Создание условий для достижения детьми с интеллектуальными нарушениями необходимого для жизни в обществе социального опыта
Оценка 4.8
Педсоветы
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
28.02.2019
Миссией нашей школы - интерната является предоставление максимально широкого поля образовательных и воспитательных возможностей наибольшему числу обучающихся с интеллектуальными нарушениями, в соответствии с их личными потенциалами, образовательными потребностями, социокультурными нормами и ценностями.После уроков в нашей школе-интернате созданы такие условия, которые способствуют проявлению и раскрытию каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Это дает возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
условия для достижения соц.опыта обучающимися с ОВЗ.docx
1
«Создание условий для достижения детьми с интеллектуальными
нарушениями необходимого для жизни в обществе социального опыта»
Слайд 1: «ДОМ, где согревают сердца»
«Создание воспитательноразвивающей активной среды по развитию детского
творчества, освоению технологий декоративноприкладного искусства,
формированию качеств личности»
Слайд 2 Сегодня социум имеет тенденцию к стремительному развитию. На глазах
меняется жизнь, жизненные приоритеты, ценности и поэтому вопросы воспитания,
развития творческих способностей и социализации личности детей с
интеллектуальными нарушениями, нуждаются в поддержке педагогического
коллектива, являются приоритетными.
Слайд№3Миссией нашей школы интерната является предоставление максимально
широкого поля образовательных и воспитательных возможностей наибольшему числу
обучающихся с интеллектуальными нарушениями, в соответствии с их личными
потенциалами, образовательными потребностями, социокультурными нормами и
ценностями.
Слайд №4
После уроков в нашей школеинтернате созданы такие условия, которые способствуют
проявлению и раскрытию каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего
«я». Это дает возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное
пространство воспитания и образования.
Слайд №5
Актуальность проблемы подготовки наших детей к активной жизни совершенно
очевидна. Реалии современного общества таковы, что воспитанник за порогом учебного
заведения оказывается в лабиринте социальных, психологических и личностных
проблем. Достаточная степень профессиональной подготовленности обучающегося,
умения адаптироваться к различным жизненным ситуациям, умение следовать
поведенческим моделям, адекватным ситуации, работать в коллективе, иметь навыки
деятельности, мотивированной на достижение успеха, способность к творческой
деятельности, к продуцированию новых идей, – верный залог его жизненной
успешности, его социальной востребованности. Задача воспитателей и педагогов
дополнительного образования нашей школыинтерната– создать условия для успешной
социализации личности каждого воспитанника, которые могут реализовываться через
включение ребёнка в различные виды социальных отношений в общении, игре,
практической творческой деятельности. 2
Слайд 6
Для того, чтобы обучить детей творчеству, педагогу необходимо научиться работать
творчески самому. Подготовка к мероприятию – процесс, требующий выбора
оптимальных методов, средств и форм воспитания.
Мероприятия творческого характера – это мероприятия, предполагающие креативность
в их реализации и рассчитанные на использование в них творческих возможностей
воспитанников.
Слайд 7
Сложные и многообразные задачи воспитания можно решать только путем
комплексного использования различных форм организации воспитательного процесса.
Чем разнообразнее и богаче по содержанию эти формы, тем эффективнее
воспитательный процесс, направленный на формирование жизненной компетентности
воспитанников с интеллектуальными нарушениями.
Слайд 8
Всем нашим «особым» детям необходимы простые вещи: внимание, любовь, понимание,
возможность творчества. И эту проблему можно решить через внеклассные занятия ,
так как зачастую это прекрасная возможность для их продуктивной творческой
деятельности и социального общения. Внеклассные занятия дают реальную
возможность выбора ребенку с ОВЗ своего индивидуального образовательного пути,
увеличивает пространство, в котором может развиваться личность ребенка,
обеспечивает ему “ситуацию успеха”.
Слайд 9
Внеклассные занятия предоставляют ребёнку максимум возможностей для развития его
потенциальных творческих способностей с учётом интересов и желаний, оказывает
огромное влияние на его дальнейшую судьбу. Для многих детей – это основная, а иногда
и единственная возможность для того, чтобы получить жизненно важные практические
навыки. Полученные знания и умения в системе воспитательной работы могут в
дальнейшей жизни таких детей быть не только досугом, но и профилизацией их
жизненного статуса.
Слайд 10
Социализация ребенка с ОВЗ средствами декоративноприкладного творчества
понимается как процесс вовлечения и приобщения его к сфере образного восприятия и
понимания окружающего мира. Степень вовлеченности и приобщенности ребенка к
сфере образного восприятия и понимания окружающего мира является одним из
главнейших, существеннейших факторов его социализации, в процессе которой 3
немаловажное значение приобретает факт развития его самосознания посредством
надлежащего образного воздействия.
нашей школыинтерната
Воспитанники
имеют возможность проявлять и
реализовывать свои творческие способности посредством занятий ручного труда
декоративноприкладного творчества. Творчество это откровение, это влияние на
мир. Но, у детей с ОВЗ ограничено жизненное пространство и социальная активность.
