СПЕЦИФИКА РАБОТЫ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В КРУЖКАХ ХУДОЖЕСТВЕННОГО НАПРАВЛЕНИЯ
Оценка 4.6
Научные работы
doc
Междисциплинарный 3
Взрослым
07.05.2017
Для учеников-солистов пианист становится музыкальным наставников вместе с педагогом. Деятельность концертмейстера многопланова и она вовсе не ограничивается совместным с солистом успешным выступлением на сцене. Творческая и педагогическая деятельность пианиста раскрывается в тот момент, когда идёт разучивание нового репертуара, в этот период концертмейстер становится правой рукой педагога по специальности, творческим наставником, а также помощником для ученика-солиста.Какие же навыки и умения необходимы пианисту-концертмейстеру для успешной концертмейстерской деятельности? В чём специфика работы концертмейстера на разных этапах вокального кужка? Этим вопросам я решила посвятить свою работу.
Вот тот не полный перечень навыков, умений и творческих составляющих, которыми должен обладать концертмейстер. Прежде всего, он должен хорошо владеть инструментом, как в техническом, так и в музыкальном плане, обладать общей музыкальной одарённостью, хорошим музыкальным слухом, умением охватить образную музыкальную сущность и форму произведения, а так же иметь данные солиста: быть артистичным, уверенным в себе. Именно с таким напарником ученик-солист будет чувствовать на сцене помощь в игре и опору. Важны и такие стороны профессионализма, как умение концертмейстера подчиняться творческой воле солиста, даже вопреки своим амбициям, быстрота реакции на сцене во время исполнения, умение читать разную фактуру, выделяя главное, беглое чтение с листа, транспонирование, а так же общая музыкальная эрудиция.
Специфика работы концертмейстера в вокальном кружке,хореографии, с группой чтецов, с хором состоит в том, что ему приходится быть универсальным музыкантом. А это не всегда легко, т.к. способы аккомпанирования хору, ансамблю, солисту и т.д. совсем не схожи. По этой причине я часто сталкиваюсь с концертмейстерами, сделавшими свой выбор на одной определённой музыкальной направленности или группе инструментов В своём анализе я затронула лишь некоторые специфические стороны работы концертмейстера на разных кружках МОУ лицея «МОК№2» г.Джанкой.
СПЕЦИФИКА РАБОТЫ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА.doc
СПЕЦИФИКА РАБОТЫ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА
В КРУЖКАХ ХУДОЖЕСТВЕННОГО НАПРАВЛЕНИЯ
Из опыта работы
Гаврилович Елены Станиславовны
концертмейстера образцовой
шоугруппы «Поющие Звёзды»
МОУ лицей «МОК №2»
г. Джанкой
Республика Крым
Как в музыкальных школах, школах искусств, так и в обычных школах,
а также школах с эстетическим уклоном есть одна незаменимая профессия
концертмейстер.
Вокалисты, хореографы не обходятся без поддержки
фортепианной партии. Концертмейстер необходим на разных этапах работы
музыкантов от разучивания произведений в классе, до выступления перед
зрителями на сцене. Одновременно с учебными задачами, с которыми он
сталкивается во время учебного процесса, концертмейстер совместно с
педагогом приобщает ребёнка к миру прекрасного, помогает постигать
мировое музыкальное наследие. Однако при этом многие музыканты склонны
относиться к концертмейстерству «свысока», считая, что игра в тени солиста
не требует больших усилий и мастерства. Но это весьма ошибочная позиция.
Солист и пианист (концертмейстер) являются участниками целостного
музыкального организма, кроме того концертмейстерское искусство доступно
далеко не всем пианистам, т.к. оно требует высокого музыкального
мастерства, художественной культуры, профессиональных знаний и умений, а
так
призвания.
Для учениковсолистов пианист становится музыкальным наставников
вместе с педагогом. Деятельность концертмейстера многопланова и она вовсе
не ограничивается совместным с солистом успешным выступлением на сцене.
