«Спешите делать добрые дела» по рассказу А.П. Платонова «Юшка»
Оценка 4.9

«Спешите делать добрые дела» по рассказу А.П. Платонова «Юшка»

Оценка 4.9
Работа в классе
docx
русская литература
7 кл
18.06.2018
«Спешите делать добрые дела»  по рассказу А.П. Платонова «Юшка»
Прекрасное исполнение притчи
Морозова Н.А. Урок по творчеству А. Платонова 7 класс.docx
«Спешите делать добрые дела»  по рассказу А.П. Платонова «Юшка»  Урок по литературе 7 класс  Оргмомент. Учитель: ­ Здравствуйте, ребята! Садитесь.    Проверьте свою готовность к уроку (наличие школьных принадлежностей).   ­ Перед вами лежат оценочные листы, в которых вы в течение урока  будете работать, т.е., вести  запись. Положите их перед собой, давайте подпишем Ф.И., класс  и номер группы. Ход урока. 1. Проверка д.з.    . Ребята, встреча с   Платоновым – сказочником состоялась у вас в пятом  Учитель: Слайд 1 классе, когда изучали сказку «Волшебное кольцо». В шестом классе вы познакомились со   сказкой­былью  «Неизвестный цветок». В этих произведениях звучит идея доброты,  взаимопомощи, жизни для других.   А. Платонов – удивительный писатель. Вы уже заметили, когда читали его произведения, что они необычны, своеобразны;  он учит нас мудрости, любви и уважению к человеку.  На прошлом уроке мы познакомились с биографией А.П. Платонова. А сегодня давайте  вспомним основные этапы его жизни. О них нам расскажет Хорошева Валерия.  Рассказ подготовленного ученика об  А.П. Платонове.   Андрей   Платонович   Платонов   родился   20   августа   (   1сентября)   1899года   в   Ямской слободе на окраине Воронежа, в многодетной семье слесаря железнодорожных мастерских. В семье, состоящей из десяти человек, он был старшим сыном, и в тринадцать лет, не закончив учёбы, Андрей идет « в люди»: выполняет разную черновую работу. Платонов был начитанным человеком, хотя учиться ему пришлось недолго. Еще учеником городского училища он начинает сочинять   стихи,   которые   появляются   в   журналах   и   сборниках   вплоть   до   1932   года.   Но определяющим   жанром   в   его   творчестве   становится   проза.       Платонов   –   это   псевдоним ( псевдоним – вымышленное имя, которое иногда  принимают писатели, артисты).              Настоящая фамилия писателя – Климентов. Может быть, он взял этот псевдоним от имени отца, от которого унаследовал любовь к технике и «потной работе»,  преклонение перед поэзией паровозов и вообще машин.      В   годы   Великой   Отечественной   войны   Платонов   –   фронтовой   корреспондент   газеты «Красная звезда». Он не покидает армии, даже будучи болен туберкулёзом. Корреспонденции, рассказы,   очерки   Платонова     появляются   во   фронтовых   и   центральных   газетах,   выходят сборники военных рассказов.              Много и напряженно писатель работает после войны, несмотря на то, что силы покидают его. Умер  А.П. Платонов 5 января 1951 года. Он прошел трудный путь, но ему удалось главное: его книги продолжают жить. Учитель:  В  его произведениях звучит идея доброты, взаимопомощи, жизни для других. Таков и рассказ «Юшка», который вы прочитали дома к сегодняшнему уроку.  Учитель:  ­ Поднимите руку, кого из Вас хоть раз кто­то сильно обидел? ­ Поднимите руку, кто из Вас хоть раз, вольно или невольно, обидел другого человека? ­ А что переживается сильнее? 2. Актуализация опорных знаний ­ Почему же мы обижаем друг друга? Почему больнее своя обида? Чего недостает людям? (Любви, доброты, понимания, милосердия, сострадания, соучастия и т.д.). 3. Словарная работа. ­ Найдите в словаре  С. Ожегова  лексическое значение слов: МИЛОСЕРДИЕ, СОСТРАДАНИЕ, ПРАВЕДНИК. (Слайд 2  ) Слайд № 3 Проверка словарной работы   Милосердие – готовность помочь кому­нибудь или простить кого­нибудь из сострадания,  милосердия. Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемое чьим­нибудь несчастьем, горем. Праведник ­ человек, строго придерживающийся заповедей, моральных предписаний  какой­либо религии. Человек, ни в чем не погрешающий против правил нравственности.   Учитель:  Именно эти качества всегда ценились человечеством.  О добре, человечности , милосердии очень много есть пословиц и высказываний известных  людей.  Мы предлагаем вам поиграть в игру  «Собери пословицу»  5. Работа в группах.    Слайд 4.   