В числе современных приоритетов отечественной системы образования ведущую позицию занимает ориентация на «рост человеческого капитала», предполагающая повышенное внимание к личностному развитию подрастающего поколения. В исследованиях российских ученых звучит вопрос: «Нужно ли формировать в системе российского образования специальную практику выращивания (российской) гражданской идентичности».
Федеральный государственный стандарт нового поколения определяет ценностные ориентиры системы образования:
-гражданская идентичность как ключевой компонент российской идентичности;
-идеалы ценностей гражданского общества, в том числе ценности человеческой жизни и семейные ценности, трудовая этика;
-патриотизм, основанный на принципах гражданской ответственности и диалоге культур;
-ценности личностной, социальной и государственной безопасности.
Современная система дополнительного образования детей характеризуется актуализацией проблемы создания особых психолого-педагогических условий и может внести посильный вклад в формирование гражданской (российской) идентичности у детей. В Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р, указывается о необходимости укрепления социальной стабильности общества за счет сформированных в системе дополнительного образования ценностей и компетенций, механизмов межпоколенческой и межкультурной коммуникации.
В процессе продолжительной трансформации российского общества в 90-е годы были утрачены основные нравственные ценности, позволяющие успешно воспитывать подрастающее поколение. Возвращение к идее духовно-нравственного развития и формирования гражданской идентичности продиктовано потребностью воспитания поколения, способного развивать российское общество.
Цель формирования гражданской идентичности в системе дополнительного образования – создание условий для формирования значимых морально-психологических качеств и установок обучающихся, готовности их к активному проявлению в различных сферах жизни российского общества.
На протяжении всей истории сфера духовной жизни и духовной культуры человека рассматривалась как непреходящая ценность, служащая развитию человеческого в человеке, аккумулирующая многовековой опыт, через освоение и умножение которого выявлялся смысл человеческой жизни. В овладении богатством духовной культуры виделось необходимое условие формирования целостной личности, достижения гармонии индивидуального и общественного, устранения всевозможных конфликтов и противоречий. Формирование ценностей духовной культуры, осознание новых идей, взглядов, теорий, принципов помогало индивиду вырабатывать все большее богатство отношений к внешнему миру и к самому себе, возвышать свои потребности, делать их истинно человеческими.
«Формирование гражданской идентичности
средствами дополнительного образования. Музыка –
инструментальное исполнительство».
В числе современных приоритетов отечественной системы образования
ведущую позицию занимает ориентация на «рост человеческого капитала»,предполагающая повышенное внимание к личностному развитию подрастающего
поколения. В исследованиях российских ученых звучит вопрос: «Нужно ли
формировать в системе российского образования специальную практику
выращивания (российской) гражданской идентичности».
Федеральный государственный стандарт нового поколения определяет
ценностные ориентиры системы образования:
гражданская идентичность как ключевой компонент российской
идентичности;
идеалы ценностей гражданского общества, в том числе ценности
человеческой жизни и семейные ценности, трудовая этика;
патриотизм, основанный на принципах гражданской ответственности и
диалоге культур;
ценности личностной, социальной и государственной безопасности.
Современная система
дополнительного образования детей
характеризуется актуализацией проблемы создания особых психолого
педагогических условий и может внести посильный вклад в формирование
гражданской (российской) идентичности у детей.
В Концепции развития
дополнительного образования детей,
утвержденной распоряжением
Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726р,
указывается о необходимости укрепления социальной стабильности общества
за счет сформированных в системе дополнительного образования ценностей и
компетенций, механизмов межпоколенческой и межкультурной коммуникации.
В процессе продолжительной трансформации российского общества в 90
е годы были утрачены основные нравственные ценности, позволяющие успешно
воспитывать подрастающее поколение. Возвращение к идее духовно
нравственного развития и формирования гражданской идентичности
продиктовано потребностью воспитания поколения, способного развивать
российское общество.
Цель
формирования гражданской идентичности в системе
дополнительного образования – создание условий для формирования значимыхморальнопсихологических качеств и установок обучающихся, готовности их к
активному проявлению в различных сферах жизни российского общества.
На протяжении всей истории сфера духовной жизни и духовной культуры
человека рассматривалась как непреходящая ценность, служащая развитию
человеческого в человеке, аккумулирующая многовековой опыт, через освоение
и умножение которого выявлялся смысл человеческой жизни. В овладении
богатством духовной культуры виделось необходимое условие формирования
целостной личности, достижения гармонии индивидуального и общественного,
устранения всевозможных конфликтов и противоречий. Формирование
ценностей духовной культуры, осознание новых идей, взглядов, теорий,
принципов помогало индивиду вырабатывать все большее богатство отношений
к внешнему миру и к самому себе, возвышать свои потребности, делать их
истинно человеческими.
