СОЗДАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Кочкарова К.А., аспирант, МИУ , г. СОЧИ
Аннотация. В работе раскрываются структурные составляющие инновационной образовательной среды в начальном звене школы. Авторы раскрывают сущность понятий «инновационный потенциал учащихся», «инновационная кyльтура педагога», механизмы, которые обеспечивают комплексный подход к решению проблемы формирования инновационного потенциала ученика и роль учителя в этом процессе. отражающие поступательный и направленный процесс приобретения учащимися инновационных знаний, умений и опыта, развития их инновационного мышления и способностей
Ключевые слова: инновационный потенциал учащихся, инновационная образовательная среда, инновационная кyльтура, начальная школа.
Современный этап развития системы образования в России связан с инновационными процессами, которые предопределяют создание инновационной образовательной среды. При всей своей консервативности процесс обучения на протяжении веков не стоит на месте. Его не обошли новые веяния времени – инновации. Инновационный потенциал образования представляет собой наличие возможностей (условий) предоставления образовательных услуг с применением новых технологий, обеспечивающих повышение их качества и более высокой заинтересованности со стороны потребителей. По мнению Е.В. Стародубцевой, «применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося» [3]. Меняются содержание деятельности ученика, роль учителя в современной образовательной среде. Целеполагание учебной деятельности в настоящее время предполагает построение учебной программы, основанной на использовании проблемно-поисковой деятельности на уроках. Освоение необходимого объема информации оценивается «встроенными» в учебные курсы тестами, самостоятельными работами, которые стали являться обязательным итоговым способом проверки знаний по практически каждой отдельной теме, что создает возможности тотальной индивидуализации проверки знаний. Кроме того, Россия все в большей мере интегрируется в мировое образовательное пространство, в том числе путем участия в проектах сравнительной оценки знаний учеников. Например, уже не первый год россияне участвуют в проведении такой оценки уровня знаний как ПИЗА. Общая структура инновационного потенциала личности чаще всего рассматривается с учетом закономерностей функционирования мотивационной (прежде всего мотивации достижений), эмоционально-волевой сфер, познавательных процессов, индивидуальных особенностей субъекта деятельности. Так, М.В. Чигринова, выявила, что инновационный потенциал является высоким, если в индивидуальной концепции личности фиксируются следующие содержание: видение личностью своей роли во взаимодействии с миром как активное, инициативное участие в инновационной деятельности; всесторонние представления о творческом подходе к профессиональной деятельности; коммуникативная компетентность; представление о творческом, активном отношении к действительности как значимой ценности в деятельности. При определении понятия «формирование инновационного потенциала учащихся» следует опираться на представление о единстве трех актуализируемых в процессе взаимодействия потенциальных возможностей — к обнаружению новой информации, к адекватной оценке нового явления, к продуктивной инновационной деятельности. Типы реализации этих возможностей различимы и ортогональны: осмысленно-интенсивный — формально-накопительский; позитивно-дифференцированный — негативно-генерализованный; инициативно-преобразовательский — вынужденно-приспособительский. Соотношения ведущих типов актуализации инновационных возможностей могут стать основанием для выделения типологии инновационного взаимодействия человека с миром. Формирование инновационного потенциала учащихся можно определить как поступательный, направленный процесс приобретения учащимися интеллектуальных, психологических и социальных новообразований за счет освоения инновационных знаний, умений и способностей, необходимых для осуществления учебной деятельности. Под готовностью к инновационной деятельности мы понима- 139 ем особое психическое состояние, характеризуемое настроем, осознанным желанием учащегося с «подсказкой» или самостоятельно осуществлять продуктивные действия. Состоянию готовности присуще осознание учащимся необходимости личной активности для подготовки к инновационной деятельности: усвоением базовых ЗУН, приобретением определенного опыта, уровнем сформированности умений и качеств творческой личности. Следовательно, готовность и подготовка — это два пересекающихся понятия, но не полностью тождественных. Это объясняем следующим соображением. У учащегося может быть стремление, настрой на выполнение творческой работы, но отсутствовать достаточный практический опыт, быть низким уровень развития готовности к инновациям. На сегодняшний день нет четких критериев сформированности готовности учащегося к инновациям. Современные кардинальные преобразования школы и общества, изменение социокультурных приоритетов требуют от педагога переориентации его сознания, адекватные характеру инновационной педагогической деятельности, которая нашла свое отражение в разработке и введении элементов нового содержания образования, новых образовательных технологий, укреплении связи школы с наукой, обращении к мировомy педагогическому опыту. Возникающая инновационная деятельность приводит к стихийному развитию инновационной кyльтуры, когда сами условия жизнедеятельности требуют активизации инновационных качеств личности. Под инновационной культурой мы понимаем систему знаний, умений, ценностей, норм и идеалов, присвоенных и использyемых личностью в процессе инновационной деятельности. По мнению Григорьевой С.Г. инновационная культура педагога – «это интегральное качество личности специалиста, включающее в себя сложную динамическую систему профессионально важных свойств личности учителя, определяющих успешность профессиональной деятельности в инновационной среде образовательного учреждения, устойчивую систему мотивов к разработке, комплексному внедрению и освоению новых современных инновационных технологий и программ, а также психологическую установку на выполнение преобразующих действий и компетентности по их осуществлению в процессе обучения младших школьников» [1, 18]. Сформированность инновационной культуры помогает учителю выстроить учебный процесс таким образом, чтобы ученик не только освоил конкретные знания и умения, но и овладел способами их применения в различных ситуациях, научился самостоятельно делать выводы, корректировать собственную учебную деятельность. В этой связи инновационная кyльтура педагога начальной школы является высшим проявлением его профессиональной компетентности, отражающим способность cспециалиста к творческому восприятию, пониманию и представлению действительности в профессиональной сфере, его способность успешно действовать в динамичной инновационной среде с yчетом специфики профессиональной деятельности. К cструктуре функционирования инновационной культуры педагога можно отнести: - cсовокупность профессионально важных качеств и свойств личности учителя, определяющих yспешность профессиональной деятельности в инновационной среде образовательного учреждения; - непрерывность профессионального образования педагога; - устойчивую систему мотивов к разработке, комплексному внедрению и освоению новых современных инновационных технологий и программ; - информационно-коммyникационные технологии; - информационную компетентность личности педагога, а также психологическую установкуy на выполнение преобразующих действий в процессе обучения младших школьников. Процесс формирования инновационной культуры будущего педагога представляет собой целенаправленную деятельность всех его участников, результатом которой выступает готовность к выполнению искомых действий. Данный процесс характеризуется критериями и уровнями готовности, а реализуется в содержании, формах и методах обучения. Педагог как субъект инновационной культуры преобразует (обновляет) окружающий его мир, нацелен на постоянный поиск нового в цели, содержании, методах и формах обучения и воспитания детей, на создание педагогических новшеств и их оценкой педагогическим сообществом, на использование и применение всего нового, прогрессивного на практике. Непрерывность профессионального образования учителя является условием постоянного развития индивидуального педагогического опыта в инновационной образовательной среде.
Примечания:
1. Григорьева С.Г. Формирование инновационной культуры учителя начальных классов в процессе профессиональной
подготовки: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. М., 2011. 50 с.
2. Афанасьева Е.Д., Борисова Л.Г. Инновационная культура педагогов //Электронный журнал «Имидж». URL:
http://image.websib. ru/05/textarticle.htm7237 (дата обращения: 10.10.2021)
3. Стародубцева Е. В. Инновационные формы работы в начальной школе URL: http: //starodubez71/ucoz/ru (дата
обращения: 15.10.2021)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.