Проверка. Игра «Собери пословицу»   Учитель:   Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке, обратившись к рассказу Андрея Платоновича Платонова «Юшка»? ­ Назовите ключевое слово во всех пословицах.                 ­ДОБРО ­   Тема   нашего   урока:   «Спешите   делать   добрые   дела»   (по   рассказу   А.П.Платонова «Юшка») (откройте  и запишите в оценочных листах)  Слайд №5 3.Целеполагание и мотивация  (участвуют в целеполагании через формулирование вопросов, принимают цели урока)  ­ Попробуйте теперь   сформулировать цель нашего урока, на какие вопросы мы должны будем найти ответ? Кому присущи эти качества? ­ Что значит быть человеком? ­ В чём сущность человека, его назначение? Слайд №6 4. Актуализация новых знаний.  Умение работать по тексту, выбор ответа на поставленный ответ (отвечают на вопросы, обобщают)  Учитель:   ­   Попробуем   взглянуть   на   героя   глазами   тех,   кто   живёт   рядом   с   ним.      И составим литературный  портрета героя.   Вспомните,  ­   Что   такое       портрет?     И   –   Деталь?   (   Обратимся   к   словарю литературоведческих терминов в конце учебника) Слайд7. ­ Давайте составим литературный портрет главного героя рассказа.    Учитель:   ­ Рассказ называется «Юшка».   Как вы понимаете значение данного слова? Слайд №8 1. Кто такой был Юшка?    Юшка был «старый на вид человек. Работал подручным помощником у главного кузнеца. Он носил кузнецу воду, песок, уголь; раздувал мехом горн, … делал всякую другую работу, которую надо было делать». Слайд №9 2 . Какая внешность была у Юшки? Зачитайте его портрет. «Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как не остывающие слезы».     Учитель:   Описывая портрет Юшки, автор подчеркивает слабость героя, его незащищенность и  акцентирует внимание на описании глаз:   «    в них всегда стояла влага, как неостывающие слёзы».  ­ Почему Платонов особо выделяет глаза   Юшки?      (Глаза   –   зеркало   души.  Что происходит в душе человека, внутри – все отражается в глазах) ­ Что же отражается в глазах Юшки?   ( Ему больно. В глазах слезы.       Плачет душа.) ­ За кого болит душа Юшки?            3. В какой одежде он ходил? «Одежду носил долгие годы одну и ту же без смены: летом он ходил в штанах и в блузе, черных и закопченных от работы, прожженных искрами насквозь, так что в нескольких местах видно   было   его   белое   тело,   и   босой;   зимою   же   он   надевал   поверх   блузы   еще   полушубок, доставшийся ему от умершего отца, а ноги обувал в валенки, которые подшивал с осени и носил всякую зиму всю жизнь одну и ту же пару». 4.Где Юшка жил и чем питался? «Юшка жил  на квартире  у хозяина кузницы,  на кухне.  Хозяин  кормил  его за  работу хлебом, щами и кашей, а чай, сахар... У Юшки были свои: он их должен покупать на свое жалованье ­ 7 рублей и 60 копеек в месяц. Но Юшка чаю не пил и сахару не покупал, а пил воду...» 5. Как Юшка работал? Он работал с утра до ночи. «Утром он шел в кузницу. А вечером шел обратно на ночлег. Когда Юшка рано утром шел по улице в кузницу, то старики и старухи подымались и говорили, что вон Юшка уж работать пошел, пора вставать, и будили молодых. А вечером, когда Юшка проходил на ночлег, то люди говорили, что пора ужинать и спать ложиться ­ вон Юшка уж спать пошел». Учитель:  Молодцы! У нас получился литературный портрет героя.  Учитель:   (Словарная работа):  ­ Выясним лексическое значение слов: юродивый и блаженный и кроткий. Зачитайте из домашней работы толкование этих слов.    Блаженный ­ 1.В высшей степени счастливый. 2. Не совсем нормальный. 3.То же, что святой  (С. Ожегов)    Юродивый   –   1.чудаковатый,   помешанный   (разг.)   2.   Безумец,   обладающий даром прорицания (С.Ожегов)   Кроткий – незлобивый, покорный, смирный .   Слайд №11       Юродивый      ­   безумный,   божевольный,   от   роду   сумасшедший;   народ   считает юродивых Божьими людьми. (Из словаря В.И.Даля).   возникают  у вас?   (сочувствие и сострадание у тех, кто находится рядом).  Учитель:  ­   Какое   впечатление   производит   на   вас   Юшка?   Какие   чувства   к   нему ­ А что же происходит на самом деле? На страницах рассказа? Анализ текста (работа в группах). Коммуникационная деятельность (исследование в группах). Учитель делит учащихся на группы, в каждой группе дети с разным уровнем учебных возможностей. Ребята заранее получают задание: ответить на вопросы, сохранив особенности платоновского языка.     