«Спешите делать добрые дела» по рассказу А.П. Платонова «Юшка»

  • Работа в классе
  • docx
  • 18.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Прекрасное исполнение притчи
Иконка файла материала Морозова Н.А. Урок по творчеству А. Платонова 7 класс.docx
«Спешите делать добрые дела»  по рассказу А.П. Платонова «Юшка»  Урок по литературе 7 класс  Оргмомент. Учитель: ­ Здравствуйте, ребята! Садитесь.    Проверьте свою готовность к уроку (наличие школьных принадлежностей).   ­ Перед вами лежат оценочные листы, в которых вы в течение урока  будете работать, т.е., вести  запись. Положите их перед собой, давайте подпишем Ф.И., класс  и номер группы. Ход урока. 1. Проверка д.з.    . Ребята, встреча с   Платоновым – сказочником состоялась у вас в пятом  Учитель: Слайд 1 классе, когда изучали сказку «Волшебное кольцо». В шестом классе вы познакомились со   сказкой­былью  «Неизвестный цветок». В этих произведениях звучит идея доброты,  взаимопомощи, жизни для других.   А. Платонов – удивительный писатель. Вы уже заметили, когда читали его произведения, что они необычны, своеобразны;  он учит нас мудрости, любви и уважению к человеку.  На прошлом уроке мы познакомились с биографией А.П. Платонова. А сегодня давайте  вспомним основные этапы его жизни. О них нам расскажет Хорошева Валерия.  Рассказ подготовленного ученика об  А.П. Платонове.   Андрей   Платонович   Платонов   родился   20   августа   (   1сентября)   1899года   в   Ямской слободе на окраине Воронежа, в многодетной семье слесаря железнодорожных мастерских. В семье, состоящей из десяти человек, он был старшим сыном, и в тринадцать лет, не закончив учёбы, Андрей идет « в люди»: выполняет разную черновую работу. Платонов был начитанным человеком, хотя учиться ему пришлось недолго. Еще учеником городского училища он начинает сочинять   стихи,   которые   появляются   в   журналах   и   сборниках   вплоть   до   1932   года.   Но определяющим   жанром   в   его   творчестве   становится   проза.       Платонов   –   это   псевдоним ( псевдоним – вымышленное имя, которое иногда  принимают писатели, артисты).              Настоящая фамилия писателя – Климентов. Может быть, он взял этот псевдоним от имени отца, от которого унаследовал любовь к технике и «потной работе»,  преклонение перед поэзией паровозов и вообще машин.      В   годы   Великой   Отечественной   войны   Платонов   –   фронтовой   корреспондент   газеты «Красная звезда». Он не покидает армии, даже будучи болен туберкулёзом. Корреспонденции, рассказы,   очерки   Платонова     появляются   во   фронтовых   и   центральных   газетах,   выходят сборники военных рассказов.              Много и напряженно писатель работает после войны, несмотря на то, что силы покидают его. Умер  А.П. Платонов 5 января 1951 года. Он прошел трудный путь, но ему удалось главное: его книги продолжают жить. Учитель:  В  его произведениях звучит идея доброты, взаимопомощи, жизни для других. Таков и рассказ «Юшка», который вы прочитали дома к сегодняшнему уроку.  Учитель:  ­ Поднимите руку, кого из Вас хоть раз кто­то сильно обидел? ­ Поднимите руку, кто из Вас хоть раз, вольно или невольно, обидел другого человека? ­ А что переживается сильнее?2. Актуализация опорных знаний ­ Почему же мы обижаем друг друга? Почему больнее своя обида? Чего недостает людям? (Любви, доброты, понимания, милосердия, сострадания, соучастия и т.д.). 