Создание психологически безопасной образовательной среды в условиях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Оценка 4.9

Создание психологически безопасной образовательной среды в условиях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Оценка 4.9
doc
01.03.2023
Создание психологически безопасной образовательной среды в условиях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
АВТОРЕФЕРАТ ВКР Брянцева (1).doc

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет»

Институт педагогики и психологии детства

Кафедра теории и методики обучения естествознанию, математике и информатике в период детства

 

 

 

 

 

 

 

Создание психологически безопасной образовательной среды в условиях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

 

Выпускная квалификационная работа

(автореферат)

Квалификационная работа

допущена к защите

Зав. кафедрой Л.В. Воронина

 

  _____         ______________

 дата                    подпись

Исполнитель:

Грицко Светлана Анатольевна,

Обучающийся МДО 1501-z    группы

 

          подпись

Руководитель ОПОП:

Л.В. Моисеева

 

 

________________________

              подпись

Научный руководитель:

Малоземова Ирина Ивановна, к.п.н., доцент

 

____________________

              подпись

Екатеринбург, 2017

Актуальность исследования. В педагогической практике установлено, что первое десятилетие жизни человека является фундаментом, который определяет дальнейшее состояние физической и психической сфер его жизнедеятельности, результативности, удовлетворяющей потребности человека и как успех личности в целом. Период пребывания учащихся в дошкольном образовательном учреждении (далее по тексту - ДОУ) является определяющим для формирования их здоровья, выявления творческого потенциала, интенсивного развития способностей. Исследованиями ученых (Аминова Е.М., Березина Т.Н., Балан И.С., Гусева Е.О, Голованова А.А., Ковров В.В, Кондакова И.В., Харланова Ю.В и др.) обосновано, что существенно повышать состояние психического здоровья детей может психологически безопасная образовательная среда.

Основными из современных направлений создания психологически безопасной образовательной среды и развития воспитанников дошкольных учреждений,  и их дальнейшей результативности, является реализация  Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. [31], где основными приоритетами стали: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей, и взрослых в дошкольной организации, защита от психологического и физического насилия и другое.

На основе выше изложенного можно выделить ряд противоречий, указывающих на недостаточность разработанности аспектов в области психологически безопасной образовательной среда в дошкольных учреждениях:

-                   между тенденцией к более полному использованию возможностей среды и отсутствием научно обоснованных ориентиров в движении педагогов к ней и от нее к ребенку;

-                   между сложившейся теоретической базой и не разработанностью методической теории, учитывающих специфику и закономерности создания психологической безопасной образовательной среды;

-                    между потребностью дошкольного образования, связанной с созданием психологически безопасной образовательной среды, и сложившейся системой образовательного процесса.

Необходимость разрешения указанных противоречий обуславливает актуальность данного исследования.

Проблема исследования: как создать психологически безопасную образовательную среду в ДОУ, чтобы обеспечить охрану и поддержание   здоровья ее участников.

Выявленная проблема определила выбор темы исследования: «Создание психологически безопасной образовательной среды в условиях ФГОС ДО»

Анализ психолого-педагогической и методической литературы показал, что начиная с 90-х гг. XX века, в публикациях ученых-методистов  освещались различные теоретические и практические вопросы изучения образовательной среды на уровне взаимодействия личности и среды (Лабунская Н.А., Менг Т.В.   Тряпицына А.П. и др), в т.ч., связанные с разработкой определенных условий  организации образовательного процесса (В.А. Козырев) или совокупностью образовательных технологий (И. Вачков), которые находят отражение в реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного учреждения и программах  (Веракса Н.Е., Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой «От рождения до школы», Г.Г. Григорьевой «Кроха», Н.В. Фединой «Успех»).

В кандидатских диссертациях решались вопросы, касающихся отдельных аспектов создания психологически безопасной образовательной среды как службы охраны и поддержки психического здоровья подрастающего поколения (Аминова Е.М., Балан И.С., Березина Т.Н., Голованова А.А., Гусева Е.О, Ковров В.В, Кондакова И.В., Харланова Ю.В и др.)

Объект исследования: процесс создания психологически безопасной образовательной среды

Предмет исследования: условия, способствующие созданию психологически безопасной образовательной среды в ДОО

Цель исследования: определение и теоретическое обоснование условий, способствующих созданию психологически безопасной образовательной среды в ДОО, а также выявление их эффективности.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования, можно выделить следующие задачи исследования:

1.                 Провести анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования, выявить теоретические основы психологически безопасной образовательной среды, провести обобщение полученных данных.