Учитель:         ­ Выпишите только ключевые слова, которые помогут нам увидеть действия и поступки персонажей ­3 мин.     1 группа отвечает на вопросы: “Каково отношение к Юшке детей?» Слайд 12  2 группа отвечает на вопрос: “Каково отношение к Юшке взрослых?” Слайд 13   3группа  отвечает на вопрос: «Как Юшка относился к природе?» Слайд 14  4 группа отвечает на вопрос: «Как автор описывает встречу Юшки с   прохожим. И каков  её результат?» (кульминацию рассказа) Слайд 15   Учитель:  1). Отношение детей к Юшке.   ­  Как   относились   дети   к   Юшке?   (Умение   видеть   текст,   анализировать   эпизод, сохраняя платоновский язык).      «…ветки, камешки, сор …бросали в Юшку» «…удивлялись, что живой, а не серчает…» «…хотели, чтобы отозвался злом и развеселил их…» «…радовались, что можно делать, что хочешь…» ­ Почему они «удивлялись, что он живой»? ­ Что значит для них «живой»? (должен «серчать»!) (  « Дети удивлялись, что он  живой, а  сам не серчает  на них», « …пусть он лучше злится, раз он и вправду живёт на свете»). ­ Почему они добивались того, чтобы он погнался за ними? («…им было скучно и нехорошо играть, если Юшка всегда молчит, не пугает их и не гонится за ними»). ­ Что доставляло им удовольствие?  («…чтоб  отозвался им злом  и развеселил их…», «…они радовались тому, что с ним можно было делать, что хочешь, а он им ничего не делает»).  ­ Так почему же дети стали такими  жестокими? Что движет детьми? Добро или зло?   Учитель:   Вывод:  Отнюдь   не   злоба,   не   ненависть   к   Юшке   движут   детьми.   Дети   ждут естественной реакции в подобной ситуации ( «как все большие делают») ­ зла в ответ на зло. Им хочется, чтобы Юшка «отозвался им злобой и развеселил их».     СЛАЙД 12                            Учитель:  2). Как относятся к герою взрослые? (II группа).  ­ Как относятся к Юшке взрослые, более мудрые, чем дети, люди?  ­ Чем объясняет автор их поведение?  «…злое горе или обида…»     «…сердце наполняется лютой яростью…» «…Что ты блажной, непохожий ходишь тут? Что ты думаешь такое особенное?» «От кротости Юшки взрослый приходил в ожесточение.» «Бил…и в зле забывал на время свое горе»  (В процессе подготовки к уроку учащиеся должны уметь определить позицию автора и передать   ее,   используя   слова   из   текста:  «…бывало злое горе или обида; или они были пьяными…», «…сердца наполнялись лютой яростью»).  ­  Что ставили Юшке в упрёк?  («…живи, как я   живу…», «…говори, будешь так жить, как надо?»). ­   От   чего   взрослый   человек   приходил   в   ярость?  (Юшка   раздражает   их   своей непохожестью,   своей  кротостью:   «От   кротости   Юшки   взрослый   человек   приходил   в ожесточение и бил его больше, чем хотел сначала, и в этом зле забывал на время своё горе»). Вывод:  Взрослые же бьют Юшку из­за его  непохожести  на других. Свое зло вымещают на Юшке. В отличие от детей делают это сознательно.  Зло объединило взрослых и детей.   Как относится Юшка к людям? ­   Но   почему   Юшка   всех   прощал,   всегда   кротко   переносил   побои   и   никогда   не возражал своим мучителям?   ­Он живёт по законам божьим, следует христианской заповеди в ответ на удар подставит свою щёку. ­ Он был уверен, что народ его любит. Вспомним слова Юшки, обращённые к девочке Даше. ­ «Он меня без понятия любит. Сердце в людях бывает слепое», ­ говорил Юшка.  Значит, причина зла – СЛЕПОЕ СЕРДЦЕ «Слепое сердце» бывает у человека, не способного понимать другого, жертвовать собой, делать добро или даже замечать его, любящего только самого себя, не испытывающего жалости и сострадания к другим. ­  Юшка   говорит,   люди  забыли,   не  понимают,  что  такое   любовь.   Как  вы  думаете, почему это произошло? (Какие у них ценности? (для них главное в жизни – не любовь, а сытая жизнь.) ­ Что в рассказе символизирует сытую жизнь? (Сытую жизнь символизирует чай с сахаром, так как взрослые пугают детей, когда те не слушаются:  «И   чаю   с   сахаром   не   будешь   пить,   а   одну   воду»;  чай   пить   пошел   «веселый прохожий», можно предположить, тоже с сахаром, после того, как убил Юшку.)    Учитель:      Вывод:  Юшка искренне считает, что люди не злые по природе своей, а поступают так из­за неумения любить. СЛАЙД 13    Учитель:     Если окружающие воплощали (что?) – зло, то Юшка ­ воплощение добра             3) 3 группа. «Как Юшка относился к природе?» Слайд 14. 