Реферат на тему: «Спортивное радиовещание. Особенности вещания»
Оглавление
1. Введение. 2
2. Глава 1. Особенности спортивных радиопередач. 5
2.1. Мастерство спортивного радиожурналиста.. 5
2.2. Структура и особенности спортивных радиопередач. 9
2.3. Современно спортивное радиовещание. 13
3. Глава 2. Основные проблемы спортивного радиовещания. 17
3.1. Допинг как фактор дискредитации спорта.. 17
3.2. Спорт как фактор политических противостояний.. 18
4. Заключение. 23
5. Список используемой литературы: 25
Эволюция спорта, каким мы видим его в ⅩⅩⅠ в., начинается с первых шагов человеческой цивилизации. К тому же на пороге третьего тысячелетия спорт превратился в элемент потребительской массовой культуры, а его роль в экономической, культурной, политической сферах становится всё более сложной и многообразной.
Это социокультурное явление выступает в качестве специального предмета рассмотрения и анализа в спортивной журналистике. Любое спортивное событие, отражённое в СМИ, переходит в ранг медиасобытия. Происходит медиатизация спорта. Современные спорт и медиасфера представляют собой успешный симбиоз, направленный на то, чтобы не дать зрителям заскучать.
Понятие «информационный повод» в спортивной журналистике становится краеугольным, ведь зритель хочет получать актуальную и своевременную информацию о событиях ярких, непредсказуемых, зрелищных и значимых именно для него. Спортивная журналистика имеет обширный функционал. Ключевым фактором, определяющим её функциональную сущность, служит воздействие на аудиторию потребителей спортивной информации.
Информационным поводом для спортивных СМИ может послужить не только актуальное произошедшее спортивное событие, но также и все из него вытекающие последствия разветвления. Например, биографические включения о золотом призёре Олимпийский игр, обзор его личного времяпровождения и т.д. То есть, те аспекты, которые без основного информационного повода были бы не актуальны.
Наиболее общая и самая важная из функций спортивной журналистики – информационная. Под спортивной информацией понимается совокупность сведений, фактов, данных, независимо от формы их архивирования, хранения, а также вида доставки и воздействия на аудитория, связанных со всеми возможными аспектами спортивной деятельности.
Современный спорт сегодня – сложное полифункциональное социокультурное явление, в освещении которого СМИ и журналисты используют самые разные приёмы, а самое главное – прежде немыслимые тематические подходы, когда в центре внимания медиа оказываются не достижения спортсмена, а его личная жизнь. Именно к ней аудитория проявляет наибольший интерес.
Современная спортивная журналистика в условиях медиатизации спорта претерпевает серьёзные изменения в понимании её задач, ценностей и функций. «Вечные идеалы» спорта – принцип честной игры, демократизм и равноправие, успех через преодоление себя и пределов возможного – по-прежнему остаются в цене и активно используются.
Однако наряду с ними всё больше места в СМИ отвоёвывают себе другие темы из мира спорта: допинговые скандалы, подкуп или предвзятость судей, спортивная регламентация, коррупция руководства спортивных организаций. Громкие медийные разбирательства заставляют пересматривать устоявшиеся нормы, формируют новые установки и темы спортивной журналистики, а также подходы к их освещению.
На данный момент идут большие споры о том, к каким последствия, в связи с изменениями структуры и содержания радиовещания, придёт радио. И стоит ли всё в большей мере запихивать в него политики, скандалов и т.д. Но и полностью обходить эти темы стороной – неправильно, потому что слушатель должен знать правдоподобную картину развития событий.
Возникновение радио как средства коммуникации на рубеже прошлого и позапрошлого веков во многом изменило картину информационных потоков в рамках современной цивилизации. Стали возможны оперативность и сиюминутность рассказа о любом событии, который с помощью радио могла слушать многомилионная аудитория.
Словом, к моменту появления прямого конкурента радио – телевидения – в практике спортивной журналистики сложились не только традиции радиокомментария, но и определённая система информирования аудитории о спортивных событиях.