Творческая и педагогическая деятельность пианиста раскрывается в тот
момент, когда идёт разучивание нового репертуара, в этот период
концертмейстер становится правой рукой педагога по специальности,
творческим наставником, а также помощником для ученикасолиста.
особого
же
Какие же навыки и умения необходимы пианистуконцертмейстеру для
успешной концертмейстерской деятельности? В чём специфика работы
концертмейстера на разных этапах вокального кужка? Этим вопросам я
решила посвятить свою работу. Вот тот не полный перечень навыков, умений и творческих
составляющих, которыми должен обладать концертмейстер. Прежде всего, он
должен хорошо владеть инструментом, как в техническом, так и в
музыкальном плане, обладать общей музыкальной одарённостью, хорошим
музыкальным слухом, умением охватить образную музыкальную сущность и
форму произведения, а так же иметь данные солиста: быть артистичным,
уверенным в себе. Именно с таким напарником учениксолист будет
чувствовать на сцене помощь в игре и опору. Важны и такие стороны
профессионализма, как умение концертмейстера подчиняться творческой
воле солиста, даже вопреки своим амбициям, быстрота реакции на сцене во
время исполнения, умение читать разную фактуру, выделяя главное, беглое
чтение с листа, транспонирование, а так же общая музыкальная эрудиция.
Специфика работы концертмейстера в вокальном кружке,хореографии,
с группой чтецов, с хором состоит в том, что ему приходится быть
универсальным музыкантом.
А это не всегда легко, т.к. способы
аккомпанирования хору, ансамблю, солисту и т.д. совсем не схожи. По этой
причине я часто сталкиваюсь с концертмейстерами, сделавшими свой выбор
на одной определённой музыкальной направленности или группе
инструментов В своём анализе я затронула лишь некоторые специфические
стороны работы концертмейстера на разных кружках МОУ лицея «МОК№2»
г.Джанкой.
Работа с чтецами. Некоторые чтецы отличаются более сильным,
пронзительным голосом. Концертмейстеру необходимо учитывать эти
особенности при аккомпанементе. Особое внимание следует уделять
моментам взятия дыхания исполнителем, ауфтактам, точному ощущению
темпа. Необходимо прорабатывать и обговаривать с ребенком такие
особенности исполнения как распределение дыхания на фразу, а так же места
взятия дыхания. Так же от концертмейстера ансамбля чтецов требуется
свободное ориентирование в ансамбле, а так же быстрое схватывание и
запоминание всего произведения в целом и в деталях, ориентирование в
цифрах, знание способов сокращений, повторений, вступлений инструментов,
отсчёт пауз.
Работа с вокалистами. В обязанности пианистаконцертмейстера
вокального класса, помимо аккомпанирования певцам на концертах, входит
помощь учащимся в подготовке нового репертуара. Эта педагогическая
сторона концертмейстерской работы требует от пианиста, помимо
фортепианной подготовки и аккомпаниаторского опыта, ряда специфических
знаний и навыков, и в первую очередь умения корректировать певца, особенно
в отношении точности интонирования.
Работая с вокалистами,
концертмейстер должен вникнуть не только в музыкальный, но и в поэтический контекст произведения, т.к. эмоциональный строй, и образное
содержание вокального произведения раскрывается не только через музыку,
но и через поэтическую сторону. Разучивая с вокалистом произведение ,
концертмейстер следит за чёткостью дикции, правильного звуковысотного и
ритмического рисунка сольной партии, осмысленной фразировкой, и
правильной расстановкой дыхания. Так же концертмейстеру необходимо
учитывать тот факт, что от правильно найдено фортепианной звучности будет
зависеть звучание сольной партии. На грубый аккомпанемент солист почти
наверняка ответит форсированным звуком, и наоборот корректное, мягкое
исполнение фортепианной партии повлечёт за собой певучесть и правильное
звуковедение.
