СОЗДАВАЯ МУЛЬТФИЛЬМЫ О РОДИНЕ… Обобщение опыта патриотического воспитания обучающихся через анимационное творчество
Оценка 4.6

СОЗДАВАЯ МУЛЬТФИЛЬМЫ О РОДИНЕ… Обобщение опыта патриотического воспитания обучающихся через анимационное творчество

Оценка 4.6
Исследовательские работы +4
docx
изобразительное искусство +1
Все классы
12.02.2020
СОЗДАВАЯ МУЛЬТФИЛЬМЫ О РОДИНЕ… Обобщение опыта патриотического воспитания обучающихся через анимационное творчество
Сохранение традиционной духовности и нравственности является приоритетной задачей обучения детей на художественном отделении Студенокской детской школы искусств. Главной педагогической идеей стало приобщение подрастающего поколения к культуре родного края через исследование и изучение особенностей традиционной национальной культуры. Одним из инструментов решения данной задачи в нашей школе становится анимационное образование через создание мультфильмов, рассказывающих о культурных ценностях родного края, о семейных и духовных традициях
СОЗДАВАЯ МУЛЬТФИЛЬМЫ О РОДИНЕ_Лысенко_Е_А.docx

Лысенко Елена Александровна –

 преподаватель изобразительного и декоративно-прикладного искусства высшей категории,

заместитель директора по учебно-воспитательной работе

МКУ ДО «Студенокская ДШИ»,

Победитель Общероссийского конкурса «Лучший преподаватель детской школы искусств 2016»,

Региональный представитель проекта Анимационная летопись «Герои моей семьи – герои моей страны» по Курской области

 

СОЗДАВАЯ МУЛЬТФИЛЬМЫ О РОДИНЕ…

Обобщение опыта патриотического воспитания обучающихся через анимационное творчество

 

Сохранение традиционной духовности и нравственности является приоритетной задачей обучения детей на художественном отделении Студенокской детской школы искусств. Главной педагогической идеей стало приобщение подрастающего поколения к культуре родного края через исследование и изучение особенностей традиционной национальной культуры. Одним из инструментов решения данной задачи в нашей школе становится анимационное образование через создание мультфильмов, рассказывающих о культурных ценностях родного края, о семейных и духовных традициях.

С 2013 года творческой группой преподавателей Студенокской ДШИ ведётся большая работа по укреплению российской гражданской идентичности на основе культурных ценностей, популяризацию народных художественных промыслов и ремесел через проведение интегрированных внеклассных мероприятий, рассказывающих об особенностях культуры Курского края, для обучающихся и преподавателей всех отделений ДШИ, учащихся общеобразовательных школ и воспитанников детских садов. Частью таких культурно-просветительских бесед становится знакомство детей с историей возникновения глиняного чуда нашего края - Кожлянской игрушки, просмотром фотографий её первых образцов, обсуждением особенности ее формы и росписи и знакомством с современными образцами.

Затем все участники беседы приглашаются в «Мастерскую Кожлянской игрушки», где их ждут шаблоны игрушки из картона, баночки с гуашью, кисти, вода. Преподаватель на большом шаблоне из ватмана показывает приемы тонировки заготовки и росписи игрушки, объясняя значение каждого элемента. Практическое занятие проходит под звучание курской плясовой музыки, в атмосфере свободного творчества, где каждый ребенок может почувствовать себя мастером по росписи игрушки, не смотря на свою «нехудожественную» специальность (музыкант, хореограф, актер и т.д.), а дети, еще не обучающиеся в ДШИ, пробуют себя в роли художника.

 Обучающиеся художественного отделения продолжают своё погружение в культуру родного края во время урочной деятельности, в процессе лепки Кожлянской игрушки и использования её образа в различных декоративных композициях.

С 2016 года в нашей школе на базе художественного отделения образована анимационная студия «Палитра», в которой дети учатся создавать свои мультфильмы и активно используют весь спектр своих знаний и умений в области изобразительного (рисунок, живопись, композиция, скульптура, фотография и др.) и декоративно – прикладного искусства. Первой работой, объединившей их познание традиций культуры родного края и умение воспроизвести образцы народного промысла, стал мультфильм «Кожлянский соловей» (https://www.youtube.com/watch?v=T8Dbbh5S1Zs). Ребята самостоятельно разработали его сценарий, выбрали техники исполнения персонажей и фонов, придумали и озвучили рассказ о промысле, и исполнили на традиционных инструментах народные наигрыши. Все это дало результат, которым авторы остались очень довольны: они с удовольствием показывали мультфильм своим сверстникам, родственникам, знакомым, учителям общеобразовательных школ, таким образом, не только закрепив в процессе создания фильма свои знания родной культуры, но и распространив их в более широкие массы. «Кожлянский соловей» стал Победителем в районном, областном, международном фестивале анимации, скоро этот мультфильм посмотрели и ребята – участники международной смены МДЦ «Артек».

