Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе для детей раннего возраста
Оценка 5

Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе для детей раннего возраста

Оценка 5
Документация
docx
родителям
Детсад
05.08.2018
Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе для детей раннего возраста
В детском саду ребенок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе развивающей предметной среды. Данный материал представляет собой анализ практической работы по обогащению развивающей среды группы детей раннего возраста.
среда.docx
Создание развивающей предметно­пространственной среды в группе  для детей раннего возраста Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом  деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги­практики  испытывают повышенный интерес к обновлению развивающей  предметно­ пространственной  среды ДОУ. Понятие развивающая предметно­пространственная среда определяется  как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально  моделирующая содержание его духовного и физического развития».                    В детском саду ребенок приобретает опыт эмоционально­практического  взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его  развития сферах жизни. Возможности организации и обогащения такого опыта  расширяются при условии создания в группе развивающей предметной среды.  При анализе развивающей предметно­пространственной среды  учитываются следующие факты: 1. Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в  группе; 2. Учет возрастных особенностей детей; 3. Реализация ОП ДО (отражение образовательных областей). 1.Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей       В группе создана комфортная предметно­пространственная среда,  соответствующая возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям  детей.     Оборудование группового пространства соответствует санитарно  гигиеническим требованиям, оно безопасно, здоровьесберегающее, эстетически привлекательное и развивающее. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки ­ обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий  эффект.       В интерьере группы преобладают спокойные тона. В свободном  доступе детей в  достаточном количестве представлены развивающие игры и  игрушки ярких цветов.  Все игры и материалы в группе расположены таким образом, чтобы  каждый ребенок имел свободный доступ к ним. Гибкое зонирование позволяет  детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время  свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая при этом друг  другу. Места для свободы передвижения детей достаточно.       Мальчики объединены общим конструктивно­строительным  интересом, для удовлетворения которого размещены конструкторы разных  размеров и фактуры, имеются различные виды транспорта. В уголке для  девочек размещены такие игры как: «Маленькая хозяйка», «Парикмахерская»,  «Поликлиника», «Магазин» и др. Здесь происходит контакт мальчиков и  девочек, что реализует гендерное воспитание детей.  2. Учет возрастных особенностей детей. Развивающая предметно­пространственная среда в группе  обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала и  развитие детей от 1,5 до  3х лет в различных видах детской деятельности. В   соответствии с особенностями данного возраста это: ­ общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под  руководством взрослого; ­экспериментирование с материалами и веществами; ­ предметная деятельность и игры с составными и динамическими  игрушками; ­ самообслуживание и действия с бытовыми предметами­орудиями; ­ восприятие смысла музыки, сказок, стихов; ­ рассматривание картинок; ­двигательная активность. 3. Реализация ОП ДО  (отражение образовательных областей.)      В развивающей среде группы отражены основные направления  образовательных областей ФГОС ДО: коммуникативно­личностное развитие;  познавательное развитие; речевое развитие;  художественно­эстетическое развитие; физическое развитие.            Пространство групповой комнаты организовано в виде хорошо  разграниченных уголков:  уголок для сюжетно­ролевых игр; уголок для театрализованных игр и музыкальной деятельности; книжный уголок, уголок познавательно­исследовательской деятельности;  уголок конструктивной деятельности; уголок для изобразительной деятельности (рисования, лепки); спортивный уголок уголок природы              Оснащение уголков  не статично и меняется в соответствии с  тематическим планированием образовательного процесса.  2 1.Уголок для сюжетно ролевых игр. В уголке имеются игрушки для детей до 3 лет довольно крупные  (соразмерные самим  детям или куклам) и готовые к использованию. Для игры детей 2­3 лет, почти всецело зависящих от внешней обстановки, имеются комплексы игрового материала, в которых представлены все типы  сюжетообразующих игрушек (персонажи, предметы оперирования, маркеры  пространства). Это комплексы материалов и часть пространства для развертывания  бытовой тематики: 1) шкафчик с посудой, кухонная плита и несколько кукол  на стульчиках вокруг стола; 2) пара кукольных кроватей, шкафчик с  "постельными принадлежностями", диванчик, на котором могут сидеть и  куклы, и дети. Остальные игровые материалы размещаются в низких  стеллажах, передвижных ящиках на колесиках, пластмассовых емкостях,  3 вдвигающихся в нижние открытые полки шкафов и т.п. Все материалы,  находятся в поле зрения,  и доступны детям.  В группе круг полифункциональных материалов невелик. Это небольшое количество надувных и набивных модулей, которые маленький ребенок может  свободно перемещать (валики, кубы, параллепипеды). Они используются для  огораживания "домика", "автобуса" и пр., как сидения в них, для устройства  кроватей для кукол и т.п. Кроме того, имеется емкость с разрозненными  пластмассовыми и деревянными кубиками, брусками, шарами разных цветов и  размеров. В качестве заместителей используются элементы конструкторов,  строительных наборов, дидактических материалов, которые имеются в группе  для продуктивной и исследовательской деятельности детей.       2.