2.                 Определить критерии оценки уровня психологически безопасной образовательной среды дошкольного учреждения, определить педагогические условия, способствующие охране и поддержке здоровья воспитанников

3.                 Провести оценку и выявить эффективность проведенной работы по созданию психологически безопасной образовательной среды, сформулировать выводы, оформить законченную работу.

Гипотеза исследования: создание психологически безопасной образовательной среды будет эффективнее, если:

-                   организовать работу по формированию эмоциональной культуры воспитанников, направленную на повышение социально-психологической умелости ребенка во взаимодействии со сверстниками и взрослыми;

-                   организовать работу с педагогами, направленную на повышение их мотивации успеха в профессиональной деятельности.

Теоретико- методологическая основа исследования. В настоящее время проблема создания психологически безопасной образовательной среды изучается в нескольких направлениях: эмоционального благополучия (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.В. Дубровина, М.А. Костенко, Л.Г. Лунякова,, М.И. Лисина, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин), проблемой психологической безопасности (В.В. Авдеев, Б.Г. Ананьев, Г.М, Андреева, И.А. Баева, Л.Ф. Бурлачук, Г.В. Грачев, И.В. Дубровина, Е.И. Исаев, Е.А. Климов, Б. Краус, В.А. Левин, Б.Ф. Ломов, М.В. Осорина, А.А. Реан, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн, Э.Фромм, Д.Б. Эльконин, В.А. Ясвин и др.), социально- психологическая безопасность образовательной среды (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолова, Р.Б. Гительмахер, А.И. Донцова, А.Л. Журавлева, Н.Л. Иванова, М.М. Кашапова, и др.), в американской литературе над развитием безопасной образовательной среды, учеников и персонала занималась Национальная ассоциация школьных психологов, американский психолог Генри Осмонд, создание условий здоровьесбережения в ДОУ (Петрова Н.Б, Хробостова Н. В.), изучение предметно-развивающей среды в ДОУ (В.А. Караковский, Н.Ф. Комарова, Ю.С. Мануйлова, Л.И. Новикова, С.Л. Новоселова и др.).

Этапы исследования:

Первый этап (организационно — подготовительный): проведен анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования, выявлены теоретические основы психологически безопасной образовательной среды, проведено обобщение полученных данных.

Второй этап (опытно-поисковый): определенны критерии оценки уровня психологически безопасной образовательной среды дошкольного учреждения, определенны педагогические условия, способствующие формированию эмоциональной культуры дошкольника.

Третий этап (итого-аналитический): проведена оценка полученных данных, сформулированы выводы, оформлена работа.

Теоретическая значимость исследования:

-                   модифицировано понятие «психологически безопасная образовательная среда в ДОО»

-                   обозначены условия создания психологически безопасной образовательной среды в ДО.

Элементы новизны, представленные в работе:

-                   модифицирована методика И.А. Баевой «Психологическая безопасная образовательная среда в школе» примирительная к ДОУ и определены показатели защищенности субъектов, что проявляется в характеристиках психического здоровья воспитанников;

-                   рассмотрена позиция «эмоциональной культуры» как путь создания психологически безопасной образовательной среды в ДОО.

Методы исследования:

- изучение и теоретический анализ научно — теоретической и научно-методической литературы по проблеме исследования;

- эмпирические методы (педагогическое наблюдение, беседы, рефлексивный анализ, метод самооценки);

- методика «Тест тревожности» В. Амен, М. Дорки,Р. Тэммпл) методика «Психологическая безопасная образовательная среда в школе» (И.А. Баевой), опросник «Мотивация достижения успеха» Ю.М. Орлова.

 Положения, выносимые на защиту:

1. Понятие "психологически безопасная образовательная среда в ДО" и критерии ее оценки: отношение, удовлетворенность, защищенность, тревожность;

2. Педагогические условия психологически безопасной образовательной среды: эмоциональная культура воспитанников, мотивация успеха педагога.

         Структура ВКР: Работа включает введение, двух глав, заключение, список литературы (72 источника), приложение. Объем работы 65 страниц. Текст работы иллюстрирован таблицами и рисунками.

