Предметно-развивающая среда в дошкольных учреждениях отличается друг от друга материальными возможностями, направлениями деятельности педколлектива. Это предопределяет необходимость вариативного подхода к организации предметно-развивающий среды, которая должна соответствовать целям и задачам конкретного педагогического коллектива. Создавая 'среду обитания' для воспитанников необходимо прежде всего уделить внимание ее развивающему характеру. Обогатить среду такими элементами, которые стимулировали бы познавательную, двигательную и иную активность детей. В каждом детском саду педагоги стараются в группе продумать, рационально и целесообразно расстановить мебель с выделением различных зон и уголков.
СОЗДАЁМ РАЗВИВАЮЩУЮ СРЕДУ СВОИМИ РУКАМИ
Предметноразвивающая среда в дошкольных учреждениях отличается друг от друга
материальными возможностями, направлениями деятельности педколлектива. Это
предопределяет необходимость вариативного подхода к организации предметноразвивающий
среды, которая должна соответствовать целям и задачам конкретного педагогического
коллектива. Создавая 'среду обитания' для воспитанников необходимо прежде всего уделить
внимание ее развивающему характеру. Обогатить среду такими элементами, которые
стимулировали бы познавательную, двигательную и иную активность детей. В каждом детском
саду педагоги стараются в группе продумать, рационально и целесообразно расстановить
мебель с выделением различных зон и уголков. Учитывать при этом все тонкости, например
зона обучения должна быть хорошо освещена, в ней размещаются столы. Расположение столов
не должно копировать школьный подход они располагаются поразному: по кругу, буквой 'П' ,
'Т' т.е. так, чтобы педагог работал не 'над', а 'вместе' с детьми. За столами дети находятся
только тогда, когда они выполняют определенную практическую работу. Предметная среда не
должна быть самоцелью, не должна представлять собой 'мертвую комбинацию' различного
оборудования и материалов. Предметный мир должен обеспечить реализацию потребности
ребенка в активной и разноплановой деятельности.
Так, например, старшие дошкольники, имея опыт изобразительной деятельности, становятся
хорошими дизайнерами. В живом общении с искусством они учатся создавать и использовать в
оформлении одежды и комнат аранжировки из природных и искусственных материалов, вместе
с педагогам они благоустраивают бытовые и праздничные интерьеры. Важно, что занимаясь
дизайном дети становятся не только исполнителями, но и творцами. Особенности деятельности
детей, занимающихся дизайном, определяют новый характер их взаимоотношений со
сверстниками и взрослыми.
Для успешной работы с детьми необходимо организовать:
эстетически грамотную среду (красивый интерьер, предметы и пособия искусства,
зонирование и одомашнивание детских помещений)
художественнодекоративную деятельность ребенка, используя его знания и опыт
изодеятельности в следующей последовательности: от фольклорнодекоративных образов к
сюжетноизобразительным, от предметнодекоративной к пространственнодекоративной
деятельности, от кукольноигрового пространства к масштабам детского и взрослого
интерьера.
Наблюдения природных объектов, предметной среды, результатов собственной дизайн
деятельности и любования ими.
Важным условием художественного развития является профессионализм воспитателя,
включающий его любовь к детям и знание их, а также знание, а также знание искусства.
Желательно наличие студии или специального места для занятий дизайндеятельностью. Дети
пробуют себя в разных видах деятельности (рисовании, лепка, аппликация, конструирование,
дизайн для одежды, архитектурноприклпадное моделирование, аранжировки, из разных
материалов. В результате занятий дети начинают эмоциональнее откликаться на красотуприроды, одежды, помещений, проявляют более устойчивый интерес к изобразительному
искусству, его видам и жанрам.
Используя опыт других детских садов в группах можно планировать:
'Центр познавательной активности', в которой дети могут самостоятельно ставить опыты,
проводить наблюдения и т.д.,
'Стена творчества', позволяющая ребенку в любой момент заняться рисованием, рассматривать
карту, схемы, работать с фланелеграфом, играть в шахматы. Для развития познавательной
активности детей важно, чтобы 'информация', заложенная в среде, не обнаруживала себя
полностью, а побуждала ребенка к поиску. С этой целью в старших группах можно повесить
стенды с периодически меняющейся наглядностью (лабиринты, кроссворды и т.п.). Дети
обычно подолгу стоят около них, думают, рассуждают. Необычно выполненные календари
природы побуждают их сконцентрировать внимание, напрячь память.
'Домподиум' многофункционального характера, который может использоваться как сцена для
театральной постановки, подиум для показа моделей одежды, дом для сюжетноролевой игры,
'уголок уединения',
Складной матовый экран, на который можно проецировать диапозитивы и слайды,
сопровождая их рассказом воспитателя или фонограммой (экран дает возможность
организовать различные игровые ситуации типа 'Путешествие на машине времени', 'Подводный
мир', 'В гости к сказочным героям' и т.п.)
Крупногабаритный экран из синтепона (по типу фланелеграфа); в сложенном виде занимает
очень мало места; в сочетании с разными атрибутами позволяет разворачивать разнообразный
игровой фон (с помощью веревок, марли, пеноплена, физкультурного оборудования группа
превращается то в бурное море, то в необитаемый остров, то в джунгли),
'Кукольный дом', в который 'превратились' полки старого шкафа (на каждом этаже по три
комнаты с мебелью, домашней утварью, куклами, изготовленными детьми вместе с
воспитателями чем не 'дом Барби'?),
'Театральное помещение' (его рамки изготовлены из фанеры, обтянуты плотной тканью и
прикреплены к шкафу с помощью рояльных петель), которое вместе с декорациями, масками,
костюмами разрешает быстро создать цирк 'Шапито', сказочный замок и т.д. Также многими
воспитателями используется звуковой 'дизайн' в ходе занятий, перед сном, во время приема
пищи, например, записи шелеста листьев, плеска воды, пения птиц, которые успокаивают
детей, создают особый уют и вместе с тем несут познавательную и эстетическую нагрузку.
Лаборатория новый элемент развивающий предметной среды. Она создается для развития у
детей познавательного интереса, интереса к исследовательской деятельности и способствует
формированию научного мировоззрения. В то же время лаборатория это база для
специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает
превращение детей в 'ученых', которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения).
Создание 'русской избы', где в сборе подлинные старинные вещи. Дети любят и с
удовольствием занимаются в ней.Важно, чтобы предметная среда имела характер открытый, незамкнутой системы, способной к
изменению, корректировке и, самое главное, развитию. Иначе говоря, среда должна быть не
только развивающей, но и развивающейся. Практика подсказывает: полностью заменять
предметную среду в группе сложно. Но всетаки при любых обстоятельствах предметный мир,
окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять. Только тогда среда будет
способствовать формированию познавательной и двигательной активности.