«Специфика работы концертмейстера-баяниста и его роль во взаимодействии с детьми»
Оценка 4.7
Педсоветы
docx
музыка +1
Взрослым
18.09.2019
В статье рассказывается о работе концертмейстера-баяниста в работе с детским фольклорным ансамблем. Материал подготовлен с учетом опыта работы концертмейстера с данным ансамблем (более 3-х лет). Содержит в себе характеристику работы с вокалистами ансамбля, особенностей подбора аккомпанемента народной песни и роли концертмейстера во взаимодействии с детьми в ансамбле на уроках.
публикация на сайт.docx
МБУ ДО «Майнская детская школа искусств им. В.Н. Кашперова»
«Специфика работы концертмейстерабаяниста и его роль во
взаимодействии с детьми» (из опыта работы с детским фольклорным
ансамблем)
Автор: Ровенский Павел Николаевич р.п. Майна
2019 год
В век инноваций, когда компьютер и ITтехнологии стали
основополагающими жизненными факторами, когда компьютером и
всевозможными гаджетами владеет каждый ребёнок, каждый начинает
понимать, что мы теряем чтото очень важное. Самая высокая техника
никогда не сможет заменить прелести звучания живого исполнения,
непосредственного присутствия при рождении музыкальных звуков,
возможности наблюдать, как эти звуки складываются в музыку. С этой точки
зрения, начинает настораживать обилие всевозможных фонограмм, в больших
концертах разного уровня, более того, и в конкурсных выступлениях солистов
«народников».
В настоящее время в области народно музыкального искусства
успешно работают тысячи специалистов, концертмейстеры в том числе.
Концертмейстер в музыкальной школе нужен буквально везде: и в классе по
всем специальностям, и в хоровом коллективе, и в хореографии. Солист и
баянист в художественном смысле являются целостным музыкальным
организмом. Концертмейстерское искусство требует высокого музыкального
мастерства, художественной культуры и особого призвания, а с другой
стороны это одна из тех профессий, где обязанности и способы действий не
прописаны чётко, оставляя за специалистом право их широкого выбора.
В работе с фольклорным ансамблем концертмейстеру необходимы:
психологическая настройка дружественности, эмпатии, внимания к детям.
Так называемое «аккомпаниаторское чутьё», это не просто синхронно и
динамически следовать за ансамблем или солистом, но способность
почувствовать и выразить музыкальный замысел исполняемого произведения.
Концертмейстер в своей работе обязан учитывать индивидуальные вокальные
данные обучающихся, возрастную группу, и соответственно этому
регулировать весь динамический план.
Но, между сольным, оркестровым исполнительством и трудом
концертмейстера существуют и существенные различи. Воплощение
композиторского замысла в реальном звучании инструмента это самая
важная, ответственная и трудная проблема для любого музыканта.
Одна из главных особенностей творчества концертмейстера
воплощение не единоличное, а в союзе: руководитель – ансамбль (солист)
концертмейстер. Наравне с руководителем, концертмейстер проникается его
творческими, художественными замыслами, концертмейстер, используя
средства музыкальной выразительности, добивается решения той или иной
творческой задачи. В работе с народным ансамблем концертмейстеру нередко приходится создавать народную обработку произведения, импровизировать,
знать и воспроизводить подлинные этнографические музыкальные напевы,
быть всегда мобилизованным и быстрее всех реагировать на всевозможные
«внезапные ситуации». Концертмейстер должен уметь по необходимости
сменить тональность, подхватить коллектив с любого фрагмента песни,
напомнить детям слова на сцене, если они их забыли.
Специфика работы концертмейстера с вокалистами в классе и
концертной деятельности.
Творческая деятельность концертмейстера включает в себя две
составляющие: рабочий процесс и концертное исполнение.
Рабочий процесс делится на 4 этапа:
1) – работа над произведением в целом: создание целостного
музыкального образа как воображаемые наброски того, что предстоит
исполнить.
2) – индивидуальная
партией
аккомпанемента, включающая: разучивание партии, отработку трудностей,
применение различных технических приёмов, правильное исполнение
мелизмов, выразительность динамики и т.п.
работа
над
3) – работа с солистом – предполагает безупречное владение баянной
партией, совмещение музыкальноисполнительских действий, знание партии
партнёра.
4) – рабочее
(репетиционное)
исполнение произведения
целиком: создание музыкального исполнительского образа.
Прежде всего, концертмейстер должен осознать, что он является
посредником между педагогомвокалистом и обучающимся и не имеет права
вмешиваться в сугубо вокальные, так сказать, «узко технологические»
вопросы.
У концертмейстера при работе с вокальным классом
вырабатывается так называемый вокальный слух. Концертмейстер должен
фиксировать различные параметры вокальной партии: манеру подачи звука,
моменты звуковысотности – в одном случае; внимание к ритму, поэтическому
тексту артикуляции и дикции вокалиста – в другом случае.
Проводя занятие в классе, концертмейстер не только готовит
обучающегося к будущему выступлению, но и сам тщательно работает над
своей партией, ибо в момент выступления на эстраде (или экзамене) он
является творческим партнёром солиста.
Ещё более сложные задачи встают перед слухом концертмейстера тогда,
когда ему приходится работать над разучиванием фольклорного ансамбля.
Хорошее знание партий каждого голоса, создание ясного слухового
представления общего звучания всех голосов требуют от баяниста тщательной
тренировки и укрепления внутренних слуховых представлений. В работе с фольклорной группой на концертмейстере лежит
обязанность не только установления ансамбля, но и помощи певцам в
изучении ими своей партии, в достижении точной интонации, в правильном
формировании фразы, в наиболее выразительной передаче слов текста через
интонации композитора.
