Разработка бинарного урока по биологии и ОБЖ "ВИЧ"
Оценка 4.6

Разработка бинарного урока по биологии и ОБЖ "ВИЧ"

Оценка 4.6
Конкурсы +1
docx
биология +1
7 кл—11 кл
06.03.2018
Разработка бинарного урока по биологии и ОБЖ "ВИЧ"
Данная разработка может быть использована для проведения межпредметного урока как по биологии, так и по ОБЖ, также и для проведения классного часа. Цели урока: расширить знания учащихся о ВИЧе, СПИДе, путях передачи инфекции, способах предотвращения заболевания; формировать навыки здорового образа жизни, толерантного отношения к людям с ВИЧ; воспитывать ответственное отношение к своему и общественному здоровьюметодическая разработка урока по ОБЖ и биологии для 7-11 классов, для проведения классного часа
ВИЧ.docx
Методическая разработка бинарного урока по биологии и ОБЖ  «Бороться с вирусом, а не с людьми» Цели урока:  расширить   знания   учащихся  о   ВИЧе,   СПИДе,   путях   передачи инфекции,   способах   предотвращения   заболевания;   формировать   навыки здорового   образа   жизни,   толерантного   отношения   к   людям   с   ВИЧ; воспитывать ответственное отношение к своему и общественному здоровью. Оборудование и материалы: 2 куска пенопласта, по 2 красных и зелёных кружка; иголки; памятки; презентации; компьютер; мультимедийный проектор Место проведения: плакаты о СПИДе, высказывания: 1. Важно не то, кто ты, а то, что ты делаешь. 2. Боритесь с вирусом, а не с людьми. 3. Любовь должна порождать жизнь, а не смерть. ХОД  УРОКА I   ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ  ЭТАП Деление класса на 2 команды II  МОТИВАЦИЯ  УЧЕБНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Лекция с презентацией УЧИТЕЛЬ  БИОЛОГИИ:  Царица грозная Чума, Теперь идёт на нас сама И льётся жатвою богатой; И к нам в окошко день и ночь Стучит могильною лопатой. Что делать нам? И чем помочь? ХIX  столетие   донесло   до   наших   дней   страх     «чёрной   смерти»   ­   чумы, наиболее   опустошительной,   грязной   и   вредоносной   из   известной   человечеству болезней.   Но   на   сегодня   эту   болезнь   можно   целиком   вылечить   с   применением химиотерапевтических средств. А вот СПИД – «чуму ХX века» ­ сегодня вылечить нельзя. Ещё 30 лет тому назад врачи на Земле считали, что массовые эпидемии для человечества остались в далёком прошлом. А основные причины   смерти людей сегодня – это сердечно­сосудистые заболевания и рак. Но в июле 1981 г. американских врачей насторожил непонятный факт. В Лос­Анжелесе   сразу   5   молодых   мужчин   заболели   редкой   формой   пневмонии, которая вызывается  простым вирусом. Для здорового  человека он не опасен и вызывает болезнь только у тех, у кого ослаблена иммунная система. Также в США резко возросла заболеваемость на одну из редких форм рака – саркома Капоши. Как   правило,   она   поражала   людей   с   ослабленным   иммунитетом.   В   этот   раз заболела молодёжь. В   1982   г.   службы   охраны   здоровья   впервые   приенили   термин   «синдром приобретённого   иммунодефицита»,   или   СПИД.   С   этого   времени   начались систематические наблюдения за случаями СПИДа Причиной СПИДа является вирус, что был выделен учёными французом Л. Монтанье и американцем Р. Гало в 1983 г. одновременно во Франции и США и названный ВИЧ (вирус иммунодефицита человека). На сегодня в мире ВООЗ официально зарегистрировал  50 миллионов особ, живущих со СПИДом (ВИЧ). Но для большей объективности умножьте эту цифру на 10, то есть можно говорить не просто об эпидемии СПИДа, а про его пандемию. Донецкая область занимает 4­ое место по распространённости СПИДа  после Одесской, Николаевской, Днепропетровской областях. УЧИТЕЛЬ  ОБЖ:  Итак, СПИД шагает планетой, болеют им уже не только особы, относящиеся к «группе риска» (наркоманы, проститутки, гомосексуалисты), но и дети, и люди, ведущие здоровый образ жизни. Для многих поставленный диагноз «СПИД» звучит как гром среди ясного неба. Во всём мире 1 декабря проводится День борьбы со СПИДом, целью которого является повышение уровня внимательного отношения общества к таким людям. И сегодня на уроке мы не только вспомним всё, что нам известно об этой неизлечимой пока болезни, но и поговорим об отношении окружающих людей к инфицированным или больным на СПИД. III  БЛИЦ ­КОНКУРС ДЛЯ КОМАНД Команды   отвечают   на   вопросы   и   зарабатывают   баллы.   Учитель   биологии   и   ОБЖ делают комментарии к ответам,  Вопросы для 1 команды 1) Какие   города   в   Донецкой   области   наиболее   опасные   на   ВИЧ­ инфекцию?  /   Донецк,   Мариуполь,   Славянск,   11   место   занимает Краматорск/ 2) К какому типу вирусов принадлежит ВИЧ? /к семейству ретровирусов – содержат в середине нуклеиновую кислоту РНК, а не ДНК, а также фермент ревертазу/ 3) Как проводится обследование на ВИЧ­инфекцию? /берут кровь из вены, определяют наличие антител в крови/ 4) Какие жидкости организма содержат много ВИЧ? /кровь, материнское молоко, семенная жидкость, выделения влагалища/ 5) Могут ли комары заразить ВИЧ­инфекцией? /нет,   по   нескольким   причинам:1)ВИЧ   живёт   очень   короткое   время   в организме   комара,   не   выживает   и   не   размножается;   2)   насекомое усваивает   кровь   и   переваривает;   3)   на   теле   укусившего   насекомого остаётся   незначительное   количество   крови,   не   достаточное   для заражения; 4) комар должен укусить 2 187 раз одного человека, чтобы заразить его; 5) не всегда инфицированные люди имеют довольно высокий уровень ВИЧ в крови 6) Какие стадии заболевания СПИДом можно выделить? /4 стадии:1)острая стадия, наиболее опасная /в крови ещё нет антител, но   ВИЧ   уже   в   организме/,   длится   от1   месяца   до   1   года;   2)   в   крови появляются антитела, но признаков болезни как таковой нет, может наблюдаться   лёгкое   повышение   температуры,   головная   боль,   иногда сыпь,   быстро   исчезающая;3)легко   диагностируется;   возникает распухание лимфоузлов под мышками и в паху, но больные чувствуют себя относительно хорошо; 4)СПИД – все признаки заболевания) 7) Какой путь заражения сейчас распространён в стране? /половой, причём во время гетеросексуальных контактов /80%/, всё чаще – от матери к ребёнку/  8) Когда стало возможным определить ВИЧ­инфекцию? /с   1985   г.,   потому   что   в   марте   1985   г.   был   утверждён   анализ   на определение антител в крови/ 9) Как долго продолжается инкубационный период заболевания? /от нескольких месяцев до нескольких лет/ 10) Есть ли лекарства от СПИДа? /нет,   только   средства,   облегчающие   состояние   больных   людей,   это: азидо­томидин – предотвращает размножение ВИЧ, но останавливает деление   клеток   крови,   например,   костного   мозга,   что   приводит   к малокровию;  невирапин  –   вдвое   сокращает   риск   передачи   СПИДа   от матери к ребёнку; дидеоксинозин; арменикум/ Вопросы для 2 команды 1) Какая точность диагноза на ВИЧ­инфекцию?  2) / 99% / 3) Болеют ли СПИДом животные? /да, существует «обезьянний СПИД», СПИД кошек, мышей, коров/ 4) ВИЧ­инфицированный  и  больной   СПИДом  человек   –  это  одно   и тоже? /нет.   ВИЧ­инфицированный   –   носитель,   признаков   заболевания   у   него нет; у больного СПИДом появляются признаки заболевания/ 5) Уменьшает ли риск заражения противозачаточные средства? /только   латексные   презервативы,   что   сейчас   продаются   в   аптеках, другие средства контрацепции не защищают/ 6) Несут  ли  инфицированные  или  больные СПИДом  криминальную ответственность за распространение болезни? /к   криминальной   ответственности   может   быть   отнесена   особа, достигшая 16 лет и являющаяся носителем ВИЧ­инфекции или другой неизлечимой болезнью и знающая об этом/ 7) Какие признаки СПИДа? /увеличение   лимфоузлов,   невыясненные   повышения   температуры, истощающий понос, рещкая потеря веса, утомляемость, сильное ночное потение, сухой непрерывный кашель, грибковые поражения, туберкулёз, опухоли, саркома Капоши – рак кожи, ослабление и даже потеря слуха и зрения, нарушение умственной деятельности/ 8) Какие выделяют группы риска по отношению к СПИДу? /гомосексуалисты   /пассивные   болеют   чаще/   и   бисексуалы,   наркоманы, проститутки, больные люди, требующие переливания крови; люди, часто меняющие половых партнёров; врачи, имеющие дело с кровью/  9) Что такое «СПИД­терроризм»? /явление специального заражения ВИЧ­инфекцией здоровых людей/   10) Что поражает ВИЧ в организме? /иммунную систему, а точнее, лейкоциты крови. Лейкоциты делятся на фагоциты и лимфоциты. Лимфоциты делятся на Т­клетки и В­ клетки.   Среди   Т­клеток   различают:   хелперы   –   помощники, распознающие чужие белки и дают распоряжения к их уничтожению; киллеры   –   клетки­убийцы,   обезвреживающие   вирусы   и   бактерии; супрессоры   –   блокирующие   вирусы   и   бактерии.   ВИЧ   поражает   Т­ хелперы/ IV  ПУТИ  ПЕРЕДАЧИ  ВИЧ­ИНФЕКЦИИ Лекция с презентацией УЧИТЕЛЬ  БИОЛОГИИ: Рассмотрим пути передачи инфекции.  На   2   куска   пенопласта   прикрепляется   по   2   кружка:  красный   (сигнал опасности) – «ВИЧ передаётся» и зелёный «ВИЧ не передаётся».  