В процессе работы по созданию этого фильма образ Кожлянской игрушки очень полюбился детям, и мы решили на его основе создать свою современную авторскую многофункциональную игрушку в технике валяния из шерсти – Народного зайчика, объединившую в себе два народных промысла в одном декоративно-прикладном произведении. В процессе применения в росписи поверхности Зайчика элементов Дымковского, Городецкого, Жостовского народных промыслов получалась новая игрушка. Трансформируется и вид прикладного изделия, дети с удовольствием изготавливают: зайку-брелок для рюкзачка, зайку-значок, зайку-игрушку или зайку-термос. Композиция «Народные зайчики» отмечена Дипломом призёра за II место во Всероссийском конкурсе декоративно-прикладного творчества детей «ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ» (г. Тамбов, 2018 г.) и вошла в фонд Галереи детского декоративно-прикладного творчества. В настоящее время завершается создание анимационной заставки с Народными зайчиками к мультфильмам студии «ПАЛИТРА».

Работа по созданию мультфильмов, рассказывающих о культурных традициях и истории нашего края, продолжается. С 2017 года художественное отделение Студенокской ДШИ стало региональной площадкой по Курской области федерального Проекта Анимационная летопись «Герои моей семьи – герои моей страны», реализуемого в рамках реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы». В тесном сотрудничестве с «Национальным Детским Фондом» в течение года проводились мастер-классы для обучающихся и их родителей, бабушек и дедушек по созданию мультфильмов на основе краеведческого материала и семейных историй. Такая форма взаимодействия позволила не только расширить спектр работы ДШИ с родителями, но и разрешить ситуацию, когда они в силу разных причин не поддерживают интереса детей к художественной культуре, зачастую не рассматривая занятие искусством как будущую профессию ребёнка.

https://pp.userapi.com/c834401/v834401817/9fb62/nnWZQzzVWTk.jpg

Творческая группа, в которою вошли обучающиеся, их родственники и преподаватели различных отделений Студенокской ДШИ, начала создавать Анимационную летопись о подвигах своих родных в годы Великой Отечественной войны и традициях родного края в рамках Всероссийского проекта «Герои моей семьи – герои моей страны». В процессе совместного творчества детей и взрослых были созданы мультфильмы на основе воспоминаний о подвигах далёких и близких родственников и фотографий в семейных альбомах. В основу фильма «Мой отец – фронтовик» (https://www.youtube.com/watch?v=4agxjHSbsMM) легли реальные истории о молодых людях, которые приписывая себе лишние годы добровольцами уходили на фронт защищать свою Родину. На основе рассказов родственников участников творческой группы проекта о тяжёлой жизни и помощи нашим войскам в тылу появился фильм «Когда мне было 13 лет…» (https://www.youtube.com/watch?time_continue=1&v=NTDvUYUFW38).

 Эти две большие темы были выбраны из огромного пласта семейных историй и воспоминаний о годах Великой Отечественной войны не случайно: фильмы должны были тронуть души как ребят – авторов фильмов, которые в процессе подготовки и съёмки каждого мультипликационного кадра через себя пропускали рассказанные старшим поколением истории, так и целевую зрительскую аудиторию: дети, подростки, молодёжь. Через взаимосвязь художественных и музыкальных образов раскрывается тема патриотизма и личного вклада каждого участника тех страшных событий в общий подвиг народа.  И снова удалось студии «ПАЛИТРА» создать проникновенные анимационные работы – фильмы получили признание на всероссийских и международных конкурсах-фестивалях.

Следующие мультфильмы, созданные совместно несколькими поколениями авторов, рассказывают о культурных и народных традициях нашего края.

Вдохновлённые циклом мультфильмов студии МЕТРОНОМФИЛЬМ «Колыбельные мира», мы с ребятами создали фильм «Люли» (https://vk.com/videos-101433200?z=video-101433200_456239039%2Fpl_-101433200_-2) по мотивам курской колыбельной, которую слышали в детстве от наших мам и бабушек. Цель этой работы не только познакомить зрителей с одним из образцов песенной культуры Курского края, но и показать зрителям, что через колыбельные песни идёт передача нравственных идеалов от одного поколения к другому, а декоративно-прикладное искусство оказывает положительное воздействие на душевное состояние человека, формирует правильное отношение личности к окружающему миру и отражает материальные и духовные интересы людей многих поколений. Этот мультфильм стал частью Всероссийской анимационной летописи «Герои моей семьи – герои моей страны» и получил Специальный приз «За самый нежный мультфильм».

Продолжением темы бережного сохранения традиционного прикладного искусства, передачи народного наследия от старшего поколения к младшему стал мультфильм «Масленица и кот» (https://vk.com/videos-101433200?z=video-101433200_456239041%2Fpl_-101433200_-2), рассказывающий о любимом празднике всех детей.

По задумке авторов хранящиеся в семьях бесценные образцы прикладного искусства в виде связанных бабушками воротничков, кружевных салфеток, скатертей, варежек, носочков, свитеров перевоплощаются в новые образы, становятся основой фонов фильма и обретают в нём новую жизнь. И даже сделанная очень давно руками дедушки кукольная мебель стала частью этого фильма. Персонажи же создавались специально к этому мультфильму, и этот процесс стал площадкой по обмену опытом: дети и молодёжь учились под руководством мам и бабушек вязать крючком и спицами, а они в свою очередь узнавали у ребят приёмы работы в технике «жёсткий» гобелен.

