Г. А. Невзорова,
учитель русского языка и литературы
МОУ «Лицей» г. Балашова
Создание ситуации успеха на уроках русского языка.
В «методической копилке» учителя сейчас достаточно методов и средств, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся. Чтобы привлечь учеников к своему предмету, преподавателю необходимо использовать различные методы мотивации и стимулирования обучающихся. Под мотивацией понимают совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к деятельности и придающих ей свой определенный смысл.
Выделяют 4 группы методов мотивации:
1. Эмоциональные: поощрение, создание ситуации успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор задания.
2. Познавательные: опора на жизненный опыт, создание проблемных ситуаций, побуждение к поиску альтернативных решений.
3. Волевые: самооценка и коррекция своей деятельности, формирование рефлексивности, прогнозирование будущей деятельности.
4. Социальные: развитие желания быть полезным, создание ситуации взаимопомощи, развитие сопереживания, поиск контактов и сотрудничества.
Таким образом, мотивация является важнейшим условием современного обучения. Часто не уроках русского языка мы используем эти методы мотивации и стимулирования деятельности учащихся.
Я хочу подробнее остановиться на создании на уроке ситуации успеха. Считаю, что современный урок русского языка должен быть радостным и интересным, активизировать творческие силы учащихся, нести позитив и помогать ученикам поверить в себя. Как же сделать так, чтобы урок русского языка давал не только знания , но и стимулировал учеников к желанию получить эти знания. Ведь хорошо известно, что на уроке , где между учителем и обучающимся доверительные , дружеские отношения , ученики чувствуют себя комфортнее, а, следовательно, усваивают больше знаний.
Никишина И.В. Инновационная деятельность современного педагога в системе общешкольной методической работы. – 2-е изд., стереотип,- Волгоград: Учитель, 2008. Стр.64.
Создание ситуации успеха, как на уроке в целом, так и на отдельных его этапах, причем для учащихся с разным уровнем успешности по данному предмету – вот, по-моему, одна из главных задач учителя русского язык сегодня. Так, повторяя правописание слов, выделенных в учебнике для запоминания, можно провести диктант с последующей самопроверкой по орфографическому словарю, данному в концу учебника. Организация соревнования между учащимися в правильном написании как можно большего количества слов повышает заинтересованность в работе. А это один из факторов успеха.
В своей работе в 5,6,7 классах я использую «Поощрительные карточки», которые даются за правильный ответ. Это активизирует деятельность учащихся, повышает интерес к предмету. Даже слабые ученики могут ответить на вопрос учителя и получить карточку. Пять карточек – это оценка «5», причем получить ее можно не на одном уроке , а в течение нескольких.
В создании ситуации успеха на уроке большую роль играет личность самого учителя. Я считаю, что урок будет «удачным» в том случае, если вести его доброжелательно, с доверительной интонацией, поощряя учеников, находя в их ответах, даже неправильных, рациональное зерно , не прерывая ответ резким : «Неверно!» В результате этого ученик не будет бояться отвечать, не будет бояться ошибиться. А ведь не секрет, что многие ученики не поднимают руку на уроке , не отвечают не потому, что не знают правильный ответ, а потому, что боятся, что над ними будет смеяться класс, а иногда, к сожалению, и учитель. Только уважительное , позитивное отношение к ученику даст положительный результат.
В создании ситуации успеха на уроках русского языка большое значение имеют и игровые элементы. Игра помогает учащимся раскрепоститься, а это, в свою очередь, ведет к тому, что ученик может творить , а значит быть успешным. Например, в 5 классе при изучении темы «Однокоренные слова» я использую игру «Кто быстрее». Учащиеся делятся на команды, и каждая получает какой-либо корень ( -вод-,-лет-,-свет-). Каждая команда подбирает однокоренные слова , затем, используя эстафетную полочку, проверяем результат. В игре, что важно, принимают участие не только сильные ученики, но и слабые. Оценка ставится всей команде.
В старших классах при изучении тех или иных тем я использую опорные схемы. Причем иногда я даю опорную схему перед изучением нового материала, учащиеся должны ее объяснить. Эта работа очень интересна, учащиеся выступают в роли исследователей, которые сами составляют научный материал учебника.
Например: Тема урока «Разносклоняемые существительные»
Опорная схема.
10 –мя (ср.р.) + путь (м.р.)
Р.П. -И - 3 скл
Д.П. - ЕН
Т.П.
П.П. -ЕМ - 2 скл.
Таким образом, проблема создания ситуации успеха на уроках русского языка – одна из актуальных проблем современной методики. Практика показывает, что успех возникает у школьников тогда, когда они открывают для себя что-то новое, неожиданное, когда они видят, что русский язык «живет», развивается.
Литература:
1. Никишина И.В. Инновационная деятельность современного педагога в системе общешкольной методической работы. -2-е изд., стереотип ,-Волгоград : Учитель, 2008.
2. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов.-2-е изд., стереотип ,Волгоград : Учитель, 2008.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.