СПЕЦИФИКА РАБОТЫ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В КРУЖКАХ ХУДОЖЕСТВЕННОГО НАПРАВЛЕНИЯ
Оценка 4.6

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В КРУЖКАХ ХУДОЖЕСТВЕННОГО НАПРАВЛЕНИЯ

Оценка 4.6
Научные работы
doc
Междисциплинарный 3
Взрослым
07.05.2017
СПЕЦИФИКА РАБОТЫ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В КРУЖКАХ ХУДОЖЕСТВЕННОГО НАПРАВЛЕНИЯ
Для учеников-солистов пианист становится музыкальным наставников вместе с педагогом. Деятельность концертмейстера многопланова и она вовсе не ограничивается совместным с солистом успешным выступлением на сцене. Творческая и педагогическая деятельность пианиста раскрывается в тот момент, когда идёт разучивание нового репертуара, в этот период концертмейстер становится правой рукой педагога по специальности, творческим наставником, а также помощником для ученика-солиста.Какие же навыки и умения необходимы пианисту-концертмейстеру для успешной концертмейстерской деятельности? В чём специфика работы концертмейстера на разных этапах вокального кужка? Этим вопросам я решила посвятить свою работу. Вот тот не полный перечень навыков, умений и творческих составляющих, которыми должен обладать концертмейстер. Прежде всего, он должен хорошо владеть инструментом, как в техническом, так и в музыкальном плане, обладать общей музыкальной одарённостью, хорошим музыкальным слухом, умением охватить образную музыкальную сущность и форму произведения, а так же иметь данные солиста: быть артистичным, уверенным в себе. Именно с таким напарником ученик-солист будет чувствовать на сцене помощь в игре и опору. Важны и такие стороны профессионализма, как умение концертмейстера подчиняться творческой воле солиста, даже вопреки своим амбициям, быстрота реакции на сцене во время исполнения, умение читать разную фактуру, выделяя главное, беглое чтение с листа, транспонирование, а так же общая музыкальная эрудиция. Специфика работы концертмейстера в вокальном кружке,хореографии, с группой чтецов, с хором состоит в том, что ему приходится быть универсальным музыкантом. А это не всегда легко, т.к. способы аккомпанирования хору, ансамблю, солисту и т.д. совсем не схожи. По этой причине я часто сталкиваюсь с концертмейстерами, сделавшими свой выбор на одной определённой музыкальной направленности или группе инструментов В своём анализе я затронула лишь некоторые специфические стороны работы концертмейстера на разных кружках МОУ лицея «МОК№2» г.Джанкой.
СПЕЦИФИКА РАБОТЫ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА.doc
СПЕЦИФИКА РАБОТЫ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В КРУЖКАХ ХУДОЖЕСТВЕННОГО НАПРАВЛЕНИЯ Из опыта работы Гаврилович Елены Станиславовны концертмейстера образцовой  шоу­группы «Поющие Звёзды» МОУ лицей «МОК №2» г. Джанкой  Республика Крым Как в музыкальных школах, школах искусств, так  и в обычных школах, а также школах   с эстетическим уклоном есть одна незаменимая профессия ­ концертмейстер.  Вокалисты,   хореографы   не   обходятся   без   поддержки фортепианной партии. Концертмейстер необходим на разных этапах работы музыкантов ­ от разучивания произведений  в классе, до выступления перед зрителями   на   сцене.   Одновременно   с   учебными   задачами,   с   которыми   он сталкивается   во   время   учебного   процесса,   концертмейстер   совместно   с педагогом   приобщает   ребёнка   к   миру   прекрасного,   помогает   постигать мировое музыкальное наследие. Однако при этом многие музыканты склонны относиться к концертмейстерству «свысока», считая, что игра в тени солиста не требует больших усилий и мастерства. Но это весьма ошибочная позиция. Солист   и   пианист   (концертмейстер)   являются   участниками   целостного музыкального организма, кроме того концертмейстерское искусство доступно далеко   не   всем   пианистам,   т.к.   оно   требует   высокого   музыкального мастерства, художественной культуры, профессиональных знаний и умений, а так призвания.              Для учеников­солистов пианист становится музыкальным наставников вместе с педагогом. Деятельность концертмейстера многопланова  и она вовсе не ограничивается совместным  с солистом успешным выступлением на сцене. Творческая   и   педагогическая   деятельность   пианиста   раскрывается   в   тот момент,   когда   идёт   разучивание   нового   репертуара,   в   этот   период концертмейстер   становится   правой   рукой   педагога   по   специальности, творческим наставником, а также помощником для ученика­солиста. особого     же   Какие же навыки и умения необходимы пианисту­концертмейстеру для    успешной    концертмейстерской деятельности?    