Совместное творчество с родителями, бабушками и дедушками сближает семейные поколения, преподаёт «живой» урок патриотизма. Дети учатся любить свою семью, свою землю, дорожить своей историей, а старшее поколение чувствует себя интересным и нужным своим детям, внукам. Мультфильм также вошел в Анимационную летопись, демонстрировался на различных фестивальных площадках в 20-то регионах России и был награждён Специальным призом «За оригинальную вязаную технику».

Дальнейшее распространения и укрепления духовно-нравственных ценностей в более широкой аудитории зрителей происходит через проведение фестивалей детского анимационного творчества.

Первые фестивали прошли на базе нашей школы и были приурочены к значимым патриотическим датам: Дню Победы и Дню народного единства. Показы тематических анимационных фильмов, созданных детскими и семейными студиями из разных уголков России, поддерживались выступлениями учащихся школы с музыкальными, поэтическими и хореографическими номерами патриотической тематики, с объяснением преподавателей историй их возникновения, повествованием авторов фильмов о том, как на основе архивных семейных рассказов рождались сюжеты и как работа над созданием того или иного мультфильма повлияла на их мировоззрение. Зрители, в свою очередь, с теплом принимали каждый показанный мультфильм, пропуская его через свои сердца. Особенно удивительно было, когда вдруг они стали подпевать колыбельной из мультфильма «Люли» - настолько она оказалась родной для ребят и взрослых из разных семей.

Также в рамках фестивалей прошли тематические выставки творческих работ не только обучающихся художественных отделений города Железногорска и Железногорского района, но и их преподавателей, родителей, бабушек и дедушек. Были представлены живописные работы и графика, вышитые бисером и резные деревянные иконы, валянные из шерсти и вязаные изделия декоративно-прикладного искусства, персонажи и фоны к демонстрируемым мультфильмам.

В последствие фестивали детской анимации с мастер-классами «Как снять семейный мультфильм» проводились уже на площадках других образовательных организаций и учреждений культуры, увлекая новым видом детского и семейного творчества более широкую аудиторию зрителей. Таким образом, большее количество детей и молодёжи знакомятся с наследием культуры родного края.

https://pp.userapi.com/c850136/v850136513/9015e/GqizN-FOYOY.jpg

Успешность работы по сохранению традиционной духовности и нравственности, патриотическому воспитанию детей и молодёжи через анимационное творчество обеспечивают в том числе создание и своевременное освещение событий и мероприятий (анонсы творческих встреч и показов; публикация фильмов, созданных авторами, итоги их участия в фестивалях и конкурсах) на официальном сайте школы и на информационной площадке отделения в социальных сетях (https://vk.com/club101433200), тесное взаимодействие со СМИ.

Библиографический список

-       Некрасова М.А. Народное искусство России в современной культуре.  М.: «Коллекция М», 2003

-       Неменский Б. М. Мудрость красоты.  М., 1987

-       Неменский Б. М. Педагогика искусства. Москва «Просвещение».  2012

-       Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года

-   Терещенко А.В. История культуры русского народа. Москва, ЭКСМО, 2007


 

-   Скачано с www.znanio.ru

Лысенко Елена Александровна – преподаватель изобразительного и декоративно-прикладного искусства высшей категории, заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Лысенко Елена Александровна – преподаватель изобразительного и декоративно-прикладного искусства высшей категории, заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Обучающиеся художественного отделения продолжают своё погружение в культуру родного края во время урочной деятельности, в процессе лепки

Обучающиеся художественного отделения продолжают своё погружение в культуру родного края во время урочной деятельности, в процессе лепки

Композиция «Народные зайчики» отмечена

Композиция «Народные зайчики» отмечена

Родину. На основе рассказов родственников участников творческой группы проекта о тяжёлой жизни и помощи нашим войскам в тылу появился фильм «Когда мне было 13 лет…»…

Родину. На основе рассказов родственников участников творческой группы проекта о тяжёлой жизни и помощи нашим войскам в тылу появился фильм «Когда мне было 13 лет…»…

Продолжением темы бережного сохранения традиционного прикладного искусства, передачи народного наследия от старшего поколения к младшему стал мультфильм «Масленица и кот» ( https://vk

Продолжением темы бережного сохранения традиционного прикладного искусства, передачи народного наследия от старшего поколения к младшему стал мультфильм «Масленица и кот» ( https://vk

В последствие фестивали детской анимации с мастер-классами «Как снять семейный мультфильм» проводились уже на площадках других образовательных организаций и учреждений культуры, увлекая новым видом детского…

В последствие фестивали детской анимации с мастер-классами «Как снять семейный мультфильм» проводились уже на площадках других образовательных организаций и учреждений культуры, увлекая новым видом детского…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2020