В отличие от таких массовых СМИ, как журналы и газеты, радио имеет особый набор специфических возможностей по передаче информации. Это аудиальный канал, способный быть слушаемым и услышанным потенциальной слушательской аудиторией. Но эта особенность и является преградой для некоторых потенциальных кандидатов в радиожурналисты. Акустическая природа данного СМИ накладывает психологические и физиологические ограничения.
Речь радиожурналиста должна быть не просто грамотной. Здесь большую роль играют такие факторы, как определённая голосовая культура, приятно звучащий голос определённого тембра, отсутствие психологических комплексов и проблем, а также колоритных признаков какого-нибудь местного говора или акцента.
Но, даже если у кандидата на вакансию есть вышеперечисленные особенности, то это не означает то, что его мечта под названием «радио» никогда не станет явью. Конечно же, обладание определёнными знаниями и навыками необходимо, но в деятельности любого субъекта радиовещания имеются профессиональные позиции, для которых обладание голосовым талантом не обязательно. Существует значительный штат редакторов и координаторов, звукорежиссёров и тех сотрудников, которые могут работать на радио с определённым голосовым барьером.
Есть множество примеров в истории отечественного радио того, как журналист, обладая талантом и популярностью, но не обладая красивым и поставленным голосом, просто доверял свои материалы, репортажи, сюжеты своим коллегам. Пусть то репортёр или диктор.
Помимо физиологических критериев, также существует и ряд профессиональных требований к личности журналиста. Он не сильно отличается от набора навыков и характеристик, которые выносят во главу кандидатов на позицию радиоведущего. Но тут важную роль играет другое. Журналист должен быть ответственным и понимать, какие обязанности на него лягут. Он должен быть знаком с требованиями рекламодателей, стараться не вовлекать в работу внепрофессиональные обстоятельства. Обязательно должны наличествовать следующие качества:
- заинтересованность и эрудиция в выбранной тематике;
- психологическая устойчивость к возможным проблемам;
- быстрая реакция на изменение как общей ситуации, так и ситуации общения;
- психологическая устойчивость;
- умение правильно, ясно и последовательно вести диалог;
- грамотная речь;
- обладание определённым личным темпераментом (скорее, сангвиник и абсолютно определённо – экстравертный тип личности)
Следовательно, важным является наличие не только конкретных профессиональных навыков, но и личностные, персонифицированные характеристики. Очевидно, что часть из требований может «найти» ответ в личностных качествах будущего радиоведущего, но часть их не будет эффективна при отсутствии профессиональной подготовки журналиста.
В последнее время появилась такая новая тенденция, как универсальность. Журналистам хочется быть задействованным во многих направлениях. Например, участвовать в спортивных программах на телевиденье, озвучивать текст «за кадром», вести авторскую колонку в печатных СМИ. Но, следует понимать, что преуспевать абсолютно во всём невероятно сложно. Так как каждая из сфер требует хорошей профессиональной подготовки, определённых умений и навыков. Зачастую, распыляясь на всё подряд, журналист становится просто не самым компетентным работником, имея лишь поверхностные, но не углублённые знания в какой-то из сфер, а это очень важный показатель.
От работы спортивного журналиста зависит многое. В современном мире цениться именно быстрый обмен информацией. Особенно это актуально для спортивных СМИ. Поэтому, необходимо обладать умением планировать свою работу. Здесь важную роль играют этические и деловые качества. Профессиональная подготовка такого плана является необходимым элементом прямого эфира. Тут уже нужно не просто умение анализировать соревнования, но и знакомить слушателей с историй спорта, его особенностями, интересными фактами, процессом подготовки спортсменов. Для это понадобится такой критерий, как спортивная интуиция. Журналист должен обладать талантом предугадывания того, какая информация окажется для слушателя наиболее интересной.
