Формирование гражданской идентичности средствами дополнительного образования.
Оценка 4.8
Научные работы
docx
музыка +1
Взрослым
29.03.2018
В числе современных приоритетов отечественной системы образования ведущую позицию занимает ориентация на «рост человеческого капитала», предполагающая повышенное внимание к личностному развитию подрастающего поколения. В исследованиях российских ученых звучит вопрос: «Нужно ли формировать в системе российского образования специальную практику выращивания (российской) гражданской идентичности».
Федеральный государственный стандарт нового поколения определяет ценностные ориентиры системы образования:
-гражданская идентичность как ключевой компонент российской идентичности;
-идеалы ценностей гражданского общества, в том числе ценности человеческой жизни и семейные ценности, трудовая этика;
-патриотизм, основанный на принципах гражданской ответственности и диалоге культур;
-ценности личностной, социальной и государственной безопасности.
Современная система дополнительного образования детей характеризуется актуализацией проблемы создания особых психолого-педагогических условий и может внести посильный вклад в формирование гражданской (российской) идентичности у детей. В Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р, указывается о необходимости укрепления социальной стабильности общества за счет сформированных в системе дополнительного образования ценностей и компетенций, механизмов межпоколенческой и межкультурной коммуникации.
В процессе продолжительной трансформации российского общества в 90-е годы были утрачены основные нравственные ценности, позволяющие успешно воспитывать подрастающее поколение. Возвращение к идее духовно-нравственного развития и формирования гражданской идентичности продиктовано потребностью воспитания поколения, способного развивать российское общество.
Цель формирования гражданской идентичности в системе дополнительного образования – создание условий для формирования значимых морально-психологических качеств и установок обучающихся, готовности их к активному проявлению в различных сферах жизни российского общества.
На протяжении всей истории сфера духовной жизни и духовной культуры человека рассматривалась как непреходящая ценность, служащая развитию человеческого в человеке, аккумулирующая многовековой опыт, через освоение и умножение которого выявлялся смысл человеческой жизни. В овладении богатством духовной культуры виделось необходимое условие формирования целостной личности, достижения гармонии индивидуального и общественного, устранения всевозможных конфликтов и противоречий. Формирование ценностей духовной культуры, осознание новых идей, взглядов, теорий, принципов помогало индивиду вырабатывать все большее богатство отношений к внешнему миру и к самому себе, возвышать свои потребности, делать их истинно человеческими.
Формирование гражданской идентичности средствами дополнительного образования.docx
«Формирование гражданской идентичности
средствами дополнительного образования. Музыка –
инструментальное исполнительство».
В числе современных приоритетов отечественной системы образования
ведущую позицию занимает ориентация на «рост человеческого капитала», предполагающая повышенное внимание к личностному развитию подрастающего
поколения. В исследованиях российских ученых звучит вопрос: «Нужно ли
формировать в системе российского образования специальную практику
выращивания (российской) гражданской идентичности».
Федеральный государственный стандарт нового поколения определяет
ценностные ориентиры системы образования:
гражданская идентичность как ключевой компонент российской
идентичности;
идеалы ценностей гражданского общества, в том числе ценности
человеческой жизни и семейные ценности, трудовая этика;
патриотизм, основанный на принципах гражданской ответственности и
диалоге культур;
ценности личностной, социальной и государственной безопасности.
Современная система
дополнительного образования детей
характеризуется актуализацией проблемы создания особых психолого
педагогических условий и может внести посильный вклад в формирование
гражданской (российской) идентичности у детей.
В Концепции развития
дополнительного образования детей,
утвержденной распоряжением
Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726р,
указывается о необходимости укрепления социальной стабильности общества
за счет сформированных в системе дополнительного образования ценностей и
компетенций, механизмов межпоколенческой и межкультурной коммуникации.
В процессе продолжительной трансформации российского общества в 90
е годы были утрачены основные нравственные ценности, позволяющие успешно
воспитывать подрастающее поколение. Возвращение к идее духовно
нравственного развития и формирования гражданской идентичности
продиктовано потребностью воспитания поколения, способного развивать
российское общество.
Цель
формирования гражданской идентичности в системе
дополнительного образования – создание условий для формирования значимых моральнопсихологических качеств и установок обучающихся, готовности их к
активному проявлению в различных сферах жизни российского общества.
На протяжении всей истории сфера духовной жизни и духовной культуры
человека рассматривалась как непреходящая ценность, служащая развитию
человеческого в человеке, аккумулирующая многовековой опыт, через освоение
и умножение которого выявлялся смысл человеческой жизни. В овладении
богатством духовной культуры виделось необходимое условие формирования
целостной личности, достижения гармонии индивидуального и общественного,
устранения всевозможных конфликтов и противоречий. Формирование
ценностей духовной культуры, осознание новых идей, взглядов, теорий,
принципов помогало индивиду вырабатывать все большее богатство отношений
к внешнему миру и к самому себе, возвышать свои потребности, делать их
истинно человеческими.
