Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе для детей раннего возраста
Оценка 5
Документация
docx
родителям
Детсад
05.08.2018
В детском саду ребенок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе развивающей предметной среды. Данный материал представляет собой анализ практической работы по обогащению развивающей среды группы детей раннего возраста.
среда.docx
Создание развивающей предметнопространственной среды в
группе для детей раннего возраста
Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом
деятельности для них является игра. Именно поэтому педагогипрактики
испытывают повышенный интерес к обновлению развивающей предметно
пространственной среды ДОУ.
Понятие развивающая предметнопространственная среда определяется
как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально
моделирующая содержание его духовного и физического развития».
В детском саду ребенок приобретает опыт эмоциональнопрактического
взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его
развития сферах жизни. Возможности организации и обогащения такого опыта
расширяются при условии создания в группе развивающей предметной среды.
При анализе развивающей предметнопространственной среды
учитываются следующие факты:
1. Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в
группе;
2. Учет возрастных особенностей детей;
3. Реализация ОП ДО (отражение образовательных областей).
1.Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей
В группе создана комфортная предметнопространственная среда,
соответствующая возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям
детей. Оборудование группового пространства соответствует санитарно
гигиеническим требованиям, оно безопасно, здоровьесберегающее, эстетически
привлекательное и развивающее. Мебель соответствует росту и возрасту детей,
игрушки обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий
эффект.
В интерьере группы преобладают спокойные тона. В свободном
доступе детей в достаточном количестве представлены развивающие игры и
игрушки ярких цветов.
Все игры и материалы в группе расположены таким образом, чтобы
каждый ребенок имел свободный доступ к ним. Гибкое зонирование позволяет
детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время
свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая при этом друг
другу. Места для свободы передвижения детей достаточно.
Мальчики объединены общим конструктивностроительным
интересом, для удовлетворения которого размещены конструкторы разных
размеров и фактуры, имеются различные виды транспорта. В уголке для
девочек размещены такие игры как: «Маленькая хозяйка», «Парикмахерская»,
«Поликлиника», «Магазин» и др. Здесь происходит контакт мальчиков и
девочек, что реализует гендерное воспитание детей.
2. Учет возрастных особенностей детей. Развивающая предметнопространственная среда в группе
обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала и
развитие детей от 1,5 до 3х лет в различных видах детской деятельности. В
соответствии с особенностями данного возраста это:
общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под
руководством взрослого;
экспериментирование с материалами и веществами;
предметная деятельность и игры с составными и динамическими
игрушками;
самообслуживание и действия с бытовыми предметамиорудиями;
восприятие смысла музыки, сказок, стихов;
рассматривание картинок;
двигательная активность.
3. Реализация ОП ДО (отражение образовательных областей.)
В развивающей среде группы отражены основные направления
образовательных областей ФГОС ДО:
коммуникативноличностное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественноэстетическое развитие;
физическое развитие.
Пространство групповой комнаты организовано в виде хорошо
разграниченных уголков:
уголок для сюжетноролевых игр;
уголок для театрализованных игр и музыкальной деятельности;
книжный уголок,
уголок познавательноисследовательской деятельности;
уголок конструктивной деятельности;
уголок для изобразительной деятельности (рисования, лепки);
спортивный уголок
уголок природы
Оснащение уголков не статично и меняется в соответствии с
тематическим планированием образовательного процесса.
2 1.Уголок для сюжетно ролевых игр.
В уголке имеются игрушки для детей до 3 лет довольно крупные
(соразмерные самим детям или куклам) и готовые к использованию.
Для игры детей 23 лет, почти всецело зависящих от внешней обстановки,
имеются комплексы игрового материала, в которых представлены все типы
сюжетообразующих игрушек (персонажи, предметы оперирования, маркеры
пространства).
Это комплексы материалов и часть пространства для развертывания
бытовой тематики: 1) шкафчик с посудой, кухонная плита и несколько кукол
на стульчиках вокруг стола; 2) пара кукольных кроватей, шкафчик с
"постельными принадлежностями", диванчик, на котором могут сидеть и
куклы, и дети. Остальные игровые материалы размещаются в низких
стеллажах, передвижных ящиках на колесиках, пластмассовых емкостях,
3 вдвигающихся в нижние открытые полки шкафов и т.п. Все материалы,
находятся в поле зрения, и доступны детям.
В группе круг полифункциональных материалов невелик. Это небольшое
количество надувных и набивных модулей, которые маленький ребенок может
свободно перемещать (валики, кубы, параллепипеды). Они используются для
огораживания "домика", "автобуса" и пр., как сидения в них, для устройства
кроватей для кукол и т.п. Кроме того, имеется емкость с разрозненными
пластмассовыми и деревянными кубиками, брусками, шарами разных цветов и
размеров. В качестве заместителей используются элементы конструкторов,
строительных наборов, дидактических материалов, которые имеются в группе
для продуктивной и исследовательской деятельности детей.
2.Уголок для театрализованных игр и музыкальной деятельности:
Для него были подобраны и изготовлены различные виды театров:
Кукольный театр (Репка, настольный театр (Маша и медведь))
Театр лопаток (Волк и семеро козлят)
Пальчиковый театр (Репка, Колобок, Теремок, Маша и медведь, Курочка
Ряба, и др.