3. Словарная работа. ­ Найдите в словаре  С. Ожегова  лексическое значение слов: МИЛОСЕРДИЕ, СОСТРАДАНИЕ, ПРАВЕДНИК. (Слайд 2  ) Слайд № 3 Проверка словарной работы   Милосердие – готовность помочь кому­нибудь или простить кого­нибудь из сострадания,  милосердия. Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемое чьим­нибудь несчастьем, горем. Праведник ­ человек, строго придерживающийся заповедей, моральных предписаний  какой­либо религии. Человек, ни в чем не погрешающий против правил нравственности.   Учитель:  Именно эти качества всегда ценились человечеством.  О добре, человечности , милосердии очень много есть пословиц и высказываний известных  людей.  Мы предлагаем вам поиграть в игру  «Собери пословицу»  5. Работа в группах.    Слайд 4.   Проверка. Игра «Собери пословицу»   Учитель:   Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке, обратившись к рассказу Андрея Платоновича Платонова «Юшка»? ­ Назовите ключевое слово во всех пословицах.                 ­ДОБРО ­   Тема   нашего   урока:   «Спешите   делать   добрые   дела»   (по   рассказу   А.П.Платонова «Юшка») (откройте  и запишите в оценочных листах)  Слайд №5 3.Целеполагание и мотивация  (участвуют в целеполагании через формулирование вопросов, принимают цели урока)  ­ Попробуйте теперь   сформулировать цель нашего урока, на какие вопросы мы должны будем найти ответ? Кому присущи эти качества? ­ Что значит быть человеком? ­ В чём сущность человека, его назначение? Слайд №6 4. Актуализация новых знаний.  Умение работать по тексту, выбор ответа на поставленный ответ (отвечают на вопросы, обобщают)  Учитель:   ­   Попробуем   взглянуть   на   героя   глазами   тех,   кто   живёт   рядом   с   ним.      И составим литературный  портрета героя.   Вспомните,  ­   Что   такое       портрет?     И   –   Деталь?   (   Обратимся   к   словарю литературоведческих терминов в конце учебника) Слайд7.­ Давайте составим литературный портрет главного героя рассказа.    Учитель:   ­ Рассказ называется «Юшка».   Как вы понимаете значение данного слова? Слайд №8 1. Кто такой был Юшка?    Юшка был «старый на вид человек. Работал подручным помощником у главного кузнеца. Он носил кузнецу воду, песок, уголь; раздувал мехом горн, … делал всякую другую работу, которую надо было делать». Слайд №9 2 . Какая внешность была у Юшки? Зачитайте его портрет. «Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как не остывающие слезы».     Учитель:   Описывая портрет Юшки, автор подчеркивает слабость героя, его незащищенность и  акцентирует внимание на описании глаз:   «    в них всегда стояла влага, как неостывающие слёзы».  ­ Почему Платонов особо выделяет глаза   Юшки?      (Глаза   –   зеркало   души.  Что происходит в душе человека, внутри – все отражается в глазах) ­ Что же отражается в глазах Юшки?   ( Ему больно. В глазах слезы.       Плачет душа.) ­ За кого болит душа Юшки?            3. В какой одежде он ходил? «Одежду носил долгие годы одну и ту же без смены: летом он ходил в штанах и в блузе, черных и закопченных от работы, прожженных искрами насквозь, так что в нескольких местах видно   было   его   белое   тело,   и   босой;   зимою   же   он   надевал   поверх   блузы   еще   полушубок, доставшийся ему от умершего отца, а ноги обувал в валенки, которые подшивал с осени и носил всякую зиму всю жизнь одну и ту же пару». 4.Где Юшка жил и чем питался? «Юшка жил  на квартире  у хозяина кузницы,  на кухне.  