Им трудно дается деятельность, где требуется смелость, фантазия. Целью занятий по
ручному труду «Золотые ручки», которые проводятся в нашей школе по вторникам стало
не только дать навыки и приемы работы с разными материалами, но и раскрепостить
детей, придать им уверенность в своих силах.
Слайд 11
Ведущая идея занятий создание комфортной среды общения, развитие способностей,
творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации. Они предусматривают
развитие у детей изобразительных, художественноконструкторских способностей,
творческой индивидуальности.
Основной задачей обучения и воспитания детей на занятиях по ручному труду «Золотые
ручки», является воспитание у детей эмоциональноположительного отношения к
собственным поделкам, формирование навыков работы с различными материалами. В
процессе занятий развиваются восприятие, мышление, мелкая моторика(сила,
амплитуда, скорость, точность движений рук), зрительнодвигательная координация,
внимание, память. Интенсивно развивается речь, обогащается словарный запас,
формируется грамматический строй речи. Достижение подобного единства
представлений и трудовых навыков детей необходимо, поскольку оно лежит в основе
гармоничной социализации ребенка с интеллектуальными нарушениями.
Слайд 12
Второй год в нашей школеинтернате, помимо отдельного дня, где реализуется
программа «Золотые ручки», каждым воспитателем выбрано свое направление в
декоративноприкладном творчестве, которое вписано в общую воспитательную
систему.
В программы включены различные виды творчества: изобразительное искусство,
аппликация из круп, квиллинг, папьемаше, лепка из соленого теста, поделки из
природного материала, поделки из бумаги и ниток, изготовление народной куклы,
топиарии, поделки из модулей. Творческая работа с разными художественными
материалами и техникой стимулирует интерес детей групп к прикладному творчеству
и являются необходимым условием формирования творческой личности каждого
ребенка.
Слайд 13 4
техники привлекательны
Перечисленные
своеобразной художественной
выразительностью, содержат элементы новизны, активизируют индивидуальные
способности детей, дают неограниченные возможности для импровизации сочетания
самых разных материалов. Их можно и нужно расширять и совершенствовать с учетом
возраста и интересов учащихся, а также с учетом индивидуального подхода к развитию
творческих способностей каждого ребенка.
Работа с новыми материалами полезна, так как она снимает страх неудачи, формирует
необходимые для творчества
качества: уверенность в себе, самоутверждение,
самоуважение. Без самоуважения, самоутверждения, уверенности в себе нет места
творчеству, нет возможности выдать чтото свое. Многогранная деятельность детей на
занятиях прикладного творчества создает положительные эмоции. Дети активно
включаются в творчество, создают интересные индивидуальные и коллективные
работы.
Слайд 14
Как показывает опыт, использование нетрадиционной техники выводит ребенка за
привычные рамки прикладного творчества, пробуждает в них интерес к
самостоятельному творчеству, к эксперименту, раскрепощает, помогает
детям
избавиться от комплекса «я не умею». Они начинают работать смелее, увереннее,
независимо от степени их способностей. Мнение, что творческая деятельность доступна
не всем, а только одаренным детям, теряет обоснованность.
Занятия разработаны с учетом возрастных, психофизических особенностей
воспитанников, личностных качеств, индивидуальных особенностей детей с ОВЗ и
нацелены на формирование способности личности к самопознанию, саморазвитию и
самосовершенствованию.
На первый взгляд освоение данных всех перечисленных видов техник с детьми ОВЗ
кажется невозможным, но огромное желание прикоснуться к прекрасному, помогают
им в обучении. В результате повышается самооценка, развиваются творческие
способности, прививается интерес к труду.
Дети также делятся своими достижениями друг с другом, помогают друзьям,
выполняют задания в группах. Таким образом, от занятия к занятию: дети все более
раскрывают себя творчески, снимаются внутренние психологические зажимы; учатся
выражать свои чувства, «нарабатывают» эмоции радости.
Слайд 15
Все занятия проходят в атмосфере доброты, доверия, взаимопонимания и предполагают
широкий простор для творчества. При этом педагог постоянно корректирует
деятельность ребенка, помогает ему вовремя исправить допущенные ошибки.
Результатом такого сотворчества становятся выставки, творческие мастерские. 5
Слайд 16
Результаты своего труда дети видят на школьных тематических выставках, в школьном
музее, а так же районных, областных и даже всероссийских выставках. Только в этом
учебном году – благодаря слаженной работе воспитателей с воспитанниками выставка
«Славянские обереги» в г. Москве произвела на наших коллег колоссальное впечатление;
выставка декоративноприкладного творчества была предоставлена на ярмарке
распродаже сбербанком России заработанная копеечка это совместный труд
воспитателей и воспитанников группы; выставка, посвященная Декаде инвалидов в г.
Орле; и наконец выставка, предоставленная на районном конкурсе «Талантов россыпь
золотая» специальная грамота от представителей партии Единая Россия.
Декоративноприкладное искусство обогащает творческие стремления детей
преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу,
раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать.
