Варианты АООП НОО
Группы детей с ОВЗ (нозологии) |
1. Глухие |
2. Слабослышащие и позднооглохшие |
3. Слепые |
4. Слабовидящие |
5. С тяжелыми нарушениями речи |
6. С НОДА |
7. С ЗПР |
8. С РАС |
Легкая степень УО |
Умеренная, тяжелая, глубокая УО |
ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ
ФГОС образования
обучающихся
с УО (ИН)
Варианты АООП | |||
1.1 | 1.2 | 1.3 | 1.4 |
2.1 | 2.2 | 2.3 | |
3.1 | 3.2 | 3.3 | 3.4 |
4.1 | 4.2 | 4.3 | |
5.1 | 5.2 | ||
6.1 | 6.2 | 6.3 | 6.4 |
7.1 | 7.2 | ||
8.1 | 8.2 | 8.3 | 8.4 |
1 | |
2 |
Приказ Министерства образования
и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598
Приказ № 1598
ФГОС О УО (ИН)
Общая характеристика АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) создается с учетом их особых образовательных потребностей.
Организация должна обеспечить требуемые для этой категории обучающихся условия обучения и воспитания. Одним из важнейших условий обучения ребенка с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в среде других обучающихся является готовность к эмоциональному и коммуникативному взаимодействию с ними.
Сроки реализации АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составляет 9 ―13 лет.
В реализации АООП может быть выделено два или три этапа:
I этап ― (дополнительный первый класс ― 1) 1-4 классы;
II этап ― 5-9 классы;
III этап ― 10-12 классы.
Характеристика вариантов АООП НОО обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Пр. №1599, вар. 1: предполагает, что обучающийся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих ограничений здоровья, в пролонгированные сроки.
Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей.
Организация должна обеспечить требуемые для этой категории обучающихся условия обучения и воспитания. Одним из важнейших условий обучения ребенка с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в среде других обучающихся является готовность к эмоциональному и коммуникативному взаимодействию с ними.
На основе Стандарта создается АООП, которая при необходимости индивидуализируется (СИПР), к которой может быть создано несколько учебных планов, в том числе индивидуальные учебные планы, учитывающие образовательные потребности групп или отдельных обучающихся с умственной отсталостью.
Пр. №1599, вар. 2: предполагает, что обучающийся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития) получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих ограничений здоровья, в пролонгированные сроки.
Для обучающихся, получающих образование по варианту 2 АООП, характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых обучающихся могут выявляться текущие психические и соматические заболевания.
При реализации АООП в форме обучения ребенка на дому или семейного образования обязательным является расширение его жизненного опыта и социальных контактов в доступных для него пределах.
Обязательной является специальная организация среды для реализации особых образовательных потребностей обучающегося, развитие его жизненной компетенции в разных социальных сферах (образовательной, семейной, досуговой, трудовой и других).
Обучающийся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), интеллектуальное развитие которого не позволяет освоить вариант 1 АООП, получает образование по варианту 2 АООП, на основе которой организация разрабатывает СИПР, учитывающую индивидуальные образовательные потребности обучающегося. В случае, если у обучающегося имеется готовность к освоению содержания варианта 1 АООП, то в СИПР могут быть включены отдельные темы, разделы, предметы данного варианта АООП.
АООП
1. Целевой раздел |
1.1. Пояснительная записка |
1.2. Планируемые результаты освоения |
1.3.Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы |
2. Содержательный раздел |
2.1. Программа формирования базовых учебных действий |
2.2. Программы учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области |
2.3. Программа нравственного развития |
2.4. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни |
2.5.Программа внеурочной деятельности |
2.6.Программа коррекционной работы |
3. Организационный раздел |
3.1. Учебный план |
3.2.Система условий реализации адаптированной основной общеобразовательной программы образования |
* разработаны ПАООП
(ищем их на фгосреестре)
Каждая программа содержательного раздела АООП – полноценная программа, содержащая пояснительную записку и т.д.
Структура АОП
Титульный лист (наименование образовательной организации, назначение программы, срок реализации, адресность программы (фамилия, имя обучающегося, год обучения), гриф утверждения руководителем, председателем ПМПК, указание специалиста, ответственного за реализацию, согласование с родителями).
Целевой раздел
Пояснительная записка
Планируемые результаты освоения обучающимися АОП
Система оценки достижения планируемых результатов АОП
Содержательный раздел
Программа развития УУД
Программы отдельных учебных предметов, курсов
Программа духовно-нравственного развития, воспитания
Программа формирования культуры здорового образа жизни
Программа коррекционной работы
Организационный раздел
Учебный план - Условия реализации АОП
СИПР (специальная индивидуальная программа развития)
– это программа, разработанная для одного конкретного обучающегося, направленная на решение его проблем.
АООП | ||||
1.4 | 3.4 | 6.4 | 8.4 | 2 |
Цель реализации СИПР
- включение обучающегося с нарушениями в развитии в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов, достижение ребенком самостоятельности в доступных для него пределах в решении повседневных жизненных задач.
Структура СИПР:
1.Общие сведения о ребенке и его родителях
2. Характеристика, включающая оценку развития обучающегося на момент составления программы и определяющая приоритетные направления воспитания и обучения ребенка.
3. Индивидуальный учебный план.
4. Содержание образования в условиях организации и семьи.
5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре.
6. Перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР.
7. Перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося.
8. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.
9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Общие сведения о ребенке и его родителях
ФИО ребёнка.
Год рождения, возраст ребёнка.
Год поступления в 1 класс.
Класс обучения.
Место проживания.
Дошкольная подготовка (проводилось /не проводилась)
Заключение ПМПК .
ФИО родителей.
Возраст родителей.
Контактные телефоны.
Характеристика ребенка
Общие сведения об ученике и его семье.
Данные медицинского обследования.
Успеваемость.
Особенности внимания и познавательной деятельности.
Личность и поведение.
Заключение характеристики.
Приоритетные направления воспитания и обучения ребенка.
Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Уровни самостоятельности при выполнении заданий :
не выполняет задание «-»;
выполняет задание со значительной помощью «зп»;
выполняет задание с частичной помощью «чп»;
выполняет задание по подражанию «п»;
выполняет задание по образцу «о»;
выполняет задание самостоятельно, но допускает ошибки «сш»;
выполняет задание самостоятельно (без ошибок) «+».
Предлагаемые темы:
Особенности организации и проведения учебных занятий для детей с интеллектуальной недостаточностью
Освоение морфемного разбора слова детьми с ОВЗ. Игровые приемы и алгоритмы обучения
Обучение математике детей с ОВЗ с 3 до 9 лет. Коррекция дискалькулии
Реализация программы коррекционной работы с обучающимися с ОВЗ с использованием интерактивных тетрадей
Элементы нейрокоррекционных занятий. Использование динамических пауз, музыкальных разминок в групповой и индивидуальной работе с детьми с ОВЗ
Цифровые сервисы инклюзии в сопровождении образования, профориентации и трудоустройства детей, подростков и взрослых с инвалидностью
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.