Тема: «СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ И ЛИЧНОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ»
Работая с детьми с ограниченными возможностями здоровья, мы часто сталкиваемся с их непринятием в детских садах, слышим такие ответы от воспитателей:
«Мы не знаем, как работать с ними, у нас нет ресурсов. Зачем нужен ребенок с ОВЗ в группе».
Однако как показывает практика последних лет, стала активно проводиться работа по созданию модели совместного обучения детей с ОВЗ с нормально обучающимися сверстниками в общеобразовательной среде. Определен, обоснован и экспериментально проверен набор вариантов инклюзии, позволяющих подобрать каждому ребенку с особыми образовательными потребностями доступную и полезную для его развития модель интеграции, сохранив во всех случаях необходимую специализированную психолого-педагогическую помощь.
Опыт работы нашего детского сада с детьми ЗПР и ОНР показал, что успех коррекционной работы зависит от того, насколько глубоко и детально проведено обследование ребенка на начальном этапе.
Сегодня мы попытаемся с вами в нашей практической работе создать дневник наблюдений за ребенком с ОВЗ.
Давайте поразмышляем, для чего же он нам нужен:
- чтобы иметь реальную информацию о динамике развития.
-чтобы отслеживать результат коррекционного воздействия.
Такое наблюдение позволяет не только обнаружить негативную симптоматику в отношении психического либо речевого развития ребенка, но и выявить позитивные симптомы, компенсаторные возможности, определить зону ближайшего развития. Это позволяет педагогу решать задачи развивающего обучения и адаптировать программу в соответствии с возможностями и способностями каждого ребёнка.
Т.О. мы с вами определились что для работы с ребенком ОВЗ нужен дневник наблюдений.
Т.Е мы должны постоянно наблюдать за этим ребенок, вести записи.
Перед нашей дальнейшей работой, а это будет заполнение дневника наблюдений, давайте с вами вспомним краткие характеристики детей с ОВЗ.
Краткая характеристика речевых нарушений.
Психолого – педагогическая характеристика детей с недостатками речи представлена в трудах Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной.
Выделяют три группы детей с речевыми нарушениями, они представлены на слайде.
Итак, у детей с речевыми нарушениями так же наблюдаются трудности полноценной коммуникативной деятельности, нарушения саморегуляции, отмечаются разнообразные недостатки познавательной деятельности, моторики.
Реализуемая в условиях инклюзивного образования коррекционная работа должна удовлетворять особые образовательные потребности этих дете
Далее рассмотрим краткую характеристику детей с ЗПР
Характеристика детей с ЗПР представлена в трудах (Г. Е. Сухарева, 1965; М. С. Певзнер, 1966; Т. А. Власова, К. С. Лебединской, 1975; Е. М. Мастюковой, 1977).
Основной, хотя и редко встречающейся формой ЗПР, М. С. Певзнер считает неосложненный инфантилизм, обусловленный замедленным созреванием и функциональной недостаточностью филогенетически молодых лобных структур мозга и их связей. Психофизическому и психическому инфантилизму неосложненной формы присущи специфические черты незрелости эмоционально-волевой сферы и личности ребенка, проявляющиеся наиболее отчетливо в период перехода от дошкольного к школьному возрасту. Дети с неосложненным психическим инфантилизмом ведут себя по детски наивно, непосредственно, не включаясь в общую работу. Если и удается их подключить к работе, они ее прекращают при малейших затруднениях.
Краткая характеристика нарушений функций ОДА
Понятие «нарушения функций опорно – двигательного аппарата» включает в себя двигательные расстройства, имеющие органическое центральное или периферическое происхождение.
Выделяют следующие категории детей с нарушениями функций ОДА, вы их видите на экране.
Астенические проявления (пониженная работоспособность, истощаемость всех психических функций, трудности переключения)
Речевые трудности (замедленный темп речи, трудности звукопроизношения приводят к тому, что речь может быть неразборчивая/малоразборчивая)
Трудности в пространственных представлениях
Клинико-психолого-педагогические особенности детей с нарушением функций ОДА описаны в трудах М.В.Ипполитовой, И.Ю.Левченко, Н.В.Симоновой.
Самую многочисленную группу среди детей с нарушениями функций ОДА составляют дети с ДЦП. При этом нарушений наблюдается сочетание не только двигательных расстройств, но и речевых, задержка отдельных психических процессов.
Краткая характеристика интеллектуальных нарушений
В специальной педагогике и психологии определены следующие уровни интеллектуальных нарушений, вы видите их на экране.
Тармином «умственная отсталость» в отечественной коррекционной педагогике обозначается стойко выраженное снижение познавательной деятельности ребенка, возникшее на основе органического поражения центральной нервной системы (Л.С.Выготский, С.Д.Забрамная, К.С.Лебединская, Г.Е.Сухарев).
Вышеперечисленные категории нарушений интеллекта могут сочетаться с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутического спектра и эмоционально – волевой сферы.
Наша с вами задача – обеспечить образовательные и социальные потребности выпускников, создать оптимальные условия для их развития.
И так уважаемые коллеги, в первом разделе дневника содержится Краткая информация о ребенке (Ф.И.О., дата рождения, дата поступления в ДОУ, домашний адрес, Ф.И.О. родителя (законного представителя,), телефон и заключение ПМПК. Ели ребенок прошёл медико - педагогическую комиссию и не попал в коррекционную группу, а остался в вашем детском саду, родитель принес заключение ПМПК, вы должны создать для него специальные условия, которые рекомендованы решением ПМПК. Вы как администрация должна выполнить все рекомендации.
Второй раздел содержит анамнестические данные о ребенке: рост, вес, группа здоровья, «Д» группа, Физическое развитие, так же может быть графа инвалидность.
Третий раздел наблюдение за ребенком (настроение, игровая деятельность, КГН, Сон, Взаимоотношение с сотрудниками в группе, НОД, Поведение за ребенком.
Этот раздел сегодня м ы с вами попытаемся заполнить, Условно наших детей которые попали в ваши группы зовут Петя, Саша, Ваня, Вася. Определить основные направления коррекционной работы, приемы работы, рекомендации для родителей.
Вам в помощь я приготовила шпаргалки. Где прописаны часто наблюдаемые у ребенка нарушения поведения.
Время работы 15-20 минут.
По окончании работы заслушаем вашу адекватную оценку ситуации поведения ребенка каждой группы.
Вывод: т.о. мы заполнили дневник наблюдения, который можно использовать как педагогическую диагностику поведения ребенка с ОВЗ. Я думаю, что он пригодится для вашей практической деятельности с вашими педагогами.
В заключение хотелось бы сказать, дети с ОВЗ прекрасно социализируются в сообществе сверстников и в социуме в целом, живут общим коллективом, не делая различий. Педагоги зная особенности ребенка, его возможности, позволяют ему достичь прекрасных результатов.
А для обычных детей опыт совместной деятельности с детьми с ОВЗ просто необходим, если мы хотим воспитать в будущем милосердие, толерантность, доброжелательного члена нашего общества.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.