СОЗДАНИЕ РЕАЛИСТИЧНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА О БУДУЩЕЙ РАБОТЕ ПРИ ЕГО ТРУДОУСТРОЙСТВЕ
Как отдельную проблему, при поступлении молодого специалиста на свою первую работу, можно обозначить его производственную и социальную адаптацию на рабочем месте. Создание истинного представления о предстоящей работе помогает в решении этого вопроса.
Прежде всего, необходимо получить максимальную информацию об аспектах будущей производственной деятельности, которая может быть добыта из печатных источников, видеофильмов, бесед с уже работающими на аналогичных должностях сотрудниками и т. д.
Немаловажное место в сборе подобного рода информации оказывает производственная и преддипломная практики, на которых студенты подробно знакомятся с должностными обязанностями, что помогает определить следующий перечень вопросов, с точки зрения позитивных и негативных аспектов данной производственной деятельности:
- уровень оплаты труда;
- уровень производственной загруженности;
- сложность предстоящей работы, ее значимость и интересность, а также творческое начало;
- условия труда;
- требования к выполнению непосредственных и дополнительных обязанностей на предприятии;
- перспективы в продвижении по службе;
- стабильность данной работы (уверенность в будущем);
- возможность приобретения новых производственных навыков;
- специфика рабочего графика;
- атмосфера в трудовом коллективе;
- отношение к подчиненным со стороны начальства;
- помощь со стороны руководства в решении личных проблем;
- текучесть кадров и т. п.
Информация и осмысление перечисленных факторов, помогают понять выпускнику высшей школы готов ли он принять предстающую работу и степень привлекательности данного рабочего места для него.
При всех «запросах», выпускнику следует учитывать сложившуюся экономическую ситуацию:
- если она на подъеме, то выбор рабочих мест значителен, и представляется возможность выбирать работу на основании своих предпочтений;
- если на спаде - количество рабочих мест ограничено, и, как следствие, условия труда могут быть не столь привлекательны для соискателя.
Зачастую поступив на работу, выпускник ВУЗа, не имея полного представления о предстоящей производственной деятельности, не задерживается на своей первой работе, так как разрыв действительности между ожидаемым и настоящим просто огромен. Этим объясняется высокая текучка кадров среди молодых специалистов и большая стабильность у соискателей зрелого возраста.
Учитывая тяжелое социально-экономическое положение в современных условиях, как правило, соискателю на рабочее место приходится «отставить в сторону» свои желания и мечты и довольствоваться имеющимися возможностями трудоустройства. В этом случае соискателю необходим ряд действий, помогающих ему в адаптации на рабочем месте.
1. С самого начала необходимо создать о себе положительное первое впечатление, как у начальства, так и трудового коллектива.
2. Следование правилам общения, принятым в трудовом коллективе.
3. Надлежит иметь ухоженный внешний вид, но не броский (лучше всего придерживаться классического нейтрального стиля).
4. Соблюдение субординации.
5. Невмешательство в любые конфликты.
6. Изучение структуры и специфических особенностей предприятия.
7. Внимательное изучение трудовых обязанностей своих коллег.
8. Вежливость и искренность со всеми работниками, невзирая на его должность и положение в организации.
9. Дружелюбные отношения со всеми членами коллектива.
10. Мягкое завоевание собственного авторитета.
11. Внимательное ознакомление, а далее - следование: должностным инструкциям, уставу предприятия, положениям о подразделении, внутренним распоряжениям.
Необходимо также отметить качества, создающие помехи в процессе адаптации на новом рабочем месте:
- бесконтрольность собственного поведения;
- безынициативность;
- безответственность;
- отсутствие желания заниматься саморазвитием.
- отсутствие жизненной ориентации и целей в жизни;
- плохая обучаемость.
Приведенные выше тезисы однозначно могут помочь молодому специалисту в начале его трудовой карьеры. Однако, советы на все случаи жизни дать не представляется возможным, поэтому следует научиться действовать по ситуации; проявлять гибкость, отбросив «глупое» упрямство; присматриваться к поведению других членов коллектива, анализировать его и выбирать к сведению положительные примеры.
Литература
1. Журавлева, О. В. Молодежь на рынке труда: содействие занятости, трудоустройству и адаптации: электронное учебное пособие: текстографические учебные материалы [Электронный ресурс] / О. В. Журавлева; Кемеровский государственный университет. - Электрон. дан. (1,2 Мб). - Кемерово: КемГУ, 2014. - Загл. с экрана. - Номер гос. регистрации в ФГУП НТЦ «Информрегистр» 0321402239 свид. № 36769 от 29.07.2014. ISBN 9785-8353-1666-3.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.