Особенностью концертмейстерской деятельности является ее многогранность, предопределяющая необходимость решения разнообразных творческих задач, связанных с музыкальным исполнительством. Говоря о музыкально-психологическом компоненте концертмейстерской компетентности,необходимо отметить, что музыкальные способности, безусловно, являются основой ее формирования. Практическая реализация возможна только при наличии профессионально значимых личностных качеств.
Специфика К.docx
СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА
Компетентность базируется на эмоциональноценностном отношении
педагогамузыканта к предстоящей деятельности; на системе обобщенных
музыкальных умений и профессионально значимых концертмейстерских
умений; особенностях музыкального восприятия, исполнительских и
пианистических способностях; на профессионально значимых личностных
качествах, музыкальности, интерпретирующей способности, рефлексии,
артистизме,
музыкально
профессиональном мышлении, нравственноволевых качествах.
музыкальнопедагогической
интуиции,
Ключевые слова: компетентность, концертмейстерская деятельность,
профессионально значимые умения.
Концертмейстерская компетентность является неотъемлемой частью
профессиональнопедагогической компетентности педагогамузыканта.
В «Музыкальном энциклопедическом словаре» дается следующее
определение понятия «концертмейстер»:
1. Концертмейстер оркестра – первый скрипач – солист симфонического
или оперного оркестра; иногда заменяет дирижера. В струнном ансамбле –
художественный и музыкальный руководитель.
2. Музыкант, возглавляющий каждую из видовых групп симфонического
оркестра.
3. Пианист, помогающий вокалистам, инструменталистам, артистам
балета разучивать партии и аккомпанирующий им на репетициях и концертах
[1].
Концертмейстерскую деятельность,
напрямую связанную с
исполнительством, можно рассматривать в трех аспектах: как деятельность
музыкантапианиста, постоянно выступающего на концертной эстраде
партнером солистов; как деятельность пианиста, разучивающего партии с
певцами в оперном театре; и как учебнопрофессиональную деятельность,
осуществляемую в рамках учебной работы в системе дополнительного
образования [2, с.38].
Конкретизируем содержание основных компонентов компетентности в
контексте концертмейстерской деятельности.
Музыкальноэстетические знания как показатель информационного
компонента представляют собой систему всех видов, форм знании и ценностных ориентации в области музыкального искусства: музыкально
слуховые представления, понятия, суждения, взгляды, концепции, теории.
Необходимость музыкальноэстетических знаний определена творческим
характером концертмейстерской деятельности, предполагающей не только
воспроизведение на инструменте нотного текста со всеми динамическими,
темповыми, фразировочными и другими особенностями, но и создание
собственной исполнительской интерпретации на основе постижения
композиторского замысла, идеи, художественного образа и смысла
произведения. Решающую роль в этом процессе играет знание специфических
законов художественного творчества и конкретных закономерностей
музыкального искусства, оказывая огромное влияние на музыкальное
мышление,
эстетическую и нравственную стороны
мировоззрения музыкантаисполнителя, позволяя критично осмысливать
собственный музыкальнопедагогический опыт и творчески реализовывать
духовный и интеллектуальный потенциал.
воображение,
Одним из условий успешности концертмейстерской деятельности
является системность музыкальнотеоретических знаний.
Усвоение таких понятий, как стиль, жанр, форма, исполнительская
интерпретация,
осмысление гармонического языка музыкального
произведения, присущей ему логики и организации с точки зрения историко
культурного процесса, закономерностей образного содержания во всем
комплексе формообразующих и выразительных средств, являются тем
теоретическим фундаментом, на основе которого становится возможным
овладение основами теории и методики концертмейстерского мастерства,
формирование профессионально значимых концертмейстерских умений
педагогамузыканта.
