«Способы формирования эмоционально-ценностного восприятия младших школьников в условиях реализации ФГОС»
Цели урока:
обучающая:
· сформировать мыслительные навыки ⠠ обобщение, умения сравнивать и сопоставлять, умение вслушиваться и объяснять;
· побудить к самостоятельному выводу о возможности музыки выражать различные человеческие чувства.
развивающая:
· развить культуру чувств, эстетического отклика на произведение искусства;
· развивать умение слышать какой характер, настроение, чувства, мысли переданы в произведениях.
воспитательная:
· воспитать грамотного слушателя.
Задачи:
-учить отличать музыку вокальную от инструментальной,
на примере музыки Н. А. Римского - Корсакого познакомить детей с понятием «Опера»;
-развивать у детей познавательный интерес, творческие способности и навыки самостоятельной работы;
-воспитывать любовь к природе, к классической музыке.
№ |
Этапы работы |
Содержание этапа |
1. |
Организационный момент.
Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: -вспомнить оперу «Снегурочка» Н.А. Римского - Корсакого; настроиться на позитивный лад.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: -настроить детей на восприятие материала. Задачи: создать положительный настрой. Методы: словесный (беседа).
|
Приветствие, эмоциональный настрой. Объявление темы и цели урока. |
2. |
Основная часть.
Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: -развивать детское воображение, познавательный интерес, творческие способности и навыки к самостоятельной работе.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: -учить отличать вокальную музыку от инструментальной; -знакомство с новыми музыкальными фрагментами оперы. Задачи: развивать умение отличать вокальную музыку от инструментальной, развивать творческие способности к самостоятельной деятельности (работа с карточками), создать положительно-эмоциональный настрой.
Методы: наглядно - дедуктивный (сравнение); иллюстративный (просмотр слайдов),частично ⠠ поисковый; музицирование; практический (сюрпризный момент); словесный (пояснение, объяснение).
|
Звучит музыка «Вступление» к опере «Снегурочка» Н.А.Римского - Корсакова, учитель загадывает ребятам загадку: Она в сапожках белых Учитель: Ребята, кто же эта «любимица» детей? Дети: Снегурочка. Учитель: А что вы знаете о Снегурочке? Дети: Снегурочка в сказках внучка Деда Мороза; Снегурочка из русской народной сказки; Русский писатель Островский написал книгу (пьесу) «Снегурочка»; Родиной Снегурочки принято считать город Кострому; Композитор Римский – Корсаков сочинил оперу «Снегурочка», в опере она дочь Мороза и Весны; Учитель: Что мы знаем об этом композиторе? Дети: Композитор – сказочник; Морской офицер; Собирал и записывал русские народные песни; Сочинил 15 опер. Учитель: Слово «Опера» нам знакомо? Что оно означает? Дети: Опера – музыкальный спектакль с участием певцов, хора и симфонического оркестра.
