Довольно часто возникают особые контекстные условия: война, приступ ревности, солнечная на дворе погода или нет, богат человек или беден и т. д. Это все легко определяемые контексты. Чаще, однако, контекст не так легко определить, так как он состоит из многих различных факторов: опыта, предрассудков, культуры, средств массовой информации и т. д.
В начале книги я упомянул, что одним из качеств воды является то, что, добавляя к воде воду, мы получаем в результате воду — в отличие от ситуации, когда камень добавляют к камню. Таким образом, контекст может быть многослойным.
СОЗДАНИЕ КОНТЕКСТОВ
Довольно часто возникают особые контекстные условия: война, приступ
ревности, солнечная на дворе погода или нет, богат человек или беден и т. д.
Это все легко определяемые контексты. Чаще, однако, контекст не так легко
определить, так как он состоит из многих различных факторов: опыта,
предрассудков, культуры, средств массовой информации и т. д.
В начале книги я упомянул, что одним из качеств воды является то, что,
добавляя к воде воду, мы получаем в результате воду — в отличие от
ситуации, когда камень добавляют к камню. Таким образом, контекст может
быть многослойным.
Мы просто добавляем новые обстоятельства к прежним. Обстоятельствам
не нужно быть связанными между собой. Они могут даже противоречить друг
другу. Мы просто добавляем новые. Постепенно возникает контекст. Поэзия и
искусство в целом во многом зависят от комбинации настроения, восприятия
и понимания объекта. Художнику даже не надо заботиться о том, чтобы
элементы оказались логически взаимосвязанными, или делать
умозаключения: соответствующее поэтическое настроение делает свое дело.
В ходе творческого процесса людям часто предлагают наполнить свой
разум информацией и всяческими идеями об объекте изучения, а затем дать
время информации «отстояться».
В книге «Я прав — ты нет» («I am Right — You are Wrong») я представляю
процесс как многоуровневый. Речь идет о различных слоях, или пластах,
которые никак не связаны между собой, кроме того что ведут речь о том же
предмете и им случилось оказаться в одном и том же месте. Результат очень
похож на белый стих или даже японское хайку:[6] не делается никаких
выводов и нет намерения доказывать какую-либо точку зрения.
Все это разумное и оправданное поведение в самоорганизующейся системе.
Элементы информации, поступающие в мозг, организуются самостоятельно,
рождая результат, который можно было бы назвать интуицией.
А что еще более важно, так это то, что при этом мы выстраиваем контекст,
в рамках которого осуществляется наше мышление.
Принимаясь за создание потокограммы, имеет смысл задавать контекст
следующим образом: помещать друг на друга слои утверждений и
соображений. Таким образом заведомо создается нужный контекст для
требуемой потокограммы. Означенные слои станут затем и основой для
списка потока сознания. Данный предварительный этап нужен для того,
чтобы мозг мог привыкнуть к объекту изучения.