Мастер-класс: «Сотрудничество семьи и школы как фактор социализации детей с нарушениями слуха»

  • Документация
  • docx
  • 04.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Современное образование ставит определённую задачу развития обучающихся с дефицитарным развитием слуха в новых информационно-коррекционных условиях. В обновлённой миссии учителя-навигатора, учителя-наставника, помогающего родителям, молодым педагогам ориентироваться в информационном море знаний, заключена определённая цель - развивать уверенность в себе, формировать способность к саморазвитию, самовыражению через организацию познавательных мероприятий, увлекательных занятий, открытие необычного окружающего мира педагогики, а также введение в информационно-коммуникационное пространство.
Иконка файла материала Современное образование ставит определённую задачу.docx

Слайд №1

Сегодня мы постараемся поделиться опытом работы в современных условиях.

Мастер-класс: «Сотрудничество семьи и школы

как фактор социализации детей с нарушениями слуха»

 

Слайд №2

Интерактивное упражнение «Приветствие»

Добрый день, добрый день, солнце, свет, земля!
Очень рады видеть вас, вы – наши друзья!

Современное образование ставит определённую задачу развития обучающихся с дефицитарным развитием слуха в новых информационно-коррекционных условиях. В обновлённой миссии учителя-навигатора, учителя-наставника, помогающего родителям, молодым педагогам ориентироваться в информационном море знаний, заключена определённая цель - развивать уверенность в себе, формировать способность к саморазвитию, самовыражению через организацию познавательных мероприятий, увлекательных занятий, открытие необычного окружающего мира педагогики, а также введение в информационно-коммуникационное пространство.

Следуя призыву актрисы Московского областного ТЮЗа Татьяны Кононовой-Тесля: «Совершенствуюсь духом и телом, тороплюсь неизвестность познать, ритмы в руки беру я смело, чтоб во времени быстро бежать…», находимся в постоянном поиске современных методов и приёмов, коррекционных технологий, повышая при этом мастерство и педагогическую квалификацию.

Слайд №3

Владимир Владимирович Путин провозгласил:

«Наша задача создать полноценные комфортные условия для жизни инвалидов … В конечном счёте, необходимо просто в корне изменить отношение к таким людям в обществе».

Выступая примером для родителей воспитанников, поддерживаем и опираемся на семейный принцип: «Семья – это глубочайшая традиция Руси, нет ничего важнее близких, любимых и дорогих людей». А школа-интернат – это второй дом, это вторая семья для ребят, где они проводят большую часть своего времени.

Слайд №4

Конфуций в своё время сказал: «Тот, кто обращаясь к старому способен открывать новое, достоин быть учителем».

 

Слайд №5

А Василий Александрович Сухомлинский говорил: «Только  вместе  с  родителями,  общими  усилиями,  учителя  могут дать детям большое  человеческое  счастье».

Наша школа-интернат очень важный дом,

Со всей области ребята проживают в нём!

Всех ребят мы очень любим,

Если надо – приголубим, подбодрим, организуем.

В школе мы всегда шикуем,

Потому что «Доброшкола» к нам пришла,

Обогрела, поощрила, помогла

И в учёбе, и в работе, и в труде!

С «Доброшколой» мы теперь всегда везде

Трудимся и созидаем, изучаем, наблюдаем,

Отдыхаем  и, конечно же, играем! 

С «Доброшколой» мы дружны и вполне убеждены – Будем с ней стократ умны, от невзгод защищены! Соблюдаем этикет, «Доброшколе»

– наш ПРИВЕТ!                    

Слайд №6

Актуальность нашей педагогической деятельности в рамках сотрудничества с семьёй важна и весьма необходима, поскольку дети с нарушениями слуха не имеют достаточных социальных контактов.  Эмоциональные проблемы весьма велики – это и страх, испуг, ужас, паника, тревожность. А это, в свою очередь, приводит к поведенческим осложнениям.

Слайд №7

Поэтому, перед нами стоят задачи по успешной социализации и коммуникации.  На чём  базируются задачи по социализации? Прежде всего – это помощи семье. Другими словами – это включение родителей в жизнедеятельность детей, ознакомление их с социальными нормами, приобщение к правилам поведения, как дома, так и в общественных местах.

Слайд №8

Задачи деятельности по успешной коммуникации нацелены на формировании умения преодолевать актуальные жизненные проблемы, на активизации желания поддерживать диалог, на умении проявлять сочувствие, на расширении круга коммуникативно-речевых ситуаций во внеурочной деятельности, вне образовательного учреждения и строго нами достигаются.

Слайд №9

Сотрудничество базируется на принципах изучения семьи ребёнка с особенностями развития слухового анализатора. Все принципы представлены вашему вниманию и основываются они на вербально-коммуникативном методе родителей, законных представителей. Выявить тот или иной принцип, а также получить сведения от респондента, используется специально оформленный список вопросов, то есть анкета.