Основное содержание диссертации

Во введении обосновывается актуальность темы, анализируется степень разработанности проблемы; определяются объект и предмет, цель и задачи исследования, формулируется гипотеза; определяются теоретико-методологические основы, этапы и методы исследования; раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы; излагаются основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе рассматриваются теоретические основы создания психологически безопасной образовательной среды в условиях ФГОС ДО. Представлен анализ научно-педагогической и научно — психологической литературы, где раскрываются социально-исторические предпосылки становления проблемы образовательной среды. На основании анализа литературных данных предлагается новая формулировка определения «психологически безопасная образовательная среда в ДОО». «Психологически безопасная образовательная среда» - это психолого-педагогическая реальность, обеспечивающая реализацию того или иного аспекта педагогического процесса и его условий, в ходе которых будет происходить предотвращение возможных угроз и психического насилия, приводящее к сформированности социально-психологической умелости личности ребенка. Нами систематизирована информация по проблеме исследования и представлена в виде «Модели психологически безопасной образовательной среды». Данная модель имеет структуру «дома», где представлены аспекты процесса создания психологически безопасной образовательной среды в ДОО, такие как: условия, мотивация успеха педагога, эмоциональная культура ребенка, взаимодействие с родителями, социально-психологическая умелость. Графическое изображение представлено на рисунке 1

 

 

 

 

 

 

Рис. 1 Модель психологически безопасной образовательной среды в ДОО.

В теоретической части исследования так же представлены возможные риски и угрозы образовательной среды, наряду с этим обозначены пути создания психологически безопасной образовательной среды. Нами выделен аспект формирование эмоциональной культуры дошкольников как значимой характеристики психологически безопасной образовательной среды в ДОО.

Во второй главе раскрывается опытно-поисковая работа по созданию психологически безопасной образовательной среды в условиях ФГОС ДО. Основной целью опытно-поисковой работы явилось подтверждение выдвинутой гипотезы - создание психологически безопасной образовательной среды будет эффективнее, если:

-                   организовать работу по формированию эмоциональной культуры воспитанников, направленную на повышение социально-психологической умелости ребенка во взаимодействии со сверстниками и взрослыми;

-                   организовать работу с педагогами направленную на повышение их мотивации успеха в профессиональной деятельности.

Нами была организованная следующая работа по формированию эмоциональной культуры воспитанников:

-                   разработан проект «По дороге к добру» и определенны приложения к нему: информационный банк видео-занятий «Правила поведения»; методический сборник тематических занятий «По дороге к добру» (приложение 1).

Цель проекта: создание психологически безопасной образовательной среды путем формирования социально-психологической умелости дошкольников. Паспорт проекта представлен в содержании диссертации параграф 2.2.

 Далее мы представляем работу по повышению мотивации успеха педагогов,  в структуру которой входят следующие аспекты:

-      определение планов и тематики лекций: профессиональная рефлексия как универсальный механизм повышения мотивации педагога; хорошее настроение - удача в деле; эмоциональная культура педагога — залог его здоровья; приемы, методы взаимодействия с семьей с целью повышения эмоциональной культуры воспитанников;

-      определение результативности встреч с помощью опросника «Мотивация достижения успеха» Ю.М. Орлова;

-      разработка «Дневника мотивации» для педагогов (приложение 2).

С целью проведения мониторинга за основу была взяты: методика «Тест тревожности» (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки) [2], представленная в приложении 1; методика «Психологическая безопасная образовательная среда школы» (И.А. Баевой) [5], представленная в приложении 2; методика Ю.М. Орлова «Мотивация достижения успеха» [2], представленная в приложении 3.

На констатирующем этапе опытно-поисковой работы проведены исследования по методике «Тест тревожности» (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки), каждый ответ ребенка проанализирован отдельно. Нормальным уровнем тревожности обладают 2 воспитанников, средним — 4, высоким уровнем обладает 4 испытуемых. Особенно высоким проективным значением обладают рисунок 4, рисунок 6. Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, обладают высоким уровнем тревожности (УТ). Испытуемые, делающие отрицательные эмоциональные выборы в ситуациях, изображенных на рисунках 2 «Ребенок и мать с младенцем», 9 «Игнорирование» и 11 «Собирание игрушек», обладают средним УТ. Как правило, наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях, моделирующих отношения «ребенок-ребенок»: «Игра с младшими детьми», «Объект агрессии», «Игра со старшими детьми», «Агрессивное нападение», «Изоляция». Значительно ниже уровень тревожности в рисунках, моделирующих отношение ребенок-взрослый  «Ребенок и мать с младенцем», «Выговор», «Игнорирование», «Ребенок с родителями», и в ситуациях, моделирующих повседневные действия «Одевание», «Укладывание спать в одиночестве», «Умывание», «Собирание игрушек», «Еда в одиночестве» [23,с.87] . Уровни тревожности дошкольников представлены на рисунке 2.


