей моторики |
Состояние мелкой моторики |
|||||
|
|
Сентябрь
|
Май
|
Сентябрь . |
Май
|
Сентябрь
|
Май
|
Сентябрь
|
Май
|
Сентябрь
|
Май
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.