Постоянным изменениям подвергается характер контакта радиовещания и аудитории. Изменяются такие вещи, как стилистика вещания, другие способы обращенности к аудитории. Содержания радиопередач стали более уточнёнными. Радиостанции постоянно стремятся расширить круг своей аудитории, поэтому придумывают различные способы её завлечения. Тут необходим уже не профессиональный, а творческий подход. Поэтому журналистский разговор со всеми становится одновременно разговором с каждым в отдельности. Преодоление возможных противоречий между индивидуальностью приёма и массовой направленностью радиопередач является одним из важнейших критериев профессионализма радиожурналиста. С одной стороны, это умение говорить на языке потребностей и мотивов поведения аудитории, а с другой – особый подход к общению: не пафосный и не официально деловой, а уважительный, доверительный по отношению к собеседнику и слушателю.
Публично выступающий оратор имеет дело с аудиторией. А любая аудитория – это психологическое единство в связи с причиной, побудившей её собраться вместе. Задача радиожурналиста тут сложна. Он имеет статус «входящего в дом». Ему предстоит не только заработать себе определённый авторитет, но и заинтересовать слушающих, привлечь и удержать внимание, вызвать к себе доверие. Так как аудитория – это не просто расстредоточенная масса в пространстве.
К сожалению, фактор обратная связь в радиожурналистике работает редко. Это не просто выступление в театре или на концерте, где с помощью определённых умений можно «захватить» и активизировать сразу всю аудиторию. Слово радиожурналиста должно произвести эффект на на каждого в отдельности, кто находится у радиоприёмника. И здесь эффективность измеряется уже индивидуальными впечатлениями слушателей.
Это бесконечных предмет споров и разговоров, удач и ошибок во всех редакциях. Удержать внимание слушателей – вот одна из основных задач. Путь не из лёгких и требует длительных творческих поисков, множества промахов, применения самых разнообразных способов. Умение оптимально использовать внимание – феномен человеческой психики, организовывающий весь процесс освоения сообщений (принятие, запоминание, осмысление или отторжение). От этого напрямую зависит эффективность работы радио. Поэтому путь к сознанию аудитории для радиожурналиста начинается с абсолютно необходимого условия – понимания, чем и как привлечь её внимание.
Главная составляющая здесь – правильное формирование своей аудиторной ниши, определение категории слушателей с ориентацией на данную станцию.
Эффективность радиопередачи, мера её воздействия на аудиторию находится в прямой зависимости от точности и мастерства в выборе комплекса выразительных средств. Успех человека у микрофона зависит не только от того, как логично, умно и аналитично он рассказывает о событии или об окружающем мире, но в равной степени и от того, насколько эмоциональным будет его эфирное повествование, в какой степени затронет он и разум, и чувства слушателя.
Ещё один необходимый критерий для работы радиожурналиста – память. К сожалению, преградой тут является физиологический фактор. Но способность сознания закреплять и удерживать в течение длительного времени отрезки информации очень поможет для работы радиожурналиста. Это также своеобразный аккумулятор, предоставляющий возможность накапливать жизненный опыт.
Восприятие радиопередачи – динамичный процесс, находящийся под влиянием многих психологический факторов. Слушание радио для аудитории, как правило, не только не единственное, но чаще всего второстепенное занятие (это природное ограничение радио – одновременно и его достоинство), и «слушать» не обязательно означает «слышать».
На сегодняшний день существуют определённые признаки, по которым принято различать все радиостанции, выходящие в эфирное пространство на разных частотах и в разных диапазонах.
Сложившаяся структура радиовещания классифицирует современные радиостанции по данным критериям:
1. Административно-территориальный признак;
2. Форма собственности;
3. Технология вещания;
4. Программный продукт (содержанию, контенту).
Следует заметить, что весь современный радиоконтент можно поделить на две равноправные части: те программы, которые реализуются в режиме прямого эфира и те, которые выходят в уже записанном виде. Эта важная особенность в радиовещании, которую важно знать тем, кто вступает на путь этой профессиональной деятельности. Количественное соотношение этих двух видов определяется особенностями политики вещания радиостанции, а также технологическими и техническими её особенностями. Важную роль играет и то, какими именно традициями руководствуется коллектив станции.