Каждой команде вручается набор карточек с возможными путями передачи инфекции. Команды должны  разделить  карточки на  2 группы  и прикрепить  к доске.  Потом   проверяется правильность ответов. Набор карточек Через кровь и другие жидкости организма Вследствие пользования шприцами, использованными ВИЧ- инфицированными особами В случае незащищённых интимных отношений с ВИЧ- инфицированными Во время переливания заражённой крови В случае рождения ребёнка ВИЧ-инфицированной матерью (часто) Вследствие незащищённых контактов с кровью ВИЧ- зараженного человека Через грудное молоко от инфицированной матери ребёнку Через слюну и пот Вследствие пребывания в одном помещении с ВИЧ- инфицированным Через рукопожатие, объятия Через чиханье и кашель В результате пользования общей посудой, постельным бельём, полотенцем Во время пользования общей ванной, туалетом, сауной, бассейном В случае сидения за одной партой, пользовании общими предметами и книжками От домашних животных Через поцелуй Через укусы комаров V  ТОЛЕРАНТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЛЮДЯМ, БОЛЕЮЩИХ СПИДОМ УЧИТЕЛЬ  ОБЖ:  Немецкий писатель Йоганн Вольфганг Гёте писал: «Страх заражает так же, как насморк, и каждый раз превращает одно на многое».  Именно через чувство страха в первые годы появления заболевания людей, больных СПИДом, стремились изолировать от общества. С ними боялись общаться. Считалось, что если заразиться СПИДом, то это означает, что он вёл аморальный образ жизни.  На сегодня нам много известно о путях заражения на это заболевание. Как это ни страшно, но никто из нас не застрахованный от него. Когда человек узнаёт диагноз, часто его первой реакцией является такое: «Поскольку жизни осталось мало – наплевать   на   всё»,  или   наоборот,   человек   начинает   значительно   серьёзнее относиться к себе, своим близким, максимально использовать свои возможности. Добиться другого варианта пытаются врачи специально созданных               СПИД­ центров. Помочь таким людям справится с депрессией должны и окружающие. Победу над вирусом можно получить, объединившись. Больные СПИДом требуют особенного внимания, заботливого, душевного отношения окружающих, друзей и родственников. Такое отношение необходимо, потому   что   эти   люди   своё   болезненное   состояние   часто   бывают   угнетёнными, ощущают разные страхи. Сосуществование с ВИЧ­инфицированными для многих людей   становится   испытанием   настоящих   человеческих   качеств,   доброты материнских, семейных, дружеских чувств. Итак,   люди   по­разному   относятся   к   ВИЧ­инфицированным.   Сейчас   мы проведём   дискуссию   между   участниками   2­х   групп:   негативное   и   толерантное отношение к больным СПИДом.  Группам предлагаются вопросы VI  ДИСКУССИЯ Что вы ощущаете, если узнаете, что кто-то из ваших друзей ВИЧ-инфицирован? Считаете ли вы, что ВИЧ-инфицированному человеку следует бросить работу (обучение)? Ответ обоснуйте. Как общество должно относится к людям, получившим позитивный результат теста? Необходимо ли предупреждать полового партнёра о своём заболевании? После выступления команд подбиваются итоги дискуссии   Согласны ли вы с вашими аргументами?  Как   вы   считаете,   какое   отношение   к   ВИЧ­инфицированных   в нашем обществе?  Можно ли с уверенностью сказать, что никто из нас не заразится СПИДом?  А хотели бы вы, чтобы  к вам относились как к изгоям общества? Итак,   ВИЧ­инфицированным   и   больным   на   СПИД   необходима   забота   и поддержка окружающих. Один мудрец  сказал: «Если  ты не  знаешь ни  себя,  ни противника  – ты проиграешь. Если ты знаешь только себя – возможно, ты выиграешь. Если ты знаешь   и   себя   и   противника   –   победа   будет   на   твоей   стороне».  Под противником имеется в виду ВИЧ­инфекция/СПИД, и наша цель будет – узнать о нём как можно больше.   VII ИТОГИ  УРОКА, ОЦЕНИВАНИЕ Учащиеся получают памятки «Как уберечься от СПИДа» ПАМЯТКА «КАК МОЖНО УБЕРЕЧЬСЯ ОТ СПИДа» 1. Не   спеши   начать   «взрослую   жизнь»,   не   зная   элементарных   правил безопасного полового поведения. 2. Не употребляй наркотиков и допингов. 3. Не   пользуйся   предметами   личной   гигиены,   принадлежащих   другому человеку,   а   именно:   зубной   щёткой,   лезвием   для   бритья,   маникюрным инструментом.   Косметические   манипуляции   должны   выполняться исключительно стерильным одноразовым инструментом. 4. Воздерживайся от случайных половых отношений. 