 

 

 

 

Рис. 2. Уровни тревожности воспитанников, выявленные на констатирующем этапе по методике «Тест тревожности» (Р. Тэмпл, В. Амен, М. Дорки)

 

 На формирующем этапе опытно-поисковой работы исследования по методике «Тест тревожности» показали, что нормальным уровнем тревожности обладают 1 воспитанник, средним — 3, высоким обладает 1 испытуемый. Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, стали показывать меньший уровень тревожности. Испытуемые, делающие отрицательные эмоциональные выборы в ситуациях, изображенных на рисунке 2 «Ребенок и мать с младенцем», 9 «Игнорирование2 и 11 «Собирание игрушек», тоже приблизились к наименьшим показателям тревожности. Повысилось положительное отношение в ситуациях моделирующих отношения «ребенок-ребенок». Воспитанники стали адекватно реагировать на просьбы, действия других, а также стали часто идти на компромисс. Значительно ниже уровень тревожности  выявлен с помощью рисунков, моделирующих отношение «ребенок-взрослый»  («Ребенок и мать с младенцем», «Выговор», «Игнорирование», «Ребенок с родителями»). На данный момент воспитанники заходят в группу без истерик, научились контролировать свои эмоции и появилось понимание того,  что вокруг происходит. В ситуациях, моделирующих повседневные действия «Одевание», «Укладывание спать в одиночестве», «Умывание», «Собирание игрушек», «Еда в одиночестве» в данных исследованиях испытуемые стали самостоятельнее, демократичнее, дружелюбнее.  Данные показывают эффективность проведенной работы с воспитанниками ДЦ «Успенский». Уровни тревожности дошкольников представлены на рисунке 5.

 

 

 

 

Рис. 3. Уровни тревожности воспитанников, выявленные на формирующем этапе по методике «Тест тревожности» (Р. Тэмпл, В. Амен, М. Дорки)

 

2. Результаты опытно-поисковой работы по модифицированной методике И.А. Баевой «Психологически безопасная образовательная среда в школе»

На констатирующем этапе определялась  категория «отношение к ДОО». Позитивное отношение в группе воспитанников составляет 7 чел. - 70%, в группе родителей — 6 чел. - 66%, в группе педагогов — 3 чел. - 60%. Однако следует отметить, что, по сравнению с педагогами и родителями, воспитанники более позитивно оценивают образовательную среду; негативное  отношение у педагогов отсутствует, по сравнению с родителями негативное  отношение составляет 1 чел.- 11%, остальные  родители 2 чел.- 22% - придерживаются нейтрального мнения, у воспитанников тоже нет негативного отношения, а нейтральное отношение у воспитанников составляет 3 чел.- 30%, наряду с этим у педагогов нейтральное отношение  показывают 2 чел. - 40%.


Уровни отношение к ДОО представлена на рис. 4

 

 

 

 

 

 

Рис. 4. Уровни отношения к ДОО воспитанников, родителей, педагогов, выявленные на констатирующем этапе по модифицированной методике И.А. Баевой «Психологическая безопасная образовательная среда»

 

После проведения работы на формирующем этапе позитивное отношение стало преобладать не только у воспитанников, но и у других субъектов образовательного пространства. Так, например, у родителей отношение к ДОО стало более доверительным,  они наблюдают у своего ребенка позитивное настроение и на фоне этого строят свое видение о ДОО. Многие родители не желают менять ДОО на другое ОУ. Родители стали более увереннее отдавать свое «чадо» в детский сад, и многие стали придерживаться мнения, что пребывание в данном ДОУ помогает развитию ребенка (из 10 опрошенных 9 придерживаются этого мнения).

В группе педагогов тоже наблюдается тенденция повышения уровня отношения  к ДО: было 3 чел. -60% - стало 5 чел. 100%. Однако следует отметить, что по сравнению с родителями, педагоги стали охотнее посещать ДОО. Графически данные представлены на рисунке 7.