Следует также указать, что помимо фактора прямого эфира, для радиожурналиста важен диапазон, в котором вещает та или иная радиостанция.
Постоянные поиски новшеств, оригинальности, уникальных вариантов организации и модернизация эфирного контента, завлечение аудитории постоянными нововведениями – всё это привычно и постоянно для медиаиндустрии. Ведь каждой радиостанции хочется иметь свой авторитет у аудитории, хочется не терять её заинтересованность, а наоборот, набирать всё большую популярность.
Поиск новых и оригинальных современных вариантов организации и модернизации эфирного контента в нынешних условиях шоу-цивилизации происходит в медиаиндустрии постоянно. К числу новых форм, видов и жанров исследователи современной практики электронного вещания склонны относить и такие единицы эфирного времени, как журнал и канал.
Под термином «канал» обычно подразумевают специфичную организационную форму вещания. Как правило, она имеет продолжительность в несколько часов прямого эфира и больше соотнесена со временем вещания. А журнал является обозрением, только более развёрнутым в тематическом многообразии и времени.
В современной эфирной практике есть два способа ведения записи радиопрограммы. Первый заключается в том, чтобы ведение или запись передачи необходимо осуществлять в полном соответствии с текстом заранее созданной передачи. Таким образом, минимизируется вероятность речевых ошибок. Раньше использовали только такой способ и запись происходила только по уже подготовленному тексту. Импровизация польностью отсутствовала, так как существовал институт цензуры. А у других журналистов был придуман такой же древний, как и само радио, способ. Назывался он - «чтение из-под волос». Суть его заключалась в том, что журналист, перед эфиром составлял лишь план изложения материала, а выходя в эфир, своими словами излагал суть прочитанного.
Появление такого СМИ, как радио, во многом изменило направление информационных потоков в пределах современной цивилизации. Стало возможным за невероятно короткое время сообщать многомиллионной аудитории о тех или иных событиях. Сиюминутность рассказа о любом событии – прежде было не доступно для СМИ. Параллельно происходило становление системы национальных и международных спортивных соревнований.
Подготовка эфирных текстов спортивной тематики, с точки зрения общих правил, почти ничем не отличается от подготовки текстов другой тематики и о других сферах деятельности человека. Но спортивным журналистам следует обращать внимание на некоторые моменты. Например, всем известно, что новости спорта полны обилием цифровой статистики, результатами и другими данными с числами. Здесь следует быть осторожными, так как постоянное их звучание в эфире будет звучать некорректно. Тем более сообщать о десятых долях секунды, характеризующих конкретный результат.
Журналист должен владеть всеми выразительными средствами, характерными исключительно для данного медиа.
Что касается музыки, то в настоящее время можно утверждать: в практике радиовещания существуют два разных подхода к её использованию в эфире. В данном случае мы говорим о традиционном, «долгом», «разговорном» радио, не принимая во внимание контент музыкально-информационных и информационно-музыкальных станций. В структуре их эфира музыка служит основным содержательным компонентом.
Итак, в радиожурналистике классического образца музыки, прежде всего, может использоваться как прямая аудиальная иллюстрация. Вторым вариантом использования музыки в качестве выразительного средства радиожурналистики является ситуация, когда соответствующий музыкальный материал используется как элемент дополнительного звукового оформления. Например, в виде «заставок» и «закрышек» для каких-либо цикловых регулярных радиопрограмм или рубрик. Впрочем, звуковая экспрессия может помочь журналисту создать определённое настроение, если речь идёт в репортаже о каком-либо драматическом событии.
Музыка – это очень важный элемент радио, так как она создаёт у слушателей определённые ассоциации, которые будут напоминать о той или иной программе в эфире. Ведь зачастую, именно по этому немаловажному фактору, программа может отложиться в голове у слушателя.
Аналогичные подходы можно наблюдать в современной радиожурналистике и при использовании в палитре выразительных средств эфира различных шумов. Здесь, правда, стоит отметить, что документальные шумы обладают особой ценностью для создания аудиального образа какого-либо события или явления.
