Слайд №1
Сегодня мы постараемся поделиться опытом работы в современных условиях.
Мастер-класс: «Сотрудничество семьи и школы
как фактор социализации детей с нарушениями слуха»
Слайд №2
Интерактивное упражнение «Приветствие»
Добрый день,
добрый день, солнце, свет, земля!
Очень рады видеть вас, вы – наши друзья!
Современное образование ставит определённую задачу развития обучающихся с дефицитарным развитием слуха в новых информационно-коррекционных условиях. В обновлённой миссии учителя-навигатора, учителя-наставника, помогающего родителям, молодым педагогам ориентироваться в информационном море знаний, заключена определённая цель - развивать уверенность в себе, формировать способность к саморазвитию, самовыражению через организацию познавательных мероприятий, увлекательных занятий, открытие необычного окружающего мира педагогики, а также введение в информационно-коммуникационное пространство.
Следуя призыву актрисы Московского областного ТЮЗа Татьяны Кононовой-Тесля: «Совершенствуюсь духом и телом, тороплюсь неизвестность познать, ритмы в руки беру я смело, чтоб во времени быстро бежать…», находимся в постоянном поиске современных методов и приёмов, коррекционных технологий, повышая при этом мастерство и педагогическую квалификацию.
Слайд №3
Владимир Владимирович Путин провозгласил:
«Наша задача создать полноценные комфортные условия для жизни инвалидов … В конечном счёте, необходимо просто в корне изменить отношение к таким людям в обществе».
Выступая примером для родителей воспитанников, поддерживаем и опираемся на семейный принцип: «Семья – это глубочайшая традиция Руси, нет ничего важнее близких, любимых и дорогих людей». А школа-интернат – это второй дом, это вторая семья для ребят, где они проводят большую часть своего времени.
Слайд №4
Конфуций в своё время сказал: «Тот, кто обращаясь к старому способен открывать новое, достоин быть учителем».
Слайд №5
А Василий Александрович Сухомлинский говорил: «Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье».
Наша школа-интернат очень важный дом,
Со всей области ребята проживают в нём!
Всех ребят мы очень любим,
Если надо – приголубим, подбодрим, организуем.
В школе мы всегда шикуем,
Потому что «Доброшкола» к нам пришла,
Обогрела, поощрила, помогла
И в учёбе, и в работе, и в труде!
С «Доброшколой» мы теперь всегда везде
Трудимся и созидаем, изучаем, наблюдаем,
Отдыхаем и, конечно же, играем!
С «Доброшколой» мы дружны и вполне убеждены – Будем с ней стократ умны, от невзгод защищены! Соблюдаем этикет, «Доброшколе»
– наш ПРИВЕТ!
Слайд №6
Актуальность нашей педагогической деятельности в рамках сотрудничества с семьёй важна и весьма необходима, поскольку дети с нарушениями слуха не имеют достаточных социальных контактов. Эмоциональные проблемы весьма велики – это и страх, испуг, ужас, паника, тревожность. А это, в свою очередь, приводит к поведенческим осложнениям.
Слайд №7
Поэтому, перед нами стоят задачи по успешной социализации и коммуникации. На чём базируются задачи по социализации? Прежде всего – это помощи семье. Другими словами – это включение родителей в жизнедеятельность детей, ознакомление их с социальными нормами, приобщение к правилам поведения, как дома, так и в общественных местах.
Слайд №8
Задачи деятельности по успешной коммуникации нацелены на формировании умения преодолевать актуальные жизненные проблемы, на активизации желания поддерживать диалог, на умении проявлять сочувствие, на расширении круга коммуникативно-речевых ситуаций во внеурочной деятельности, вне образовательного учреждения и строго нами достигаются.
Слайд №9
Сотрудничество базируется на принципах изучения семьи ребёнка с особенностями развития слухового анализатора. Все принципы представлены вашему вниманию и основываются они на вербально-коммуникативном методе родителей, законных представителей. Выявить тот или иной принцип, а также получить сведения от респондента, используется специально оформленный список вопросов, то есть анкета.
Слайд №10
Вербально-коммуникативный метод, или, простыми словами, анкетирование – это метод исследования и первичного сбора информации, указывающий на положительный результат.
Во-первых – это практичность и доступность. Этот метод сбора данных считается одним из самых дешевых и простых.
Во-вторых – это универсальность. С помощью анкетирования можно собрать любой объём данных.
В-третьих – это анонимность и высокая скорость.
Но есть и минусы у анкетирования. Смысл некоторых вопросов родители не могут понять, а это влияет на достоверность результатов исследования, поэтому мы всегда находимся рядом.
