Специфика проявления агрессивного поведения у подростков с учетом их возрастных, половозрастных и индивидуальных особенностей
Подростковый возраст – это граница между детством и взрослой жизнью. Во многих древних обществах переход к взрослому состоянию оформлялся особыми ритуалами, благодаря которым ребенок не просто приобретал новый социальный статус, но как бы рождался заново, получал новое имя и т. п.
Границы подросткового периода примерно совпадают с обучением детей в 5 – 8 классах средней школы и охватывают возраст от 10 – 11 до 14 лет.
Главное отличие подросткового возраста в том, что в этот период происходит всестороннее развитие подростка – физическое, умственное, нравственное и социальное. Происходит становление новых образований, появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, отношений с взрослыми и сверстниками, способов социального взаимодействия с ними, интересов, познавательной и учебной деятельности, содержания морально-этических норм.
Итак, рассмотрим более подробно некоторые основные характеристики подросткового возраста для того, чтобы понять причины и механизм возникновения агрессии в этом возрастном периоде.
Первая общая закономерность и острая проблема подросткового возраста - это перестройка отношений с родителями, переход от детской зависимости к отношениям, основанным на взаимном уважении и равенстве.
Подростковый возраст называют «переходным». Психологическое состояние подросткового возраста связано с двумя «переломными» моментами этого возраста: психофизиологическим – половым созреванием, и всё, что с ним связано, и социальным – конец детства, вступление в мир взрослых.
Первый из этих моментов связан с внутренними гормональными и физиологическими изменениями, влекущие за собой телесные изменения, неосознанное половое влечение, а также эмоционально-чувствительные изменения.
Второй момент – окончание детства и переход в мир взрослых связан с развитием в сознание подростка критического мышления в рассудочной форме. Это и есть определяющее состояние подростка в психике. Оно и создает основное ведущее противоречие в жизни подростка. Рассудочная, т.е. формальная жесткая логика владеет умом подростка. Она требует на любой вопрос однозначного ответа и оценки: истина или ложь, да или нет. И это создает в сознании подростка определенную установку к максимализму, заставляет его жертвовать дружбой, становиться в противоположные отношения с близкими людьми .
Но, не смотря на тип логики мышления равным взрослому, подросток остается еще ребенком. Подросток, протестуя против лжи и господства над ним мира взрослых, в то же время нуждается в душевной теплоте, ласке, понимании и одобрении взрослыми.
Главным противоречием данного возраста можно считать противоречие между рассудочной формой возникновения в сознание подростка рефлексии, которая стала для него ведущей формой сознательного отношения к миру, и не личным миром взрослых, не укладывающейся в рамки рассудочности, и в то же время провозглашающим рассудочность (сознательность) своего бытия.
Почти каждый подросток во время переходного возраста сталкивается с особыми трудностями, пытается найти себя. Стоить помнить, что переходный возраст – самый короткий период жизни, но очень важный. И важно без особых травм пережить его.
Вторая особенность подростка – это открытие своего внутреннего мира. В этот период подросток сталкивается с проблемами самосознания и самоопределения. Пока подросток ищет смысл жизни, он стремится узнать самого себя, свои способности и возможности, ищет себя в отношениях с окружающими. Обретая способность погружаться в себя и наслаждаться своими переживаниями, подросток открывают целый мир новых чувств, он начинает воспринимать и осмысливать свои эмоции как состояние своего собственного«Я». Подростковый возраст особенно чувствителен к «внутренним» психологическим проблемам. «Открытие своего внутреннего мира – очень важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает также много тревожных и драматических переживаний. Вместе с сознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Подростковое «Я» еще неопределенно, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Отсюда – растет потребность в общении и одновременно потребность в уединении» .
Еще одна характеристика, которую можно отнести к подростковому возрасту – это большое значение придания своей внешности. Причем эталоны красоты и просто «приемлемой» внешности зачастую завышены и не реалистичны. С возрастом человек привыкает к своей внешности, принимает ее и соответственно стабилизирует связанный с ней уровень притязаний. На первый план выступают другие свойства личности - умственные способности, волевые и моральные качества, от которых зависят успешная деятельность и отношения с окружающими.
С возрастом повышается адекватность самооценок. На первый план выступают мнения сверстников и самооценка своих достижений в разных видах деятельности, значимость которых может быть совершенно разной (учеба, спорт, какие-то любительские занятия).
Повышение степени осознанности своих переживаний нередко сопровождается также чрезмерным вниманием к себе, эгоцентризмом, озабоченностью собой и тем впечатлением, которое индивид производит на окружающих, и, как следствие этого, застенчивостью.