В практике радиожурналистики очень часто используют искусственные шумы, записанные в студии и являющиеся, по сути, звуковой имитацией соответствующих привычных событий.
Стоит упомянуть такое мощное средство современного радиовещания, как шумы. Она встречается не часто и пользоваться ей надо очень аккуратно и осторожно. Всё же, если паузу использовать редко, но метко, то с её помощью можно, например, приподнять эмоциональное звучание какого-либо фрагмента эфира, части контента. Недаром сначала в истории русского театра возникло выражение «мхатовская пауза», которое означает важность данного элемента речи и временами – его чрезмерную продолжительность.
Мы в современных условиях представляем спорт, в том числе и в медийном пространстве, как:
- новую специфическую сферу экономических и деловых отношений;
- вид профессиональной трудовой деятельности;
- важнейший экономический ресурс, существенно влияющий на уровень и динамику экономического развития страны;
- бизнес;
- привлекательный и эффективный канал продвижения на рынке своей продукции и своего бренда;
- возможность формирования позитивного и привлекательного для покупателей имиджа своей компании.
Подобный прагматичный взгляд на спорт, который ещё полтора столетия назад считался лишь формой досуга определённых социальных групп или инструментом формирования здорового образа жизни, безусловно влияет на позицию некоторых СМИ в отношении спорта.
Можно отметить, что на сегодняшнем этапе возрастает медийный интерес к теме адаптивного спорта, и, в частности, к организации и проведению соревнований паралимпийцев. Не оставляют без внимания и массовый спорт. Особенно во время проведения таких массовых акций, как зимняя «Всероссийская лыжня», что лишний раз подтверждает тенденцию в информационной политике спортивно ориентированных и специализированных медиа: вниманием журналистов пользуются по преимуществу те сегменты спортивной индустрии, в которых происходят крупные и масштабные массовые соревнования. Для спортивных изданий, телеканалов и радиостанций высокие или сенсационные результаты ещё не повод рассказывать о них читателям, зрителям, слушателям. Гараздо важнее, чтобы подобные события случились в рамках какого-либо «раскрученного» или высокостатусного соревнования (например, на Паралимпийских играх).
Материалы об иных видах спорта, кроме профессионального, чаще всего находятся в приоритетной зоне внимания в тех СМИ, для которых спорт сам по себе как социально-культурное явление остаётся лишь одной из тем.
Спорт по определению являлся и является для граждан нашей страны той самой сферой досуга и отдыха, некоторые событийные проявления которой так или иначе отражались и отражаются в СМИ всех видов и типов.
Именно этим объясняется, например, постоянное присутствие тем, касающихся разного вида туризма, в информационном пространстве. В настоящий момент туризм преподносится в основном как направление, связанное с индустрией активного отдыха, в виде различного рода путешествий. Порой этот тренд либо излишне коммерциализируется, либо политизируется. А то и вовсе становится поводом для долгоиграющих лжесенсаций, широко поддерживаемых СМИ бульварного и таблоидного типа, в которых акцент делается на разного рода загадочных явлениях, непонятных эксцессах катастрофического и криминального характера, связанных с гибелью людей.
Что касается социального аспекта спортивной активности, то ввиду повышенной оперативности поставки её субъектами спортивной информации аудитории, в текущем эфире трудно выделить место для серьёзных аналитических и публицистических материалов на тему «вокруг спорта». А сквозные эфирные проекты требуют особых затрат и мобилизации творческих, организационных, финансовых и технологических ресурсов телеканала и радиостанции.
Строго говоря, любая информация в спортивной журналистике, которая не связана напрямую с результатами выступлений отдельных спортсменов, команд, сборных, технически-статистическими результатами соревнований в целом, по сути, и может быть атрибутирована именно как информация социальная, характеризующая реальность вне параметров самого спорта.