Маски персонажей
Ширмапланшет
С помощью этого центра дети знакомятся с различными видами музыкальных
инструментов. Здесь также представлены:
Диски с музыкой и сказками
4 Картотека музыкальных и театрализованных игр
3. Книжный уголок:
Книги, подобранные по возрасту и по текущей теме
Настольнопечатные игры по развитию речи
Иллюстрации к сказкам, дидактические альбомы с картинками
4. Уголок познавательноисследовательской деятельности.
Для детей в группе имеются предметы, относящиеся к типу образно
символических, позволяющие расширять круг представлений детей, развивать
речь. Это наборы картинок с изображениями простых геометрических форм,
бытовых предметов, животных, растений и плодов, разрезные (складные)
5 кубики и картинки (из 24 элементов), парные картинки для сравнения,
простые сюжетные картинки.
Размещение материала для познавательноисследовательской деятельности: в
нескольких спокойных местах группового помещения, чтобы дети не мешали
друг другу. Часть объектов для исследования в действии стационарно
расположена на специальном дидактическом столе (или паре обычных
столиков, приспособленных для этой цели). Остальные объекты для
исследования и образносимволический материал воспитатель располагает в
поле зрения детей непосредственно перед началом их свободной деятельности.
В группе имеются следующие материалы:
Пирамидки, окрашенные в основные цвета
Стержни для нанизывания с цветными кольцами, геометрическими фигурами,
катушками
Матрешки
Дидактический стол
Доскивкладыши
Рамкивкладыши с геометрическими формами, разными по величине, 4х
цветов
Мозаика (восьмигранная, цветная, крупная)
Наборы кубиков с цветными гранями (4 цвета)
Домик с прорезями основных геометрических форм для сортировки
объемных тел
Игрушкизабавы
Набор шумовых коробочек
Звучащие игрушки, контрастные по тембру и характеру звукоизвлечения
для экспериментирования с водой: поддон, предметыорудия для
переливания и вылавливания (черпачки, сачки)
Набор для экспериментирования с песком: формочки разной конфигурации,
емкости разного размера, предметыорудия (совочки, лопатки)
Наборы картинок для группировки, по 34 в каждой группе (реалистические
изображения): животные, животные с детенышами, птицы, овощи, фрукты,
одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода, игрушки
Наборы парных картинок типа "лото"
Разрезные (складные) кубики с предметными картинками, разделенными на 2
4 части
Разрезные картинки, разделенные на 2 части
Сюжетные картинки (с различной тематикой, близкой ребенку ( сказочной,
социобытовой), крупного формата.
6 5.Уголок конструктивной деятельности.
Строительный материал может быть разложен по цвету и форме для того,
чтобы дети могли быстро отбирать необходимые детали и при уборке
упражняться в их классификации.
Мелкий строительный материал насыпан в корзины, ящики или коробки. В
корзинах имеются маленькие игрушечные персонажи: котята, собачки, уточки,
машинки и др., которые побуждают детей к использованию их в
конструировании.
Конструкторы размещены на столах в открытых коробках или небольших
корзинках. Это позволяет детям конструировать как за столом, так и, взяв
корзинку, устроиться с конструктором на ковре.
В группе имеются:
Конструкторы разных размеров, форм и материалов
Мозаики разных форм и размеров
Природный материал.
7 6.Уголок для продуктивной деятельности
К продуктивным видам детской деятельности относятся рисование, лепка,
аппликация. Для того чтобы каждый ребенок в возрасте с 2 до 3 лет смог
сделать этот очень важный шаг в своем развитии, в нашей группе имеются
соответствующие материалы и оборудование:
Наборы цветных карандашей (6 цветов)
Гуашь, акварель
Кисти для краски
Подставки для кистей
Бумага для рисования
Емкости для промывания ворса кисти от краски
Салфетки из ткани, хорошо впитывающей воду для вытирания рук во время
лепки
Пластилин
Цветная бумага, картон
Салфетки из ткани, хорошо впитывающей воду, для осушения кисти после
промывания и при наклеивании готовых форм
Кисти для клея
Емкость для клея
6.Спортивный уголок
8 В групповой комнате все спортивные пособия доступны детям, размещены
таким образом, чтобы они способствовали проявлению двигательной
активности детей. Так, рядом с кукольным уголком поставлены игрушки
двигатели (машины, коляски). Спортивные пособия:
Мячи большие, средние, маленькие
Мешочки для метания
Кегли
Дорожки здоровья
Картотеки подвижный игр, дыхательной гимнастики, гимнастики после
сна.
7. Уголок природы
В «Уголке природы» игровой и дидактический материал обеспечивает
максимальный развивающий эффект и способствует созданию ситуаций для
активного поиска.
ВЫВОД: развивающая предметнопространственная среда группы
содержательно насыщенна, трансформируема, полифункциональна, вариативна,
доступна и безопасна. Она обеспечивает возможность общения и совместной
деятельности детей, взрослых позволяет детям испытывать и использовать
свои способности, стимулирует проявление самостоятельности,
инициативности, творчества.
9
Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе для детей раннего возраста
Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе для детей раннего возраста
Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе для детей раннего возраста
Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе для детей раннего возраста
Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе для детей раннего возраста
Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе для детей раннего возраста
Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе для детей раннего возраста
Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе для детей раннего возраста
Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе для детей раннего возраста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.