Мероприятие, посвященное Дню птиц «Птицы нашего края»
Цель: через знакомство с птицами нашей местности, повысить уровень экологической
культуры детей школьного возраста.
Задачи:
- расширение знаний о жизни птиц и их пользе;
- воспитание гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать и
любить окружающий мир, природу и бережно относиться к птицам, родному краю;
Актуальность и новизна: В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе, и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.
Приобретенные в детстве умения видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию пытливого характера и интересов.
Природа помогает эстетическому воспитанию человека. И птицы являются составной частью природы. Они уничтожают вредных насекомых, грызунов. Невозможно даже представить нашу Землю без птиц. Что случится, если, вдруг не станет птиц? Умолкнут поля и леса, а вместе с ними исчезнет их планета, расплодятся насекомые и грызуны. Чтобы этого не случилось, должны с детства беречь и охранять птиц, поэтому весной, когда на родину возвращаются птицы и существует такой праздник «День птиц».
Значимость: Значение птиц в воспитании у детей любви к природе, больше, чем любой другой группы животных, так как они наиболее близки к человеку и доступны для наблюдения окружающих людей.
Материалы и оборудование: компьютер, пазлы (разрезные картинки с изображением птиц – ворона, петух), картинки птиц и животных с отрезанными хвостами, презентация со звуковым сопровождением «Птичий концерт», «кочки» - 6 шт. вырезанные из картона.
Сценарий мероприятия «Птицы нашего края»
Ход занятия
1. Введение в проблемную ситуацию.
- Здравствуйте, детишки! Здравствуйте, уважаемые взрослые!
Сегодня на улице замечательный день. Тепло, светит солнышко, поют птицы.
- Ребята, а давайте, отправимся с вами… за чудесами!
Да, за чудесами! Даже взрослые – и те встречаются с неведомым, таинственным, сказочным, удивительным. А уж вы, дети! Что ни шаг, то для вас новое чудо!
- А за каким чудом мы сегодня отправимся, нам предстоит угадать. Слушайте загадку.
Воробьи, стрижи, пингвины,
Снегири, грачи, павлины,
Попугаи и синицы:
Одним словом это – … (ПТИЦЫ)
2. Актуализация знаний, умений.
- Правильно, ребята! Ведь сегодня друзья природы (Ёлочка, Умница, Тихоня и Шалун) отмечают праздник Птиц! И мы с вами отправимся к ним за чудесами. Они что-то приготовили для нас интересное и увлекательное. – Хотите больше узнать про птиц? (Да)
Дети: Птицы – это друзья нашего детства!
Птицы – это тайна и красота!
Птицы – это песни полей, гор и лесов!
Птицы – это вестники радости, каждый год они несут нам весну!
- И правда, ребята, без птиц нам не обойтись. Невозможно даже представить нашу Землю без птиц. Что случится, если, вдруг не станет птиц? Умолкнут поля и леса, а вместе с ними исчезнет их планета, расплодятся насекомые и грызуны. Чтобы этого не случилось, мы – юные экологи, должны с детства беречь и охранять птиц, поэтому весной, когда на родину возвращаются птицы и существует такой праздник: «День птиц».
— Ну, что готовы идти в гости к друзьям–экологам? Идем! (Передвигаемся в круговую по группе).
3. Затруднение в игровой ситуации
Первая встреча с УМНИЦЕЙ. Задание: «Собираем пазлы». Каждый берет по одному цветному квадрату. (Раздаю квадратики красного и синего цвета, где с одной стороны изображение птицы – ворона и петух (можно воробья, чайку)!!!(ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
- Сядьте за стол, на котором стоит кубик такого же цвета.(На столе кубики красного и синего цвета) (Собираем пазлы) - а сейчас переверните ваши квадраты. На них находится часть картинки. Соберите картинку. (ворона, петух).
- Кто получился?
- Что вы знаете об этой птице?
(Каждая группа рассказывает о птице) (Можно информационный материал о птице!!!)
— Даааа, ребята! Птицы – неотъемлемая часть природы. И каждый из нас должен знать и дорожить, так как она (птица) играет очень важную жизнеобеспечивающую роль в жизни людей. В природе их существует ещё немалое количество, но все они нуждаются в безусловной охране. Молодцы, задание Умницы мы выполнили!
С собой забираем друга – эколога Умницу. Идем дальше…
Вторая встреча с ТИХОНЕЙ. Тихоня говорит, что птицы своими яркими красками и звонкими голосами делают радостными рощу, лес. Как представить себе весну без звонкого пения птиц, по-весеннему задорного чириканья воробьев?
