Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества» город Когалым
«СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА НА УРОКЕ»
Педагог-психолог МАУ ДО «ДДТ»
Дедович О.Н.
Когалым 2017
Главная задача современного образования – это раскрытие способностей каждого учащегося, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Ребенок, идя на занятия, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны педагогов и ребят из объединения. Ребенок приходит в МАУ ДО «ДДТ» преисполненный желания учиться. Почему же он теряет интерес к учебе? Виновата ли в этом дополнительное образование и его методы обучения? Какую роль при этом играет педагог? Может ли педагог сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при помощи чего?
В новой системе образования нужны новые технологии, дифференциация содержания образования, использование активных методов обучения, пересмотр отметки и способов оценки знаний. Необходимо стремиться строить образовательный процесс, ориентируясь на создание наиболее оптимальных условий для развития личности ребёнка. Одним из таких условий является создание ситуации успеха. Задача педагога – создать каждому учащемуся ситуацию успеха, помочь обрести уверенность в собственных силах, получить возможность самореализации, чтобы ребёнок был заинтересован в получении новых знаний, тогда будет происходить саморазвитие личности.
Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства – это первая заповедь воспитания. Радость или, точнее, её ожидание должны пронизывать всю жизнь и деятельность ребенка. Обязательный и непременный успех, который окрыляет человека. А ребёнка тем более.
Главный смысл деятельности педагога состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха.
Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех результат подобной ситуации.
Ситуация успеха – это переживание субъектом своих личностных достижений. Ситуация успеха может стать спусковым механизмом дальнейшего движения личности. Особенно если это касается учебы.
Важным принципом моей работы стал принцип комфортности и стремление утвердить ребёнка в мысли, что он хорошо учится на данном этапе обучения. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы на занятии необходимо для того, чтобы учащийся ощущал себя на занятиях комфортно и учился с удовольствием. Ведь если человек занят делом, которое действительно нравится, результаты будут самыми наилучшими. Многоэтапность и высокий темп занятий даёт возможность не только охватить больший объём материала, но и позволяет разнообразить виды речевой, игровой деятельности.
Как известно, отдых – это смена рода занятия, а потому очень важно чередовать формы и методы работы. Все ситуации успеха были направлены на получение максимально высокого результата в обучении, воспитании и развитии личности.
Создание ситуации успеха на занятии:
I. Индивидуализация в процессе обучения.
1. Коррекционные занятия:
- ликвидация пробелов (использование различных диагностических материалов и коррекция знаний каждого ребёнка);
- опережающие задания (предварительное изучение с ребёнком сложного материала, так называемая репетиция).
2. Индивидуализация обучения во фронтальной работе с учащимися:
- иная форма объяснения (использую вариативное изложение материала с помощью более доступных слов и выражений);
- многократные повторения (повторяю сказанное более тихим голосом);
- разнообразные разноуровневые вопросы (использую так называемые подсказывающие вопросыв для отдельных детей);
- предоставление возможности выполнить задание (важно, показать то, что ученик знает);
3. Индивидуальные задания на занятиях:
- разноуровневые (предоставляю возможность выбора задания разной степени сложности);
- предельной сложности (оказываю помощь в выборе задания, лежащего в зоне ближайшего развития данного ребёнка).
II. Использование нестандартных форм и методов работы с детьми, приводящих к повышению творческой активности, интереса к учению и качества знаний.
Стремиться к тому, чтобы каждое занятие было интересным, познавательным, способствовал развитию учащихся. Ситуацию успеха для ученика стараюсь создать на любом занятии, используя карточки с дифференцированными заданиями, например. Чтобы получали удовольствие, как сильные учащиеся , так и слабые при создании ситуации выбора на занятии во время самостоятельной работы. Каждый учащийся имеет возможность выбрать для себя наиболее оптимальный вариант. Работа оценивается одинаково, не зависимо от того, какой вариант был выбран. При составлении заданий предлагаю несколько вариантов разного уровня трудности.
III. Повышение статуса ребёнка в коллективе.
1. В 1-2 классах практикуется полное комментирование, в среднем и старшем звене – частичное и выборочное. Внимание сосредоточивается не на ошибках, а на удачах, победах, пусть даже очень маленьких. У детей нет страха в ожидании вызова, они работают активно. Положительные эмоции, которые дети получают от занятий, способствуют их продвижению в личностном развитии: что они всё смогут…, всё усвоят и узнают…, один раньше, другие позже..., было бы желание.