4). «Прохожий и Юшка» ­ кульминация рассказа. (4 группа)   Учитель:    ­ Но  однажды и Юшка осерчал.   Подберите синонимы:  Рассердился     Разозлился Разгневался Возмутился Вознегодовал  «Осерчал» ­ это по­детски, как любящий дедушка на внука… Беседа с учащимися: ­ Что стало причиной того, что Юшка осерчал? ­  Что отвечает Юшка на слова «веселого прохожего»? ­ Как вы понимаете слова Юшки?  («Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит, нельзя…А по надобности все равны»).  (Все имеют право на жизнь. Она дана нам свыше, и никто не имеет право отнять ее). ­ Как называл взрослый человек Юшку? Взрослый   же   человек   называл   Юшку  «животное   такое»,  «Божье  чучело»,   «юрод негодный»). ­ За что прохожий  убивает Юшку? («Как ты смеешь меня с собой равнять, юрод негодный!», «хоть бы ты помер, может, веселее бы стало жить без тебя, а то я боюсь соскучиться»).  ­ Был ли прав взрослый человек, называя Юшку юро­дом?  ­Настя, напомни ребятам, что значит «юродивый»? Ученики:  Да, прав. У Юшки, как и у юродивых, была некрасивая внешность, старая одежда и изношенная обувь. Он с кротостью сносил издевательства над собой и так же любил тех, кто над ним издевался.   Эвристическая беседа . Анализ текста (фронтальная беседа)   Учитель:    Юшка умер. Вот так трагически закончилась его жизнь.  ­ Как стали жить люди без Юшки?  «Без Юшки жить людям стало хуже». Почему? (Теперь вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились меж ними, потому что не   было   Юшки,   безответно   терпевшего   всякое   чужое   зло,   ожесточение,   насмешку   и недоброжелательство»).  Юшка     ­ воплощенное добро, утрата его губительна для людей. ­ Что же получается? Зачем жил этот человек? Зачем мучился?  ­ Выходит, что зло победило?  Чтобы ответить на эти  вопросы, обратимся к финалу рассказа?     ­   При   жизни   он   был   Юшкой,   когда   стали   называть   его   Ефимом Дмитриевичем?      Слово учителя. ­ Юшка погиб. Зря ли прошла его жизнь? (Добро не пропало, оно ВОЗРОДИЛОСЬ. В делах  девушки­врача)    Человеческая доброта и милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают  основу человеческого счастья. Не бойтесь делать добро ­ вам станет от этого радостно и мирно,  не бойтесь отдавать частичку своего сердца, милосердия.  Быть человеком на земле, быть добрым сыном земли, любить все живое, помогать всему, что живет на земле, ­ таков урок этого произведения. Добро, Любовь не иссякают после смерти человека. Добро прорастает и дает свои плоды. Это и был  смысл жизни для Юшки. Его жизнь   – это пример служения людям. 5. Итоги урока. Рефлексия. Оценки    Учитель:      Ребята, «Юшка»– последний рассказ Платонова, который он писал, уже будучи тяжело больным. Он подарил его дочке, Маше Платоновой. Получилось своеобразное завещание. Обычно   люди   завещают   своим   детям   материальные   ценности,   а   Андрей   Платонович   – нравственные.    ­     Вернемся к теме нашего урока, которая звучит… так: «Спешите делать добрые дела». Завершая урок, предлагаем вам прослушать  песню­притчу Светланы Копыловой «Окно». Слайд 16.  – Где в песне проявляется добро, а где зло?      ­ Давайте создадим дерево Добра. Плоды каких человеческих качеств вы разместите на нем? (на дерево­рисунок дети крепят магнитами яблоки с терминами, связанными с добром, а со злом ­ под деревом.)        Дети зачитывают и прикрепляют магнитом.   Учитель:      Домашнее задание:   Слайд  17   Выполните  письменно: «Пирамидальное письмо» (по рассказу «Юшка»). « Пирамидальное письмо». 1.О чём этот рассказ? (1 слово). 2.Характер рассказа. (2 прилагательных). 3.Место и время действия (3­4 слова). 4. Главные события в рассказе (5­6слов). 5. Главные герои, какие они? (7­8 слов). 6.Что вы чувствовали, когда читали начало, середину и конец рассказа? (8­9 слов). 7.О чём этот рассказ?(1 предложение). 8. Ваше мнение (10­12слов). Ребята! Оцените себя и передайте оценочные листы нам. Спасибо за урок!  Чтение учителем  стихотворения   Благодарить? Благодарить... За боль? За боль еще важнее! Простить обидчика? Простить... Он слаб и в страхе. Ты сильнее. Принять скорбящего? Принять его все скорби и тревоги... Поднять упавшего? Поднять...Он твой собрат. Один из многих. Благословить? Благословить... И проклинающих? Их тоже... Любить жестокий мир? Любить... Его спасти ЛЮБОВЬ лишь может...  Хотелось бы, чтобы эта формула жизни писателя стала и вашей!

