Министерство образования Кировской области
КОГПОАУ «Кировский технологический колледж
пищевой промышленности»
Информатика
(методическое пособие для студентов по освоению содержания курса)
Киров 2018
ОДОБРЕНА Предметной комиссией Протокол № _________
от _________20__
Председатель
________Т. В. Блинова
|
Составлены в соответствии с примерной программой и Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальностям: 0801100, 080113, 080302, 080402, 2260303
Заместитель директора по учебной работе
«____»____________20__
__________А. И. Жданова
|
|
|
Автор: Н. С. Никонова – преподаватель информатики и информационных технологий
Рецензент: Т. В. Блинова – преподаватель информатики и информационных технологий
Пособие составлено на основе примерной программы. В работе предлагается авторский подход к разработке критериев оценки – самооценки развития способностей студентов при изучении дисциплины «Информатика».
Пособие предназначено для преподавателей и студентов II курса.
Введение. 5
Тематический план учебной дисциплины.. 6
Содержание
ВВЕДЕНИЕ.. 8
РАЗДЕЛ 1: 9
Автоматизированная обработка информации: основные понятия и технология. 9
Тема 1.1: Информация, информационные процессы и информационное общество. 9
Тема 1.2: Технологии обработки информации, управления базами данных; компьютерные коммуникации. 11
РАЗДЕЛ 2: 13
общий состав и структура персональных эвм и вычислительных систем, их программное обеспечение 13
Тема 2.1. Архитектура персонального компьютера, структура вычислительных систем. Программное обеспечение вычислительной техники. 13
Тема 2.2. Операционные системы и оболочки: программная оболочка Norton Commander (Нортон Коммандер) 15
Тема 2.3: Операционные системы и оболочки: графическая оболочка WINDOWS. 18
Тема 2. 4: Прикладное программное обеспечение, файловые менеджеры, программы – архиваторы, утилиты. 22
РАЗДЕЛ 3: 24
Организация размещения, обработки, поиска, хранения и передачи информации. Защита информации от несанкционированного доступа. Антивирусные средства защиты информации. 24
Раздел 4: 26
Локальные и глобальные компьютерные сети, сетевые технологии обработки информации 26
Раздел 5: 28
Прикладные программные средства. 28
Тема 5.1. Текстовые редакторы. Текстовый редактор WORD (ворд) 28
Тема 5.2. Электронные таблицы EXCEL (эксель) 33
Тема 5. 3: Системы управления базами данных - СУБД. 37
Программа ACCESS (акцесс) 37
Тема 5. 4: Графические редакторы. Редактор Paint (пайнт) 39
Тема 5. 5: Информационно – поисковые системы. 41
РАЗДЕЛ 5: 43
Автоматизированные системы: понятие, состав, виды.. 43
Список литературы.. 45
Перечень вопросов для внеаудиторной работы.. 46
Рекомендации к оформлению отчета по практическим работам.. 47
Перечень практических работ. 47
Целью изучения дисциплины «Информатика» является не только подготовка пользователя, владеющего основными навыками работы на ПК с использованием типовых прикладных программ, но и владеющего базовыми теоретическими понятиями.
Студенты, изучающие дисциплину, часто делают ошибку, считая, что практическое владение компьютером является достаточными знаниями по дисциплине. Однако, при наличии разнообразного вида прикладных программ, необходимо не только иметь практические навыки, но и уметь объяснить алгоритм работы в программе, а так же необходимо обосновать, почему для обработки предлагаемого вида информации выбрана та или иная программа. Это достигается только при условии систематического изучения теоретических аспектов дисциплины.
Приступая к изучению дисциплины необходимо определить ключевые темы, основные понятия темы и требования, предъявляемые к студенту. В пособии требования к знаниям, умениям и навыкам разложены на способности: исследовательские, проектировочные, исполнительские, коммуникативные и рефлексивные. Это поможет студенту сформировать общее представление о структуре дисциплины «Информатика», обеспечит инвариантность исследования теоретического материала, ориентирует в видах самостоятельной внеаудиторной работы.