Создавая вместе с фольклорной группой исполнительскую форму,
концертмейстер наравне с исполнителями должен проникать в драматургию
поэтического текста, находить его певческое выражение. Основной
художественной целью аккомпанирования является достижение общего
ансамбля. Хороший ансамбль обусловливается единством художественных
намерений солиста, фольклорной группы, баяниста.
Особенности подбора аккомпанемента народной песни.
Аккомпанемент на баяне отличается от аккомпанемента на других
музыкальных инструментах. Нужно добавлять больше звуков, вариаций,
создавать иллюзию других музыкальных инструментов посредством
различных приёмов игры на инструменте.
При подборе аккомпанемента в детском фольклорном ансамбле
концертмейстеру необходимо учитывать возрастные особенности певцов.
Самым маленьким участникам ансамбля (68 лет) развитый вариационный
аккомпанемент не подходит. Он будет скорее мешать сосредоточиться юным
исполнителям, отвлекать их от исполнения песни в общем, а также от точного
и чистого проведения мелодии. Второй и третий года обучения (911 лет) уже
позволяют опираться на использование интервальной фактуры проведения
основной мелодии (терция, секста, квинта), аккордового сопровождения, а
также можно использовать вариационный аккомпанемент.
В старших группах ансамбля нормой исполнения является двух и
трёхголосие в вокальной партии песен. Здесь можно использовать все виды
фактуры аккомпанемента, но несмотря на кажущую свободу аккомпанемент
нельзя чрезмерно насыщать пассажами, различными созвучиями.
Проявить свой профессионализм и мастерство как исполнитель
концертмейстер может в инструментальном вступлении к песне. Буквально за
несколько тактов вступления концертмейстер должен создать
художественный образ, настроение песни, нужный эмоциональный настрой
участников ансамбля, а также подготовить их к нужному темпу и динамике
исполняемой песни.
Роль концертмейстера – баяниста во взаимодействии с детьми.
Взаимодействие концертмейстера с детьми остаётся актуальным
аспектом в работе:
1. быть в постоянном контакте с детьми; 2. знать психологию ребёнка;
3. уметь предотвращать и исправлять ошибки детей.
Разберём каждый тезис отдельно.
1.Что значит «быть в постоянном контакте с детьми»? Это значит
помогать детям чувствовать темп, ритм – каждую особенность исполнения
музыкального произведения как на уроках, так и на концертах.
Понятно, что концертмейстербаянист не является солистом, но если
детям требуется помощь на сцене, а он сидит позади, то можно встать, не
прекращая играть, подойти к ним, подмигнуть, даже, запеть с какоголибо
места, если у них этого не получилось.
2. «Знать психологию ребёнка» очень важный аспект в работе
концертмейстера, особенно, когда поёт солист. Необходимо знать, что к
каждому ребёнку нужен индивидуальный подход, так как степень
одарённости у них разная, они поразному мыслят, слышат и чувствуют
музыку, вокальные данные у них тоже разные.
3.«Уметь предотвращать и исправлять ошибки детей». Концертмейстер
во время выступления должен быть выдерженным, внимательным, готовым к
какомулибо внезапному повороту событий, он должен уметь предвидеть
критическую ситуацию вперёд. Концертмейстер не имеет права на ошибку во
время концертного выступления, а если и имеет – то на такую ошибку,
которая не собьёт и не выведет из равновесия ансамбль, солиста.
Важно, чтобы каждый концертмейстер анализировал свою деятельность,
и деятельность других концертмейстеров.
Еще очень важное качество концертмейстера – не мешать ансамблю,
хору, солисту. Часто встречаются проблемы, связанные с тем, что
концертмейстер не соблюдает баланс между аккомпанементом и голосом,
перетягивает на себя обязанности лидера, а бывает и наоборот, когда
концертмейстер не даёт показать смысловое развитие произведение.
В процессе углубления работы над песней возникает всё большее
понимание образного содержания исполняемого. Активно совершенствуется
ансамблевая техника, концертмейстер должен не только свободно владеть
всеми исполнительскими средствами, присущими сольному музицированию,
но также сочетать индивидуальные приёмы игры с манерой исполнения песни.
В процессе работы над песней баянист должен найти тот темп, который
наиболее точно выражает характер художественного образа, ориентируясь, в
первую очередь, на указания руководителя ансамбля.
Заключение
Таким образом, концертмейстер в фольклорном ансамбле является
основообразующей фигурой коллектива, а в детском ансамбле эта роль
особенно важна. Концертмейстер должен уметь создавать народную
обработку, импровизировать, хорошо читать с листа ноты, знать и
воспроизводить подлинные фольклорные музыкальные мотивы. Быть всегда собранным, внимательным, ответственным, мобильным, быстрее всех
реагировать на разные «внезапные ситуации», которые могут произойти во
время выступлений. Например, умение своевременно сменить тональность во
время исполнения песни, напомнить детям слова, если вдруг они их забыли,
подхватить коллектив с любого фрагмента песни.
«Специфика работы концертмейстера-баяниста и его роль во взаимодействии с детьми»
«Специфика работы концертмейстера-баяниста и его роль во взаимодействии с детьми»
«Специфика работы концертмейстера-баяниста и его роль во взаимодействии с детьми»
«Специфика работы концертмейстера-баяниста и его роль во взаимодействии с детьми»
«Специфика работы концертмейстера-баяниста и его роль во взаимодействии с детьми»
«Специфика работы концертмейстера-баяниста и его роль во взаимодействии с детьми»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.