Формирование гражданской идентичности средствами дополнительного образования.

  • Научные работы
  • docx
  • 29.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В числе современных приоритетов отечественной системы образования ведущую позицию занимает ориентация на «рост человеческого капитала», предполагающая повышенное внимание к личностному развитию подрастающего поколения. В исследованиях российских ученых звучит вопрос: «Нужно ли формировать в системе российского образования специальную практику выращивания (российской) гражданской идентичности». Федеральный государственный стандарт нового поколения определяет ценностные ориентиры системы образования: -гражданская идентичность как ключевой компонент российской идентичности; -идеалы ценностей гражданского общества, в том числе ценности человеческой жизни и семейные ценности, трудовая этика; -патриотизм, основанный на принципах гражданской ответственности и диалоге культур; -ценности личностной, социальной и государственной безопасности. Современная система дополнительного образования детей характеризуется актуализацией проблемы создания особых психолого-педагогических условий и может внести посильный вклад в формирование гражданской (российской) идентичности у детей. В Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р, указывается о необходимости укрепления социальной стабильности общества за счет сформированных в системе дополнительного образования ценностей и компетенций, механизмов межпоколенческой и межкультурной коммуникации. В процессе продолжительной трансформации российского общества в 90-е годы были утрачены основные нравственные ценности, позволяющие успешно воспитывать подрастающее поколение. Возвращение к идее духовно-нравственного развития и формирования гражданской идентичности продиктовано потребностью воспитания поколения, способного развивать российское общество. Цель формирования гражданской идентичности в системе дополнительного образования – создание условий для формирования значимых морально-психологических качеств и установок обучающихся, готовности их к активному проявлению в различных сферах жизни российского общества. На протяжении всей истории сфера духовной жизни и духовной культуры человека рассматривалась как непреходящая ценность, служащая развитию человеческого в человеке, аккумулирующая многовековой опыт, через освоение и умножение которого выявлялся смысл человеческой жизни. В овладении богатством духовной культуры виделось необходимое условие формирования целостной личности, достижения гармонии индивидуального и общественного, устранения всевозможных конфликтов и противоречий. Формирование ценностей духовной культуры, осознание новых идей, взглядов, теорий, принципов помогало индивиду вырабатывать все большее богатство отношений к внешнему миру и к самому себе, возвышать свои потребности, делать их истинно человеческими.
Иконка файла материала Формирование гражданской идентичности средствами дополнительного образования.docx
«Формирование гражданской идентичности средствами дополнительного образования. Музыка – инструментальное  исполнительство».                                                      В   числе   современных   приоритетов   отечественной   системы   образования ведущую   позицию   занимает   ориентация   на   «рост   человеческого   капитала»,предполагающая повышенное внимание к личностному развитию подрастающего поколения.   В   исследованиях   российских   ученых   звучит   вопрос:   «Нужно   ли формировать   в   системе   российского   образования   специальную   практику выращивания (российской) гражданской идентичности».  Федеральный   государственный   стандарт   нового   поколения   определяет ценностные ориентиры системы образования:   ­гражданская   идентичность   как   ключевой   компонент   российской идентичности;  ­идеалы   ценностей   гражданского   общества,   в   том   числе   ценности человеческой жизни и семейные ценности, трудовая этика; ­патриотизм,   основанный   на   принципах   гражданской   ответственности   и диалоге культур;  ­ценности личностной, социальной и государственной безопасности.  Современная   система   дополнительного   образования   детей характеризуется   актуализацией   проблемы   создания   особых   психолого­ педагогических   условий   и   может   внести посильный   вклад   в   формирование гражданской   (российской)   идентичности   у   детей.     В   Концепции   развития дополнительного   образования   детей,   утвержденной   распоряжением Правительства   Российской   Федерации   от   4   сентября   2014   г.   №   1726­р, указывается  о  необходимости   укрепления социальной стабильности общества за счет сформированных в системе дополнительного образования ценностей и компетенций, механизмов межпоколенческой и межкультурной коммуникации.   В процессе продолжительной трансформации российского общества в 90­ е годы были утрачены основные нравственные ценности, позволяющие успешно воспитывать   подрастающее   поколение.   Возвращение   к   идее   духовно­ нравственного   развития   и   формирования   гражданской   идентичности продиктовано   потребностью   воспитания   поколения,   способного   развивать российское общество.   Цель  формирования   гражданской   идентичности   в   системе дополнительного образования – создание условий для формирования значимыхморально­психологических качеств и установок обучающихся, готовности их к активному проявлению в различных сферах жизни российского общества. На протяжении всей истории сфера духовной жизни и духовной культуры человека   рассматривалась   как   непреходящая   ценность,   служащая   развитию человеческого в человеке, аккумулирующая многовековой опыт, через освоение и   умножение   которого   выявлялся   смысл   человеческой   жизни.   