Что касается гендерных аспектов современного спорта, то, по сравнению с советскими СМИ, грань между предпочтением мужского пола и женского стирается. Хотя можно заметить, что женщинам поручают комментировать такие «красивые» виды спорта, как теннис, спортивная и художественная гимнастика, синхронное плавание. Несомненно, привлекательным фактором телегеничности таких соревнований является повышенная концентрация женщин в кадре. Многие тренеры и спортсмены ныне уже всерьёз рассуждают об эротизации определённых видов спорта.
Недаром во всех СМИ, особенно в сетевых, получил распространение такой формат презентации информации, как списки самых сексуальных и привлекательных спортсменок в каком-либо виде спорта или как участниц какого-либо соревнования.
Однако эротизируется и сам спорт как предмет спортивной журналистики, с явным увеличением развлекательной доминанты в его презентации. Проблема гендерного равновесия всё же есть на повестке дня. Тем не менее бывают отдельные исключения из правил, когда опытные журналистки, на основе своего прежнего соревновательного и медийного опыта, демонстрируют уверенное и квалифицированное поведение в любом эфирном формате. К подобным профессионалам экстра-класса мы можем отнести спортивных журналистов Анну Дмитриеву и Ольгу Богословскую.
И по-прежнему, главным критерием при отборе служит собственный опыт радиоведущего.
Употребление допинга – это сознательный приём вещества, излишнего для нормального функционирующего организма спортсмена, либо чрезмерной дозы лекарства с единственной целью – искусственно усилить физическую активность и выносливость на время спортивных соревнований.
Удивительнее всего то, что допинг – это явление отнюдь не современное и появилось оно около столетия назад. Но употребляли его не спортсмены, а…лошади для лошадиных скачек.
Реальная борьба с допингом началась после принятия соответствующих правовых актов в международном спорте по инициативе МОК. Активная фаза эксплуатации датируется началом 1990-х годов, когда коммерциализация данного вида деятельности стала очевидной и необратимой. Это, конечно, сразу стало носить сенсационный характер, так как обвинение в употреблении запрещённых препаратов накладывало негативную репутацию не только на спортсмена, но и на страну, от которой он выступает.
Волны обсуждений от данных скандалов сильно влияют на содержание спортивных СМИ. Большее предпочтение в освещении занимаю уже не сами спортсмены и их победы, а, например, такие темы:
1. Неясные и туманные принципы, которыми руководствуется такая организация, как ВАДА, запрещая одни препараты и запрещая другие.
2. Что заставляет подозревать спортсменов в определённом умысле и двойных стандартах.
3. Версии об использовании антидопинговых СМИ как инструмента давления и борьбы с конкретными спортсменами, спортивными коллективами.
4. Избирательность как самих проверок, так и определяемых мер наказания по отношению к разным спортсменам.
Сейчас никто не скажет, что допинг – это благо современного спорта. Это его чёрная изнанка, дискредитирующая спорт. Но приходится принимать тот факт, что тема допинга остаётся одной из самых востребованных и доминирующих трендов спортивной журналистики.
Но остаётся любопытной одна вещь. Заинтересованы ли, например, слушатели радио в обсуждении данных проблем или, наоборот, аудитории больше интересны процессы достижения спортсменами результатов, победы и поражения, личная жизнь спортсменов? Для этого сравним зимнюю Олимпиаду 2010 года в Ванкувере, где не было глобальных скандалов с допингом и летнюю Олимпиаду в Сочи 2014 года, где все СМИ вещали о разоблачении огромного количества спортсменов, внезапных допинговых пробах и т.д. Результаты поражающие. Из интервью с программным директором радиостанции Спорт FM Михаилом Захаровым можно увидеть интересный факт, что в первом случае аудитория слушателей увеличилась лишь на 20%, а во втором на целых 50%.
То есть, мы можем сделать вывод о том, что допинговые скандалы интересны для слушателей и привлекают гораздо больше внимания, нежели спортивные соревнования без их участия.
Статистика не самая положительная, но может быть современным радиостанциям стоит сделать акцент на чём-нибудь ещё более интересном? Нельзя «вывозить» только на скандалах. Да, это выгодно радиостанциям, аудитория заметно растёт, но что тогда будет со спортом? На место великодушным эмоциям придут только политические заварухи.