 

 

 

 

 

Рис. 5. Уровни отношения к ДОО воспитанников, родителей, педагогов, выявленные на формирующем этапе по модифицированной методике И.А. Баевой «Психологическая безопасная образовательная среда»

 

Также положительная динамика наблюдается в категории «Удовлетворенность ДОО». На констатирующем этапе со стороны родителей наблюдается средняя степень удовлетворенности взаимодействия с педагогами и сверстниками 5 чел. (55%); в небольшой степени удовлетворены характеристикой «уважительное отношение к себе» - 1 чел. (11%).

В группе воспитанников степень удовлетворенности взаимодействия с педагогами небольшая — 3 чел. (30 %), так же как и степень удовлетворенности характеристикой «уважительное отношение к себе» - 4 чел. (40%), однако средняя удовлетворенность взаимодействия с сверстниками  у  5 детей. 

Средние показатели удовлетворенности характеристикой «взаимоотношения с воспитанниками» в группе педагогов находится на среднем уровне - 3 чел. (60%), однако степень удовлетворенности характеристиками «взаимоотношение с коллегами» и «уважительное отношение к себе» небольшая 2 чел.(40%) , причем последняя с тенденцией к «нейтральному отношению».

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 6. Уровни удовлетворенности к ДОО воспитанников, родителей, педагогов, выявленные на констатирующем этапе по модифицированной методике И.А. Баевой «Психологическая безопасная образовательная среда»

 

На формирующем этапе мы получили следующие результаты: Удовлетворенность ДОО прослеживается по показателям «эмоциональный комфорт». Например, педагог вначале был удовлетворен в небольшой степени, то в конце показатели достигли 100%. У воспитанников и их родителей наибольшая динамика показателя «взаимоотношения с педагогами»: было у воспитанников 3чел.,  стало 8 чел.,  у родителей было 5 чел, а сейчас 8чел,  «возможность обратиться за помощью» отмечали 2  воспитанников, а на данный момент - 9 из 10 детей (90%); у родителей появилась активность и готовы предлагать помощь все 9 чел. (100%). Анализ показателей в группе педагогов позволил выявить изменения пунктов «сохранение личного достоинства» с 3 на констатирующем этапе  до 5 (100%) , 4 (80%) педагога вместо 2 отметили  «возможность обратиться за помощью». Результаты опроса педагогов представлены на рис. 9.


Рис. 7. Уровни удовлетворенности к ДОО педагогов, выявленные на завершающем этапе по модифицированной методике И.А. Баевой «Психологическая безопасная образовательная среда»

 

Таким образом, мы определили, что по оценкам участников образовательного процесса  положительной динамике в наибольшей степени подвержен показатель «возможность проявлять инициативу, активность и учет личных проблем и затруднений», этот показатель наблюдался с различиями во всех группах испытуемых.

Защищенность от психологического насилия во взаимодействии рассматривалась по следующим уровням: уровень тревожности, уровень конфликтности, уровень угроз и т.д.

В ходе получения на констатирующем  этапе диагностических данных мы установили, что наиболее защищенными чувствуют себя педагоги (коэффициент <0,3 средний уровень), наименее защищенными ощущают себя родители (коэффициент <0,2 - низкий уровень) и воспитанники (коэффициент <0,2 — низкий уровень). Тем не менее, уровень психологической защищенности по всем трем группам испытуемых можно охарактеризовать как неустойчивый, изменчивый, способный переходить как в сторону незащищенности личности в образовательной среде, возможности нарушения психологической безопасности, ведущей к изменению в системе взаимоотношений, так и в сторону ее защищенности, развития взаимоотношений и взаимодействия между участниками образовательного процесса.

 

 

 

 

 

 

 

Рис.8. Уровни защищенности от психологического насилия во взаимодействии воспитанников, родителей, педагогов, выявленные на констатирующем этапе по модифицированной методике И.А. Баевой «Психологическая безопасная образовательная среда»

На завершающем этапе показатели возросли и теперь составляют: воспитанники — <0,3, родители <0,3 - <0,4, педагоги <0,4 - <0,5.

Следовательно, педагоги демонстрируют большую гибкость поведения, способность быстро реагировать на меняющуюся ситуацию во взаимоотношении с окружающими, при этом не теряя позитивной стороны.

