СОЗДАЁМ РАЗВИВАЮЩУЮ СРЕДУ СВОИМИ РУКАМИ

  • Научные работы
  • docx
  • 02.11.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Предметно-развивающая среда в дошкольных учреждениях отличается друг от друга материальными возможностями, направлениями деятельности педколлектива. Это предопределяет необходимость вариативного подхода к организации предметно-развивающий среды, которая должна соответствовать целям и задачам конкретного педагогического коллектива. Создавая 'среду обитания' для воспитанников необходимо прежде всего уделить внимание ее развивающему характеру. Обогатить среду такими элементами, которые стимулировали бы познавательную, двигательную и иную активность детей. В каждом детском саду педагоги стараются в группе продумать, рационально и целесообразно расстановить мебель с выделением различных зон и уголков.
Иконка файла материала СОЗДАЁМ РАЗВИВАЮЩУЮ СРЕДУ СВОИМИ РУКАМИ.docx
СОЗДАЁМ РАЗВИВАЮЩУЮ СРЕДУ СВОИМИ РУКАМИ Предметно­развивающая среда в дошкольных учреждениях отличается друг от друга  материальными возможностями, направлениями деятельности педколлектива. Это  предопределяет необходимость вариативного подхода к организации предметно­развивающий  среды, которая должна соответствовать целям и задачам конкретного педагогического  коллектива. Создавая 'среду обитания' для воспитанников необходимо прежде всего уделить  внимание ее развивающему характеру. Обогатить среду такими элементами, которые  стимулировали бы познавательную, двигательную и иную активность детей. В каждом детском  саду педагоги стараются в группе продумать, рационально и целесообразно расстановить  мебель с выделением различных зон и уголков. Учитывать при этом все тонкости, например  зона обучения должна быть хорошо освещена, в ней размещаются столы. Расположение столов  не должно копировать школьный подход ­ они располагаются по­разному: по кругу, буквой 'П' , 'Т' т.е. так, чтобы педагог работал не 'над', а 'вместе' с детьми. За столами дети находятся  только тогда, когда они выполняют определенную практическую работу. Предметная среда не  должна быть самоцелью, не должна представлять собой 'мертвую комбинацию' различного  оборудования и материалов. Предметный мир должен обеспечить реализацию потребности  ребенка в активной и разноплановой деятельности. Так, например, старшие дошкольники, имея опыт изобразительной деятельности, становятся  хорошими дизайнерами. В живом общении с искусством они учатся создавать и использовать в  оформлении одежды и комнат аранжировки из природных и искусственных материалов, вместе с педагогам они благоустраивают бытовые и праздничные интерьеры. Важно, что занимаясь  дизайном дети становятся не только исполнителями, но и творцами. Особенности деятельности детей, занимающихся дизайном, определяют новый характер их взаимоотношений со  сверстниками и взрослыми.  Для успешной работы с детьми необходимо организовать:  эстетически грамотную среду (красивый интерьер, предметы и пособия искусства,  зонирование и одомашнивание детских помещений)  художественно­декоративную деятельность ребенка, используя его знания и опыт  изодеятельности в следующей последовательности: от фольклорно­декоративных образов к  сюжетно­изобразительным, от предметно­декоративной к пространственно­декоративной  деятельности, от кукольно­игрового пространства к масштабам детского и взрослого  интерьера.  Наблюдения природных объектов, предметной среды, результатов собственной дизайн­ деятельности и любования ими. Важным условием художественного развития является профессионализм воспитателя,  включающий его любовь к детям и знание их, а также знание, а также знание искусства.  Желательно наличие студии или специального места для занятий дизайн­деятельностью. Дети  пробуют себя в разных видах деятельности (рисовании, лепка, аппликация, конструирование,  дизайн для одежды, архитектурно­приклпадное моделирование, аранжировки, из разных  материалов. В результате занятий дети начинают эмоциональнее откликаться на красотуприроды, одежды, помещений, проявляют более устойчивый интерес к изобразительному  искусству, его видам и жанрам. Используя опыт других детских садов в группах можно планировать:  'Центр познавательной активности', в которой дети могут самостоятельно ставить опыты,  проводить наблюдения и т.д.,  'Стена творчества', позволяющая ребенку в любой момент заняться рисованием, рассматривать карту, схемы, работать с фланелеграфом, играть в шахматы. Для развития познавательной  активности детей важно, чтобы 'информация', заложенная в среде, не обнаруживала себя  полностью, а побуждала ребенка к поиску. С этой целью в старших группах можно повесить  стенды с периодически меняющейся наглядностью (лабиринты, кроссворды и т.п.). Дети  обычно подолгу стоят около них, думают, рассуждают. Необычно выполненные календари  природы побуждают их сконцентрировать внимание, напрячь память.  'Дом­подиум' многофункционального характера, который может использоваться как сцена для театральной постановки, подиум для показа моделей одежды, дом для сюжетно­ролевой игры,  'уголок уединения',  Складной матовый экран, на который можно проецировать диапозитивы и слайды,  сопровождая их рассказом воспитателя или фонограммой (экран дает возможность  организовать различные игровые ситуации типа 'Путешествие на машине времени', 'Подводный  мир', 'В гости к сказочным героям' и т.п.)  Крупногабаритный экран из синтепона (по типу фланелеграфа); в сложенном виде занимает  очень мало места; в сочетании с разными атрибутами позволяет разворачивать разнообразный  игровой фон (с помощью веревок, марли, пеноплена, физкультурного оборудования группа  превращается то в бурное море, то в необитаемый остров, то в джунгли),  'Кукольный дом', в который 'превратились' полки старого шкафа (на каждом этаже по три  комнаты с мебелью, домашней утварью, куклами, изготовленными детьми вместе с  воспитателями ­ чем не 'дом Барби'?),  'Театральное помещение' (его рамки изготовлены из фанеры, обтянуты плотной тканью и  прикреплены к шкафу с помощью рояльных петель), которое вместе с декорациями, масками,  костюмами разрешает быстро создать цирк 'Шапито', сказочный замок и т.д. Также многими  воспитателями используется звуковой 'дизайн' в ходе занятий, перед сном, во время приема  пищи, например, записи шелеста листьев, плеска воды, пения птиц, которые успокаивают  детей, создают особый уют и вместе с тем несут познавательную и эстетическую нагрузку.  Лаборатория ­ новый элемент развивающий предметной среды. Она создается для развития у  детей познавательного интереса, интереса к исследовательской деятельности и способствует  формированию научного мировоззрения. В то же время лаборатория ­ это база для  специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает  превращение детей в 'ученых', которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения).  Создание 'русской избы', где в сборе подлинные старинные вещи. Дети любят и с  удовольствием занимаются в ней.Важно, чтобы предметная среда имела характер открытый, незамкнутой системы, способной к  изменению, корректировке и, самое главное, развитию. Иначе говоря, среда должна быть не  только развивающей, но и развивающейся. Практика подсказывает: полностью заменять  предметную среду в группе сложно. Но все­таки при любых обстоятельствах предметный мир,  окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять. Только тогда среда будет  способствовать формированию познавательной и двигательной активности.

Посмотрите также