Создание условий для формирования исследовательских умений учащихся
Оценка 4.8

Создание условий для формирования исследовательских умений учащихся

Оценка 4.8
Исследовательские работы +1
doc
классное руководство
4 кл
01.06.2017
Создание условий для формирования исследовательских умений учащихся
В статье "Создание условий для формирования исследовательских умений учащихся" рассматриваются вопросы о современный подходе к реализации потенциалов исследовательской деятельности учеников , которые строятся на принципах личностно – ориентированного образования. Приобщение детей к ранней научно-исследовательской, поисковой деятельности является одной из форм обучения в современной школе, позволяющей наиболее полно определять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности.
Создание условий для формирования исследовательских умений учащихся.doc
Создание условий для формирования исследовательских умений учащихся Пилипчук Л.А. учитель начальных классов                  В Концепции модернизации общего образования до 2010г. написано: «Общеобразовательная   школа   должна   формировать   целостную   систему универсальных   знаний,   умений,   навыков,   а   также   опыт   самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. ключевые ком­ петенции, определяющие современное качество содержания образования».        В настоящее время всё чаще приходится говорить о том, что традицион­ ный подход к обучению не оправдывает себя, что учащиеся способны в ос­ новном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реа­ лизовать их в практической жизни они не в состоянии. Самым слабым мес­ том оказалось умение интегрировать знания, а также применять их для полу­ чения новых знаний, объясняющих явления окружающего мира.               Кроме   того,   система   образования   должна   подготовить   людей, приспособленных   к   жизни   в   условиях   информатизации   и   развития   новых технологий. Нельзя не учитывать и тот факт, что учащиеся уже в начальной школе   не   хотят   учиться,   у   них   страдает   мотивация   учения   и   интерес   к получению новых знаний, так как ребёнка не устраивает объяснение, что ему необходим тот или иной материал только потому, что он пригодится ему во взрослой жизни после окончания школы, то есть через несколько лет.        В последние годы было предпринято много усилий, чтобы решить эту  проблему, вводились старые забытые педагогические технологии, использовался опыт зарубежных стран или появлялись новые концепции. Сейчас, помимо так называемой традиционной системы обучения, существу­ ет несколько альтернативных. Кроме того, активно начинают использоваться и различные педагогические технологии в рамках личностно­ориентирован­ ного обучения, такие как обучение в сотрудничестве, разноуровневое обуче­ ние, индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, проектная и исследовательская деятельность.         Законом об образовании предусмотрена существенная реорганизация всей системы   школьного   образования.   Интерес   к   учёбе   и   познавательной деятельности   занимает   ведущее   место   среди   факторов,   определяющих продуктивность учебного процесса.        Особую значимость приобретает исследовательский метод, который поз­ воляет подготовить учащихся к жизни, повышению адекватности, позволяет обеспечить переход от обучения к самообразованию. Исследование, исследовательское поведение – одна из фундаментальных форм взаимодействия живых существ с реальным миром, направленная на его изучение и познание этого мира.              В основе исследовательской деятельности человека лежит важнейшая потребность в новой информации, новых впечатлениях и знаниях, в новых результатах   деятельности.   Эта   потребность   является   неотъемлемой составляющей личности.               Современный   подход   к   реализации   потенциалов   исследовательской деятельности   учеников   должен   строиться   на   принципах  личностно   – ориентированного  образования   –   именно   в   этом   случае   в   процессе   её организации   удастся   достичь   существенно   иных   результатов   личностного развития школьника.              Личностно – ориентированное  образование   отличается   от   других существующих моделей и педагогических систем, в первую очередь, тем, что предоставляет ребёнку большую свободу выбора в процессе познания.        Изменяются взаимоотношения ученика и учителя: оба становятся  полноправными партнёрами. В результате такого сотворчества происходит  соразвитие учащихся и учителя, рождаются исследовательские работы как  метод обучения учеников и как средство повышения квалификации самого учителя.        «Приобщение детей к ранней научно­исследовательской, поисковой де­ ятельности   является   одной   из   форм   обучения   в   современной   школе, позволяющей наиболее полно определять и развивать как интеллектуальные, так   и   потенциальные   творческие   способности,   причём   индивидуально   у каждого   ребёнка»­   такова   общая   стратегия   инновационной   деятельности   в рамках современной образовательной политики.                Педагогический эффект исследовательской работы будет достигнут лишь в том случае, если работа будет затрагивать зону ближайшего развития учащегося. Если материал окажется чрезмерно сложным, ребёнок, будучи не в силах   справиться   с   ним,   утратит   интерес   к   исследованию.   Кроме   того, необходимо понимать, что работа будет удачной лишь в том случае, если так или иначе связана с непосредственным опытом ребёнка, затрагивает круг его интересов.          Внутренняя мотивация и интерес учителя к проблеме исследования не менее значимы для развития исследовательской деятельности учащихся. При построении организации исследований в рамках образовательного процесса наиболее важными становятся следующие моменты:          ­ выбор темы исследования, на самом деле интересной для ученика и            совпадающей с кругом интересов учителя;          ­ хорошее осознание учеником сути проблемы;          ­ взаимоответственность и взаимопомощь учителя и ученика.           