В   овладении богатством духовной культуры виделось необходимое условие формирования целостной личности, достижения гармонии индивидуального и общественного, устранения   всевозможных   конфликтов   и   противоречий.   Формирование ценностей   духовной   культуры,   осознание   новых   идей,   взглядов,   теорий, принципов помогало индивиду вырабатывать все большее богатство отношений к   внешнему   миру   и   к   самому   себе,   возвышать   свои   потребности,   делать   их истинно человеческими.     Духовно­нравственное развитие и воспитание личности, формирование гражданской идентичности обучающихся – две взаимозависимые проблемы.  Ожидаемый   результат   формирования   гражданской   идентичности:   у обучающихся   будут   сформированы   важнейшие   социально  значимые   качества: гражданская   зрелость,   ответственность,   чувство   долга,   любовь   к   Отечеству, верность традициям, стремление к сохранению и преумножению исторических и культурных ценностей. Область   «искусство»,   являющаяся   одной   из   составляющих дополнительного  образования, играет большую роль в становлении гражданской идентичности. Это воспитание души ребенка средствами искусства, музыкой в частности,   воздействие   на   процесс   становления   его   нравственных   качеств, нравственных   идеалов,   приобщения   к   ценностям   мировой   художественной культуры. Музыка… Что она такое? В чем ее сила? Задумываться над этим люди начали очень давно. «Все музыкальные звуки идут от человеческого сердца; музыка связана с отношением человека к человеку… Поэтому нужно разобраться в голосах,чтобы понимать музыкальные звуки, нужно разбираться в музыкальных звуках, чтобы понимать музыку». Обращение музыки непосредственно к миру чувств, эмоций отмечалось во все времена – от эпохи Аристотеля до наших дней. Но есть у искусства и свой особый «предмет», своя «излюбленная тема»: это – человек. Все богатство его духовного мира, его разносторонние связи с действительностью, беспредельную широту возможностей раскрывает искусство в мире, созидаемым художником. Никакое   другое   искусство   не   вторгается   с такой властной силой в эмоциональный мир человека, как это доступно музыке. В самом своем содержании музыка способна воплощать тот или иной идейный смысл, высокие нравственные идеалы. Воздействуя на человека, она с особенной силой пробуждает в нем все хорошее, делает его чище. Если мы попробуем взглянуть на музыку в связи с проблемами нашей жизни – социальными, психологическим, духовными, творческими, проблемами общения семьи и здоровья, то и здесь значение музыки будет огромно. Решение всякой жизненной проблемы требует развитой эмоциональной сферы, культуры чувств, а ничто так не способствует этому развитию, как музыка. Творить, любить людей, цветы, солнце – как это здорово. Думать, узнавать и   познавать   мир   –   всему   этому   нужно   научиться   в   детстве.   Как   важно   не пропустить это время! Все это как нельзя более остро понимаем мы, педагоги дополнительного образования.  Первоочередная задача педагога дополнительного образования  в области «искусство»  как   наиболее   гибкой   и   подвижной   дисциплине   в   освоении социокультурных   компетенций   школьника  –   это   донести   до   школьников нравственное   восприятие,   его   духовное   созерцание   произведения, прочувствование и эмоциональная реакция на него.  Острота   детского   восприятия   мира   и   глубин   душевных   переживаний является   духовным  богатством  ребенка.  Может  быть  поэтому  П.Флоренский писал, что секрет гениальности – в сохранении детства на всю жизнь. Схожиедля   всех   детей   события   или   явления   имеют   различное   для   каждого эмоциональное наполнение, и в музыке ребенок   прочувствует и выразит  свое, личное переживание, тот значимый  смысл, который оно для него приобрело. Взяв в руки музыкальный инструмент, ребенок исследует его, придумывая на инструменте несложные импровизации, он начинает испытывать потребность к творческой деятельности. Воздействие инструментальной музыки обыкновенно связывается   с   переживанием   нравственной   стороны   ее   содержания,   которая конкретизируется   названием   произведения,   особенностями   создания   и бытования, созвучностью идей настоящему времени.  Огромное значение следует придавать  исполнительскому репертуару, т.к. он   является   одним   из   основных   механизмов,   влияющих   на   формирование общечеловеческих   ценностей.  И   здесь     народная   музыка   занимает   достойное место. Сейчас, когда каждая народность старается показать свою значимость, порою за счет принижения другой, особенно важно и своевременно подчеркнуть насколько   благотворно   влияло   русское   музыкальное   творчество     на формирование   и   становление   музыкального   искусства   других   народов, насколько   велико   значение   русского   народного   музыкального   творчества   в формировании   гражданской   идентичности.  С   незапамятных   времён   народ складывает   свои   песни,   в   которых   отражает   переживания,   чувства,   мечты. Потребность излить свои чувства и мысли в песне – свидетельство большого духовного богатства и талантливости народа. Народная песня – душа нации. В ней наша история, наши вековые традиции. Через исполнение обработок русских народных песен воспитывать у детей любовь к Родине, родному краю, природе, чувствовать её, соприкасаться с ней, эмоционально переживать.    