Слайд №11
Структура социализации-индивидуализации включает такие аспекты как эмоционально-оценочный, поведенческий, когнитивный (познавательный). Направления коррекционно-консультативной работы с семьями обучающихся с нарушениями слуха способствуют:
v созданию оптимальных условий для развития мышления глухих и слабослышащих обучающихся;
v побуждению интереса к учению;
v активизации когнитивных процессы у обучающихся с недостатками слуха;
v стимуляции в развитии устной и письменной речи;
v расширению общего кругозора;
v развитию представлений, умений и навыков, необходимых лицам с трудностями слухового восприятия для трудовой деятельности в современных социальных условиях;
v созданию благоприятных условий для удовлетворения их потребности в саморазвитии и самообразовании.
Слайд №12
Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». В работе с родителями мы используем разные формы взаимодействия. Одними из первых это коллективные формы взаимодействия. Они представлены вашему вниманию. Каждая из коллективных форм имеет свои цели и задачи. А в целом мероприятие запоминается, заставляет задуматься, привлекает родителей к диалогу.
Слайд №13
От коллективных форм взаимодействия плавно перейдём к групповым. Как сказал американский изобретатель Генри Форд: «Собраться вместе – это начало, оставаться вместе – это прогресс, работать вместе – это успех».
Групповая форма организации деятельности обладает богатыми педагогическими возможностями: её использование создаёт условия для обратной связи и взаимопомощи, для вовлечения всех участников в совместную деятельность с учётом индивидуальных возможностей и особенностей.
Слайд №14
Третья форма взаимодействия семьи и школы – это индивидуальная. В своё время Антон Павлович Чехов сказал: «В семейной жизни самый важный винт – это любовь!». Эта форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего она нужна, побуждает родителей серьёзно присматриваться к детям, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать. Каждая семья – это микромир. Огромный микромир, со своими традициями, обычаями и законами. Именно родители являются главными лицами в воспитании детей. На том или ином мероприятии мы не забываем родителям напоминать слова Максимочкиной:
«Берегите детей, берегите, злые чары от них отведите.
Счастье, радость, заботу дарите – берегите!
Берегите детей, берегите: их жалейте, лелейте, любите.
И любить их других научите – берегите!
Берегите детей, берегите: от невзгод и потерь их храните,
Их печали себе заберите – берегите!».
Слайд №15
Стоит отметить, что любая форма взаимодействия сопровождается интерактивными игровыми упражнениями.
Китайская пословица гласит: Расскажи мне — и я забуду. Покажи мне — и я запомню. Вовлеки меня — и я пойму, и чему-то научусь.
Слайд №16
Предлагаем окунуться в интерактивное упражнение «На вопросы отвечаем, выше руки поднимаем!»
Кто сейчас будет играть, настроенье улучшать?
Кто у нас хороший, красивый и пригожий?
Кто с утра детей встречает и с улыбкой провожает?
С дочкой, сыном кто в контакте, обладает чувством такта?
Кто на празднике задорен, чудно исполняет роли?
Кто готов творить мечтать, никогда не уставать?
Слайд №17
Подари улыбку другу! Ведь «улыбка ничего не стоит, но дорого ценится» - это слова Дейла Корнеги.
200 улыбок в день продлевают жизнь в среднем на 10 лет, укрепляют иммунную систему, наполняют людей позитивной энергией, счастьем и радостью.
Поэтому, посмотрите на соседей слева, справа, впереди и дарите им свои добрые улыбки, затем поместите улыбку на ладонь и отправьте её, сдувая всем присутствующим в зале.
Слайд №18
А сейчас предлагаем вам погрузиться в интерактивное упражнение «Будьте здоровы!». Вам необходимо решить простую задачу.
На каждую букву слова ЗДОРОВЬЕ, найдите по одному слову, которые имеют отношение к здоровому образу жизни. Слов, начинающих на «Ь» знак не существует.
Таким образом, все индивидуальные, групповые и коллективные формы работы с родителями призваны наладить взаимодействие между школой и семьей, повысить эффективность процесса воспитания детей в семье и в школе.
Слайд №19
Уважаемые коллеги, мы плавно подошли к моделям консультативной помощи: диагностической, педагогической, психологической.
Слайд №20
Вашему вниманию представлена диагностическая модель консультативной помощи. Главная задача заключается в проведении диагностики и информировании родителей о характере проблемы, путях и прогнозах её решения в сопровождении сурдопедагога, учителя-дефектолога.
Слайд №21
Педагогическая модель консультативной помощи представлена вашему вниманию в виде цветика-семицветика.