Слайд №10

Вербально-коммуникативный метод, или, простыми словами, анкетирование – это метод исследования и первичного сбора информации, указывающий на положительный результат.

Во-первых – это практичность и доступность. Этот метод сбора данных считается одним из самых дешевых и простых.

Во-вторых – это универсальность. С помощью анкетирования можно собрать любой объём данных.

В-третьих – это анонимность и высокая скорость.

Но есть и минусы у анкетирования. Смысл некоторых вопросов родители не могут понять, а это влияет на достоверность результатов исследования, поэтому мы всегда находимся рядом.

Слайд №11

Структура социализации-индивидуализации включает такие аспекты как эмоционально-оценочный, поведенческий, когнитивный (познавательный). Направления коррекционно-консультативной работы с семьями обучающихся  с нарушениями слуха способствуют:

v  созданию оптимальных условий для развития мышления глухих и слабослышащих обучающихся;

v  побуждению интереса к учению;

v  активизации когнитивных процессы у обучающихся с недостатками слуха;

v  стимуляции в развитии устной и письменной речи;

v  расширению общего кругозора;

v  развитию представлений, умений и навыков, необходимых лицам с трудностями слухового восприятия для трудовой деятельности в современных социальных условиях;

v  созданию благоприятных условий для удовлетворения их потребности в саморазвитии и самообразовании.

 

Слайд №12

Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». В работе с родителями мы используем разные формы взаимодействия. Одними из первых это коллективные формы взаимодействия. Они представлены вашему вниманию. Каждая из коллективных форм имеет свои цели и задачи. А в целом мероприятие запоминается, заставляет задуматься, привлекает родителей к диалогу.

 

Слайд №13

От коллективных форм взаимодействия плавно перейдём к групповым. Как сказал американский изобретатель Генри Форд: «Собраться вместе – это начало, оставаться вместе – это прогресс, работать вместе – это успех».

Групповая форма организации деятельности обладает богатыми педагогическими возможностями: её использование создаёт условия для обратной связи и взаимопомощи, для вовлечения всех участников в совместную деятельность с учётом индивидуальных возможностей и особенностей.

Слайд №14

Третья форма взаимодействия семьи и школы – это индивидуальная. В своё время Антон Павлович Чехов сказал: «В семейной жизни самый важный винт – это любовь!». Эта форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего она нужна, побуждает родителей серьёзно присматриваться к детям, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать. Каждая семья – это микромир. Огромный микромир, со своими традициями, обычаями и законами. Именно родители являются главными лицами в воспитании детей. На том или ином мероприятии мы не забываем родителям напоминать слова Максимочкиной:

«Берегите детей, берегите, злые чары от них отведите.

Счастье, радость, заботу дарите – берегите!

Берегите детей, берегите: их жалейте, лелейте, любите.

И любить их других научите – берегите!

Берегите детей, берегите: от невзгод и потерь их храните,

Их печали себе заберите – берегите!».

Слайд №15

Стоит отметить, что любая форма взаимодействия сопровождается интерактивными игровыми упражнениями.

Китайская пословица гласит: Расскажи мне — и я забуду. Покажи мне — и я запомню. Вовлеки меня — и я пойму, и чему-то научусь.

 

Слайд №16

Предлагаем окунуться в интерактивное упражнение «На вопросы отвечаем, выше руки поднимаем!»

Кто сейчас будет играть, настроенье улучшать?

Кто у нас хороший, красивый и пригожий?

Кто с утра детей встречает и с улыбкой провожает?

С дочкой, сыном кто в контакте, обладает чувством такта?

Кто на празднике задорен, чудно исполняет роли?

Кто готов творить мечтать, никогда не уставать?

 

 

Слайд №17

Подари улыбку другу! Ведь «улыбка ничего не стоит, но дорого ценится» - это слова Дейла Корнеги.

200 улыбок в день продлевают жизнь в среднем на 10 лет, укрепляют иммунную систему, наполняют людей позитивной энергией, счастьем и радостью.

Поэтому, посмотрите на соседей слева, справа, впереди и дарите им свои добрые улыбки, затем поместите улыбку на ладонь и отправьте её, сдувая всем присутствующим в зале.

 

Слайд №18

А сейчас предлагаем вам погрузиться в интерактивное упражнение «Будьте здоровы!». Вам необходимо решить простую задачу.

На каждую букву слова ЗДОРОВЬЕ, найдите по одному слову, которые имеют отношение к здоровому образу жизни. Слов, начинающих на «Ь» знак не существует.

Таким образом, все индивидуальные, групповые и коллективные формы работы с родителями призваны наладить взаимодействие между школой и семьей, повысить эффективность процесса воспитания детей в семье и в школе.

 

Слайд №19

Уважаемые коллеги, мы плавно подошли к моделям консультативной помощи: диагностической, педагогической, психологической.

Слайд №20

Вашему вниманию представлена диагностическая модель консультативной помощи. Главная задача заключается в проведении диагностики и информировании родителей о характере проблемы, путях и прогнозах её решения в сопровождении сурдопедагога, учителя-дефектолога.

