Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Заинская школа № 9 для детей с ограниченными возможностями здоровья»
«Способы формирования БУД во внеурочной деятельности в начальной школе».
Выступление на ШМО
начальных классов подготовила:
Э.М.Ахмадиева
Март, 2020
Введение федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599
в практику работы начальной школы позволяет педагогам формировать базовые учебные действия не только на уроке, но и во внеурочной деятельности.
Цель организации внеурочной деятельности - создать условия для достижения младшими школьниками лучших результатов освоения основной образовательной программы.
Создание комфортной образовательной среды способствует становлению личностных характеристик младшего школьника, описанных в стандарте как "Портрет выпускника начальной школы", в основе которых лежит результат сформированных базовых учебных действий и духовно-нравственного воспитания и развития.
Нормативно-правовая база организации внеурочной деятельности
1. Адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
2. Договоры с учреждениями дополнительного образования.
3. Положение о рабочей программе по внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
4. Модель портфолио ученика начальной школы в условиях введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Положение о «портфолио» обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Программа формирования базовых учебных действий должна содержать: задачи подготовки ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся; формирование учебного поведения, умения выполнять задания от начала до конца в течение определенного периода времени, умения самостоятельно переходить от одного действия (операции) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действий.
Задачи внеурочной деятельности:
1. формирование навыков позитивного коммуникативного общения;
2. развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями;
3. воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
4. развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд культура);
5. углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учебы время;
6. организация информационной поддержки учащихся;
7. совершенствование материально-технической базы.
Принципы организации внеурочной деятельности:
- непрерывное дополнительное образование, как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом;
- системная организация управления учебно-воспитательным процессом с учетом социокультурных особенностей школы, программы развития;
- разнообразие направлений и форм организации внеурочной деятельности;
- взаимодействие с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта; единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов дополнительного образования;
- развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального самоопределения;
- реализация потребностей обучающихся и их родителей;
- оптимальное использование учебного и каникулярного периодов учебного года;
- реализация возможностей учебно-методических комплектов, используемых в образовательном процессе.
Направления внеурочной деятельности:
1. спортивно-оздоровительное;
2. духовно-нравственное;
3. общекультурное;
4. художественно-этетическое
Формы организации:
- кружок,
- психокоррекциия
- предметные недели
Технологии организации внеурочной деятельности и их характеристики.
Цель программы формирования базовых учебных действий (далее – БУД) состоит в создании условий для реализации системы методических приемов, технологий развития у обучающихся учебных действий средствами учебных предметов, факультативных курсов, курсов внеурочной деятельности, в процессе коррекционно-развивающей работы с обучающимися.
Программа формирования БУД реализуется в процессе всего школьного обучения и конкретизирует требования ФГОС ОУО к личностным и предметным результатам освоения АООП.
Программа формирования БУД строится на основе деятельностного подхода к обучению и реализует коррекционно-развивающие принципы обучения.
Задачами реализации программы являются:
× формирование мотивационного компонента учебной деятельности;
× овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;
× развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога.
Результативность овладения БУД у обучающихся с умственной отсталостью определяется на завершающем этапе обучения, в 9 классе.
Современные подходы к повышению эффективности обучения предполагают формирование у школьника положительной мотивации к учению, умению учиться, получать и использовать знания в процессе жизни и деятельности. На протяжении всего обучения проводится целенаправленная работа по формированию учебной деятельности, в которой особое внимание уделяется развитию и коррекции мотивационного и операционного компонентов учебной деятельности, т.к. они во многом определяют уровень ее сформированности и успешность обучения школьника.
В качестве базовых учебных действий рассматриваются операционные, мотивационные, целевые и оценочные.
Функции базовых учебных действий:
обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области;
реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;
формирование готовности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к дальнейшей трудовой деятельности;
обеспечение целостности развития личности обучающегося.
С учетом возрастных особенностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) базовые учебные действия целесообразно рассматривать на различных этапах обучения.
В составе БУД выделяют четыре блока: личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные.
Однако эти блоки не стоят отдельно друг от друга, они находятся в тесной взаимосвязи, которую можно представить в виде следующей модели:
Личностные учебные действия |
обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации. |
Коммуникативные учебные действия |
Технология деятельностного метода обучения. Метод проектов. -обеспечивают способность вступать в коммуникацию с взрослыми и сверстниками в процессе обучения. |
Регулятивные учебные действия |
Технология деятельностного метода обучения. Метод проектов -обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций. |
Познавательные учебные действия |
Технология проблемного обучения. Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Технология учебных исследований А.И. Савенкова (исследовательская деятельность). -представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников. Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности. |
Умение использовать все группы БУД в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности
Таким образом, создание условий для достижения младшими школьниками лучших результатов освоения основной образовательной программы и формирования универсальных учебных действий является целью организации внеурочной деятельности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.