В    чём специфика работы   концертмейстера   на   разных этапах вокального кужка? Этим    вопросам я решила посвятить свою работу. Вот   тот   не   полный   перечень   навыков,   умений   и   творческих составляющих, которыми должен обладать концертмейстер. Прежде всего, он должен   хорошо   владеть  инструментом,   как   в   техническом,   так   и   в музыкальном   плане,   обладать   общей   музыкальной   одарённостью,   хорошим музыкальным слухом, умением охватить образную музыкальную сущность и форму   произведения,   а  так   же   иметь   данные   солиста:   быть   артистичным, уверенным   в   себе.   Именно   с   таким   напарником   ученик­солист   будет чувствовать   на   сцене   помощь   в   игре   и   опору.      Важны   и   такие   стороны профессионализма, как  умение концертмейстера      подчиняться творческой воле солиста, даже вопреки своим амбициям, быстрота реакции на сцене во время исполнения, умение читать разную фактуру, выделяя главное, беглое чтение с листа, транспонирование, а так же общая музыкальная эрудиция.   Специфика работы концертмейстера в вокальном кружке,хореографии, с   группой   чтецов,   с   хором  состоит   в   том,   что   ему   приходится   быть универсальным   музыкантом.   А   это   не   всегда   легко,   т.к.   способы аккомпанирования хору, ансамблю, солисту и т.д. совсем не схожи. По этой причине я часто сталкиваюсь с концертмейстерами, сделавшими свой выбор на   одной   определённой   музыкальной   направленности   или   группе инструментов  В своём анализе я затронула лишь некоторые специфические стороны работы концертмейстера на разных кружках МОУ лицея «МОК№2» г.Джанкой. Работа   с  чтецами.   Некоторые  чтецы  отличаются   более   сильным, пронзительным  голосом.   Концертмейстеру   необходимо   учитывать   эти особенности   при   аккомпанементе.   Особое   внимание   следует   уделять моментам   взятия   дыхания   исполнителем,   ауфтактам,   точному   ощущению темпа.   Необходимо   прорабатывать   и   обговаривать   с  ребенком  такие особенности исполнения как распределение дыхания на фразу, а так же места взятия   дыхания.   Так   же   от   концертмейстера  ансамбля   чтецов  требуется свободное   ориентирование   в   ансамбле,   а   так   же   быстрое   схватывание   и запоминание   всего   произведения   в   целом   и   в   деталях,   ориентирование   в цифрах, знание способов сокращений, повторений, вступлений инструментов, отсчёт пауз. Работа   с   вокалистами.       В   обязанности   пианиста­концертмейстера вокального класса, помимо аккомпанирования певцам на концертах, входит помощь   учащимся   в   подготовке   нового   репертуара.   Эта   педагогическая сторона   концертмейстерской   работы   требует   от   пианиста,   помимо фортепианной подготовки и аккомпаниаторского опыта, ряда специфических знаний и навыков, и в первую очередь умения корректировать певца, особенно в   отношении   точности   интонирования.   Работая   с   вокалистами, концертмейстер   должен   вникнуть   не   только   в   музыкальный,   но   и   в поэтический контекст произведения, т.к. эмоциональный строй, и образное содержание вокального произведения раскрывается не только через музыку, но   и   через   поэтическую   сторону.   Разучивая   с   вокалистом   произведение   , концертмейстер следит за чёткостью дикции, правильного звуковысотного  и ритмического   рисунка   сольной   партии,   осмысленной   фразировкой,   и правильной   расстановкой   дыхания.   Так   же   концертмейстеру   необходимо учитывать тот факт, что от правильно найдено фортепианной звучности будет зависеть звучание сольной партии. На грубый аккомпанемент солист почти наверняка ответит форсированным звуком, и наоборот ­ корректное, мягкое исполнение фортепианной партии повлечёт за собой певучесть и правильное звуковедение. Работа с хором и хоровым ансамблем.    Значительно отличается работа концертмейстера   с   хором.   Пианист   должен   уметь   показать   хоровую партитуру   на   фортепиано,   уметь   задать   коллективу   тон,   держать   его   в темповом   и   ритмическом   смысле,   а   так   же   понимать   такие   приемы,   как цепное   дыхание,   вибрато,   выразительная   дикция.   