Создание условий для получения качественного образования
В. А. Сухомлинский
Свою главную задачу образовательной и воспитательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения учитель начальной школы видит в создании условий для качественного образования обучающихся с различными образовательными потребностями.
В последнее время широко обсуждаются вопросы создания условий для качественного образования, которое напрямую зависит и от качества квалификации учителей, и от качества методической работы, и от качества внутришкольного управления.
Каждая из этих составляющих имеет своё важное значение. От чего же зависит успешность обучения учащихся в начальных классах?
У каждого из нас бывают моменты, когда хочется остановиться, оглянуться, проверить – насколько мы успешны, результативны в своей работе? Насколько качественно мы выполняем свои задачи? А ещё хорошо бы самому себе ответить на такой вопрос: я работаю творчески или я только транслятор пусть даже самых передовых методик и технологий?
Что же такое качество образования?
Качество образования – важнейший показатель успеха школы и важнейшая, системообразующая задача и направление деятельности системы внутришкольного управления. Под качеством образования понимается совокупность существенных свойств и характеристик результатов образования, способных удовлетворить потребности самих школьников, общества, заказчиков на образование.
Существуют основные направления в улучшении качеством образования.
Вопрос о качестве образования, которое дает школа, был актуальным всегда. Последние годы проблема обострилась, и тому есть несколько причин:
Повышение качества образования возможно только через инновационные процессы. Исходя из этого, ставим перед собой такие задачи:
4.Формирование творчески работающего коллектива учителей:
Новая модель современной начальной школы качественного образования предполагает применение методов творческой деятельности и использования передовых технологий.
Современные тенденции реформирования начального образования определяют:
В условиях модернизации определились пути перехода от традиционной модели обучения младших школьников к личностно-ориентированной, которая предполагает ориентацию на изучение личности ребенка как индивидуальности, самоценности. В школе создаются психолого-педагогические условия для изучения развития личности каждого ребенка.
В нашей школе уже наметилось немало положительного:
Об улучшении качества образования можно говорить очень много. Цель нашей педагогической деятельности – сформировать физически здоровую, творчески мыслящую личность, обладающую прочными знаниями.
Актуальным стал вопрос о стандартизации диагностических средств применяемых с целью оценки уровня обученности учащихся школы. Поэтому для повышения качества образования недостаточно работы одного учителя. В нашей школе ведется тесное сотрудничество со службой индивидуального сопровождения ученика (социальным педагогом, психологом) проводят мониторинг для оценки результативности обучения и развития личности обучающегося. Исследования проводятся по разным диагностикам:
- психодиагностика;
- диагностика здоровья;
- социодиагностика;
- диагностика уровня обученности.
Всё это играет огромную роль в повышении качества образования.
Взаимосвязь в работе логопеда и учителя.
В последние годы у детей, поступающих в 1 класс, наблюдается ограниченный словарный запас, слаборазвитая мелкая моторика, неадекватные эмоции и другие особенности. Многие поступающие в школу дети имеют стойкую речевую патологию, но каждый ученик имеет право на получение качественного образования. Было бы очень хорошо, если в каждой школе в тесном сотрудничестве с педагогом работал логопед. И учитель, и логопед стремятся к общей цели – дать качественное образование школьникам.
Взаимосвязь с психологом.
Обучение ребенка в начальной школе – первая и очень значительная ступень в его школьной жизни. От степени освоения ими новой учебной деятельности, приобретения умения учиться во многом зависит дальнейшее обучение ребенка, развитие его как субъекта учебного процесса и формирование его отношения к школе.
К сожалению, не всегда опыт учебной деятельности на этом этапе способствует позитивному восприятию ребенком установок и правил школьной жизни. Нереализованные ожидания, связанные с учебой, трудности общения с учителем или сверстниками, нарастание волевого и нервного напряжения в ходе обучения – эти и многие другие факторы, к которым еще в начальной школе ребенок оказывается не вполне готов, могут способствовать формированию у него повышенной тревожности и негативных установок к дальнейшему обучению.
Все это отразится впоследствии на качестве образования. Чтобы этого не произошло, учащихся посещает школьный психолог, целью которого является формирование у учащихся психологической готовности к обучению на новой ступени и преодоление возможной дезадаптации, связанной с переходом в основную школу.
Интегрированные уроки.