Уголок для театрализованных игр и музыкальной деятельности: Для него были подобраны и изготовлены различные виды театров:  ­ Кукольный театр (Репка, настольный театр (Маша и медведь)) ­ Театр лопаток (Волк и семеро козлят) ­ Пальчиковый театр (Репка, Колобок, Теремок, Маша и медведь, Курочка  Ряба, и др. ­ Маски персонажей  ­ Ширма­планшет С помощью этого центра дети знакомятся с различными видами музыкальных  инструментов. Здесь также представлены: ­ Диски с музыкой и сказками 4 ­ Картотека музыкальных и театрализованных игр 3. Книжный уголок:          ­ Книги, подобранные по возрасту и по текущей теме          ­ Настольно­печатные игры по развитию речи          ­ Иллюстрации к сказкам, дидактические альбомы с картинками 4. Уголок познавательно­исследовательской деятельности. Для детей в группе имеются предметы, относящиеся к типу образно­ символических, позволяющие расширять круг представлений детей, развивать  речь. Это наборы картинок с изображениями простых геометрических форм,  бытовых предметов, животных, растений и плодов, разрезные (складные)  5 кубики и картинки (из 2­4 элементов), парные картинки для сравнения,  простые сюжетные картинки. Размещение материала для познавательно­исследовательской деятельности: в  нескольких спокойных местах группового помещения, чтобы дети не мешали  друг другу. Часть объектов для исследования в действии стационарно  расположена на специальном дидактическом столе (или паре обычных  столиков, приспособленных для этой цели). Остальные объекты для  исследования и образно­символический материал воспитатель располагает в  поле зрения детей непосредственно перед началом их свободной деятельности.  В группе имеются следующие материалы:  ­ Пирамидки, окрашенные в основные цвета ­ Стержни для нанизывания с цветными кольцами,  геометрическими фигурами, катушками ­ Матрешки  ­ Дидактический стол  ­ Доски­вкладыши ­ Рамки­вкладыши с геометрическими формами, разными по величине, 4­х  цветов ­ Мозаика (восьмигранная, цветная, крупная)  ­ Наборы кубиков с цветными гранями (4 цвета)  ­ Домик с прорезями основных геометрических форм для сортировки  объемных тел  ­ Игрушки­забавы ­ Набор шумовых коробочек ­ Звучащие игрушки, контрастные по тембру и характеру звукоизвлечения  ­ для экспериментирования с водой: поддон, предметы­орудия для  переливания и вылавливания (черпачки, сачки) ­ Набор для экспериментирования с песком: формочки разной конфигурации,  емкости разного размера, предметы­орудия (совочки, лопатки) ­ Наборы картинок для группировки, по 3­4 в каждой группе (реалистические  изображения): животные, животные с детенышами, птицы, овощи, фрукты,  одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода, игрушки ­ Наборы парных картинок типа "лото" ­ Разрезные (складные) кубики с предметными картинками, разделенными на 2­ 4 части ­ Разрезные картинки, разделенные на 2 части ­ Сюжетные картинки (с различной тематикой, близкой ребенку ( сказочной,  социобытовой), крупного формата. 6 5.Уголок конструктивной деятельности.       Строительный материал может быть  разложен по цвету и форме для того,  чтобы дети могли быстро отбирать необходимые детали и при уборке  упражняться в их классификации.       Мелкий строительный материал насыпан в корзины, ящики или коробки. В  корзинах имеются маленькие игрушечные персонажи: котята, собачки, уточки,  машинки и др., которые  побуждают детей к использованию их в  конструировании.      Конструкторы размещены на столах в открытых коробках или небольших  корзинках. Это позволяет детям конструировать как за столом, так и, взяв  корзинку, устроиться с конструктором на ковре.      В группе имеются: ­ Конструкторы разных размеров, форм и материалов ­ Мозаики разных форм и размеров ­ Природный материал. 7 6.Уголок для продуктивной деятельности  К продуктивным видам детской деятельности относятся рисование, лепка,  аппликация. Для того чтобы каждый ребенок в возрасте с 2 до 3 лет смог  сделать этот очень важный шаг в своем развитии, в нашей группе имеются  соответствующие материалы и оборудование:        ­ Наборы цветных карандашей (6 цветов) ­ ­ Гуашь, акварель ­ Кисти для краски ­ Подставки для кистей ­ Бумага для рисования ­ Емкости для промывания ворса кисти от краски ­ Салфетки из ткани, хорошо впитывающей воду для вытирания рук во время  лепки ­Пластилин ­Цветная бумага, картон ­ Салфетки из ткани, хорошо впитывающей воду, для осушения кисти после  промывания и при наклеивании готовых форм ­ Кисти для клея ­ Емкость для клея 6.Спортивный уголок 8 В групповой комнате все  спортивные  пособия доступны детям, размещены  таким образом, чтобы они способствовали проявлению двигательной  активности детей. Так, рядом с кукольным уголком поставлены игрушки­ двигатели (машины, коляски). Спортивные пособия:      ­ Мячи большие, средние, маленькие      ­ Мешочки для метания      ­ Кегли      ­ Дорожки здоровья      ­ Картотеки подвижный игр, дыхательной гимнастики, гимнастики после  сна. 7. Уголок природы В «Уголке природы» игровой и дидактический материал обеспечивает  максимальный  развивающий эффект и способствует созданию ситуаций для  активного поиска. ВЫВОД: развивающая предметно­пространственная среда группы  содержательно насыщенна, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна. Она обеспечивает возможность общения и совместной  деятельности детей, взрослых  позволяет детям испытывать и использовать  свои способности, стимулирует проявление самостоятельности,  инициативности, творчества. 9

Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе для детей раннего возраста

Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе для детей раннего возраста

Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе для детей раннего возраста

Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе для детей раннего возраста

Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе для детей раннего возраста

Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе для детей раннего возраста

Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе для детей раннего возраста

Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе для детей раннего возраста

Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе для детей раннего возраста

Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе для детей раннего возраста

Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе для детей раннего возраста

Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе для детей раннего возраста

Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе для детей раннего возраста

Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе для детей раннего возраста

Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе для детей раннего возраста

Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе для детей раннего возраста

Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе для детей раннего возраста

Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе для детей раннего возраста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.08.2018