Именно   концертмейстер помогает   руководителю   хора   в   распевании   участников   хора,   а   также способствует формированию вокально­хоровых навыков, задавая четкий ритм работы. В работе с хором пианист должен знать основы дирижёрской техники, уметь   играть   «   по   руке»   дирижёра,   а   так   же   вовремя   трансформировать звучание аккомпанемента      в зависимости от дирижёрского жеста.     Очень важным навыком является      умение совмещать вокальную и фортепианную партию   при   разучивании   произведения,   а   так   же   вовремя   подхватить   в рисунке   мелодии   партию   голоса,   который   по   каким   либо   причинам «потерялся»   или   звучит   фальшиво.   При   всём   при   этом   концертмейстер должен следовать основным вокально­ хоровым законам: певучесть, плавное голосоведение, исполнении штрихов, цезур для взятия дыхания и т.д. Многое в   хоровом   репертуаре   ­   это   переложения   оркестровых   или   иных произведений,   которые   не   всегда   удачны,   поэтому   весьма   кстати   умение концертмейстера немного аранжировать аккомпанемент, исходя из логики и возможностей исполнителей.          Работа концертмейстера в классе хореографии. Как известно ­ искусство танца   без   музыки   существовать   не   может.   Если   с   учениками­   солистами педагог некоторое время может работать   без концертмейстера, то в классе хореографии такое совсем не допустимо. Под «раз­два­три» не согласится работать   ни   один   педагог­хореограф.   Функция   и   роль   концертмейстера   в танцевальном классе сводится не только к   следующему моменту ­ умению подбирать   репертуар   для   поклонов,   различных   танцевальных   движений, экзерсисов, которые должны раскрывать содержание музыки, соответствовать ей   по   композиции,   темпу   и   метроритму.   характеру,   динамике, Хачатурян,   Кара­Караев,   задачей   концертмейстера   является Концертмейстер должен сделать достоянием танцоров ту музыку, которую создали   великие   композиторы:   Глинка   ,   Чайковский,   Глазунов,   Штраус,   Щедрин   и   другие. Таким Глиэр,   Прокофьев, образом,   не   только   развитие «музыкальности» танцевальных движений, но и общего эстетического вкуса маленьких   танцоров,   а   так   же   их   музыкального   кругозора.   Так   же   в обязанности концертмейстера хореографических классов входит постоянное расширение музыкального багажа и знаний о природе танца, его характерных особенностей,   т.   к.   пианист   работает   с   педагогами   разных   танцевальных направлений – народной хореографии, классического и современного танца. Концертмейстер   обязан   знать   формы   построения   занятий,   обязательных импровизационных моментов, так же от концертмейстера требуется знание хореографической терминологии (на французском языке). Вот   лишь   некоторые   специфические   моменты   работы  в   МОУ   лицее «МОК№2» города Джанкоя. творчества В   заключение   хотелось   бы   добавить,   какова   бы   не   была   специфика работы   концертмейстера  в   различных   кружках,   нужно   помнить,   что   для настоящего     дружелюбия, непринуждённости, взаимопонимания  между педагогом, концертмейстером и солистом   (или   коллективом).   Важно   чтобы   концертмейстер   был   другом   и партнёром, т.к. только с позиции творческого подхода можно осуществить все замыслы, иметь высокую результативность в исполнительской деятельности учащихся разных отделений.    необходима   атмосфера Работа   концертмейстера   порою   остаётся   незамеченной,   но   это   не уменьшает   её   значимости   в   мире   музыки,   за   второплановостью   роли концертмейстера   порою   скрывается   глобальный   труд   пианиста,   который, хотелось бы, был  признан и оценён.

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В КРУЖКАХ ХУДОЖЕСТВЕННОГО НАПРАВЛЕНИЯ

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В КРУЖКАХ ХУДОЖЕСТВЕННОГО НАПРАВЛЕНИЯ

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В КРУЖКАХ ХУДОЖЕСТВЕННОГО НАПРАВЛЕНИЯ

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В КРУЖКАХ ХУДОЖЕСТВЕННОГО НАПРАВЛЕНИЯ

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В КРУЖКАХ ХУДОЖЕСТВЕННОГО НАПРАВЛЕНИЯ

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В КРУЖКАХ ХУДОЖЕСТВЕННОГО НАПРАВЛЕНИЯ

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В КРУЖКАХ ХУДОЖЕСТВЕННОГО НАПРАВЛЕНИЯ

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В КРУЖКАХ ХУДОЖЕСТВЕННОГО НАПРАВЛЕНИЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.05.2017