Духовнонравственное развитие и воспитание личности, формирование
гражданской идентичности обучающихся – две взаимозависимые проблемы.
Ожидаемый результат формирования гражданской идентичности: у
обучающихся будут сформированы важнейшие социально значимые качества:
гражданская зрелость, ответственность, чувство долга, любовь к Отечеству,
верность традициям, стремление к сохранению и преумножению исторических и
культурных ценностей.
Область «искусство»,
являющаяся одной из составляющих
дополнительного образования, играет большую роль в становлении гражданской
идентичности. Это воспитание души ребенка средствами искусства, музыкой в
частности, воздействие на процесс становления его нравственных качеств,
нравственных идеалов, приобщения к ценностям мировой художественной
культуры.
Музыка… Что она такое? В чем ее сила? Задумываться
над этим люди начали очень давно. «Все музыкальные звуки
идут от человеческого сердца; музыка связана с отношением
человека к человеку… Поэтому нужно разобраться в голосах,чтобы понимать музыкальные звуки, нужно разбираться в
музыкальных звуках, чтобы понимать музыку». Обращение
музыки непосредственно к миру чувств, эмоций отмечалось во
все времена – от эпохи Аристотеля до наших дней. Но есть у
искусства и свой особый «предмет», своя «излюбленная тема»:
это – человек. Все богатство его духовного мира, его
разносторонние связи с действительностью, беспредельную
широту возможностей раскрывает искусство в мире,
созидаемым художником. Никакое другое искусство не вторгается с
такой властной силой в эмоциональный мир человека, как это доступно музыке.
В самом своем содержании музыка способна воплощать тот или иной идейный
смысл, высокие нравственные идеалы. Воздействуя на человека, она с особенной
силой пробуждает в нем все хорошее, делает его чище.
Если мы попробуем взглянуть на музыку в связи с проблемами нашей
жизни – социальными, психологическим, духовными, творческими, проблемами
общения семьи и здоровья, то и здесь значение музыки будет огромно. Решение
всякой жизненной проблемы требует развитой эмоциональной сферы, культуры
чувств, а ничто так не способствует этому развитию, как музыка.
Творить, любить людей, цветы, солнце – как это здорово. Думать, узнавать
и познавать мир – всему этому нужно научиться в детстве. Как важно не
пропустить это время! Все это как нельзя более остро понимаем мы, педагоги
дополнительного образования.
Первоочередная задача педагога дополнительного образования в области
«искусство» как наиболее гибкой и подвижной дисциплине в освоении
социокультурных компетенций школьника – это донести до школьников
нравственное восприятие,
его
духовное созерцание произведения,
прочувствование и эмоциональная реакция на него.
Острота детского восприятия мира и глубин душевных переживаний
является духовным богатством ребенка. Может быть поэтому П.Флоренский
писал, что секрет гениальности – в сохранении детства на всю жизнь. Схожиедля всех детей события или явления имеют различное для каждого
эмоциональное наполнение, и в музыке ребенок прочувствует и выразит свое,
личное переживание, тот значимый смысл, который оно для него приобрело.
Взяв в руки музыкальный инструмент, ребенок исследует его, придумывая на
инструменте несложные импровизации, он начинает испытывать потребность к
творческой деятельности. Воздействие инструментальной музыки обыкновенно
связывается с переживанием нравственной стороны ее содержания, которая
конкретизируется названием произведения, особенностями создания и
бытования, созвучностью идей настоящему времени.
Огромное значение следует придавать исполнительскому репертуару, т.к.
он является одним из основных механизмов, влияющих на формирование
общечеловеческих ценностей. И здесь народная музыка занимает достойное
место. Сейчас, когда каждая народность старается показать свою значимость,
порою за счет принижения другой, особенно важно и своевременно подчеркнуть
насколько благотворно влияло русское музыкальное творчество
на
формирование и становление музыкального искусства других народов,
насколько велико значение русского народного музыкального творчества в
формировании гражданской идентичности. С незапамятных времён народ
складывает свои песни, в которых отражает переживания, чувства, мечты.
Потребность излить свои чувства и мысли в песне – свидетельство большого
духовного богатства и талантливости народа. Народная песня – душа нации. В
ней наша история, наши вековые традиции. Через исполнение обработок русских
народных песен воспитывать у детей любовь к Родине, родному краю, природе,
чувствовать её, соприкасаться с ней, эмоционально переживать. Знакомство с
традициями и историей народной музыки обуславливает творческий,
познавательный, духовнонравственный и увлекательный характер процесса
музыкального развития детей и его результативность.