Перечень теоретических вопросов для внеаудиторной работы позволит каждому студенту проверить свои знания в области теоретического материала. Предлагаемый перечень практических работ даст возможность предварительно спроектировать виды деятельности на предстоящем практическом занятии.
|
Наименование разделов и тем
|
Максим. уч. нагрузка студента (час) |
Количество аудиторных часов при очной форме обучения |
Самостоятельная работа студента |
|||||||||||||
|
всего |
Теория |
Практические занятия |
||||||||||||||
|
|
|
|
|
0601/ 0608 |
2710/ 0612 |
|||||||||||
|
Введение |
1 |
1 |
1 |
|
|
|
||||||||||
|
Раздел 1: |
Автоматизированная обработка информации: основные понятия и технологии |
|
3 |
1 |
2 |
|
|
|||||||||
|
Тема 1.1 |
Информация, информационные процессы и информационное общество |
2 |
1 |
1 |
|
1 |
1 |
|||||||||
|
Тема 1.2 |
Технологии обработки информации, управления базами данных; компьютерные коммуникации |
2 |
2 |
|
2 |
|
|
|||||||||
|
Раздел 2: |
Общий состав и структура персональных ЭВМ и вычислительных систем, их программное обеспечение |
|
22 |
|
|
|
|
|||||||||
|
Тема 2.1 |
Архитектура персонального компьютера, структура вычислительных систем. Программное обеспечение вычислительной техники |
6 |
5 |
3 |
2 |
1 |
1 |
|||||||||
|
Тема 2.2 |
Операционные системы и оболочки: программная оболочка NORTON COMMANDER (Нортон Коммандер) Зачетная практическая работа |
9 |
7 |
1 |
6 |
2 |
2 |
|||||||||
|
Тема 2.3 |
Операционные системы и оболочки: графическая оболочка WINDOWS (Виндовс) Контрольная работа |
8,5 |
8 |
2 |
6 |
0,5 |
0,5 |
|||||||||
|
Тема 2.4 |
Прикладное программное обеспечение: файловые менеджеры, программы – архиваторы, утилиты |
2,5 |
2 |
|
2 |
0,5 |
0,5 |
|||||||||
|
Раздел 3: |
Организация размещения, обработки, поиска, хранения и передачи информации. Защита информации от несанкционированного доступа. Антивирусные средства защиты информации. Зачетная практическая работа |
5 |
4 |
2 |
2 |
1 |
1 |
|||||||||
|
Раздел 4: |
Локальные и глобальные компьютерные сети, сетевые технологии обработки информации |
6 |
4 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|||||||||
|
Раздел 5: |
Прикладные программные средства |
|
22 |
|
16 |
|
|
|||||||||
|
Тема 5.1 |
Текстовые процессоры Зачетная практическая работа |
7 |
6 |
2 |
4 |
1 |
1 |
|||||||||
|
Тема 5.2 |
Электронные таблицы Зачетная практическая работа |
7 |
6 |
2 |
4 |
1 |
1 |
|||||||||
|
Тема 5.3 |
Системы управления Базами Данных Контрольная работа |
7 |
5 |
1 |
4 |
2 |
2 |
|||||||||
|
Тема 5.4 |
Графические редакторы Зачетная практическая работа |
4/5 |
2 |
|
2 |
2 |
3 |
|||||||||
|
Тема 5.5 |
Информационно-поисковые системы |
5 |
3 |
1 |
2 |
2 |
2 |
|||||||||
|
Раздел 6: |
Автоматизированные системы: понятие, состав, виды. Итоговая контрольная работа |
4 |
2 |
2 |
|
2 |
2 |
|||||||||
|
|
Итоговая зачетная практическая работа |
2 |
2 |
|
2 |
|
|
|||||||||
|
Всего по дисциплине: |
78/79 |
60 |
20 |
40 |
18 |
19 |
||||||||||
Наименование разделов и тем для специальности 080113
|
Максим. уч. нагрузка студента (час) |
Количество аудиторных часов при очной форме обучения |
Самостоятельная работа студента |
|
|||||||||||||
Всего/ лекции |
Практические занятия |
|
|||||||||||||||
|
|
|
|
0606 |
|
||||||||||||
Введение |
1 |
1/1 |
|
|
|
||||||||||||
Раздел 1: Автоматизированная обработка информации: основные понятия и технологии |
|
||||||||||||||||
Тема 1.1 |
Информация, информационные процессы и информационное общество |
2 |
1/1 |
|
1 |
|
|||||||||||
Тема 1.2 |
Технологии обработки информации, управления базами данных; компьютерные коммуникации |
3 |
2/0 |
2 |
1 |
|
|||||||||||
Раздел 2: Общий состав и структура персональных ЭВМ и вычислительных систем, их программное обеспечение |
|
||||||||||||||||
Тема 2.1 |
Архитектура персонального компьютера, структура вычислительных систем. Программное обеспечение вычислительной техники |
6 |
5/3 |
2 |
1 |
|
|||||||||||
