Специфика работы по формированию количественных представлений у старших дошкольников с нарушением интеллекта
Исследователи и педагоги-практики, работающие с умственно отсталыми детьми дошкольного возраста отмечают, что они еще более, чем нормально развивающиеся дети, нуждаются в целенаправленном обучении и воспитании. При этом во всех случаях необходимо создание специфических условий, имеющих коррекционную направленность, иные, чем у нормально развивающихся детей, содержание и методы обучения. Как показали психологические и педагогические исследования (О.П. Гаврилушкина, Л.Б. Баряева, Н.Г. Морозова, Е.А. Стребелева и др.), при правильной организации коррекционно-воспитательной работы удается достичь существенных сдвигов в психическом развитии умственно отсталых дошкольников.
Большое значение в умственном развитии и социализации дошкольников с нарушением интеллекта имеет формирование элементарных математических представлений. Как показали исследования М.Н. Перовой, Л.Б. Баряевой, И.В. Чумаковой и др., обучение математике способствует коррекции наиболее слабых сторон психического развития: коррекции восприятия, мышления и речи. Результаты научных исследований в этой области находят свое отражение в программно-методических материалах по обучению и воспитанию умственно отсталых дошкольников.
В 1991 году была опубликована «Программа воспитания и обучения умственно отсталых детей дошкольного возраста» [6]. Содержание раздела «Формирование элементарных математических представлений» направлено на формирование у детей с нарушением интеллекта необходимых для дальнейшего обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида представлений о количестве и счете, пространственных признаках (форме, величине) и отношениях, о времени.
В соответствии с программой при формировании количественных представлений на старших годах обучения предлагается упражнять детей в пересчитывании предметов (с использованием перекладывания, прикосновения пальцем, прослеживания глазами) в пределах 10 и подведении итога при пересчете; учить выделять из множества заданное количество предметов в пределах 5 без предварительного пересчета и сопоставлять число предметов с количеством пальцев на руке. Детей знакомят с составом числа в пределах 5, учат прямому и обратному счету. Формируют понимание знаков (+, -, =), знакомят с составлением задач и записью с помощью цифр и арифметических знаков; учат решать их.
Анализ содержания данной программы показывает, что формирование элементарных математических представлений является как бы отдельной, изолированной задачей, не включенной в контекст развития других видов деятельности (игровой, конструктивной, изобразительной), что может приводить к формальному усвоению математических знаний и затруднению их использования в новых условиях.
В 2001 году выходит новая комплексная коррекционная программа «Воспитание и обучение дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» (Л.Б. Баряева, А.П. Зарин, О.П. Гаврилушкина, Н.Д. Соколова), которая учитывает современные прогрессивные тенденции развития дошкольного образования в России, сохраняя то положительное, что было предложено в программе 1991года.
Особенностью новой программы является распределение материала не по годам обучения, а по этапам. Выделенные три этапа соответствуют основным дошкольным возрастам (младший, средний, старший). Распределение материала по этапам дает возможность в соответствии с онтогенетическим принципом строить коррекционно-образовательную работу в начале каждого последующего года обучения. Это позволяет детям восстановить утраченное, забытое, сделать процесс развития целостным, а обучение непрерывным.
Экспериментальные работы Л. Б. Баряевой свидетельствуют о том, что формирование количественных представлений у дошкольников с нарушениями умственного развития также идет в процессе подготовительной работы и последующего обучения дошкольников решению арифметических задач. Так, в подготовительной работе, которая проводится на всех годах обучения в ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта, в процессе игровых упражнений, сопоставительных действий с предметами дети учатся преобразовывать группы множеств, происходит формирование представлений о смысле действий сложений и вычитания задолго до изучения самих действий.
Рассматривая серии последовательных картинок, дети учатся подмечать те количественные изменения, отношения, которые отражены на рисунках; выражать эти изменения на языке математической терминологии и отвечать на вопросы «сколько было?», «что изменилось?», «сколько осталось?», или «сколько стало?».
На этапе обучения решению задач-драматизаций дети пересчитывают предметы, отвечают на вопросы задачи, называя количество и наименование предметов.
При решении задач-иллюстраций активно используется плоскостной или объемный наглядный материал. После прослушивания задачи, дети раскладывают наглядность и производят с ними действия сложения, затем вычитания. Сравнение задач на сложение и вычитание раскрывает сущность арифметических действий, помогает наглядно сравнивать эти действия. В процессе решения задач дошкольники учатся устанавливать зависимость искомого числа от числовых данных и на основе этой зависимости выбирать нужное арифметическое действие.
Обобщая анализ литературы по проблеме исследования, можно сделать следующие выводы:
Формированию представлений о числе и счете у умственно отсталых дошкольников уделяется большое внимание во всех программах воспитания и обучения детей с нарушением интеллекта.
В связи с тем, что математические представления детей с нарушением интеллекта имеют качественное своеобразие, связанное с особенностями их психического развития, воспитание и обучение дошкольников носит специфическую коррекционно-практическую направленность.
Формирование количественных представлений у детей со снижением интеллектом способствует коррекции недостатков умственного развития, прежде всего мышления, обогащает игровую, конструктивную, изобразительную и другие виды детской деятельности, способствует социализации ребенка и подготавливает его к обучению в школе.
По формированию элементарных математических представлений для учителей-дефектологов и воспитателей ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта разработаны программы воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Имеется также ряд исследований, посвященных формированию количественных представлений, обучению решению арифметических задач, формированию элементарных измерительных навыков. Однако методических разработок недостаточно. В связи с этим возникает необходимость в разработке методических рекомендаций по формированию количественных представлений у умственно отсталых дошкольников.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.