Развитие духовного потенциала и гражданской идентичности на занятиях
последовательно. Детям младших
нужно осуществлять целенаправленно,
классов близко чувство добра, вера в добро – это характеризует их отношение клюдям, ко всем явлениям жизни. Дети чувствуют красоту звучания незатейливой
русской народной песни «Во поле береза стояла», вызывает свое отношение к
печальной судьбе бродячего музыканта и трогательной дружбе его с маленьким
зверьком «Сурок» Л.Бетховена. Они испытывают жалость, исполняя нежную и
грустную «Перепелочку». Для более старших воспитанников подбирать
репертуар, который формирует понятие о героизме в различных жизненных
проявлениях. Дети переживают великий подвиг Ивана Сусанина, узнают радость
преодоления трудностей во имя достижения высокой цели (И.О. Дунаевский
«Увертюра к кинофильму «Дети капитана Гранта»). Переживание соучастия
рождает и закрепляет очень ценную способность – живой и активной
отзывчивости. Это повышает нравственный потенциал личности, воспитывает
эмоционально – эстетическую способность перевоплощения, помогает ребенку
хотя бы на миг почувствовать себя волевым, сильным человеком, т.е.
«возвышение человеческой души». Исполнение русской классической музыки
вносит неоценимый вклад в воспитание патриотической личности. Музыкальные
произведения композиторов Глинки, Бородина, Мусоргского посвященные
Родине, Отечеству, родному краю, способны вызвать светлую радость, восторг,
гордость, глубокое чувство любви к ее красоте и величию. Музыка П.И.
Чайковского легко воспринимается и запоминается – все его произведения
высоко – духовного содержания, раскрывающие перед ребенком мир
прекрасного, нравственного. Через данные музыкальные произведения дети как
бы лично соприкасаются с событиями прошлого, участвуют в боях за свободу
Родины, становятся сопричастными культурным и научным достижениям своих
соотечественников. Тем самым они компенсируют недостаточность своего
жизненного опыта, расширяют исторический кругозор, вырабатывают чувство
ответственности за то, что завоевано прежним поколением.
Большую роль в достижении восприятия музыкальных произведений
играет атмосфера творческой раскрепощенности, заинтересованности, которая
влечет за собой большую глубину и насыщенность эмоциональных реакций
детей. Они убеждаются, что музыка требует от человека такого же внимания ксебе, умения думать, как конкретные науки. Настоящее, прочувствованное и
продуманное восприятие музыки – одна из самых активных форм приобщения к
музыке, потому что при этом активизируется внутренний, духовный мир
ребенка, его чувства и мысли.
Поэтому прослушивание, исполнение инструментальных произведений это
не только воспитание музыкальной культуры, привитие интереса к искусству,
но и формирование гражданской идентичности и духовно – нравственных
качеств личности. Именно к этому и должен стремиться педагог
дополнительного образования.
Таким образом,
музыка – инструментальное исполнительство
воздействует на внутренний мир школьника, способствует его личностному
формирует гражданскую идентичность,
развитию,
поскольку обеспечивает
понимание искусства как средства общения между людьми. В нем раскрываются
наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка «вечные
темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство,
защита Отечества и другие, запечатленные в художественных образах. На основе
освоения обучающимися мира искусства в сфере личностных действий
формируются эстетические и ценностно смысловые ориентации учащихся,
создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения,
жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении.
Итак,
возвращение к идее духовнонравственного развития и
формирования гражданской идентичности продиктовано потребностью
воспитания поколения, способного развивать российское общество и
поддерживать российскую государственность, обеспечивая ее будущее.
«От того, как мы воспитаем молодёжь, зависит то, сможет ли Россия
сберечь и приумножить саму себя. Сможет ли она быть современной,
перспективной, эффективно развивающейся, но в то же время сможет ли не
растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность в очень непростой
современной обстановке» (Речь В.В. Путина на Встрече с представителямиобщественности по вопросам патриотического воспитания молодежи. 12
сентября 2012 г. Краснодар).
Список литературы:1.Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования.
2. Концепция развития дополнительного образования детей от 24 апреля
2015 г. № 729-р
3.Журнал «Искусство в школе» Вып. №6, 1999., № 4,5, 2000, №6 2001.
4. Арчажникова Л.Г. «Профессия – учитель музыки» – М, 1984.
5. Кривцун О.А. «Искусство и мир человека» – М., 1986.
6. Хижняк Ю.Н. «Как прекрасен этот мир» Просвещение, – М.,1986
7.Цыпин Г.М. «Психология музыкальной деятельности». – М., 2003.