Духовнонравственное развитие и воспитание личности, формирование
гражданской идентичности обучающихся – две взаимозависимые проблемы.
Ожидаемый результат формирования гражданской идентичности: у
обучающихся будут сформированы важнейшие социально значимые качества:
гражданская зрелость, ответственность, чувство долга, любовь к Отечеству,
верность традициям, стремление к сохранению и преумножению исторических и
культурных ценностей.
Область «искусство»,
являющаяся одной из составляющих
дополнительного образования, играет большую роль в становлении гражданской
идентичности. Это воспитание души ребенка средствами искусства, музыкой в
частности, воздействие на процесс становления его нравственных качеств,
нравственных идеалов, приобщения к ценностям мировой художественной
культуры.
Музыка… Что она такое? В чем ее сила? Задумываться
над этим люди начали очень давно. «Все музыкальные звуки
идут от человеческого сердца; музыка связана с отношением
человека к человеку… Поэтому нужно разобраться в голосах, чтобы понимать музыкальные звуки, нужно разбираться в
музыкальных звуках, чтобы понимать музыку». Обращение
музыки непосредственно к миру чувств, эмоций отмечалось во
все времена – от эпохи Аристотеля до наших дней. Но есть у
искусства и свой особый «предмет», своя «излюбленная тема»:
это – человек. Все богатство его духовного мира, его
разносторонние связи с действительностью, беспредельную
широту возможностей раскрывает искусство в мире,
созидаемым художником. Никакое другое искусство не вторгается с
такой властной силой в эмоциональный мир человека, как это доступно музыке.
В самом своем содержании музыка способна воплощать тот или иной идейный
смысл, высокие нравственные идеалы. Воздействуя на человека, она с особенной
силой пробуждает в нем все хорошее, делает его чище.
Если мы попробуем взглянуть на музыку в связи с проблемами нашей
жизни – социальными, психологическим, духовными, творческими, проблемами
общения семьи и здоровья, то и здесь значение музыки будет огромно. Решение
всякой жизненной проблемы требует развитой эмоциональной сферы, культуры
чувств, а ничто так не способствует этому развитию, как музыка.
Творить, любить людей, цветы, солнце – как это здорово. Думать, узнавать
и познавать мир – всему этому нужно научиться в детстве. Как важно не
пропустить это время! Все это как нельзя более остро понимаем мы, педагоги
дополнительного образования.
Первоочередная задача педагога дополнительного образования в области
«искусство» как наиболее гибкой и подвижной дисциплине в освоении
социокультурных компетенций школьника – это донести до школьников
нравственное восприятие,
его
духовное созерцание произведения,
прочувствование и эмоциональная реакция на него.
Острота детского восприятия мира и глубин душевных переживаний
является духовным богатством ребенка. Может быть поэтому П.Флоренский
писал, что секрет гениальности – в сохранении детства на всю жизнь. Схожие для всех детей события или явления имеют различное для каждого
эмоциональное наполнение, и в музыке ребенок прочувствует и выразит свое,
личное переживание, тот значимый смысл, который оно для него приобрело.
Взяв в руки музыкальный инструмент, ребенок исследует его, придумывая на
инструменте несложные импровизации, он начинает испытывать потребность к
творческой деятельности. Воздействие инструментальной музыки обыкновенно
связывается с переживанием нравственной стороны ее содержания, которая
конкретизируется названием произведения, особенностями создания и
бытования, созвучностью идей настоящему времени.
Огромное значение следует придавать исполнительскому репертуару, т.к.
он является одним из основных механизмов, влияющих на формирование
общечеловеческих ценностей. И здесь народная музыка занимает достойное
место. Сейчас, когда каждая народность старается показать свою значимость,
порою за счет принижения другой, особенно важно и своевременно подчеркнуть
насколько благотворно влияло русское музыкальное творчество
на
формирование и становление музыкального искусства других народов,
насколько велико значение русского народного музыкального творчества в
формировании гражданской идентичности. С незапамятных времён народ
складывает свои песни, в которых отражает переживания, чувства, мечты.
Потребность излить свои чувства и мысли в песне – свидетельство большого
духовного богатства и талантливости народа. Народная песня – душа нации. В
ней наша история, наши вековые традиции. Через исполнение обработок русских
народных песен воспитывать у детей любовь к Родине, родному краю, природе,
чувствовать её, соприкасаться с ней, эмоционально переживать. Знакомство с
традициями и историей народной музыки обуславливает творческий,
познавательный, духовнонравственный и увлекательный характер процесса
музыкального развития детей и его результативность.
