Создание условий для реализации принципа индивидуализации в рамках внедрения ФГОС для детей с ОВЗ в рамках школы-интерната.
Оценка 4.9

Создание условий для реализации принципа индивидуализации в рамках внедрения ФГОС для детей с ОВЗ в рамках школы-интерната.

Оценка 4.9
docx
27.02.2021
Создание условий для реализации принципа индивидуализации в рамках внедрения ФГОС для детей с ОВЗ в рамках школы-интерната.
выступление на педсовете.docx

 

Создание условий для реализации принципа индивидуализации в рамках внедрения ФГОС для детей с ОВЗ в рамках школы-интерната.

            Как часто мы слышим от детей, что они не хотят идти в школу, что им там не нравится. Почему же так происходит? Может ребят пугают новые требования, опасения трудностей, неудач? А может быть ему не хочется быть таким, как все? Ведь он – Личность! Но что же в таком случае делать педагогу, у которого в классе десяток таких личностей?

Но, если в процессе обучения учитель, зная индивидуально-типологические особенности учащихся, будет умело подбирать формы и методы обучения, ребенок сможет комфортно чувствовать себя на уроке, получая знания, умения и навыки, которые отвечают его потребностям и интересам.

            Индивидуализация означает реализацию такого подхода в обучении и воспитании, когда всё ориентируется на индивидуально-психологические особенности ребенка, строится с учетом этих особенностей. Это особенно актуально для обучения в школе-интернате для детей, имеющие ограниченные возможности здоровья.

В школу приходят дети с разным развитием, они по-разному подготовлены, по-разному относятся к учебе, по-разному себя ведут. У них разные интересы,  разные особенности внимания, мышления и памяти. Учитель часто уравнивает учеников, ведет обучение применительно к среднему уровню. Домашнее задание тоже дается одинаковое. Это часто приводит к тому, что «сильным» ученикам учиться скучно, выполнение заданий не требует от них больших затрат (за одну самоподготовку уроки сделаны); а «слабые» ученики теряют интерес к учению, которое требует от них слишком большого умственного напряжения (сидят 3 самоподготовки, а иногда и больше, нервничают, устают, иногда бросают), а результат порой нулевой в итоге получают «2» за невыполненное домашнее задание.

Одним из возможных вариантов решений является дифференцированное обучение.

Дифференциация обучения - это создание условий для обучения детей, имеющих различные способности и проблемы, путём организации классов с учениками равного уровня.

Плюс дифференциации заключается в том, что более слабые дети не чувствуют себя ущербными, минус – в том, что им есть реальный  пример за кем тянуться. Конечно, это в идеале. В нашей  школе есть дифференциация, в связи с направлением ПМПК, которая определяет ребенку образовательный маршрут по уровню интеллектуальных возможностей. Но, даже в наших маленьких классах дети различаются достаточно сильно.

В моем классе учится 8 детей:

Уровень сформированности ЗУН в норме у  4 детей

Уровень сформированности высших психических  функций в норме у 4 детей

Устойчивое внимание у 6 детей

Память в норме у 6 детей

Мышление в норме у 5 детей

Нуждаются в социальной адаптации 6 детей

Рекомендованы занятия с логопедом 5 детям, с психологом – 3 детям, регулярные дополнительные занятия по предметам – 1 ребенку.

Таким образом, даже в маленьком коллективе дети имеют разные проблемы и требуют индивидуального подхода. Очень бы хотелось, чтобы в разработке индивидуальной программы более активно принимали участие не только педагоги и воспитатели, но и возможно, учителя-логопеды, и школьный психолог, и, особенно, врачи, поскольку многие проблемы в обучении детей с ОВЗ, именно медицинского характера. Можно разработать с учетом диагнозов обучающихся (не нужно нарушать конфиденциальности) общие медицинские рекомендации для педагогического коллектива, которые разместятся, например, в учительской (на стенде).

Технология индивидуализированного обучения — такая организация учебного процесса, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения приоритетны. Она предполагает проектирование педагогической деятельности на основе индивидуальных качеств ребёнка (интересов, потребностей, способностей, интеллекта и др.). Часто бывает так, что не все педагоги знают, чем интересуется подросток, с которым так не просто наладить контакт. А коррекционную работу мы должны проводить, основываясь на положительных качествах личности, и подход можно найти исходя из интересов ребенка/подростка.