 

Слайд №21

Педагогическая модель консультативной помощи представлена вашему вниманию в виде цветика-семицветика.

Это целостная система, в процессе деятельности которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного развития и обучения каждого обучающегося в процессе обучения. Тут стоит отметить, что педагогическая модель базируется на недостаточной педагогической компетентности родителей и предлагает оказание полноценной педагогической помощи в воспитании детей.

Слайд №22

Третья – психологическая модель консультативной помощи семье.

Психологическое консультирование заключается в том, чтобы помочь разобраться в своих проблемах и найти пути выхода из сложной ситуации. Помочь родителям в таких направлениях:

v знание основных особенностей развития ребёнка;

v правильное сопровождение ребёнка;

v адекватный объём помощи ребёнку и другие, представленные вашему вниманию.

 

Слайд №23

На данном этапе нашего обмена опытом, стоит отметить и указать на риски в реализации сотрудничества. Каждый педагог, так или иначе, сталкивается в своей педагогической деятельности сталкивается с проблемами и преодолевает пути решения этих проблем.

Аномальное развитие слухового анализатора приводит к нарушению связей с социумом, проблемам вербального общения, несоблюдению коммуникативно-речевых стратегий и только в содружестве, сотворчестве, взаимодействии с семьёй проблемы можно решить.

Слайд №24

Активные взаимодействия с семьёй в ситуации социальной успешности помогают уйти от проблем, позволяют сдружиться. Именно школьные традиционные мероприятия с обязательным включением родителей, законных представителей крепко сплачивают семью и школу.

Слайд №25

На каждое образовательное мероприятие администрация приглашает дорогих гостей. В их числе – участники Великой Отечественной войны. Самым дорогим гостем был Бондаренко Фёдор Тимофеевич. Он подарил ребятам Книгу «Мы сражались за ваше будущее». Эта книга о прошлом России, о том, как советские солдаты защищали Родину, сражались за светлое будущее России.

Слайд №26

Стоит осветить информацию о взаимодействии с организациями социально-общественной значимости.

                                  

v    Благотворительный фонд  РХТУ им. Д.И. Менделеева.

v    Томская областная детско-юношеская библиотека.

v     ТГПУ «Познавательная академия «Успех».

v    Общероссийская общественная организация инвалидов «Всероссийское общество глухих» (ВОГ)

Слайд №27

В рамках сотрудничества семьи и школы, стоит обратить ваше внимание на систему дополнительного образования, а именно, на деятельность творческого коллектива «Музыка жеста» под руководством Ольги Николаевны Копыловой и Инны Геннадьевны Крицкой. Педагоги в содружестве с родителями занимаются этнокультурным воспитанием обучающихся с нарушениями слуха. Педагоги и родители формируют этническое сознание на основе традиций своего народа, социализируют  ребят как субъектов этноса и как граждан многонационального Российского государства.

Слайд №28

Завершая своё выступление, будет логично остановиться на совершенствовании форм работы семьи и школа, которые представлены вашему вниманию.

v  Информирование родителей об успехах ребёнка.

v  Переписка с родителями о проблемах и успехах ребёнка.

v  Родительское собрание как средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.

v  Благодарственные письма родителям в рамках мероприятий.

v  Родительские тренинги  по решению проблемных ситуаций в семье.

v  Присутствие родителей на открытых уроках, занятиях, мероприятиях.

v  Индивидуальные консультации, обсуждения, рекомендации, советы. 

Слайд №29

Каждая семья имеет буклет с включением рекомендаций, которые помогают в трудных проблемных ситуациях.

v      В процессе межличностного взаимодействия, разговора с глухими и  слабослышащими детьми, смотрите на него.

v    Не загораживайте своё лицо: ваш ребёнок должен иметь возможность следить за выражением вашего лица. Говорите ясно и ровно.

v      При сообщении информации, включающей в себя номер, правило, формулу, технический или другой сложный термин, записывайте её. Не забывайте дублировать сказанное.

v      Проявляйте терпение, уважение к ребёнку, оказывайте посильную помощь.

v      Используйте технические средства обучения, демонстрационный и раздаточный материал, позволяющие концентрировать внимание и необходимую наглядность.

Слайд №30

v    Продолжается работа по взаимодействию с семьёй в рамках социализации детей с нарушениями слуха..

v     Продолжается работа по формированию и развитию эвристических качеств личности, этнического сознания.

v      Продолжается работа по подготовке неслышащих детей к жизни  в социуме.

v      Продолжается работа по развитию самовыражения, самостоятельности, раскрепощённости, способности творчески мыслить.

Главное – в совместной деятельности с родителями, помочь  детям  преодолеть  трудности и стать хозяевами своей судьбы!

Слайд №31

Спасибо! Желаем профессиональных успехов и удачи в достижении поставленной цели!

 


 

Посмотрите также