музыкальноязыковой компетенцией,
Информационный компонент концертмейстерской компетентности
дополняется
обеспечивающей
индивидуальный способ восприятия и коммуникативный уровень –
грамотность в языках культуры (А.Ф. Лосев, Ю.М. Лотман). Названная
компетентность включает в себя три элемента: структурный (знание
принципов,
законов и правил построения музыкального текста);
трансляционный (умение воспроизводить музыкальный текст); смысловой
(представление о смысле и способе интерпретации единиц музыкального
языка).
Основой концертмейстерского мастерства является исполнительское
умение аккомпанировать солиступартнеру. Умение это измеряется не
только синхронностью партии фортепиано с партией солиста, не только выверенным балансом соотношения звучности обеих партий или легкостью
преодоления чисто пианистических трудностей.
Основная задача
концертмейстера – создание целостного художественного образа
произведения, «впечатляющей звуковой картиныобраза, рождающегося в
совместном творческом акте партнеров». Пианистаккомпаниатор – основа
целого, всей воссоздаваемой музыки произведения. В руках его сосредоточена
большая часть «музыкального пространства»: гармония, метрическая
структура, богатство тембрового колорита, словом, все, что сольная партия
(при любом уровне мастерства исполнения) сама дать не в состоянии [2, с.
39].
Умение координировать свои исполнительские действия с солистом
(вокалистом или инструменталистом) требует от концертмейстера
повышенного внимания к особенностям интонирования, знания сольной
партии, видения всего произведения: формы, партитуры, состоящей из трех
строчек (это и отличает концертмейстера от пианистасолиста). Важными
компонентами концертмейстерского мастерства являются также умения
предугадывать намерения солиста, музыкально и в ансамбле выполнять
динамические и агогические оттенки, уверенно держать партнера в заданном
темпе, создавая для него живую ритмическую пульсацию.
Умение читать нотный текст с листа является необходимым
профессиональным качеством любого музыканта. Успешность процесса и
результат чтения с листа музыкальных произведений зависит от наличия
целого комплекса факторов: умения быстро и точно опознавать нотные знаки,
воспринимать элементы и определенные комплексы нотного текста, умения
быстро анализировать,
свободно
ориентироваться на клавиатуре, умения предвосхищать развертывание
музыкального текста, внимательности, скорости переработки информации,
способности к внутренним слуховым представлениям мотивов, интервалов,
ритмического рисунка, штрихов, готовности к внезапным поворотам.
синтезировать нотный текст,
Другим, не менее важным профессиональным умением, которым должен
владеть концертмейстер, является транспонирование.
Наличие такого
концертмейстерского умения продиктовано в ряде случаев необходимостью
изменения оригинальной, тональности вокального произведения изза ее
несоответствия тесситурным возможностям детских голосов.
Необходимо отметить, что транспонирование является деятельностью,
которая требует от исполнителя постоянного музыкальнослухового
самоконтроля, активизации памяти, внимания. Как и при чтении с листа,
необходимо слышать и видеть не отдельные звуки, а гармонические комплексы, ощущать звуковысотные, метроритмические, структурные,
художественнообразные особенности исполнения произведения в новой
тональности. Внутреннее слышание транспонируемого произведения, ясное
осознание всех модуляций и отклонений, функциональных смен, структуры
аккордов, их расположения, интервальных соотношений и взаимосвязей
обусловливается знанием гармонии и умением применять эти знания в своей
деятельности. Другим обязательным условием успешного транспонирования
является владение типовыми аппликатурными «формулами» диатонических и
хроматических гамм, а также аккордов.
Применительно к концертмейстерскому творчеству весьма важным
представляется наличие у исполнительских и пианистических способностей,
отражающих специфику данной деятельности.
Исполнительские
способности проявляются в сильном влечении к концертным выступлениям,
способности музыканта раскрывать на эстраде лучшие черты своей
художественной натуры, умении завладевать аудиторией и доносить до нее не
только композиторский замысел, но и свое видение музыкального образа [3].