 

 

 

 

Рис.9. Уровни защищенности от психологического насилия во взаимодействии воспитанников, родителей, педагогов, выявленные на завершающем этапе по модифицированной методике И.А. Баевой «Психологическая безопасная образовательная среда»

Таким образом, вышеизложенное позволяет сделать вывод, что психологическое сопровождение педагогов будет более эффективным и подготовленным, если осуществлять подготовку раньше, чем у других групп испытуемых. При этом подготовленный педагог сможет более качественно провести работу с воспитанниками и их семьями, что является наиболее важным показателем психологической безопасной образовательной среды.

В результате работы на констатирующем этапе по методике Ю. М. Орлова «Мотивация достижения успеха» получились следующие результаты: из 5 человек выше среднего — 2 человека, среднее значение — 3, что свидетельствует об явной отсутствии выраженной тенденции. На основе этого можно усилить в себе мотивацию достижения успеха, при условии осознания, в чем конкретно успех заключается.

На завершающем этапе отмечено выраженное  повышение мотивации педагогов. Данные показаны на рисунке 9.

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 10. Сравнительный анализ уровней достижения успеха педагога по методике Ю.М. Орлова «Мотивация достижения успеха»

 

Таким образом, в результате совместной деятельности представителей педагогического коллектива было выявлено:

- в педагогическом коллективе преобладает позитивный психологический климат, однако не всегда удается достигнуть согласия;

- оптимизация психологического климата в коллективе осуществляется путем активного включения педагогов в продуктивную совместную деятельность;

- благодаря такой форме организации рефлексии стимулируется не только познавательный интерес к предмету и углублению, изучение определенных тем, но и формирование коммуникативных умений, навыков «правильной» дискуссии.

Положительные результаты проведенных нами исследований являются основанием для заключения о доказательности выдвинутой гипотезы и эффективности реализации педагогических условий, направленных на создание психологически безопасной образовательной среды в условиях ФГОС ДО, и позволяют отметить следующее:

1.                  На основе анализа психолого-педагогической литературы выявлено недостаточное теоретическое обоснование и экспериментальная разработанность дидактических принципов формирования безопасной развивающей среды дошкольного образовательного учреждения и определило актуальность работы. Изучение проблемы формирования безопасной развивающей среды дошкольников свидетельствует о таком состоянии психического здоровья дошкольников, которое требует внимания со стороны образовательного учреждения и родителей. Установлено, что, несмотря на наличие в Федеральном государственном образовательном стандарте ДО  определенных требований, организация деятельности по созданию психологически безопасной образовательной среды находится на недостаточном уровне, поэтому необходимо использование в общеобразовательных учебных заведениях передового педагогического опыта.

2.                   Нами была организованна  деятельность по созданию психологически безопасной образовательной среды в ДОО: были определены критерии оценки: отношение, удовлетворенность, защищенность, тревожность; были определены педагогические условия: эмоциональная культура воспитанников, мотивация успеха педагога.

Таким образом, гипотеза наша подтверждается. Можно сделать вывод о том, что, создавая психологически безопасную образовательную среду в ДОО, мы обеспечиваем повышение эмоциональной культуры воспитанников,  удовлетворенности ДОО, отношения к ДОО, защищенности во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, снижение уровня тревожности дошкольников.

В заключении отметим, что создание психологически безопасной образовательной среды — это процесс, требующий кропотливой работы, поэтому очень важно, чтобы педагог имел высокую мотивацию успеха для достижения поставленных целей и задач.


 


Тип документа

Адрес публикуемого материала

Тема публикуемого материала

Дата публикации

Свидетельство

www.intel-academy.ru

Всеросийская научно-педагогическая конференция

Возможности процесса создания психологической безопасной образовательной среды в условиях ФГОС ДО

02.07.2017

Сертификат

http://pedrazvitie.ru/servisy/zhurnal/index

Всероссийское издание «Педразвитие»

Создание психологически безопасной образовательной среды в условиях  ФГОС ДО

19.10. 2017

Свидетельство

http://pedmir.ru/114520

Электронное периодическое издание «педагогический мир»

Автореферат диссертации

 

18.10.2017

 


Скачано с www.znanio.ru

Министерство образования и науки

Министерство образования и науки

Актуальность исследования. В педагогической практике установлено, что первое десятилетие жизни человека является фундаментом, который определяет дальнейшее состояние физической и психической сфер его жизнедеятельности, результативности, удовлетворяющей…