Индивидуальный подход означает, что необходимо учитывать потребности каждого ребенка,  как в активном действии, так и в отдыхе. Задания должны быть такими, чтобы они представляли некий вызов, и вместе с тем, чтобы каждый ребенок мог в результате пережить чувство успеха. 

Например, Миша может за 5 минут выучить достаточно большое стихотворение, а у Дениса большие сложности с заучиванием наизусть. Это не значит, что ему не нужно ничего задавать, просто объем материала может быть меньше, а количество времени на подготовку больше. Недавно детям задали учить Лермонтова. Денис учил  2 четверостишия 2дня. Он очень гордился своей четверкой, потому что ему это сложно, в связи с возможностями развития памяти.

Принцип индивидуализации обучения исходит из необходимости ориентироваться не на «среднего» ученика, а на всех и каждого. Индивидуально-психологические особенности учащихся учитываются при выборе и применении отдельных методов и приемов обучения, при дозировке домашних заданий.

Одному необходима основательная опора на наглядные образы и представления, другой менее нуждается в этом; один медлителен, другого отличает относительная быстрота умственной ориентировки; один запоминает быстро, но не прочно, другой — медленно, но продуктивно; один приучен организованно работать, другой работает «по настроению»; один занимается охотно, другой по принуждению.

Пример. При выполнении домашних заданий по математике, приходится учитывать, что Яша делает все медленно, постоянно отвлекаясь.  У него большие сложности с математикой. Если он на самоподготовке приходит за помощью первым, то раздражает других детей тем, что и время занимает, и делает еле-еле. Поэтому мы договариваемся, что Яша делает сначала уроки по другим предметам, а с математикой я ему помогу, когда все остальные уже сделают.

Индивидуальное обучение — форма, модель организации учебного процесса, при которой:

1)         учитель взаимодействует лишь с одним учеником; в нашем классе на самоподготовке это одна из основных форм. Дети часто просят помочь им в индивидуальном порядке. И если одних надо просто натолкнуть на путь решения, или показать алгоритм решения, то с другими приходится сидеть и контролировать полностью (Яша)

2)         один ученик взаимодействует лишь со средствами обучения (книги, компьютер и т.п.); детям периодически дают  задания, связанные с конспектированием или поиском материала в различных источниках. Так, было дано задание о народностях, населяющих ЛО. Ребята с удовольствием искали материал, писали сообщения. Думаю, что такие задания очень актуальны для детей с проблемами с памятью. Кстати, вопрос о том, где дети могут  заниматься на компьютерах, остается актуальным.

3) двое учащихся взаимодействуют между собой (взаимообучение) без непосредственного участия учителя. Такая форма работы часто используется на самоподготовке: заучивание диалогов по английскому языку (более слабый берет меньше текста), заучивание стихов, а в последнее время учителя дают задание Мише объяснять материал другим детям, например, Оле, которая пропустила много по болезни. Хочу сказать учителям за это спасибо.

Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребёнка к его особенностям, это позволяет ученику работать экономно, постоянно контролировать затраты своих сил, работать оптимальное для себя время. Однако, исключительно индивидуальное обучение нецелесообразно: человек— существо социальное, которое формируется во взаимодействии с окружающим сообществом.

Развитие способностей эффективно, если давать ребёнку картину усложняющихся задач, мотивировать сам процесс учения, но оставлять ученику возможность работать на том уровне, который для него сегодня возможен, доступен.

Например, если у ребенка парциальная несформированность высших психических функций, то он значительно более успешно выполняет  задания невербального характера, по сравнению с заданиями вербального и вербально-логического плана.

На сегодняшний день самая большая проблема в классе – это обучение Яши. К сожалению, пока мы не можем определить тот уровень, который для этого ребенка доступен и на котором он будет успешен. Делается очень много: привлечены врачи, психолог, учителя, конечно, мама. Надеюсь, что общими усилиями мы сможем найти эффективные методы работы с индивидуально-психологическими особенностями ученика.

Педагогам необходимо учитывать факторы и индивидуальные особенности детей, которые обусловливают успеваемость школьников

Приведу несколько примеров из нашего класса:

Особенности темперамента: Алина, Денис  - Дима. Первым надо побегать, потолкаться, то Диму даже на прогулку увести сложно.