В своей практической деятельности концертмейстер довольно часто
решает противоречие между статикой нотного текста и динамикой звучащего,
временного искусства. Исполнительское интерпретационное поле зависит от
умений оперирования тремя видами текстовых координат (Е.Я. Либерман): 1)
необозначенные (или неточно обозначенные) координаты – звук, педализация,
мелизмы, агогика, знаки динамической и ритмической нюансировки; 2)
неточно обозначенные координаты с увеличением доли композиторских
указаний – темп, словесные обозначения, выявление фактуры;
3)
относительно точно и точно обозначенные координаты – артикуляция,
акцентирование, штрихи, формообразующая динамика, метроритмический
рисунок.
Соответственно этому выделяются умения эмоциональной
интерпретации музыкального текста, умения эмоциональноинтеллектуальной
интерпретации и умения интеллектуальной трактовки музыкального
произведения.
Творческий исполнительский замысел приобретает значимость и
реализуется лишь в мастерском исполнении произведений, включающее в себя
высокий уровень мастерства фортепианного искусства, определяющийся
одаренностью музыканта и проявляющийся в его способности передавать
идейный смысл произведения через фортепианное исполнение [4]. Музыкальное произведение в отличие от итогового продукта таких видов
искусства, как живопись, скульптура, литература не является по своей
природе самостоятельно функционирующим результатом художественного
творчества. Оно вручает свою судьбу в руки музыкантаисполнителя и
полностью подчиняется его прочтению, пониманию, художественному вкусу
[5, с. 188–198]. В этой связи задачей исполнителя становится создание нового
качества или нового состояния художественного образа музыкального
произведения – исполнительской интерпретации, охватывающей процесс
построения собственной художественноисполнительской концепции, особый
комплекс исполнительских действий по ее реализации, а также
осуществленную трактовку в продукте исполнительской деятельности.
Различия в исполнительской трактовке сочинения являются следствием
проявления собственной творческой индивидуальности музыканта, уровня его
исполнительского мастерства. Отношение исполнителя к окружающему миру,
его темперамент, особенности мышления отражаются в динамичности
создаваемого им музыкального образа, его эмоциональной насыщенности, а
также на подборе средств выразительности и приемов интерпретации.
Говоря о музыкальнопсихологическом компоненте концертмейстерской
компетентности, необходимо отметить, что музыкальные способности,
безусловно, являются основой ее формирования. Но, безусловно,
практическая реализация возможно только при наличии профессионально
значимых личностных качеств, имеющих педагогическую направленность;
любовь к детям и стремление формировать их духовность средствами
музыкального искусства; интерес к музыкальнопедагогической деятельности
и потребность постоянно пополнять копилку своих профессиональных
знаний; готовность и мотивация развивать свой творческий потенциал и
преодолевать трудности в повседневной работе; познавательная активность и
самостоятельность, мобилизация энергии, проявление настойчивости,
целеустремленность и упорство при выполнении сложных заданий.
Таким образом, особенностью концертмейстерской деятельности
является ее многогранность, предопределяющая необходимость решения
разнообразных творческих
связанных с музыкальным
исполнительством.
задач,
Список литературы
1. 1. Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. ред. Г.В. Келдыш. –
М.: Советская энциклопедия, 1990. – С. 270. 2. 2. Виноградов К.Л. О специфике творческих взаимоотношений
пианистаконцертмейстера и певца // Музыкальное исполнительство и
современность: Сб. статей / Сост. М.А. Смирнов. – М.: Музыка, 1998. –
С. 38.
3. 3. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано [Текст] /
А.Д. Алексеев. – М.: Государственное музыкальное издательство, 1961.
– С. 39.
4. 4. Кубанцева Е.И. Концертмейстерский класс: Учеб. пособие / Е.И.
Кубанцева. – М.: Академия, 2002. – С. 113.
5. 5. Теория и методика обучения игре на фортепиано: Учеб. пособие для
студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. А.Г. Каузовой,
А.И. Николаевой. – М: Владос, 2001. – С. 188–198.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.