Работа с хором и хоровым ансамблем. Значительно отличается работа
концертмейстера с хором. Пианист должен уметь показать хоровую
партитуру на фортепиано, уметь задать коллективу тон, держать его в
темповом и ритмическом смысле, а так же понимать такие приемы, как
цепное дыхание, вибрато, выразительная дикция. Именно концертмейстер
помогает руководителю хора в распевании участников хора, а также
способствует формированию вокальнохоровых навыков, задавая четкий ритм
работы. В работе с хором пианист должен знать основы дирижёрской техники,
уметь играть « по руке» дирижёра, а так же вовремя трансформировать
звучание аккомпанемента в зависимости от дирижёрского жеста. Очень
важным навыком является умение совмещать вокальную и фортепианную
партию при разучивании произведения, а так же вовремя подхватить в
рисунке мелодии партию голоса, который по каким либо причинам
«потерялся» или звучит фальшиво. При всём при этом концертмейстер
должен следовать основным вокально хоровым законам: певучесть, плавное
голосоведение, исполнении штрихов, цезур для взятия дыхания и т.д. Многое
в хоровом репертуаре это переложения оркестровых или иных
произведений, которые не всегда удачны, поэтому весьма кстати умение
концертмейстера немного аранжировать аккомпанемент, исходя из логики и
возможностей исполнителей.
Работа концертмейстера в классе хореографии. Как известно искусство
танца без музыки существовать не может. Если с учениками солистами
педагог некоторое время может работать без концертмейстера, то в классе
хореографии такое совсем не допустимо. Под «раздватри» не согласится
работать ни один педагогхореограф. Функция и роль концертмейстера в
танцевальном классе сводится не только к следующему моменту умению
подбирать репертуар для поклонов, различных танцевальных движений,
экзерсисов, которые должны раскрывать содержание музыки, соответствовать
ей по композиции,
темпу и метроритму.
характеру,
динамике, Хачатурян, КараКараев,
задачей концертмейстера является
Концертмейстер должен сделать достоянием танцоров ту музыку, которую
создали великие композиторы: Глинка , Чайковский, Глазунов, Штраус,
Щедрин и другие. Таким
Глиэр, Прокофьев,
образом,
не только развитие
«музыкальности» танцевальных движений, но и общего эстетического вкуса
маленьких танцоров, а так же их музыкального кругозора. Так же в
обязанности концертмейстера хореографических классов входит постоянное
расширение музыкального багажа и знаний о природе танца, его характерных
особенностей, т. к. пианист работает с педагогами разных танцевальных
направлений – народной хореографии, классического и современного танца.
Концертмейстер обязан знать формы построения занятий, обязательных
импровизационных моментов, так же от концертмейстера требуется знание
хореографической терминологии (на французском языке).
Вот лишь некоторые специфические моменты работы в МОУ лицее
«МОК№2» города Джанкоя.
творчества
В заключение хотелось бы добавить, какова бы не была специфика
работы концертмейстера в различных кружках, нужно помнить, что для
настоящего
дружелюбия,
непринуждённости, взаимопонимания между педагогом, концертмейстером и
солистом (или коллективом). Важно чтобы концертмейстер был другом и
партнёром, т.к. только с позиции творческого подхода можно осуществить все
замыслы, иметь высокую результативность в исполнительской деятельности
учащихся разных отделений.
необходима
атмосфера
Работа концертмейстера порою остаётся незамеченной, но это не
уменьшает её значимости в мире музыки, за второплановостью роли
концертмейстера порою скрывается глобальный труд пианиста, который,
хотелось бы, был признан и оценён.
СПЕЦИФИКА РАБОТЫ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В КРУЖКАХ ХУДОЖЕСТВЕННОГО НАПРАВЛЕНИЯ
СПЕЦИФИКА РАБОТЫ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В КРУЖКАХ ХУДОЖЕСТВЕННОГО НАПРАВЛЕНИЯ
СПЕЦИФИКА РАБОТЫ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В КРУЖКАХ ХУДОЖЕСТВЕННОГО НАПРАВЛЕНИЯ
СПЕЦИФИКА РАБОТЫ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В КРУЖКАХ ХУДОЖЕСТВЕННОГО НАПРАВЛЕНИЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.