В целом, работа на внеклассных занятиях по ручному труду «Золотые ручки» позволяет
каждому ребёнку с ОВЗ получать свой первый положительный опыт социализации, дать
им возможность войти в современное общество в качестве полноценных его членов,
обеспечивает успешную самореализацию ребёнка, помогает ему стать активной,
гармонично развитой личностью. Развивая творческие способности у детей с ОВЗ,
создаем условия для успешной адаптации в социуме.
Чем активнее проявляются и развиваются в воспитательном процессе творческие
способности ребенка, тем активнее и успешнее будет его жизненная позиция в
дальнейшем.
Слайд 17
Особо важная роль в этом процессе отводится системе дополнительного образования.
Социальная адаптация детей ОВЗ в этом случае направлена на максимальное
расширение сферы их досуга.
Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно активно участвует в
построении личностноориентированного процесса воспитания, когда целью является
достижение не внешних результатов, а внутренних изменений, которые в итоге
происходят в ребенке, в его самосознании, в самооценке, в ценностных ориентирах, в
его отношениях со сверстниками и взрослыми. Это дает воспитанникам возможность
выбора своего индивидуального образовательного пути, обеспечивающего достижение
успеха в соответствии с собственными способностями.
С каждым годом возрастает роль дополнительного образования детей с ОВЗ, в рамках
которого решаются такие серьезные проблемы, как организация занятости детей,
развитие творческих способностей, профилактика безнадзорности, правонарушений и
других асоциальных проявлений среди несовершеннолетних. Практика показывает, что 6
дети, которые заняты длительное время различной кружковой деятельностью, более
успешны в учебной и трудовой деятельности, намного коммуникабельны.
Слайд 18
Для решения данной проблемы у нас разработана программа сотрудничества с
внешкольными учреждениями города. Необходимость сотрудничества продиктована
общими проблемами, задачами образовательных учреждений по обучению и
воспитанию, личностному развитию детей, их самореализации и социальной адаптации.
Возникла необходимость параллельно решать целый комплекс задач: создание
партнерских отношений на основе договора о сотрудничестве с учреждениями
культуры, спортивными клубами, общественными организациями, включение их
потенциала в систему воспитательного воздействия на воспитанников.
Слайд 19
Данный подход предполагает выход не только за рамки классной формы организации
образовательного процесса, но и за рамки учреждения. У нас появилось четкое
понимание потребностей такого ребенка, например, в общении и друзьях вне интерната.
Такое общение дает ребенку возможность расширить круг общения. Социальная
адаптация способствует сглаживанию детской агрессивности,
уменьшению
конфликтности. Выявление интересов детей показало, что возможность побывать в раз
роли, новой позиции, реализация своих умений, замыслов, идей, проявляют максимум
фантазии, ответственности.
Слайд 20
Для расширения пространства социального партнерства школыинтерната, развитие
творческих возможностей детей с ОВЗ; организация сотрудничества по различным
направлениям воспитательной деятельности школыинтерната наша школа принимает
активное участие в предложенных областных и районных соревнованиях, конкурсах.
Вот уже 17 лет наша школа участвует в областном фестивале детского творчества
«Созвездие», 7 лет в районном фестивале «Талантов россыпь золотая», столько же лет в
областном конкурсе ЗОЖ, 5 лет в районном конкурсе по ЗОЖ.
Данные об участии в фестивальномконкурсном движении педагогов дополнительного
образования и их воспитанников свидетельствуют о высоком потенциале, мотивации к
творческому росту, повышению социального статуса, самооценки и желании
самовыражения. Наши воспитанники участники награждены дипломами, грамотами,
кубком, благодарственными письмами; развитие творческих способностей наших
воспитанником прослеживается в средствах массовой информации; в районной газете
«Болховские куранты»; на сайте «Молодежь Болховского района»., «Подслушано Болхов».
Таким образом, продуманная, творческая системная работа способствует успешной
социализации детей. У детей формируется позитивное отношение к себе, возникает
умение общаться с разными людьми, формируется адекватное восприятие социума, 7
нравственная позиция, позитивное отношение к лучшим национальным традициям и
общечеловеческим ценностям. Только сотрудничая, мы смогли создать все те условия, в
которых ребенок чувствует себя нужным и значимым, расширяет жизненный опыт и
социальные контакты, раскрывает все свои творческие способности.
Создание условий для достижения детьми с интеллектуальными нарушениями необходимого для жизни в обществе социального опыта
Создание условий для достижения детьми с интеллектуальными нарушениями необходимого для жизни в обществе социального опыта
Создание условий для достижения детьми с интеллектуальными нарушениями необходимого для жизни в обществе социального опыта
Создание условий для достижения детьми с интеллектуальными нарушениями необходимого для жизни в обществе социального опыта
Создание условий для достижения детьми с интеллектуальными нарушениями необходимого для жизни в обществе социального опыта
Создание условий для достижения детьми с интеллектуальными нарушениями необходимого для жизни в обществе социального опыта
Создание условий для достижения детьми с интеллектуальными нарушениями необходимого для жизни в обществе социального опыта
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.