5. Во время полового контакта пользуйся презервативом, снижающим риск заражения, но не гарантирует целой безопасности, поэтому смотри п.4 6. Пользуйся только одноразовыми медицинскими инструментами. 7. Перед   переливанием   крови   требуйте   данные   лабораторного   анализа   на ВИЧ донорскую кровь. 8. Избегай контакта с кровью больного, ВИЧ­инфицированного.  9. Избегай драк. 10.Веди здоровый образ жизни.   VIII  РЕФЛЕКСИЯ  УРОКА Учащимся предлагается написать пожелания, мысли об уроке IX  ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1) Повторить тему по учебнику и конспект; 2) Творческие задания:  Презентация «СПИД – чума 20 века»  Составить памятку «Общение с ВИЧ-инфицированными людьми» ПАМЯТКА  «КАК МОЖНО УБЕРЕЧЬСЯ ОТ СПИДа» ПАМЯТКА  «КАК МОЖНО УБЕРЕЧЬСЯ ОТ СПИДа»   лезвием   для   бритья, 1. Не   спеши   начать   «взрослую   жизнь»,   не   зная элементарных   правил   безопасного   полового поведения. 2. Не употребляй наркотиков и допингов. 3. Не   пользуйся   предметами   личной   гигиены, принадлежащих другому человеку, а именно: зубной щёткой,   маникюрным инструментом.   Косметические   манипуляции должны выполняться исключительно стерильным одноразовым инструментом. 4. Воздерживайся   от   случайных   половых отношений. 5. Во   время   полового   контакта   пользуйся презервативом, снижающим риск заражения, но не гарантирует целой безопасности, поэтому смотри п.4 6. Пользуйся только одноразовыми медицинскими инструментами. 7. Перед   переливанием   крови   требуйте   данные лабораторного анализа на ВИЧ донорскую кровь. 8. Избегай   контакта   с   кровью   больного,   ВИЧ­ инфицированного.  9. Избегай драк.     выполняться 1. Не   спеши   начать   «взрослую   жизнь»,   не   зная элементарных   правил   безопасного   полового поведения. 2. Не употребляй наркотиков и допингов. 3. Не   пользуйся   предметами   личной   гигиены, принадлежащих   другому   человеку,   а   именно: зубной щёткой, лезвием для бритья, маникюрным   Косметические   манипуляции инструментом. должны исключительно стерильным одноразовым инструментом. 4. Воздерживайся   от   случайных   половых отношений. 5. Во   время   полового   контакта   пользуйся презервативом,  снижающим  риск заражения,  но не   гарантирует   целой   безопасности,   поэтому смотри п.4 6. Пользуйся только одноразовыми медицинскими инструментами. 7. Перед   переливанием   крови   требуйте   данные лабораторного анализа на ВИЧ донорскую кровь. 8. Избегай   контакта   с   кровью   больного,   ВИЧ­ инфицированного.  9. Избегай драк. 10. Веди здоровый образ жизни.   10. Веди здоровый образ жизни.   ПАМЯТКА  «КАК МОЖНО УБЕРЕЧЬСЯ ОТ СПИДа» 1. Не   спеши   начать   «взрослую   жизнь»,   не   зная элементарных   правил   безопасного   полового поведения. 2. Не употребляй наркотиков и допингов. 3. Не   пользуйся   предметами   личной   гигиены, принадлежащих другому человеку, а именно: зубной щёткой,   маникюрным инструментом.   Косметические   манипуляции должны выполняться исключительно стерильным одноразовым инструментом.   лезвием   для   бритья, ПАМЯТКА  «КАК МОЖНО УБЕРЕЧЬСЯ ОТ СПИДа» 1. Не   спеши   начать   «взрослую   жизнь»,   не   зная элементарных   правил   безопасного   полового поведения. 2. Не употребляй наркотиков и допингов. 3. Не   пользуйся   предметами   личной   гигиены, принадлежащих   другому   человеку,   а   именно: зубной щёткой, лезвием для бритья, маникюрным   Косметические   манипуляции инструментом. должны исключительно стерильным одноразовым инструментом. выполняться 4. Воздерживайся   от   случайных   половых отношений. 5. Во   время   полового   контакта   пользуйся презервативом, снижающим риск заражения, но не гарантирует целой безопасности, поэтому смотри п.4 6. Пользуйся только одноразовыми медицинскими инструментами. 7. Перед   переливанием   крови   требуйте   данные лабораторного анализа на ВИЧ донорскую кровь. 8. Избегай   контакта   с   кровью   больного,   ВИЧ­ инфицированного.  9. Избегай драк. 4. Воздерживайся   от   случайных   половых отношений. 5. Во   время   полового   контакта   пользуйся презервативом,  снижающим  риск заражения,  но не   гарантирует   целой   безопасности,   поэтому смотри п.4 6. Пользуйся только одноразовыми медицинскими инструментами. 7. Перед   переливанием   крови   требуйте   данные лабораторного анализа на ВИЧ донорскую кровь. 8. Избегай   контакта   с   кровью   больного,   ВИЧ­ инфицированного.  9. Избегай драк. 10. Веди здоровый образ жизни.   10. Веди здоровый образ жизни.

