Специфика фольклорных традиций и учебно-концертная деятельность
Оценка 4.9
Библиография
docx
музыка +1
Взрослым
12.11.2017
Специфика фольклорных традиций и учебно-концертная деятельность. Статья рассказывает о фольклорных традициях в наши дни, о специфике восприятия фольклора нашими современниками и о применении фольклора в концертном репертуаре во время различных мероприятий. Предлагаются действия, возможные в настоящее время среди учителей и родителей.популярная пропагандистская статья
СФР иУКД.docx
« Специфика фольклорных традиций
и учебноконцертная деятельность»
Учебноконцертная деятельность, использующая фольклорные материалы , в
настоящее время стала одним из обязательных компонентов приемлемого
учебного процесса как в детских, так и во взрослых певческих коллективах.
Не секрет, что популярности фольклора как жанра способствовали не только
концерты огромных коллективов, исполняющих народные песни – народных
хоров и фольклорных ансамблей, но и многочисленные эстрадные
выступления, популяризировавшие народные песни. И вот, в дни, когда
практически все население, являвшееся носителем фольклорного знания, уже
умерло, появляется хорошо сделанная, кондовая поделка, так называемая
эстрадная обработка народной песни. Да, можно сколько угодно ругать
деятельность наших популярных артистов (и есть за что!), однако именно
благодаря их деятельности в нашу повседневность вошли народные песни,
искаженные, потерявшие многие свои составляющие (тембровую, ладовую,
обрядовую), и не менее прекрасные от этого как для рядового слушателя, так
и для образованного ценителя этого пласта музыкальной культуры. Конечно,
рядовому музыкальному руководителю любительского детского коллектива,
разучивающему фольклорный материал для исполнения на праздниках, не
следует подражать разнообразным артистическим трактовкам
многострадальных народных песен, но их повседневное звучание значительно
облегчает задачу простого музыканта, старающегося познакомить рядовых
граждан и их детей с настоящими музыкальными ценностями – аутентичными
материалами русских песен и обрядов.
Специфика учебноконцертной деятельности такого коллектива, как детский
хор одной из групп детского сада, примерно такая же, как и в
самодеятельном фольклорном коллективе. Почти всегда обязательно
исполнение песен в определенных костюмах (зрительный компонент),
исполнители выбираются с яркими, сильными голосами, исполняются песни
приуроченно к различным календарным событиям и народным играм,
заучивается определенный мелодический вариант, используются
специфические инструменты(примитивные ударные и духовые). Парадокс в
том, что песня при этом становится примитивом, как бы умирает, однако
продолжает жить и в устах исполнителей, и в ушах слушателей. Спасает
положение естественная выразительность исполнения и игровое начало, так
присущее детям, особенно если предлагаемый к исполнению материал им
нравится, они заинтересованы в его показе и разыгрывании. Не раз тусклое
впечатление от народной музыки сглаживалось непосредственностью и
искренностью маленьких исполнителей. Нужно упомянуть также, что , как
правило, родители маленьких артистов или не знают, или очень плохо помнят этот песенный материал, поэтому с явным удовольствием слушают своих чад,
одновременно припоминая события и игры далекого детства. А дети ,
чувствуя такое нетипично неравнодушное отношение к своему выступлению,
с удовольствием повторяют свою программу после первого исполнения, как
для себя, в своем кругу (группе), так и для других групп детского сада.
Хочется отметить, что ЛЮБОЙ коллектив, исполняющий программу с
народными песнями, оказывает В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ положительное
влияние на слушателей, в особенности на подрастающее поколение хотя бы
тем, что знакомит их с неизвестным музыкальным материалом, находящим
быстрый отклик у обучающихся. Конечно, можно «перекормить» фольклором
так, что звучание этих песен и инструментальных наигрышей вызовет
обратную реакцию, но тут следует опираться на тезис о том, что исполнители
народной музыки в старину в большей степени именно развлекали публику,
старались вызвать яркую реакцию и не мешали свободному выражению
эмоций не просто у личности, но и у толпы зрителей, которое очень часто
переходило в какиелибо активные негативные действия (потасовка, ругань
исполнителей, драка и т.п.). Так что не удивительна реакция детей на
определенную песню, подчас прямо противоположная ожидаемой( вместо
спокойного исполнения песни – хохот, смущение, и т.п.) К таким
проявлениям следует относиться очень внимательно, анализировать их,
постараться вскрыть психологию поведения ребенка. Не забывая о том, что
он(ребенок) просто хотел побаловаться в этот момент, пытаться понять,
ЧТО конкретно вызвало такое желание, КАКИМ ОБРАЗОМ к этому
причастен предлагаемый к разучиванию материал. Однако эта задача – дело
будущего нового осмысления роли фольклорного материала и его влияния на
маленького творца. В целом же следует отметить положительную роль
фольклорных материалов в формировании коммуникации у детей и в
укреплении эмоциональной устойчивости у ребенка к различным внешним
влияниям во время пребывания в детском саду. Также несомненно
расширяются представления о мире, окружающей среде, гармонизуется ее
восприятие. Русские дети, чутьчуть занимавшиеся исполнением народных
песен, более оптимистично и спокойно воспринимают меняющиеся условия
жизни, а вот влияние русского фольклора на нерусских детей (дети
мигрантов) ещё до конца непонятно, однако видны их усилия при освоении
этого материала. Будущее покажет, насколько фольклорный материал
помогает формированию новой культурной общности в нашей стране и
поможет ди урегулированию возникающих конфликтов среди
разнонациональных групп населения.
Специфика фольклорных традиций и учебно-концертная деятельность
Специфика фольклорных традиций и учебно-концертная деятельность
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.