Актуальность исследования. В педагогической практике установлено, что первое десятилетие жизни человека является фундаментом, который определяет дальнейшее состояние физической и психической сфер его жизнедеятельности, результативности, удовлетворяющей…

Необходимость разрешения указанных противоречий обуславливает актуальность данного исследования

Необходимость разрешения указанных противоречий обуславливает актуальность данного исследования

Веракса Н.Е., Т.С. Комаровой,

Веракса Н.Е., Т.С. Комаровой,

Теоретико- методологическая основа исследования

Теоретико- методологическая основа исследования

Второй этап (опытно-поисковый): определенны критерии оценки уровня психологически безопасной образовательной среды дошкольного учреждения, определенны педагогические условия, способствующие формированию эмоциональной культуры дошкольника

Второй этап (опытно-поисковый): определенны критерии оценки уровня психологически безопасной образовательной среды дошкольного учреждения, определенны педагогические условия, способствующие формированию эмоциональной культуры дошкольника

Понятие "психологически безопасная образовательная среда в

Понятие "психологически безопасная образовательная среда в

Нами систематизирована информация по проблеме исследования и представлена в виде «Модели психологически безопасной образовательной среды»

Нами систематизирована информация по проблеме исследования и представлена в виде «Модели психологически безопасной образовательной среды»

Нами была организованная следующая работа по формированию эмоциональной культуры воспитанников: - разработан проект «По дороге к добру» и определенны приложения к нему: информационный банк видео-занятий…

Нами была организованная следующая работа по формированию эмоциональной культуры воспитанников: - разработан проект «По дороге к добру» и определенны приложения к нему: информационный банк видео-занятий…

Психологическая безопасная образовательная среда школы» (И

Психологическая безопасная образовательная среда школы» (И

Рис. 2. Уровни тревожности воспитанников, выявленные на констатирующем этапе по методике «Тест тревожности» (Р

Рис. 2. Уровни тревожности воспитанников, выявленные на констатирующем этапе по методике «Тест тревожности» (Р

Данные показывают эффективность проведенной работы с воспитанниками

Данные показывают эффективность проведенной работы с воспитанниками

Уровни отношение к ДОО представлена на рис

Уровни отношение к ДОО представлена на рис

Рис. 5. Уровни отношения к ДОО воспитанников, родителей, педагогов, выявленные на формирующем этапе по модифицированной методике

Рис. 5. Уровни отношения к ДОО воспитанников, родителей, педагогов, выявленные на формирующем этапе по модифицированной методике

Рис. 6. Уровни удовлетворенности к

Рис. 6. Уровни удовлетворенности к

Рис. 7. Уровни удовлетворенности к

Рис. 7. Уровни удовлетворенности к

Рис.8. Уровни защищенности от психологического насилия во взаимодействии воспитанников, родителей, педагогов, выявленные на констатирующем этапе по модифицированной методике

Рис.8. Уровни защищенности от психологического насилия во взаимодействии воспитанников, родителей, педагогов, выявленные на констатирующем этапе по модифицированной методике

Таким образом, вышеизложенное позволяет сделать вывод, что психологическое сопровождение педагогов будет более эффективным и подготовленным, если осуществлять подготовку раньше, чем у других групп испытуемых

Таким образом, вышеизложенное позволяет сделать вывод, что психологическое сопровождение педагогов будет более эффективным и подготовленным, если осуществлять подготовку раньше, чем у других групп испытуемых

Положительные результаты проведенных нами исследований являются основанием для заключения о доказательности выдвинутой гипотезы и эффективности реализации педагогических условий, направленных на создание психологически безопасной образовательной среды…

Положительные результаты проведенных нами исследований являются основанием для заключения о доказательности выдвинутой гипотезы и эффективности реализации педагогических условий, направленных на создание психологически безопасной образовательной среды…

ДОО: были определены критерии оценки: отношение, удовлетворенность, защищенность, тревожность; были определены педагогические условия: эмоциональная культура воспитанников, мотивация успеха педагога

ДОО: были определены критерии оценки: отношение, удовлетворенность, защищенность, тревожность; были определены педагогические условия: эмоциональная культура воспитанников, мотивация успеха педагога

Тип документа Адрес публикуемого материала

Тип документа Адрес публикуемого материала
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.03.2023