2. Сотворчество. В каждом объединении есть ребята, у которых не развито воображение. На занятиях ребята учатся сотворчеству. На занятиях разрешается сидеть по желанию.
IV. Технологические приёмы взаимодействия педагога и учащихся, направленные на осуществление успеха в учебной деятельности:
1. «Эмоциональное поглаживание» (особенно для «сомневающихся»)
2. «Упреждающий контроль» (Заранее предупреждаю о предстоящей проверке знаний, советую, как подготовиться)
3. «Содержательное оценивание».
4. «Я в тебя верю». (Оптимистическая гипотеза)
5. «Позитивное рецензирование». (Перечень достоинств работы, но с соблюдением чувства меры, чтобы учащийся не переоценил свои возможности)
6. «Похвала». (Хвалю исполнителя, критикую исполнение)
7. Обращаюсь к ребёнку только по имени.
8. Опора на психические особенности личности ребёнка. Хвалить детей за то, что у них лучше получается: одних за быстроту реакции, скорость выполнения задания, других – за сосредоточенность, вдумчивость, ответственность.
9. Поощрять стремление к самовыражению и самореализации в творческих делах.
10. Просить детей оценить урок, какие задания больше всего понравились, какие нет, почему; у кого какие возникли проблемы.
11. Обращаться к детям с просьбой помочь: подготовить задания (кроссворды, вопросы), найти произведения на такую-то тему, такого-то автора для наших будущих заданий, составить сообщение.
12. При оценке работы ребёнка особое значение придавать:
- стараниям, упорству, труду, которые были потрачены при выполнении задания независимо от того, справился он с ним или нет;
- достигнутому успеху,
-его отношению к заданию;
-его личным позициям, точкам зрения;
-его возможностям достичь большего успеха.
Видеть радость в глазах учащихся, наблюдать их восхождение в гору познания - очень важно. Пожалуй, это в какой-то степени и послужило толчком к тому, чтобы искать более «безболезненный» путь обучения. Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложнено рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность. Мы можем сталкиваться и с другой проблемой – когда благополучный и, в общем-то, успевающий учащийся, считая, что успех ему гарантирован предыдущими заслугами, переставал прилагать усилия в заданиях, пускал всё на самотёк. Приходиться создавать ситуацию неуспеха вместе с ситуацией успеха. Вывод: в объединениях заметно улучшился социально-психологический климат.
Анализ результатов педагогической деятельности:
Были созданы условия для развития творческого потенциала учащихся, воспитания информационной культуры. Об этом свидетельствуют творческие работы учащихся. Учащиеся стали чаще выступать. В результате создания системы воспитательной работы дети стали раскованны, свободны, доброжелательны, работают активно и творчески. Благодаря созданию ситуаций успеха в деятельности учащихся стали более активными, свободно высказывают свои мысли, активно принимают участие в мероприятиях.
В каждом объединении складывать свои традиции: совместное проведение праздников, экскурсий, поздравление именинников. В мероприятиях каждый ребёнок имеет возможность показать свои способности. В результате в объединении заметно улучшился социально-психологический климат.
Педагог должен видеть результаты каждого ребёнка в учении и по достоинству их оценивать. Инструментом оценки успешности учащихся может служит слово педагога, его жесты, мимика, интонация. Очень важно, чтобы оценка успешности учащегося была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальные достижения. Если ребёнок видит, что его работа достойно оценивается, то в последующем он будет ещё больше активен и успешен. Ребёнок – не доска и не воск, он самое простое удивительное Чудо из всех чудес, дарящее педагогу возможность превратиться в Волшебника. Овладев тонким умением находить точки соприкосновения с детской душой ребёнка, педагог сможет раскрыть множество многообразных и многоцветных задатков, способностей, скрытых в его внутреннем мире.
Список литературы
1. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? М.:"Просвещение", 2000
2. Быныкина С. Конфликты в школе - можно ли их избежать? // Воспитание школьников, 1999
3. Глассер У. Школы без неудачников. М.: "Просвещение", 2001
4. Коротаева Е.В. Педагогические технологии: вопросы теории и практики внедрения. Екатеринбург, 2004.
5. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: "Владос", 1995
6.Энциклопедия психологических тестов. Под ред. А. Карелина. М.: "Издательство АСТ", 1997г
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.