Хозяин  кормил  его за  работу хлебом, щами и кашей, а чай, сахар... У Юшки были свои: он их должен покупать на свое жалованье ­ 7 рублей и 60 копеек в месяц. Но Юшка чаю не пил и сахару не покупал, а пил воду...» 5. Как Юшка работал? Он работал с утра до ночи. «Утром он шел в кузницу. А вечером шел обратно на ночлег. Когда Юшка рано утром шел по улице в кузницу, то старики и старухи подымались и говорили, что вон Юшка уж работать пошел, пора вставать, и будили молодых. А вечером, когда Юшка проходил на ночлег, то люди говорили, что пора ужинать и спать ложиться ­ вон Юшка уж спать пошел».Учитель:  Молодцы! У нас получился литературный портрет героя.  Учитель:   (Словарная работа):  ­ Выясним лексическое значение слов: юродивый и блаженный и кроткий. Зачитайте из домашней работы толкование этих слов.    Блаженный ­ 1.В высшей степени счастливый. 2. Не совсем нормальный. 3.То же, что святой  (С. Ожегов)    Юродивый   –   1.чудаковатый,   помешанный   (разг.)   2.   Безумец,   обладающий даром прорицания (С.Ожегов)   Кроткий – незлобивый, покорный, смирный .   Слайд №11       Юродивый      ­   безумный,   божевольный,   от   роду   сумасшедший;   народ   считает юродивых Божьими людьми. (Из словаря В.И.Даля).   возникают  у вас?   (сочувствие и сострадание у тех, кто находится рядом).  Учитель:  ­   Какое   впечатление   производит   на   вас   Юшка?   Какие   чувства   к   нему ­ А что же происходит на самом деле? На страницах рассказа? Анализ текста (работа в группах). Коммуникационная деятельность (исследование в группах). Учитель делит учащихся на группы, в каждой группе дети с разным уровнем учебных возможностей. Ребята заранее получают задание: ответить на вопросы, сохранив особенности платоновского языка.     Учитель:         ­ Выпишите только ключевые слова, которые помогут нам увидеть действия и поступки персонажей ­3 мин.     1 группа отвечает на вопросы: “Каково отношение к Юшке детей?» Слайд 12  2 группа отвечает на вопрос: “Каково отношение к Юшке взрослых?” Слайд 13   3группа  отвечает на вопрос: «Как Юшка относился к природе?» Слайд 14  4 группа отвечает на вопрос: «Как автор описывает встречу Юшки с   прохожим. И каков  её результат?» (кульминацию рассказа) Слайд 15   Учитель:  1). Отношение детей к Юшке.   ­  Как   относились   дети   к   Юшке?   (Умение   видеть   текст,   анализировать   эпизод, сохраняя платоновский язык).      «…ветки, камешки, сор …бросали в Юшку» «…удивлялись, что живой, а не серчает…» «…хотели, чтобы отозвался злом и развеселил их…» «…радовались, что можно делать, что хочешь…» ­ Почему они «удивлялись, что он живой»? ­ Что значит для них «живой»? (должен «серчать»!)(  « Дети удивлялись, что он  живой, а  сам не серчает  на них», « …пусть он лучше злится, раз он и вправду живёт на свете»). ­ Почему они добивались того, чтобы он погнался за ними? («…им было скучно и нехорошо играть, если Юшка всегда молчит, не пугает их и не гонится за ними»). ­ Что доставляло им удовольствие?  («…чтоб  отозвался им злом  и развеселил их…», «…они радовались тому, что с ним можно было делать, что хочешь, а он им ничего не делает»).  ­ Так почему же дети стали такими  жестокими? Что движет детьми? Добро или зло?   Учитель:   Вывод:  Отнюдь   не   злоба,   не   ненависть   к   Юшке   движут   детьми.   Дети   ждут естественной реакции в подобной ситуации ( «как все большие делают») ­ зла в ответ на зло. Им хочется, чтобы Юшка «отозвался им злобой и развеселил их».     СЛАЙД 12                            Учитель:  2). Как относятся к герою взрослые? (II группа).  ­ Как относятся к Юшке взрослые, более мудрые, чем дети, люди?  ­ Чем объясняет автор их поведение?  «…злое горе или обида…»     «…сердце наполняется лютой яростью…» «…Что ты блажной, непохожий ходишь тут? Что ты думаешь такое особенное?» «От кротости Юшки взрослый приходил в ожесточение.» «Бил…и в зле забывал на время свое горе»  (В процессе подготовки к уроку учащиеся должны уметь определить позицию автора и передать   ее,   используя   слова   из   текста:  «…бывало злое горе или обида; или они были пьяными…», «…сердца наполнялись лютой яростью»).  ­  Что ставили Юшке в упрёк?  («…живи, как я   живу…», «…говори, будешь так жить, как надо?»). ­   От   чего   взрослый   человек   приходил   в   ярость?  (Юшка   раздражает   их   своей непохожестью,   своей  кротостью:   «От   кротости   Юшки   взрослый   человек   приходил   в ожесточение и бил его больше, чем хотел сначала, и в этом зле забывал на время своё горе»). Вывод:  Взрослые же бьют Юшку из­за его  непохожести  на других. Свое зло вымещают на Юшке. В отличие от детей делают это сознательно.  Зло объединило взрослых и детей.   Как относится Юшка к людям?­   Но   почему   Юшка   всех   прощал,   всегда   кротко   переносил   побои   и   никогда   не возражал своим мучителям?   ­Он живёт по законам божьим, следует христианской заповеди в ответ на удар подставит свою щёку. ­ Он был уверен, что народ его любит. Вспомним слова Юшки, обращённые к девочке Даше. ­ «Он меня без понятия любит. Сердце в людях бывает слепое», ­ говорил Юшка.  Значит, причина зла – СЛЕПОЕ СЕРДЦЕ «Слепое сердце» бывает у человека, не способного понимать другого, жертвовать собой, делать добро или даже замечать его, любящего только самого себя, не испытывающего жалости и сострадания к другим. ­  Юшка   говорит,   люди  забыли,   не  понимают,  что  такое   любовь.   Как  вы  думаете, почему это произошло? (Какие у них ценности? (для них главное в жизни – не любовь, а сытая жизнь.) ­ Что в рассказе символизирует сытую жизнь? (Сытую жизнь символизирует чай с сахаром, так как взрослые пугают детей, когда те не слушаются:  «И   чаю   с   сахаром   не   будешь   пить,   а   одну   воду»;  чай   пить   пошел   «веселый прохожий», можно предположить, тоже с сахаром, после того, как убил Юшку.)    Учитель:      Вывод:  Юшка искренне считает, что люди не злые по природе своей, а поступают так из­за неумения любить. СЛАЙД 13    Учитель:     Если окружающие воплощали (что?) – зло, то Юшка ­ воплощение добра             3) 3 группа. «Как Юшка относился к природе?» Слайд 14. 4). «Прохожий и Юшка» ­ кульминация рассказа. (4 группа)   Учитель:    ­ Но  однажды и Юшка осерчал.   Подберите синонимы:  Рассердился     Разозлился Разгневался Возмутился Вознегодовал  «Осерчал» ­ это по­детски, как любящий дедушка на внука… Беседа с учащимися: ­ Что стало причиной того, что Юшка осерчал? ­  Что отвечает Юшка на слова «веселого прохожего»?­ Как вы понимаете слова Юшки?  («Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит, нельзя…А по надобности все равны»).  (Все имеют право на жизнь. Она дана нам свыше, и никто не имеет право отнять ее). ­ Как называл взрослый человек Юшку? Взрослый   же   человек   называл   Юшку  «животное   такое»,  «Божье  чучело»,   «юрод негодный»). ­ За что прохожий  убивает Юшку? («Как ты смеешь меня с собой равнять, юрод негодный!», «хоть бы ты помер, может, веселее бы стало жить без тебя, а то я боюсь соскучиться»).  ­ Был ли прав взрослый человек, называя Юшку юро­дом?  ­Настя, напомни ребятам, что значит «юродивый»? Ученики:  Да, прав. У Юшки, как и у юродивых, была некрасивая внешность, старая одежда и изношенная обувь. Он с кротостью сносил издевательства над собой и так же любил тех, кто над ним издевался.   Эвристическая беседа . Анализ текста (фронтальная беседа)   Учитель:    Юшка умер. Вот так трагически закончилась его жизнь.  ­ Как стали жить люди без Юшки?  «Без Юшки жить людям стало хуже». Почему? (Теперь вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились меж ними, потому что не   было   Юшки,   безответно   терпевшего   всякое   чужое   зло,   ожесточение,   насмешку   и недоброжелательство»).  Юшка     ­ воплощенное добро, утрата его губительна для людей. ­ Что же получается? Зачем жил этот человек? Зачем мучился?  ­ Выходит, что зло победило?  Чтобы ответить на эти  вопросы, обратимся к финалу рассказа?     ­   При   жизни   он   был   Юшкой,   когда   стали   называть   его   Ефимом Дмитриевичем?      Слово учителя. ­ Юшка погиб. Зря ли прошла его жизнь? (Добро не пропало, оно ВОЗРОДИЛОСЬ. В делах  девушки­врача)    Человеческая доброта и милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают  основу человеческого счастья. Не бойтесь делать добро ­ вам станет от этого радостно и мирно,  не бойтесь отдавать частичку своего сердца, милосердия.  Быть человеком на земле, быть добрым сыном земли, любить все живое, помогать всему, что живет на земле, ­ таков урок этого произведения.Добро, Любовь не иссякают после смерти человека. Добро прорастает и дает свои плоды. Это и был  смысл жизни для Юшки. Его жизнь   – это пример служения людям. 5. Итоги урока. Рефлексия. Оценки    Учитель:      Ребята, «Юшка»– последний рассказ Платонова, который он писал, уже будучи тяжело больным. Он подарил его дочке, Маше Платоновой. Получилось своеобразное завещание. Обычно   люди   завещают   своим   детям   материальные   ценности,   а   Андрей   Платонович   – нравственные.    ­     Вернемся к теме нашего урока, которая звучит… так: «Спешите делать добрые дела». Завершая урок, предлагаем вам прослушать  песню­притчу Светланы Копыловой «Окно». Слайд 16.  – Где в песне проявляется добро, а где зло?      ­ Давайте создадим дерево Добра. Плоды каких человеческих качеств вы разместите на нем? (на дерево­рисунок дети крепят магнитами яблоки с терминами, связанными с добром, а со злом ­ под деревом.)        Дети зачитывают и прикрепляют магнитом.   Учитель:      Домашнее задание:   Слайд  17   Выполните  письменно: «Пирамидальное письмо» (по рассказу «Юшка»). « Пирамидальное письмо». 1.О чём этот рассказ? (1 слово). 2.Характер рассказа. (2 прилагательных). 3.Место и время действия (3­4 слова). 4. Главные события в рассказе (5­6слов). 5. Главные герои, какие они? (7­8 слов). 6.Что вы чувствовали, когда читали начало, середину и конец рассказа? (8­9 слов). 7.О чём этот рассказ?(1 предложение). 8. Ваше мнение (10­12слов). Ребята! Оцените себя и передайте оценочные листы нам. Спасибо за урок!  Чтение учителем  стихотворения   Благодарить?Благодарить... За боль? За боль еще важнее! Простить обидчика? Простить... Он слаб и в страхе. Ты сильнее. Принять скорбящего? Принять его все скорби и тревоги... Поднять упавшего? Поднять...Он твой собрат. Один из многих. Благословить? Благословить... И проклинающих? Их тоже... Любить жестокий мир? Любить... Его спасти ЛЮБОВЬ лишь может...  Хотелось бы, чтобы эта формула жизни писателя стала и вашей!