По глубине освоения: Миша  запоминает надолго - Денис через час забывает то, что казалось бы выучил.

По скорости восприятия: Миша и Алина. Один понимает с полуслова, другой надо «разжевывать» достаточно долго

По мотивированности: Оля, которая много пропустила и будет сидеть и заниматься, чтоб догнать, и Яша, которому «это не надо»

По каналу преимущественного восприятия информации: визуалы ; аудиалы; кинестеты .

Пример. У нас классе у Яши низкий уровень развития слуховой памяти, но высокий уровень зрительной, поэтому он плохо запоминает на слух и хорошо, если видит картинку.

По темпераменту: сангвиник, или холерик, или флегматик, или меланхолик; экстраверт или интраверт; устойчивый, или истероидный, или невротический.

По скорости восприятия информации:  быстродействующие («шустрики»); медленнодействующие («мямлики»).

По предрасположенности к одному из ведущих типов деятельности:

 «человек — техника»;

 «человек — знак»;

«человек — художественный образ»;

«человек — природа»;

 «человек — человек».

По степени внушаемости:

— внушаемый — сильно, слабо и не внушаемый.

Общие особенности реализации технологии

1. Оказание каждому ребёнку индивидуальной педагогической помощи.

2. Преодоление индивидуальных недостатков в знаниях, умениях и навыках, в процессе мышления. ( Конечно, к оценке знаний, умений и навыков также необходимо подходить дифференцированно, т.е. учитывать и личностные критерии.)

3. Учёт и преодоление недостатков семейного воспитания, а также неразвитости сферы мотивации, слабости воли.

4. Оптимизация учебного процесса применительно к способным и одарённым учащимся (творческая деятельность, сочетание классной и внешкольной работы).

5. Предоставление свободы выбора элементов процесса обучения.

6. Формирование общеучебных умений и навыков.

7. Формирование адекватной самооценки учащихся.

8. Использование технических средств обучения, включая компьютер.

9. Поддержка способных и одарённых детей.

Индивидуальная образовательная программа реализуется различными способами обучения.

1. Занятие в классе (уроки)

2. Групповые занятия. Проекты. В проектной деятельности ребенок чувствует себя субъектом, поскольку получает возможность быть самостоятельным, инициативным, активным деятелем, который ответственен за опыт своей деятельности, свои поступки. В настоящее время в школе стала активнее использоваться учебные проекты по различным направлениям. Дети сами осуществляют индивидуализацию, выбирая проект, который ему интересен.

Учителя, воспитатели выступают в роли помощников детей, организуют пространство помещений и планируют виды деятельности с учетом индивидуального развития каждого ребенка. Во второй половине дня, будучи в 5 классе, мы создали проект «Мой класс», где рассказали о каждом из детей.

3. Самостоятельное изучение. Для наших детей это один из самых сложных способов обучения. В нашем классе это только Оля Брехова, которая самостоятельно изучала школьный материал, пока была в больнице.

4. Практика. К разделу практики относятся и многочисленные формы кружковых занятий, организуемых как на базе школы, так и вне её. Сюда же можно отнести и задания, выполняемые для предметных недель. Например, когда мы делали газету об английских писателях, то участвовали посильно все: Оля и Дима искали материал, и Алина  и Мохби вырезали, мы с Яшей клеили, а Денис подметал мусор.

5. Домашняя работа, самоподготовка. В идеале, обеспечивает индивидуальное обучение, несёт персональную ответственность за организацию и ход этого обучения. К сожалению, в нашей школе дети не несут  ответственности, и выполнение заданий проходит при контроле воспитателя.

Особенно нуждаются в индивидуальном подходе школьники с пониженной обучаемостью Необходимо предупредить их переход в категорию хронически неуспевающих или преодолеть их неуспеваемость, если она уже имеет место. В начальных классах могут встречаться дети с отсутствием достаточной познавательной активности, интеллектуально пассивные, как их называют психологи. Эти дети обнаруживают нормальное интеллектуальное развитие, которое проявляется в играх, практической деятельности. Но в учебной деятельности они еще не привыкли и не умеют думать, для них характерно стремление избежать активной мыслительной деятельности.