Развитие духовного потенциала и гражданской идентичности на занятиях
последовательно. Детям младших
нужно осуществлять целенаправленно,
классов близко чувство добра, вера в добро – это характеризует их отношение к людям, ко всем явлениям жизни. Дети чувствуют красоту звучания незатейливой
русской народной песни «Во поле береза стояла», вызывает свое отношение к
печальной судьбе бродячего музыканта и трогательной дружбе его с маленьким
зверьком «Сурок» Л.Бетховена. Они испытывают жалость, исполняя нежную и
грустную «Перепелочку». Для более старших воспитанников подбирать
репертуар, который формирует понятие о героизме в различных жизненных
проявлениях. Дети переживают великий подвиг Ивана Сусанина, узнают радость
преодоления трудностей во имя достижения высокой цели (И.О. Дунаевский
«Увертюра к кинофильму «Дети капитана Гранта»). Переживание соучастия
рождает и закрепляет очень ценную способность – живой и активной
отзывчивости. Это повышает нравственный потенциал личности, воспитывает
эмоционально – эстетическую способность перевоплощения, помогает ребенку
хотя бы на миг почувствовать себя волевым, сильным человеком, т.е.
«возвышение человеческой души». Исполнение русской классической музыки
вносит неоценимый вклад в воспитание патриотической личности. Музыкальные
произведения композиторов Глинки, Бородина, Мусоргского посвященные
Родине, Отечеству, родному краю, способны вызвать светлую радость, восторг,
гордость, глубокое чувство любви к ее красоте и величию. Музыка П.И.
Чайковского легко воспринимается и запоминается – все его произведения
высоко – духовного содержания, раскрывающие перед ребенком мир
прекрасного, нравственного. Через данные музыкальные произведения дети как
бы лично соприкасаются с событиями прошлого, участвуют в боях за свободу
Родины, становятся сопричастными культурным и научным достижениям своих
соотечественников. Тем самым они компенсируют недостаточность своего
жизненного опыта, расширяют исторический кругозор, вырабатывают чувство
ответственности за то, что завоевано прежним поколением.
Большую роль в достижении восприятия музыкальных произведений
играет атмосфера творческой раскрепощенности, заинтересованности, которая
влечет за собой большую глубину и насыщенность эмоциональных реакций
детей. Они убеждаются, что музыка требует от человека такого же внимания к себе, умения думать, как конкретные науки. Настоящее, прочувствованное и
продуманное восприятие музыки – одна из самых активных форм приобщения к
музыке, потому что при этом активизируется внутренний, духовный мир
ребенка, его чувства и мысли.
Поэтому прослушивание, исполнение инструментальных произведений это
не только воспитание музыкальной культуры, привитие интереса к искусству,
но и формирование гражданской идентичности и духовно – нравственных
качеств личности. Именно к этому и должен стремиться педагог
дополнительного образования.
Таким образом,
музыка – инструментальное исполнительство
воздействует на внутренний мир школьника, способствует его личностному
формирует гражданскую идентичность,
развитию,
поскольку обеспечивает
понимание искусства как средства общения между людьми. В нем раскрываются
наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка «вечные
темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство,
защита Отечества и другие, запечатленные в художественных образах. На основе
освоения обучающимися мира искусства в сфере личностных действий
формируются эстетические и ценностно смысловые ориентации учащихся,
создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения,
жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении.
Итак,
возвращение к идее духовнонравственного развития и
формирования гражданской идентичности продиктовано потребностью
воспитания поколения, способного развивать российское общество и
поддерживать российскую государственность, обеспечивая ее будущее.
«От того, как мы воспитаем молодёжь, зависит то, сможет ли Россия
сберечь и приумножить саму себя. Сможет ли она быть современной,
перспективной, эффективно развивающейся, но в то же время сможет ли не
растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность в очень непростой
современной обстановке» (Речь В.В. Путина на Встрече с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодежи. 12
сентября 2012 г. Краснодар).
Список литературы: 1.Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования.
2. Концепция развития дополнительного образования детей от 24 апреля
2015 г. № 729-р
3.Журнал «Искусство в школе» Вып. №6, 1999., № 4,5, 2000, №6 2001.
4. Арчажникова Л.Г. «Профессия – учитель музыки» – М, 1984.
5. Кривцун О.А. «Искусство и мир человека» – М., 1986.
6. Хижняк Ю.Н. «Как прекрасен этот мир» Просвещение, – М.,1986
7.Цыпин Г.М. «Психология музыкальной деятельности». – М., 2003.
Формирование гражданской идентичности средствами дополнительного образования.
Формирование гражданской идентичности средствами дополнительного образования.
Формирование гражданской идентичности средствами дополнительного образования.
Формирование гражданской идентичности средствами дополнительного образования.
Формирование гражданской идентичности средствами дополнительного образования.
Формирование гражданской идентичности средствами дополнительного образования.
Формирование гражданской идентичности средствами дополнительного образования.
Формирование гражданской идентичности средствами дополнительного образования.
Формирование гражданской идентичности средствами дополнительного образования.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.