Как известно, в сферу внимания спортивной журналистики входит не только спорт, но и все явления общественной жизни, связанные с ним. Часто очень трудно разграничить спортивные события и события культурного, политического и экономического характера: «Про весьма значительную часть спортивной тематики в СМИ можно сказать: это не про спорт, это про англичан или шотландцев, про локальные и региональные идентичности, про столицы и сельскую местность, про классы пол, расу и этничность».
Политика – одна из постоянных тем, с которой сталкиваются журналисты, рассказывая о большом международном спорте. С одной стороны, можно сказать, что политическая окраска спорта – это расширение его интеграционной функции, реализуя которую спорт участвует в создании национального чувства идентификации и национального престижа. С другой стороны, спорт часто используется как инструмент для выстраивания взаимоотношений с другими странами и нациями. И если глобальные транснациональные корпорации видят в спорте, прежде всего, рекламный потенциал и возможность доступа к массовой аудитории, то государства заинтересованы в пропаганде и формировании здорового образа жизни среди своих граждан, внедрении в общественное сознание определённых идейных ценностей и возможности утвердиться на международной арене.
Спектр мнений по поводу взаимоотношения спорта и политики очень разнообразен. Кто-то считает, что спорт не должен иметь ничего общего с политикой, либо полагают, что спорт по своей сути всегда политичен.
Журналисты, оказывающиеся на пересечении спортивной и политической проблематики, сталкиваются, прежде всего, с темами, связанными с большим международным спортом высоких достижений. Ведь спортсмен, выступающий на таких соревнованиях, отстаивает не только личное звание, но также и звание всей страны. Спортивные успехи способствуют формированию у внешней и внутренней аудитории представления о верности политического курса и способствуют утверждению господствующей системы ценностей.
Средства массовых информаций должны очень трепетно относиться к подаче материала, затрагивающего спорт в рамках политики. Ведь при определённой подаче и освещении спорт может превратиться в источник формирования нетолерантного, враждебного отношения к другим народам и странам, стать заменителем политической или национальной агрессии, способом выражения национально-религиозной нетерпимости и вражды. А СМИ иногда выгодно создавать милитаризованный образ спорта, переносить политические конфликты в плоскость спортивного соперничества и трактовать спортивные победы как способ продолжения политического противостояния и даже войны. СМИ охотно «подхватывают и тиражируют факты агрессии, так как они по определению имеют характер скандальности, сенсационности, а это для средств массовой информации один из самых лёгких и доступных способов повышения рейтингов и тиражей, а значит, и выживания».
Как мы можем видеть, тот факт, что спорт в современном мире стал частью государственной политики, напрямую затрагивает и сферу журналистики. Поскольку спорт затрагивает ряд важный социальных и политических функций – прежде всего культивирует здоровый образ жизни, что с точки зрения государства важно как в производственно-политической сфере, так и в плане сохранения обороноспособности страны – государство должно осуществлять контроль над спортом посредством издания соответствующих нормативно-правовых актов, государственных программ выделения финансирования, внедрения соответствующих представлений в общественной сознание посредством СМИ.
Исследователь К.Э. Нуждёнов выделяет следующие активно используемые в массмедиа технологии политического воздействия на общество с помощью спорта: «создание стереотипов», «умолчание», «метафоры», «навешивание ярлыков». Они позволяют изображать в нужном (негативном или позитивном свете «определённую страну, её внутреннюю или внешнюю политику, господствующую в стране социально-экономическую систему, её ценности и происходящие в стране социальные, экономические, политические или другие процессы. С другой стороны, применение технологии создания ауры сенсации при освещении спортивных событий даёт возможность усилить значимость результата до события государственной важности, пробудив тем самым у части общества гордость за свою страну, эффект эйфории, чувство патриотизма.
Данная технология широко применяется для создания представления об обществе равных возможностей, укрепления определённой системы ценностей, формирования у граждан политического консерватизма и нежелания менять действующую политическую систему.