Разработка бинарного урока по биологии и ОБЖ "ВИЧ"

Разработка бинарного урока по биологии и ОБЖ "ВИЧ"

Разработка бинарного урока по биологии и ОБЖ "ВИЧ"

Разработка бинарного урока по биологии и ОБЖ "ВИЧ"

Разработка бинарного урока по биологии и ОБЖ "ВИЧ"

Разработка бинарного урока по биологии и ОБЖ "ВИЧ"

Разработка бинарного урока по биологии и ОБЖ "ВИЧ"

Разработка бинарного урока по биологии и ОБЖ "ВИЧ"

Разработка бинарного урока по биологии и ОБЖ "ВИЧ"

Разработка бинарного урока по биологии и ОБЖ "ВИЧ"

Разработка бинарного урока по биологии и ОБЖ "ВИЧ"

Разработка бинарного урока по биологии и ОБЖ "ВИЧ"

Разработка бинарного урока по биологии и ОБЖ "ВИЧ"

Разработка бинарного урока по биологии и ОБЖ "ВИЧ"

Разработка бинарного урока по биологии и ОБЖ "ВИЧ"

Разработка бинарного урока по биологии и ОБЖ "ВИЧ"

Разработка бинарного урока по биологии и ОБЖ "ВИЧ"

Разработка бинарного урока по биологии и ОБЖ "ВИЧ"

Разработка бинарного урока по биологии и ОБЖ "ВИЧ"

Разработка бинарного урока по биологии и ОБЖ "ВИЧ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.03.2018