СОЗДАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Оценка 4.8

СОЗДАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Оценка 4.8
docx
11.05.2023
СОЗДАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
статья к выступлению.docx

СОЗДАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Кочкарова К.А., аспирант, МИУ , г. СОЧИ

 Аннотация. В работе раскрываются структурные составляющие инновационной образовательной среды в начальном звене школы. Авторы раскрывают сущность понятий «инновационный потенциал учащихся», «инновационная кyльтура педагога», механизмы, которые обеспечивают комплексный подход к решению проблемы формирования инновационного потенциала ученика и роль учителя в этом процессе. отражающие поступательный и направленный процесс приобретения учащимися инновационных знаний, умений и опыта, развития их инновационного мышления и способностей

Ключевые слова: инновационный потенциал учащихся, инновационная образовательная среда, инновационная кyльтура, начальная школа.

Современный этап развития системы образования в России связан с инновационными процессами, которые предопределяют создание инновационной образовательной среды. При всей своей консервативности процесс обучения на протяжении веков не стоит на месте. Его не обошли новые веяния времени – инновации. Инновационный потенциал образования представляет собой наличие возможностей (условий) предоставления образовательных услуг с применением новых технологий, обеспечивающих повышение их качества и более высокой заинтересованности со стороны потребителей. По мнению Е.В. Стародубцевой, «применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося» [3]. Меняются содержание деятельности ученика, роль учителя в современной образовательной среде. Целеполагание учебной деятельности в настоящее время предполагает построение учебной программы, основанной на использовании проблемно-поисковой деятельности на уроках. Освоение необходимого объема информации оценивается «встроенными» в учебные курсы тестами, самостоятельными работами, которые стали являться обязательным итоговым способом проверки знаний по практически каждой отдельной теме, что создает возможности тотальной индивидуализации проверки знаний. Кроме того, Россия все в большей мере интегрируется в мировое образовательное пространство, в том числе путем участия в проектах сравнительной оценки знаний учеников. Например, уже не первый год россияне участвуют в проведении такой оценки уровня знаний как ПИЗА. Общая структура инновационного потенциала личности чаще всего рассматривается с учетом закономерностей функционирования мотивационной (прежде всего мотивации достижений), эмоционально-волевой сфер, познавательных процессов, индивидуальных особенностей субъекта деятельности. Так, М.В. Чигринова, выявила, что инновационный потенциал является высоким, если в индивидуальной концепции личности фиксируются следующие содержание: видение личностью своей роли во взаимодействии с миром как активное, инициативное участие в инновационной деятельности; всесторонние представления о творческом подходе к профессиональной деятельности; коммуникативная компетентность; представление о творческом, активном отношении к действительности как значимой ценности в деятельности. При определении понятия «формирование инновационного потенциала учащихся» следует опираться на представление о единстве трех актуализируемых в процессе взаимодействия потенциальных возможностей — к обнаружению новой информации, к адекватной оценке нового явления, к продуктивной инновационной деятельности. Типы реализации этих возможностей различимы и ортогональны: осмысленно-интенсивный — формально-накопительский; позитивно-дифференцированный — негативно-генерализованный; инициативно-преобразовательский — вынужденно-приспособительский. Соотношения ведущих типов актуализации инновационных возможностей могут стать основанием для выделения типологии инновационного взаимодействия человека с миром. Формирование инновационного потенциала учащихся можно определить как поступательный, направленный процесс приобретения учащимися интеллектуальных, психологических и социальных новообразований за счет освоения инновационных знаний, умений и способностей, необходимых для осуществления учебной деятельности. Под готовностью к инновационной деятельности мы понима- 139 ем особое психическое состояние, характеризуемое настроем, осознанным желанием учащегося с «подсказкой» или самостоятельно осуществлять продуктивные действия. Состоянию готовности присуще осознание учащимся необходимости личной активности для подготовки к инновационной деятельности: усвоением базовых ЗУН, приобретением определенного опыта, уровнем сформированности умений и качеств творческой личности. Следовательно, готовность и подготовка — это два пересекающихся понятия, но не полностью тождественных. Это объясняем следующим соображением. У учащегося может быть стремление, настрой на выполнение творческой работы, но отсутствовать достаточный практический опыт, быть низким уровень развития готовности к инновациям. На сегодняшний день нет четких критериев сформированности готовности учащегося к инновациям. Современные кардинальные преобразования школы и общества, изменение социокультурных приоритетов требуют от педагога переориентации его сознания, адекватные характеру инновационной педагогической деятельности, которая нашла свое отражение в разработке и введении элементов нового содержания образования, новых образовательных технологий, укреплении связи школы с наукой, обращении к мировомy педагогическому опыту. Возникающая инновационная деятельность приводит к стихийному развитию инновационной кyльтуры, когда сами условия жизнедеятельности требуют активизации инновационных качеств личности. Под инновационной культурой мы понимаем систему знаний, умений, ценностей, норм и идеалов, присвоенных и использyемых личностью в процессе инновационной деятельности. По мнению Григорьевой С.Г. инновационная культура педагога – «это интегральное качество личности специалиста, включающее в себя сложную динамическую систему профессионально важных свойств личности учителя, определяющих успешность профессиональной деятельности в инновационной среде образовательного учреждения, устойчивую систему мотивов к разработке, комплексному внедрению и освоению новых современных инновационных технологий и программ, а также психологическую установку на выполнение преобразующих действий и компетентности по их осуществлению в процессе обучения младших школьников» [1, 18]. Сформированность инновационной культуры помогает учителю выстроить учебный процесс таким образом, чтобы ученик не только освоил конкретные знания и умения, но и овладел способами их применения в различных ситуациях, научился самостоятельно делать выводы, корректировать собственную учебную деятельность. В этой связи инновационная кyльтура педагога начальной школы является высшим проявлением его профессиональной компетентности, отражающим способность cспециалиста к творческому восприятию, пониманию и представлению действительности в профессиональной сфере, его способность успешно действовать в динамичной инновационной среде с yчетом специфики профессиональной деятельности. К cструктуре функционирования инновационной культуры педагога можно отнести: - cсовокупность профессионально важных качеств и свойств личности учителя, определяющих yспешность профессиональной деятельности в инновационной среде образовательного учреждения; - непрерывность профессионального образования педагога; - устойчивую систему мотивов к разработке, комплексному внедрению и освоению новых современных инновационных технологий и программ; - информационно-коммyникационные технологии; - информационную компетентность личности педагога, а также психологическую установкуy на выполнение преобразующих действий в процессе обучения младших школьников. Процесс формирования инновационной культуры будущего педагога представляет собой целенаправленную деятельность всех его участников, результатом которой выступает готовность к выполнению искомых действий. Данный процесс характеризуется критериями и уровнями готовности, а реализуется в содержании, формах и методах обучения. Педагог как субъект инновационной культуры преобразует (обновляет) окружающий его мир, нацелен на постоянный поиск нового в цели, содержании, методах и формах обучения и воспитания детей, на создание педагогических новшеств и их оценкой педагогическим сообществом, на использование и применение всего нового, прогрессивного на практике. Непрерывность профессионального образования учителя является условием постоянного развития индивидуального педагогического опыта в инновационной образовательной среде.