Значимо для учителя самому научиться: 1)  создавать среду, провоцирующую учащегося к самоопределению в принятии решения;           2)  выстраивать общение с учениками, в котором к внутреннему миру другого будет занимать значимое место;          3)   провоцировать появление вопросов и желания найти ответы;          4)   выстраивать доверительные отношения с учащимися на основе   взаимной ответственности;          5)   учитывать интересы и мотивации ребёнка;          6)   давать учащемуся право в принятии значимых решений;          7)   развивать у самого себя страсть к творчеству.                   Особое внимание учитель должен уделить:           ­ подготовке примерных тем исследований;          ­ презентации этих тем;          ­ подбору научно­ популярной литературы по темам исследований;          ­ обсуждению выдвинутых учащимися идей, направленных на  реализацию исследования,          ­ обеспечению вариативности разработок;          ­ организации индивидуального и коллективного творчества школьников.         В исследовательской деятельности педагог превращается в сотрудника, консультанта,   помощника   начинающего   исследователя.     Одновременно педагог для учащегося – образец творческой деятельности, тот, у кого можно учиться   исследовательскому   подходу   к   учению   и   к   жизни   в   целом.   Это требует от педагога, кроме хорошей общей и предметной эрудиции, умение передавать   эти   сведения   детям,   быть   способным   вести   исследовательский поиск и, самое важное, ­ уметь заражать этим других.         Исследовательский подход помогает принципиально изменить учебный процесс. На первый план выходит  новая задача: не только и не столько дать ребёнку определённый комплекс знаний и умений, но и сформировать у него системное   мышление,   дать   представление   о   глобальных   культурных   и природных процессах, научить выстраивать причинно – следственные связи, вступать в дискуссии и отстаивать свою точку зрения.   В своей сущности исследовательская   деятельность   предполагает   активную   познавательную позицию,   связанную   с   периодическим   и   продолжительным   внутренним поиском. Цель внедрения исследовательского метода:         1) создание условий для формирования исследовательских умений  учащихся, способствующих развитию творческих способностей и логического  мышления;          2) повышение интереса к учению и развитие познавательных  способностей учащихся. Задачи, решаемые в процессе реализации исследовательского метода:          1) развитие у школьников умений и навыков самостоятельного  приобретения знаний на основе работы с научно­ популярной, учебной и  справочной  литературой;          2) обобщение и систематизация знаний по разным учебным предметам,  теме своей исследовательской работы;          3) формирование культуры научного мышления;          4) обучение умению публично выступать.               Уже   второй   год   я   работаю   над   этой   темой   и   руковожу   детскими исследованиями.                Каждый раз работа начинается с беседы, в ходе которой я стараюсь понять, чем интересуется ребёнок каков его научный и общегуманитарный кругозор. Составив представление об учащемся, я стараюсь предложить ему на выбор несколько тем, которые могли бы его заинтересовать, исходя из его личностных особенностей.          Именно выбор темы и является первым камнем предкновения в работе. Умение   найти   актуальную   тему   доступно   не   каждому   и   предполагает значительные затраты труда и времени при работе с литературой.  Вторым сложным   моментом   для   руководителя   является   выбор   методического обеспечения,   не   всегда   доступного   и   часто   не   адаптированного   к ученическому уровню.           Когда тема выбрана и обозначены её границы, начинается разработка индивидуального плана работы. Учитываю    личностные особенности и при написании текста. Литературно одарённые дети с хорошим чувством стиля обычно испытывают меньше трудностей. Если ребёнок не слишком хорошо умеет   выражать   свои   мысли   на   письме,   предлагаю   ему   начать   работу   с написания   тезисного   плана.   Детям   с   аналитическим   складом   ума   полезно сначала   объединить   исследовательский   материал   в   таблицы   или   графики. Таким   образом   исследовательская   работа   требует   от   учителя   не   только профессионализма   и   научного   кругозора,   но   и   особого   педагогического мастерства,   хорошего   знания   психологии   подростка.   По   сути,   учитель   и ученик превращаются в равноправных партнёров.                   Когда   работа   написана   наступает   финальный   этап   –   участие   в исследовательских конференциях. Они бывают очные и заочные. Участие в очных   конференциях   даёт   больший   эффект.   Они   позволяют   не   только получить оценку своей деятельности, но и познакомиться с исследованиями других авторов, обменяться опытом, что­то новое узнать, поспорить. Кроме того, на очных конференциях содержание работы необходимо докладывать, а обучение   навыку   публичных   выступлений   одна   из   задач   финального   этапа обучения исследовательской деятельности.

Создание условий для формирования исследовательских умений учащихся

Создание условий для формирования исследовательских умений учащихся

Создание условий для формирования исследовательских умений учащихся

Создание условий для формирования исследовательских умений учащихся

Создание условий для формирования исследовательских умений учащихся

Создание условий для формирования исследовательских умений учащихся

Создание условий для формирования исследовательских умений учащихся

Создание условий для формирования исследовательских умений учащихся

Создание условий для формирования исследовательских умений учащихся

Создание условий для формирования исследовательских умений учащихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.06.2017