Неудивительный факт, что все спортсмены сборной России высказываются против политизации спорта. Хотя, если понаблюдать за последними событиями, то можно сделать вывод, что спорт – это и есть политика.
Жизнь спортсменов, которым удалось пробиться в состав сборной России, можно назвать «жизнью в шоколаде». Ведь их государство обеспечивает всем необходимым. Оборудование, снаряжение, зарплата и т.д. – всё это только за то, что они носят комбинезон с российским флагом. Тут уже значение, каким по счёту этот комбинезон приходит к финишу, не первостепенное. Но и тех, кто только имеет перспективу попасть в сборную, государство не обделяет.
Так вышло, что государство поддерживает любой профессиональный спорт, способный принести стране новые победы. Считается, что если не будет медалей – у людей не будет мотивации заниматься спортом, население будет слабее, а жизнь – хуже. Соответственно, можно сделать вывод, что спорт – это политика. Но не стоит предавать этому настолько негативное значение. Политика в спорте также бывает разной.
Другую роль она уже играет, когда политические разногласия между странами начинают решать различными запретами, дисквалификациями спортсменов, а в некоторых случаях даже целыми сборными страны.
Среди всех каналов массовой коммуникации радиовещание обладает самой высокой проникающей способностью. По масштабу охвата населения и значимости в жизни людей с ним трудно конкурировать не только газетам, но и родственному электронному средству - телевидению. Радиовещание остаётся надёжным спутником человека, естественной средой его повседневного существования даже в условиях, затрудняющих или исключающих контакт с миром с помощью других способов общения.
Способность радиовещания включать в сферу своего действия огромные массы людей, возникшее с его появлением качественно новое освоение пространственных, аудиторных возможностей связаны с рядом факторов физического и психологического характеров, присущих природе радио.
Безусловно, радиожурналистика, в том числе и спортивная, терпит постоянные изменения. Меняются не только форматы вещания, но и содержание спортивных радиопередач. В основном это связано с всё большим присутствием политики в спорте, появлением новых международных скандалов и т.д.
Но основная задача радио в сфере спорта остаётся прежней – объективно относиться ко всем её проявлениям. Некоторые из которых, конечно, негативно влияют на содержание спортивных радиопередач и всё больше вытесняют сам спорт на второй план.
И дело здесь уже, в большей мере, на стороне самого российского спорта. Ведь радио только является зеркальным отражением того, что происходит в стране и на международной арене.
Спорт в современном мире является источником национальной гордости, поводом для объединения и, в то же время, механизмом, который используется политическими элитами, средствами массовой информации для внушения определённых идей как гражданам своего государства, так и гражданам других стран.
Сегодня спорт пронизывает многие уровни современного социума. Он влияет на национальные отношения, деловую жизнь, общественное положение, формирует моду, этические ценности и образ жизни людей. Спортивные радиопередачи помогают пропаганде здорового образа жизни и позволяют российским болельщикам круглосуточно быть в курсе значимых мировых и российских спортивных событий. Этому принципу подчинена вся эфирная политика, программное наполнение. Содержание сетки радиопередач позволяет привлекать к спорту всё больше людей из разных сфер общественной жизни, приобщая их к спорту и как к увлекательной теме, и как к образу жизни, и как к важному государственному делу.
1. Алексеев К.А., Ильченко С.Н. Спортивная журналистика: Учеб. пособие: СПБ., 2010.
2. Шерель А.А. Аудиокультура XX века. М., 2005
3. Войтик Е.А. Спортивная журналистика: Учеб. – методич. пособие. Томск, 2004.
4. Исаев А.А. Спортивная политика России. М., 2002.
5. Шустер О.С. Средства массовой информации и спорт. СПБ., 1998.
6. Шишигин М.В. Спорт. Информация. М., 1974.
7. Рэндалл Д. Универсальный журналист. СПБ., 1998.
8. Фихтелиус Эрик. Десять заповедей журналистики.. Стокгольм, 1999.
9. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.