«Спешите делать добрые дела» по рассказу А.П. Платонова «Юшка»

«Спешите делать добрые дела»  по рассказу А.П. Платонова «Юшка»

«Спешите делать добрые дела» по рассказу А.П. Платонова «Юшка»

«Спешите делать добрые дела»  по рассказу А.П. Платонова «Юшка»

«Спешите делать добрые дела» по рассказу А.П. Платонова «Юшка»

«Спешите делать добрые дела»  по рассказу А.П. Платонова «Юшка»

«Спешите делать добрые дела» по рассказу А.П. Платонова «Юшка»

«Спешите делать добрые дела»  по рассказу А.П. Платонова «Юшка»

«Спешите делать добрые дела» по рассказу А.П. Платонова «Юшка»

«Спешите делать добрые дела»  по рассказу А.П. Платонова «Юшка»

«Спешите делать добрые дела» по рассказу А.П. Платонова «Юшка»

«Спешите делать добрые дела»  по рассказу А.П. Платонова «Юшка»

«Спешите делать добрые дела» по рассказу А.П. Платонова «Юшка»

«Спешите делать добрые дела»  по рассказу А.П. Платонова «Юшка»

«Спешите делать добрые дела» по рассказу А.П. Платонова «Юшка»

«Спешите делать добрые дела»  по рассказу А.П. Платонова «Юшка»

«Спешите делать добрые дела» по рассказу А.П. Платонова «Юшка»

«Спешите делать добрые дела»  по рассказу А.П. Платонова «Юшка»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.06.2018