СПЕЦИФИКА ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Аннотация. В статье рассматриваются теоретические аспекты формирования пространственных представлений у дошкольников с ЗПР. Статья по проблеме задержки психического развития у дошкольников содержат информацию, позволяющую выявить особенности познавательной деятельности дошкольников с задержкой психического развития и охарактеризовать некоторые и другие аспекты их развития. У детей с задержкой психического развития недостаточно сформированы пространственные представления: ориентировка в направлениях пространства в продолжение довольно длительного периода осуществляется на уровне практических действий; часто возникают трудности при пространственном анализе и синтезе ситуации, у дошкольников указанной категории наблюдается нарушение объективности и структуры восприятия, они испытывают трудности с распознаванием предлагаемых им предметов с необычной точки зрения. Ключевые слова: пространственные представления; формирование пространственных представлений; дошкольники, дошкольники с задержкой психического развития. Annotation. The article discusses the theoretical aspects of the formation of spatial representations in preschoolers with ZPR. The article on the problem of mental retardation in preschoolers contains information that allows us to identify the features of cognitive activity of preschoolers with mental retardation and characterize some and other aspects of their development. Children with mental retardation have insufficiently formed spatial representations: orientation in the directions of space for a fairly long period is carried out at the level of practical actions; difficulties often arise in spatial analysis and synthesis of the situation, preschoolers of this category have a violation of objectivity and structure of perception, they have difficulty recognizing objects offered to them from an unusual point of view. Keywords: spatial representations; formation of spatial representations; preschoolers, preschoolers with mental retardation.
Актуальность статьи связана с тем, что пространственные представления в дошкольном возрасте имеют исключительную практическую значимость для детей, так как играют важнейшую роль во взаимодействии человека со средой, являясь необходимым условием ориентировки в ней человека. Пространственный гнозис – один из главных психических процессов, создающих первичную базу для формирования речи детей Пространственные представления − это представления о пространственно-временных свойствах и отношениях: относительном расположении объектов, их вращательном и поступательном движении: величине, форме [3]. Владение пространственными представлениями определяет развитие когнитивной и речевой деятельности дошкольника и является важным фактором формирования сенсорной интеграции, адаптирующей его к окружающей действительности [4, с. 32]. Целью статьи является анализ теоретических аспектов формирования пространственных представлений у дошкольников с задержкой психического развития. Нами были изучены и проанализированы работы отечественных исследователей Н. П. Александровой [1], Ю. А. Блохиной [2], О. В. Бурачевской [3], О. В. Елецкой [5], М. В. Иванова [8], В. Н. Макаровой [9]. Рассмотрены компоненты, входящие в пространственные представления. Выделены пространственные представления, которые представляют особый интерес в формате данной работы: представления взаиморасположения объектов в пространстве. В отечественной психологии субъективные представления об окружающем пространстве рассматривались через атрибуцию единиц пространственных репрезентаций (глубина, длина, цвет, форма и т. д.) Во многих отечественных и зарубежных работах рассматривается проблема формирования пространственных представлений в динамике возраста, а также их влияние на формирование ряда других психических функций. Рассмотрев деятельность отечественных психологов, изучавших ориентацию в пространстве и пространственные представления, возможно отметить, что их несформированность в дошкольном возрасте считается главным условием, который вызывает трудности в овладении школьными навыками детьми [8]. Пространственная ориентация происходит на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения различных пространственных категорий, например таких как: местоположение, расстояние, пространственные отношения между объектами. Ориентация в пространстве предполагает движение и требует решения трех основных задач: постановка цели и выбор маршрута движения (выбор направления); удерживание направления в движении и достижения цели. В работах многих исследователей говорится, что уже с раннего возраста ребенок должен понимать и уметь ориентироваться в пространстве. С помощью взрослых ребенок может освоить основные понятия, например, такие как справа, слева, вверху, внизу. Все это способствует развитию у детей восприятия пространства. Когда у ребенка получается примерно предположить, что произойдет в ближайшем будущем, это закладывает основу для синтеза и анализа, мышления и логики. Способность ориентироваться в пространстве имеет большое значение для всех сторон жизни ребенка, охватывает многие аспекты их связи с реальностью и является важным свойством человеческой психики [6]. Чтобы научить детей ориентироваться в пространстве, необходимо включать ориентирование в трехмерном (основные пространственные направления) и двухмерном (на листе бумаги) пространстве. Здесь главное провести тщательно подобранные упражнения, постепенно усложнять упражнения, задания. Для организации работы по развитию пространственных представлений у дошкольников особое внимание педагогам следует уделять целевым занятиям (специально организованные занятия, совместная и самостоятельная деятельность), что повышает эффективность формирования пространственных представлений у дошкольников. Отечественные ученые определили этапы восприятия пространства в раннем детстве: формирование механизма фиксации; перемещение взора за движущимися предметами (первоначально для ребенка пространство существует как видимая масса и вычленяющиеся из нее предметы); развитие активного осязания и развитие предметной деятельности (с этого момента элементы пространственного видения находятся в прямой зависимости от накопления двигательного опыта и процесса активного осязания, среди движущихся объектов, находящихся в поле зрения ребенка, особое значение имеют движения самих рук ребенка и тех предметов, с которыми он манипулирует) [5,с.23]. Проблема формирования у дошкольников представлений о пространстве и времени отражена в работах В.