Особенность подросткового возраста – это кризис идентичности (термин Э. Эриксона), тесно связанный с кризисом смысла жизни.
Процесс формирования собственной идентичности сопровождает человека на протяжении всей его жизни. «В основе данного процесса лежит личностное самоопределение, имеющее ценностно-смысловую природу. Становление идентичности, особенно интенсивно проходящее в подростковом и юношеском возрасте, невозможно без изменения системных социальных связей, по отношению к которым растущий человек должен выработать определенные позиции» .
Сложность задачи, которая стоит перед взрослеющим человеком заключается, с одной стороны, в том, чтобы прояснить свою роль как члена общества, с другой, понять свои собственные уникальные интересы, способности, придающие смысл и направленность жизни. Каждая жизненная ситуация требует от человека определенного выбора, осуществить который он может лишь уяснив свою позицию относительно разных сфер жизни. В структуру идентичности входит личностная и социальная идентичность. Идентичность имеет две характеристики – положительную (каким человек должен стать) и негативную (каким человек не должен стать). Становление идентичности может происходить на фоне социально-благополучного окружения подростка при высоком уровне взаимопонимания с близкими взрослыми, сверстниками, при достаточно высокой самооценке .
В педагогической практике многие годы не учитывались половые различия детей. Между тем, половые различия не ограничиваются половыми характеристиками и особенностями психосексуального развития. Девочки созревают гораздо раньше мальчиков. В подростковом возрасте процесс психосексуального развития девочек начинается приблизительно на 2 года раньше, чем у мальчиков, и длится в течение 3-4 лет, а не 4-5 лет. Мальчики, несмотря на то, что они физически сильнее девочек, обладают большей чувствительностью к воздействию как физических, так и психических факторов. Неслучайно у мальчиков чаще, чем у девочек, встречаются психические нарушения. Наряду с биологическими предпосылками в развитии половых различий серьёзную роль играют социальные и культурные стереотипы, связанные с представлениями взрослых о поведении девочек и мальчиков, обусловленные, в частности, стереотипами феминности и маскулинности, принятыми в обществе. Данные психологов разных стран мира свидетельствуют о том, что агрессивное поведение гораздо чаще встречается у мальчиков, чем у девочек.
Считается, что мальчики более склонны к проявлениям агрессии, однако это не совсем так, просто агрессия у девушек выглядит несколько иначе. Как отмечает большинство ученых, сейчас разница в агрессивном поведении между девушками и юношами уменьшается .
Как мы знаем, агрессия мальчиков обычно проявляется более открыто и грубо, она менее управляема и контролировать ее ребята начинают позже, чем девочки. Кроме того, до сих пор сохраняется взгляд общества на то, что девочкам не пристально проявлять свою агрессивность, и поэтому их гораздо раньше начинают учить сдерживать ее. Например, мальчику в ответ на жалобу о том, что его обидели, говорят «пойди и дай сдачи», девочке же такой совет дается гораздо реже: обычно ей рекомендуют не связываться и отойти в сторону.
Девочки более чувствительны и впечатлительны, поэтому они весьма рано заменяют физическую агрессию вербальной, а некоторые с малых лет приучаются скрывать агрессивность иронией и сарказмом, т. к. это выглядит мягче, зато бьет больнее. Девочки раньше обучаются контролировать свою агрессивность, поэтому она рано становится у них избирательной, бьющей точно в цель. Девочки четко направляют свою агрессию в адрес конкретного человека, причем точно в его психологически уязвимое место. Девичья агрессивность нередко скрыта и внешне менее эффектна, зато более эффективна. Мальчики же контролируют свою агрессию плохо, поэтому щедро выплескивается на всех окружающих без разбора. Особенно заметна разница между агрессивностью полов между10-14 годами, когда девочки в своем психическом и физическом развитии уходят дальше мальчиков. Обладая лучшим контролем, девочки довольно часто «подставляют» ребят.
Для
некоторых детей агрессивное поведение может быть положительным подкреплением.
Их семейная среда и среда их друзей развивает в них агрессивные модели
поведения и поощряет антисоциальное поведение. Для них шифровка, закрепление и
использование агрессивных сценариев особенно облегчается.
Однако рано или поздно эти дети попадают в такую социальную среду(школа,
команды, клубы), где агрессивное поведение может иметь весьма негативные
последствия. Здесь случается следующее: агрессивное поведение этих детей
остается устойчивым даже в случае возникновения очевидно отрицательных для
ребенка последствий.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.