Примечания:

 1. Григорьева С.Г. Формирование инновационной культуры учителя начальных классов в процессе профессиональной

подготовки: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. М., 2011. 50 с.

2. Афанасьева Е.Д., Борисова Л.Г. Инновационная культура педагогов //Электронный журнал «Имидж». URL:

http://image.websib. ru/05/textarticle.htm7237 (дата обращения: 10.10.2021)

3. Стародубцева Е. В. Инновационные формы работы в начальной школе URL: http: //starodubez71/ucoz/ru (дата

обращения: 15.10.2021)


 

СОЗДАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

СОЗДАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

Так, М.В. Чигринова, выявила, что инновационный потенциал является высоким, если в индивидуальной концепции личности фиксируются следующие содержание: видение личностью своей роли во взаимодействии с миром…

Так, М.В. Чигринова, выявила, что инновационный потенциал является высоким, если в индивидуальной концепции личности фиксируются следующие содержание: видение личностью своей роли во взаимодействии с миром…

Современные кардинальные преобразования школы и общества, изменение социокультурных приоритетов требуют от педагога переориентации его сознания, адекватные характеру инновационной педагогической деятельности, которая нашла свое отражение в…

Современные кардинальные преобразования школы и общества, изменение социокультурных приоритетов требуют от педагога переориентации его сознания, адекватные характеру инновационной педагогической деятельности, которая нашла свое отражение в…

Процесс формирования инновационной культуры будущего педагога представляет собой целенаправленную деятельность всех его участников, результатом которой выступает готовность к выполнению искомых действий

Процесс формирования инновационной культуры будущего педагога представляет собой целенаправленную деятельность всех его участников, результатом которой выступает готовность к выполнению искомых действий
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.05.2023