Тема доклада: «Создание эмоционального комфорта с помощью здоровьесберегающих технологий при работе с гиперактивными детьми».
Докладчик: учитель-логопед Кузнецова Н.С.
В последнее время в нашей школе отмечается резкий рост числа детей с разными формами нарушений эмоциональной сферы, всё больше становиться детей с ярко выраженной гиперактивностью. Таким детям трудно долго сидеть на одном месте, молчать, подчиняться инструкциям. Они создают дополнительные трудности в работе учителей, потому что очень подвижны, вспыльчивы, раздражительны и безответственны. Гиперактивные дети часто задевают и роняют различные предметы, толкают сверстников, создавая конфликтные ситуации. Они часто обижаются, но о своих обидах быстро забывают. Аффективная напряженность, значительная амплитуда эмоционального переживания, трудности, возникающие в общении со сверстниками и взрослыми, приводят к тому, что у ребенка легко формируется и фиксируется негативная самооценка, враждебность к окружающим. Однако это только одна сторона медали. Нельзя забывать, что в первую очередь страдает сам ребенок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют ему сделать это. Такому ребенку трудно долгое время сидеть неподвижно, не ерзать, не разговаривать. Постоянные окрики, замечания, угрозы наказания не улучшают его поведения, а порой даже становятся источниками новых конфликтов. Кроме того, такие формы воздействия могут способствовать формированию у ребенка отрицательных эмоциональных реакций и черт характера.
Важнейшими задачами при работе с такими детьми является – создание положительного эмоционального настроя, снижение уровня негативных эмоциональных проявлений относительно процесса обучения, снижение уровня школьной тревожности как фактора, влияющего на общую успешность.
В реализации данных задач нам могут помочь здоровьесберегающие технологии. Здоровьесберегающие технологии - специально организованное взаимодействие детей и педагога; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.
В коррекционную работу с детьми с гиперактивностью необходимо включать такие методы и формы работы как:
ü Физ. минутки,
ü дыхательные упражнения,
ü глазодвигательные упражнения,
ü упражнения для артикуляционных мышц, языка, в сочетании с приёмом биоэнергопластики,
ü перекрестные (реципрокные) телесные упражнения,
ü упражнения для развития мелкой моторики рук,
ü разные виды массажей и пр.
Физ. минутки нормализуют гипертонус и гипотонус мышц. Оптимизация тонуса является одной из самых важных задач психо-эмоциональной коррекции. Наличие гипертонуса обычно связано со снижением психической и двигательной активности ребенка, с высоким порогом и длительным периодом возникновения всех рефлекторных и произвольных реакций. Гипотонус сочетается с замедленной переключаемостью нервных процессов, эмоциональной вялостью, низкой мотивацией и слабостью волевых усилий. Такие дети с трудом расслабляются. Именно поэтому в самом начале занятий ребенку необходимо дать почувствовать его собственный тонус и показать варианты работы с ним на самых наглядных и простых примерах.
Дыхательные упражнения, дыхательная гимнастика улучшают ритмирование организма, развивают самоконтроль и произвольность. Дыхательная гимнастика оказывает огромное влияние на эмоциональную сферу, что в последующем приводит к улучшению психофизиологического состояния ребенка. Дыхательная гимнастика в начале занятия, активизирует внимание, снижает излишнюю эмоциональную и двигательную активность, создает положительный эмоциональный фон, обеспечивая плавный переход к образовательному процессу.
Дыхательные упражнения (используемые на различных этапах занятия) можно сочетать с разнообразными вариантами упражнений глаз и языка.
Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
Кинезиологические упражнения - обеспечивают развитие межполушарного взаимодействия, снятие синкинезий и мышечных зажимов, развитие точности движения пальцев и способность переключения с одного движения на другое.
Известно, что центром тонкой моторной координации является лобная доля мозга, отвечающая также за внутреннюю речь и самоконтроль.
Хочется отметить один факт, что дети, которые пропустили жизненно важную стадию развития - ползание, испытывают трудности в обучении. Дело в том, что во время ползания используются перекрестные движения рук, ног и глаз, активизирующие развитие мозолистого тела. Медленное выполнение перекрестных движений способствует активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.
Этот вид упражнений целесообразно использовать для активизации внимания в начале занятия, во время смены деятельности, как и динамические паузы или в конце занятия, для снятия напряжения и помощи ребенку в переключении на другой вид деятельности.
Нужно включать в работу с такими детьми и различные виды массажей (самомассаж, Су-Джок терапия, массаж карандашами). Су-Джок терапия способствует стимуляции высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенным на кистях рук. При выполнении упражнений при помощи различных приспособлений (шарики Су-Джок, массажные мячики, массажёры, грецкие орехи, колючие валики и коврики) происходит стимулирование этих активных точек, расположенных на пальцах рук. Массаж позволяет «разбудить» заторможенные и затормозить возбужденные биологически активные точки, что заметно отражается на общем состоянии ребенка.
Отмечено, что особенно эффективным для гиперактивных детей является массаж пальцев рук и ушных раковин. Точки на верхушке уха соответствуют ногам, а на мочке - голове.
Немаловажными для таких ребят являются и релаксационные упражнения, их можно проводиться как в начале занятия с целью настройки, так и в конце.
Таким образом при помощи здоровьесберегающих технологий можно корректировать эмоции, помочь сбалансировать психоэмоциональное состояние и поведение ребенка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.