Это целостная система, в процессе деятельности которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного развития и обучения каждого обучающегося в процессе обучения. Тут стоит отметить, что педагогическая модель базируется на недостаточной педагогической компетентности родителей и предлагает оказание полноценной педагогической помощи в воспитании детей.
Слайд №22
Третья – психологическая модель консультативной помощи семье.
Психологическое консультирование заключается в том, чтобы помочь разобраться в своих проблемах и найти пути выхода из сложной ситуации. Помочь родителям в таких направлениях:
v знание основных особенностей развития ребёнка;
v правильное сопровождение ребёнка;
v адекватный объём помощи ребёнку и другие, представленные вашему вниманию.
Слайд №23
На данном этапе нашего обмена опытом, стоит отметить и указать на риски в реализации сотрудничества. Каждый педагог, так или иначе, сталкивается в своей педагогической деятельности сталкивается с проблемами и преодолевает пути решения этих проблем.
Аномальное развитие слухового анализатора приводит к нарушению связей с социумом, проблемам вербального общения, несоблюдению коммуникативно-речевых стратегий и только в содружестве, сотворчестве, взаимодействии с семьёй проблемы можно решить.
Слайд №24
Активные взаимодействия с семьёй в ситуации социальной успешности помогают уйти от проблем, позволяют сдружиться. Именно школьные традиционные мероприятия с обязательным включением родителей, законных представителей крепко сплачивают семью и школу.
Слайд №25
На каждое образовательное мероприятие администрация приглашает дорогих гостей. В их числе – участники Великой Отечественной войны. Самым дорогим гостем был Бондаренко Фёдор Тимофеевич. Он подарил ребятам Книгу «Мы сражались за ваше будущее». Эта книга о прошлом России, о том, как советские солдаты защищали Родину, сражались за светлое будущее России.
Слайд №26
Стоит осветить информацию о взаимодействии с организациями социально-общественной значимости.
v Благотворительный фонд РХТУ им. Д.И. Менделеева.
v Томская областная детско-юношеская библиотека.
v ТГПУ «Познавательная академия «Успех».
v Общероссийская общественная организация инвалидов «Всероссийское общество глухих» (ВОГ)
Слайд №27
В рамках сотрудничества семьи и школы, стоит обратить ваше внимание на систему дополнительного образования, а именно, на деятельность творческого коллектива «Музыка жеста» под руководством Ольги Николаевны Копыловой и Инны Геннадьевны Крицкой. Педагоги в содружестве с родителями занимаются этнокультурным воспитанием обучающихся с нарушениями слуха. Педагоги и родители формируют этническое сознание на основе традиций своего народа, социализируют ребят как субъектов этноса и как граждан многонационального Российского государства.
Слайд №28
Завершая своё выступление, будет логично остановиться на совершенствовании форм работы семьи и школа, которые представлены вашему вниманию.
v Информирование родителей об успехах ребёнка.
v Переписка с родителями о проблемах и успехах ребёнка.
v Родительское собрание как средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
v Благодарственные письма родителям в рамках мероприятий.
v Родительские тренинги по решению проблемных ситуаций в семье.
v Присутствие родителей на открытых уроках, занятиях, мероприятиях.
v Индивидуальные консультации, обсуждения, рекомендации, советы.
Слайд №29
Каждая семья имеет буклет с включением рекомендаций, которые помогают в трудных проблемных ситуациях.
v В процессе межличностного взаимодействия, разговора с глухими и слабослышащими детьми, смотрите на него.
v Не загораживайте своё лицо: ваш ребёнок должен иметь возможность следить за выражением вашего лица. Говорите ясно и ровно.
v При сообщении информации, включающей в себя номер, правило, формулу, технический или другой сложный термин, записывайте её. Не забывайте дублировать сказанное.
v Проявляйте терпение, уважение к ребёнку, оказывайте посильную помощь.
v Используйте технические средства обучения, демонстрационный и раздаточный материал, позволяющие концентрировать внимание и необходимую наглядность.
Слайд №30
v Продолжается работа по взаимодействию с семьёй в рамках социализации детей с нарушениями слуха..
v Продолжается работа по формированию и развитию эвристических качеств личности, этнического сознания.
v Продолжается работа по подготовке неслышащих детей к жизни в социуме.
v Продолжается работа по развитию самовыражения, самостоятельности, раскрепощённости, способности творчески мыслить.
Главное – в совместной деятельности с родителями, помочь детям преодолеть трудности и стать хозяевами своей судьбы!
Слайд №31
Спасибо! Желаем профессиональных успехов и удачи в достижении поставленной цели!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.