Важнейшую роль в преодолении стойкой неуспеваемости играет вера в свои силы, уверенность школьника в своих возможностях и способностях к обучению. Школьника надо убедить (и показать ему реально), что он вполне может знать и понимать учебный материал не хуже товарищей, что «трудно» не значит «невозможно»! Следует постоянно помнить, что формированию веры в свои силы весьма способствует переживание школьником успехов, пусть первых и скромных. Поэтому важно так организовать работу неуспевающего школьника, чтобы он чувствовал свое движение вперед, надо дать ему возможность пережить радость первых успехов на том пути, на котором до сих пор у него были одни огорчения и неудачи. Надо пользоваться каждой возможностью, чтобы подчеркнуть хотя бы небольшой на первых порах успех ученика, обратить его внимание на некоторые , пусть пока еще скромные, его достижения.

Дополнительные занятия с отстающими (вне зависимости от возраста школьника):

1.         работа над пропущенным материалом,

2.         подготовка к восприятию нового материала,

3.         преодоление пробелов в навыках учебного труда,

4.         усвоение алгоритмов решения задач,

5.         упражнения в повышении темпа учебной работы,

6.         специальная тренировка внимания, мышления, памяти и т.д.

7.         развитие навыков самоконтроля.

Для фиксирования любых успехов детей существует технология «портфолио». Портфолио в переводе с итальянского означает «папка с документами», «папка специалиста». В современном российском образовании — это папка индивидуальных достижений ученика.

В школе портфолио - «папка достижений», направленная на повышение собственной значимости-ученика и отражающая его успехи (похвальные грамоты за учёбу, достижения в спорте, музыке, шахматах и т.д.; благодарственные письма родителей, табели успеваемости, значки, медали и т.п.)

Варианты использования. Портфолио могут использоваться:

– как инструменты, при обсуждении результатов обучения с одноклассниками, учителями и родителями;

– как возможность для рефлексии учеником собственной работы; собственных изменений

– для подготовки и обоснования целей будущей работы;

– как документ, в котором отражено развитие ученика, его система отношений и результаты его самовыражения.

И в заключении, мне хотелось бы акцентировать ваше внимание на нескольких  простых советах:

1.         Старайтесь найти в ребенке то, за что его можно похвалить, а не то, за что поругать.

2.         Знайте, что ребенку тогда интересно с вами, когда вам интересно с ним.

3.         Давайте каждому ребенку возможность сделать свое маленькое открытие.

4.         Если ребенку тяжело, то помогите найти такое задание, которое ему по силам.

5.         Чем выше уровень эмоционального комфорта, тем больше шансов на успех в учебе.

6.         Не бойтесь признаться в том, что сами чего-то не знаете.

7.         Не пытайтесь объяснить ребенку то, до чего он может додуматься сам.

 8.        Вступайте в диалог с детьми только в том случае, если у вас есть разумные аргументы «за» или «против» высказываний детей.

9.      Помните, что неудачи в жизни бывают двух типов - недостаток любви и заниженная самооценка. Чтобы их избежать, ребенок особенно остро нуждается в чувстве собственного достоинства, внимании и уважении со стороны окружающих. Просто любите детей и не бойтесь им показать это.

 

 

 


 

Создание условий для реализации принципа индивидуализации в рамках внедрения

Создание условий для реализации принципа индивидуализации в рамках внедрения

Рекомендованы занятия с логопедом 5 детям, с психологом – 3 детям, регулярные дополнительные занятия по предметам – 1 ребенку

Рекомендованы занятия с логопедом 5 детям, с психологом – 3 детям, регулярные дополнительные занятия по предметам – 1 ребенку

Так, было дано задание о народностях, населяющих

Так, было дано задание о народностях, населяющих

Пример. У нас классе у Яши низкий уровень развития слуховой памяти, но высокий уровень зрительной, поэтому он плохо запоминает на слух и хорошо, если видит…

Пример. У нас классе у Яши низкий уровень развития слуховой памяти, но высокий уровень зрительной, поэтому он плохо запоминает на слух и хорошо, если видит…

Дети сами осуществляют индивидуализацию, выбирая проект, который ему интересен

Дети сами осуществляют индивидуализацию, выбирая проект, который ему интересен

Для фиксирования любых успехов детей существует технология «портфолио»

Для фиксирования любых успехов детей существует технология «портфолио»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2021