У каждой птицы музыка своя, свой голос
И свои для пенья сроки…
И не мешают пенью соловья
Смешное бормотание сороки.
- Ребята, ТИХОНЯ предлагает вам посмотреть «Птичий концерт» красивых птиц, которые обитают в нашем селе, можно увидеть в лесу, саду, огороде. Да и вообще, где угодно.
(Презентация со звуковым сопровождением «Птичий концерт» (9 птиц–СЛАЙД с 1 по 11) – ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
- Понравился вам концерт. И, правда, все поют красиво и по-разному. Вот уже за это их надо беречь. А то и слушать некого будет.
4) Физминутка «С кочки на кочку»
- Идем за чудесами дальше с друзьями – экологами…
Третья встреча с ШАЛУНОМ. Он предлагает вам с ним поиграть в игру «С кочки на кочку».
Цель игры: не замочить лапки в весенней воде.
Игроки – птицы вороны.
Из бумаги вырезаются кочки и раскладываются в произвольном порядке. Каждая птица по очереди прыгает с кочки на кочку на одной ноге, тем самым она не должна наступить мимо кочки и не встать на две ноги. Кто замочил лапки, тот выходит из игры. Побеждает та птица, которая быстро и ловко пройдет до конца.
- Молодцы! Все оказались ловкими.
Передвигаемся дальше с нашими друзьями Умницей, Тихоней и Шалуном.
5. Открытие нового в типовой ситуации.
Четвертая встреча с ЁЛОЧКОЙ. Задание: «Отгадайте, чей это хвост?»
- Ребята, смотрите, на дереве что-то развешано. Может это игрушки новогодние? (неееет)
Тогда, что же это такое? (Хвостики). И верно, чьи-то хвостики. Интересно, чьи же это хвостики? Кому они принадлежат. Давайте посмотрим. (На картинках птицы, животные без хвостов).
Задание: отгадать и приложить, чей это хвост. (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)
- Молодцы, и с этим задание мы справились с нашими юными экологами.
6). Итог образовательной деятельности.
- Ребята, а как вы думаете, почему мы считаем птиц своими друзьями? Какую помощь и пользу они оказывают людям? (дети дают свои ответы: - птицы поедают насекомых, которые вредят деревьям, урожаю в садах и на полях; - птицы – домашние обитатели;- хищные птицы поедают грызунов и др.)
–Вот видите, ребята, что польза от птиц всегда очень значительна, но её не всегда замечает человек и очень редко ценит должным образом.
Мы живем на одной большой планете. И нам нужно научиться вместе, беречь нашу землю, жить в мире с душой, не засорять ее, помогать земле - жить.
И ваши друзья - эколята хотят пожелать вам, чтобы вы помнили о том, что птицы – наши верные друзья, что мы можем и должны помогать им не только зимой, но и весной и летом:
- правильно вести себя в лесу, не разорять гнезда, не шуметь в период, когда выводятся птенцы;
- примечайте и интересуйтесь, какие птицы живут в нашем поселке, умейте различать их и по внешнему виду, и по голосу.
Юные эколята – друзья, чтоб вы берегли наших птиц, дарят вам кулончики с надписью «Береги и охраняй птиц!».
Спасибо за работу!
До свидания!
Использованная литература:
1. Презентация по материалам диафильма со звуковым сопровождением «Птичьи голоса» (авт. А. Барков) – «Птичий концерт» (Интернет)
2. Интернет- ресурсы
3. Серия «Из опыта работы» Мой северный край. Салехард, 2000г
4. Методические материалы к окружному семинару Организация системы экологического образования в образовательных учреждениях округа. Муравленко, 2001г
5. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология» Воронеж, 2004г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (Ворона и петух)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Чей это хвост?
Информация на сайтах о мероприятии
1. Сайт Первый интеллектуальный центр дистанционных технологий «НОВОЕ ДОСТИЖЕНИЕ» WWW.newgi.ru
Международный профессиональный конкурс для педагогов «Экологическое воспитание в реализации ФГОС» в номинации: сценарий мероприятия «Птицы нашего края» - Диплом лауреата 1 степени ДП-О №73718
2. Сайт Первый интеллектуальный центр дистанционных технологий «НОВОЕ ДОСТИЖЕНИЕ» WWW.newgi.ru
Всероссийский дистанционный педагогический конкурс «Лучшая педагогическая разработка» в номинации: «Праздники, развлечения, сценарии» название работы «Птицы нашего края» - Диплом лауреата 2 степени ДП-О №73717
3. Сайт Первый интеллектуальный центр дистанционных технологий «НОВОЕ ДОСТИЖЕНИЕ»
WWW.newgi.ru
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.