Учитель предлагает ребятам работу с карточками. Выполняя работу, ребята приходят к выводу о том, что слова на карточке можно разделить: на группу слов, терминов, связанных с оперой, как с жанром музыки. (Опера, оркестр, хор, увертюра); и имена героев оперы «Снегурочка» композитора Римского - Корсакова. (Снегурочка, Лель, Весна, Мороз). Учитель: А знаете ли вы, что о сочинении оперы «Снегурочка» никто не знал, потому, что Римский – Корсаков сочинял оперу тайно. У композитора была толстая книга из нотной бумаги, и он записывал в нее в виде набросков приходившие в голову музыкальные мысли, которые и стали основой оперы. Близкие Николая Андреевича были немало удивлены, узнав об этом. Премьера оперы состоялась на сцене Мариинского театра в Петербурге. С тех пор она остается одним из самых любимых публикой творений композитора. А для самого композитора не было лучше образов, чем Снегурочка, Лель или Весна, не было лучше царства, чем царство берендеев, с его мудрым правителем. Ни одно произведение не давалось ему с такой легкостью и скоростью, как «Снегурочка». Как вы думаете, почему? Дети: Потому что все любят сказки и чудеса, даже взрослые; Сказочная Снегурочка – это любимый персонаж, который привлекает и детей, и взрослых. Герои этой истории разные, интересно сочинять музыку, которая передает характер, настроение и даже голоса героев; В сказке – русская природа, композитор любил природу России; Чтобы получилось быстро и красиво нужно вдохновение. Когда у меня есть вдохновение, я рисую, и мои рисунки получаются красивыми. Наверное, у композитора было вдохновение. Учитель: А сейчас послушайте три фрагмента из оперы «Снегурочка» и скажите, которые из них вам знакомы? Звучат фрагменты «Вступление», «Первая песня Леля», «Песня и пляска птиц». Ребята слушают музыку и приходят к выводу о том, что фрагменты «Вступления» и «Песня и пляска птиц» им знакомы, а «Первая песня Леля» на уроке звучит впервые. Учитель: Музыка, которая вам не знакома фрагмент оперы «Снегурочка», а называется этот фрагмент «Песня Леля». Послушайте её вновь и ответьте на вопрос: «Отчего так грустна «Песня Леля?» Дети: В песне поётся о сиротинке – девушке, поэтому и поёт Лель грустно; В жизни каждого человека бывают не только радости, но и печали, об этом и поёт в своей песне Лель. Учитель предлагает ребятам поиграть в игру «Правда – не правда», которая сделает доступным и интересным анализ «Песни Леля». Исполнение «Песенки о солнышке, радуге и радости». Учитель: Что случится со Снегурочкой в конце сказки? Дети: Она растает. Учитель: Снегурочка растаяла. Огорчает нас это или радует?
Дети: Огорчает, жаль Снегурочку; Радует, потому, что наступает весна, греет солнышко, значит не за горами лето! Учитель: Гибель Снегурочки не может омрачить праздник Солнца. Мороз теряет власть над Весной - Красной. Ярило - Солнце вновь будет светить над страной берендеев, и на их земле воцарится мир и благоденствие. Солнце согревает, радует, разукрашивает землю. Так пусть же оно будет не только на небе, но и в каждом сердце - ведь только горячее сердце может любить и дарить радость другим! Театрализация с участием Весны- Красны. |
3. |
Заключение.
Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: -вызвать желание изучать классическую музыку и интерес к жанру «опера».
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: -выявить уровень знаний по данной теме.
Задачи: создать положительный эмоциональный настрой, воспитать любовь к классической музыке. Методы: рефлексия, словесный (беседа),стимулирующий метод (похвала, одобрение). |
Учитель:
Ребята, что нового вы узнали на уроке и что было интересного?
Дети: К нам в гости приходила Весна-Красна,с которой мы играли в интересную игру. Работали по карточкам. Мы узнали, что есть музыка вокальная и инструментальная. Слушали новый музыкальный фрагмент из оперы. Учитель: А чем отличается вокальная музыка от инструментальной? Дети: В вокальной музыке поют (например «Песня Леля»),а в инструментальной только играют на музыкальных инструментах (например «Вступление») Учитель: А какой мы сегодня новый музыкальный фрагмент послушали? Дети: «Песню Леля» из оперы «Снегурочка» Учитель: А почему это песня? Дети: Потому что в ней поют. Учитель: А что такое «опера»? Дети: Это музыкальный спектакль с участием певцов, хора и симфонического оркестра. Учитель: Ребята, у вас на столах лежат карточки с эмоциональным настроем. Покажите ту карточку, которая характеризует ваше настроение к концу нашего сегодняшнего урока. Дети показывают карточки с настроением (солнышко или тучку). Учитель: Наш урок подошёл к концу. Спасибо гостям, которые присутствовали у нас на уроке и вам ребята спасибо за урок. До свидание.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.