Вообще слово интеграция довольно часто стала встречаться в начальном образовании. И наша школа тоже стала не исключением. Ведь в начальных классах очень важное значение имеет заинтересованность учеников в изучении предметов и результатах своего обучения. При этом нужно учитывать тот факт, что значительная часть детей на втором и третьем году обучения не желает ходить в школу, не хочет учиться, утрачивает интерес к предметам, изучаемым в начальных классах. А ведь до поступления в 1 класс все дети мечтают учиться. Они хотят познавать, общаться, действовать. Поэтому учитель должен сделать всё возможное, чтобы труд детей был радостным, а уроки интересными. Для этого в своей работе используем все наиболее эффективные традиционные и нетрадиционные формы и средства обучения.
«Надо беречь детский огонёк пытливости, любознательности, жажды знаний. Через игру, через фантазию, через неповторимое детское творчество – путь к сердцу ребёнка», - писал В. Сухомлинский. Поэтому так важны поиски новых путей преподавания.
Идея интеграции обучения и воспитания позволяет учителю расширять границы предметности, указывая ученику путь поиска решения проблем. Интегрированные уроки формируют у учащихся эстетические и нравственные аспекты мышления. И как правило, детям очень нравится проведение таких уроков.
Целью организации работы с детьми является
обеспечение благоприятных условий для выявления, развития и поддержки детей с
разными потребностями, раскрытие их индивидуальности, творческих способностей и
системного мышления в различных областях деятельности. Работа с детьми по
разным предметам включает в себя: организацию и сопровождение
научно-исследовательской, проектной, творческой и спортивной деятельности
обучающихся.
Развитию способностей обучающихся способствуют
образовательные события: предметные недели, конкурсы, участие в
научно-практической конференции, олимпиады, викторины.
Развитие обучающихся во внеурочной деятельности строится на основе дифференциации по интересам и способностям ребенка. В школе созданы условия для развития интеллектуальной, туристко-краеведческой, художественно-эстетической, спортивной одарённости. Каждый обучающийся имеет возможность выбирать дополнительные образовательные программы, принимать участие во внеучебной деятельности согласно собственным интересам и реализовывать имеющиеся таланты и развивать творческий потенциал. Таким образом, создают все условия для оптимального развития талантливых детей.
Содержание занятий по внеурочной деятельности формируется с учетом пожеланий и выбора обучающихся и их родителей (законных представителей) и направлено на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы.
Внеурочная деятельность имеет 5 направлений:
Спортивно-оздоровительное направление. Здесь дети проявляют свои способности на кружке «Легкая атлетика».
Духовно-нравственное направление. Это уроки милосердия и тематические классные часы по планам классных руководителей.
Общеинтеллектуальное направление. Действуют такие кружки, как «В мире книг», «Эрудит», «Умники и умницы», «Техническое моделирование. Робототехника», «Занимательная грамматика», «К тайнам русского языка», «Всезнайки», «В мире знаний». Результатом деятельности обучающихся здесь являются проекты, которые дети создают как индивидуально, так и коллективно.
Художественно-эстетическое направление. Кружки «Умелые руки», «Азбука дизайна», «Акварелька». Результатом деятельности этих кружков является выступления детей как на школьном уровне, так и на муниципальном, областном, региональном.
А также социальное направление, которое подразумевает выполнение коллективных творческих дел класса, коллектива.
Что касается урочной деятельности, то каждый учитель начальных классов старается осуществлять индивидуальный подход, готовит разноуровневые контрольные работы, самостоятельные работы, также домашние работы стараемся давать разноуровневые.
Большое значение для получения качественного образования обучающимися имеет взаимодействие с родителями. Родители должны активно участвовать в жизни своего ребенка, класса, школы. В начальных классах родители достаточно активно участвует в жизни школы, даже проводят мастер-классы, помогают в приготовлении классных часов и т.д.
Для обучающихся начальных классах в рамках дополнительного образования предлагаются различные кружки. Дополнительное образование осуществляется в целях единого образовательного пространства муниципального учреждения, повышение качества образования и воспитания, формирование социальной активной, творческой, всесторонне развитой личности. Система дополнительного образования создана для педагогически целесообразной занятости детей в возрасте от 7 до 15 лет в их свободное время.
Таким образом, в каждой школе созданы все условия для качественного образования обучающихся с разными потребностями и возможностями.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.