Знакомство с традициями   и   историей   народной   музыки   обуславливает   творческий, познавательный,   духовно­нравственный   и   увлекательный   характер   процесса музыкального развития детей и его результативность.   Развитие духовного потенциала и гражданской идентичности на занятиях   последовательно.   Детям   младших нужно   осуществлять   целенаправленно,   классов близко чувство добра, вера в добро – это характеризует их отношение клюдям, ко всем явлениям жизни. Дети чувствуют красоту звучания незатейливой русской народной песни «Во поле береза стояла», вызывает свое отношение к печальной судьбе бродячего музыканта и трогательной дружбе его с маленьким зверьком «Сурок» Л.Бетховена. Они испытывают жалость, исполняя нежную и грустную   «Перепелочку».   Для   более   старших   воспитанников   подбирать репертуар,   который   формирует   понятие   о   героизме   в   различных   жизненных проявлениях. Дети переживают великий подвиг Ивана Сусанина, узнают радость преодоления трудностей во имя достижения высокой цели (И.О. Дунаевский «Увертюра   к   кинофильму   «Дети   капитана   Гранта»).   Переживание   соучастия рождает   и   закрепляет   очень   ценную   способность   –   живой     и   активной отзывчивости.   Это   повышает   нравственный   потенциал   личности,  воспитывает эмоционально – эстетическую способность перевоплощения, помогает ребенку хотя   бы   на   миг   почувствовать   себя   волевым,   сильным   человеком,   т.е. «возвышение человеческой души».      Исполнение русской классической музыки вносит неоценимый вклад в воспитание патриотической личности. Музыкальные произведения     композиторов   Глинки,   Бородина,   Мусоргского   посвященные Родине, Отечеству, родному краю, способны вызвать светлую радость, восторг, гордость,   глубокое   чувство   любви   к   ее   красоте   и   величию.   Музыка   П.И. Чайковского   легко   воспринимается   и   запоминается   –   все   его   произведения высоко   –   духовного   содержания,   раскрывающие   перед   ребенком   мир прекрасного, нравственного. Через данные музыкальные произведения дети как бы лично соприкасаются с событиями прошлого, участвуют в боях за свободу Родины, становятся сопричастными культурным и научным достижениям своих соотечественников.   Тем   самым   они   компенсируют   недостаточность   своего жизненного опыта, расширяют исторический кругозор, вырабатывают чувство ответственности за то, что завоевано прежним поколением. Большую   роль   в   достижении   восприятия   музыкальных   произведений играет атмосфера творческой раскрепощенности, заинтересованности, которая влечет   за   собой   большую   глубину   и   насыщенность   эмоциональных   реакций детей. Они убеждаются, что музыка требует от человека такого же внимания ксебе, умения думать, как конкретные науки. Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки – одна из самых активных форм приобщения к музыке,   потому   что   при   этом   активизируется   внутренний,   духовный   мир ребенка, его чувства и мысли. Поэтому прослушивание, исполнение инструментальных произведений это не только воспитание музыкальной культуры,   привитие интереса к искусству, но   и   формирование   гражданской   идентичности   и   духовно   –   нравственных качеств   личности.   Именно   к   этому   и   должен   стремиться   педагог дополнительного образования.  Таким   образом,   музыка   –   инструментальное   исполнительство воздействует   на   внутренний   мир   школьника,   способствует   его   личностному  формирует   гражданскую   идентичность, развитию,  поскольку   обеспечивает понимание искусства как средства общения между людьми. В нем раскрываются наиболее   значимые   для   формирования   личностных   качеств   ребенка   «вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и другие, запечатленные в художественных образах. На основе освоения   обучающимися   мира   искусства   в   сфере   личностных   действий формируются   эстетические   и   ценностно  ­  смысловые   ориентации   учащихся, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении.  Итак,     возвращение   к   идее   духовно­нравственного   развития   и формирования   гражданской   идентичности   продиктовано   потребностью воспитания   поколения,   способного   развивать   российское   общество   и поддерживать российскую государственность, обеспечивая ее будущее.   «От того, как мы воспитаем молодёжь, зависит то, сможет ли Россия сберечь   и   приумножить   саму   себя.   Сможет   ли   она   быть   современной, перспективной, эффективно развивающейся, но в то же время сможет ли не растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность в очень непростой современной   обстановке»   (Речь   В.В.   Путина   на   Встрече   с   представителямиобщественности   по   вопросам   патриотического   воспитания   молодежи.   12 сентября 2012 г. Краснодар). Список литературы:1.Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. 2.  Концепция   развития   дополнительного   образования   детей  от 24 апреля 2015 г. № 729-р 3.Журнал «Искусство в школе» ­ Вып. №6, 1999.,  № 4,5, 2000, №6 2001. 4. Арчажникова Л.Г. «Профессия – учитель музыки» – М, 1984. 5. Кривцун О.А. «Искусство и мир человека» –  М., 1986. 6. Хижняк Ю.Н. «Как прекрасен этот мир» Просвещение, – М.,1986 7.Цыпин Г.М. «Психология музыкальной деятельности». – М., 2003.

Посмотрите также