Н. Макаровой [9], Т. А. Мусейибовой [10], Н. Я. Семаго [11] и других исследователей. Таким образом, резюмируя мнение многих исследователей, процесс формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста должен учитывать ряд особенностей. Так, необходимо учитывать конкретно-чувственный характер восприятия: дошкольник ориентируется на собственное теле и все определяет относительно него. Узнавание правой и левой руки представляется самым трудным для дошкольника, так как распознавание основывается на функциональном преимуществе правой руки над левой, которое производится в ходе функциональной деятельности. Необходимо учитывать относительный характер пространственных отношений: для того чтобы дошкольнику определить как соотносится тот или иной объект с другим, ему нужно мысленно занять место объекта. Дошкольникам легче ориентироваться в статике, чем в движении. Детям указанного возраста проще определять пространственные отношения к предметам, которые расположены на небольшом отдалении от них [7]. Недостатки сенсорного развития и речи сказываются на формировании сферы образов-представлений. Из-за слабости анализирующего восприятия ребенку сложно выделить основные компоненты предмета, определить их пространственное взаимное расположение. Следовательно, способность воспринимать целостное изображение объекта формируется в замедленном темпе. Также на способность восприятия целостного изображения влияет недостаточное тактильно-двигательное восприятие, что выражается в недостаточной дифференциации кинестетических и тактильных ощущений, таких как температура, текстура материала, свойства поверхности, форма, размер, т.е. распознавание предметов на ощупь вызывается у дошкольника с ЗПР трудности. Дошкольники 4-5 лет, которые находятся в детском саду, в основном не ориентируются на собственном теле, то есть не могут назвать часть своего тела, не знают словесных обозначений своего пространственного расположения. По сравнению с нормально развивающимся ребенком, дошкольник с ЗПР испытывает трудности в распознавании пространственных взаимоотношений между несколькими предметами (между, вокруг), словесная инструкция в данном случае не служит помощником при выполнении задания, так как ребенок не понимает, а также недостаточно использует пространственные обозначения [12, с.43]. Дошкольники данной категории не умеют правильно совмещать словесные и наглядные компоненты пространственного анализа, отсюда вытекает недоразвитие речевых, а также мыслительных процессов. Так можно сделать вывод, что у дошкольников с ЗПР формирование пространственных представлений нарушено по всем направлениям, дети этой категории испытывают значительные трудности в усвоении действий, процессе приобретения опыта практического преобразования пространства, при отражении в слове и в продуктивном деятельности, поэтому с этими детьми необходимы занятия по формированию пространственных представлений. Список литературы 1. Александрова, Н. П. Формирование пространственных представлений у детей с трудностями адаптации / Н. П. Александрова, Н. В. Холмогорова. − Текст: электронный // Акмеология. − 2005. − № 4. С. 60−65. − URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-prostranstvennyh-predstavleniy-u-detey-strudnostyami-adaptatsii (дата обращения: 18.06.2021). 2. Блохина, Ю. А. Особенности формирования пространственных представлений у старших дошкольников с речевыми нарушениями / Ю. А. Блохина. – Текст: электронный // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. − 2019. − № 3 (43). – С. 188−193.− URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniyaprostranstvennyh-predstavleniy-u-starshih-doshkolnikov-s-rechevymi-narusheniyami (дата обращения: 04.05.2021). 3. Бурачевская, О. В. Особенности восприятия пространства старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи / О. В. Бурачевская. – Текст: электронный // Молодой ученый. − 2015. − № 8 (88). − С. 840–846. – URL: https://moluch.ru/archive/88/17551/ (дата обращения: 26.04.2021). 4. Глозман, Ж.М. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте / Ж.М. Глозман, А.Ю. Потанина, А.Е. Соболева. − Санкт-Петербург: Питер, 2018. – 80 с. − URL: http://pedlib.ru/Books/7/0063/ − Текст: электронный. 5. Елецкая, О. В. Путешествие по времени и пространстве / О. В. Елецкая, Н. Ю. Горбачевская. – Москва: Владос, 2014. – 144 с. − Текст: непосредственный. 6. Захарова, Е.И. Особенности формирования ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития / Е.И. Захарова, В.С. Васильева. − Текст: электронный // Материалы IX Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» // ФГБОУ ВПО «Южно − Уральский государственный гуманитарно − педагогический университет» факультет инклюзивного и коррекционного образования. − 2017. − №3 (15). – С. 53−56.− URL: https://scienceforum.ru/2017/article/2017032010 (дата обращения: 15.09.2022). 7. Защиринская, О.В. Психология детей c задержкой психического развития: учебное пособие / О.В. Защиринская. – Санкт-Петербург: СПбГУ, 2019. – 166 с. – ISBN 978-5-288-05940-7. – Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. – URL: https://e.lanbook.com/book/125471 (дата обращения: 18.09.2022). 8. Иванов, М. В. Пространственные представления при нормативном и нарушенном развитии / М. В. Иванов − Текст: электронный // Известия ПГУ имени В.Г. Белинского. − 2012. − № 28. – С. 1245−1248. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prostranstvennyepredstavleniya-pri-normativnom-i-narushennom-razvitii (дата обращения: 26.04.2021). 9. Макарова, В. Н. Формирование у старших дошкольников пространственных и временных представлений и языковых средств их выражения / В. Н. Макарова, Т. А. Фандеева. – Текст: электронный // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. − 2017. − № 1 (74). – С. 173−177.− URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-u-starshih-doshkolnikov-prostranstvennyh-ivremennyh-predstavleniy-i-yazykovyh-sredstv-ih-vyrazheniya (дата обращения: 04.05.2021). 10. Мусейибова, Т. А. Формирование некоторых пространственных ориентировок. Дошкольное воспитание / Т. А. Мусейибова. – Москва: Сфера, 2017. – 132 с. − Текст: непосредственный. 11. Семаго, Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста: практическое пособие / Н.Я. Семаго. − Москва: Айрс-пресс, 2007. – 264 с.− Текст: непосредственный. 12. Шипова, Л.В. Психология дошкольника с задержкой психического развития: учебное пособие /Л.В. Шипова. – Саратов, 2018 – 86 с.− Текст: непосредственный.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.