Тема 2.2 |
Операционные системы и оболочки: программная оболочка NORTON COMMANDER (Нортон Коммандер) Зачетная работа |
9 |
7/1 |
6 |
2 |
|
|||||||||||
Тема 2.3 |
Операционные системы и оболочки: графическая оболочка WINDOWS (Виндовс) Контрольная работа № 1 |
10 |
8/2 |
6 |
2 |
|
|||||||||||
Тема 2.4 |
Прикладное программное обеспечение: файловые менеджеры, программы – архиваторы, утилиты |
3 |
2/0 |
2 |
1 |
|
|||||||||||
Раздел 3: |
Организация размещения, обработки, поиска, хранения и передачи информации. Защита информации от несанкционированного доступа. Антивирусные средства защиты информации. |
5 |
4/2 |
2 |
1 |
|
|||||||||||
Раздел 4: |
Локальные и глобальные компьютерные сети, сетевые технологии обработки информации |
6 |
4/2 |
2 |
2 |
|
|||||||||||
Раздел 5: Прикладные программные средства |
|
||||||||||||||||
Тема 5.1 |
Текстовые процессоры |
9 |
8/2 |
6 |
1 |
|
|||||||||||
Тема 5.2 |
Электронные таблицы Зачетная практическая работа |
9 |
8/2 |
6 |
1 |
|
|||||||||||
Тема 5.3 |
Системы управления Базами Данных |
11 |
9/1 |
8 |
2 |
|
|||||||||||
Тема 5.4 |
Графические редакторы |
5 |
3/1 |
2 |
2 |
|
|||||||||||
Тема 5.5 |
Информационно-поисковые системы Контрольная работа № 2 |
5 |
3/1 |
2 |
2 |
|
|||||||||||
Раздел 6: |
Автоматизированные системы: понятие, состав, виды. |
4 |
3/1 |
2 |
1 |
|
|||||||||||
Итоговая зачетная работа |
3 |
|
2 |
1 |
|
||||||||||||
Всего по дисциплине: |
91 |
70 |
50 |
21 |
|
||||||||||||
Дидактические единицы: |
1. Роль и значение вычислительной техники в современном обществе и профессиональной деятельности. 2. Области применения персональных ЭВМ. 3. Нормы работы с информацией, аппаратным и программным обеспечением. 4. Цель изучения дисциплины, предмет и задачи дисциплины. |
Средства обучения:
|
- раздаточный материал: «Информационные технологии», - плакат «История информатики» - стенд «Ваше рабочее место», «Требования к знаниям и умениям» - критерии осознания темы «Информация, информационные технологии» |
Исследовательские способности:
· Обосновывать роль и значение вычислительной техники в развитии постиндустриального общества;
· Обосновывать роль и значение вычислительной техники в профессиональной деятельности;
· Определять области применения ЭВМ;
· Определять нормы работы с информацией, аппаратным и программным обеспечением;
· Определять цели и задачи изучения дисциплины «Информатика»
Проектировочные способности:
· Проектировать виды деятельности на компьютере в зависимости от видов профессиональных задач
· Проектировать правила обслуживания компьютера, правила обработки информации в зависимости от вида профессиональной деятельности
Исполнительские способности:
· Определять цели автоматизации профессиональной деятельности в зависимости от рода профессии;
· Составлять алгоритм работы с профессиональной информацией при автоматизированном способе ее обработки;
Коммуникативные способности:
· Взаимодействовать через межличностные отношения со студентами, педагогом, по потребностям в исследуемой системе (формулировать вопросы, разъяснять и т. д.);
· Работать с информационными источниками в исследуемой системе.
Рефлексивные способности:
· Осознать результаты своей деятельности в исследуемой системе;
· Осознать свои способности в функциях, в нормах, в способах, в средствах, способах исследуемой системы.
Дидактические единицы: |
1. Понятие информации. 2. Носители информации. 3. Виды информации. 4. Кодирование информации. 5. Измерение информации. 6. Информационные процессы. 7. Информатизация общества, 8. Развитие вычислительной техники. |
Средства обучения:
|
- раздаточный материал: «Информационные технологии», - рабочая тетрадь: тема 1 - плакат «История информатики» - стенд «Ваше рабочее место», «Требования к знаниям и умениям» - критерии осознания темы «Информация, информационные технологии» |
Самостоятельная работа: |
подбор материала по ниже предложенным темам и оформление их в виде творческого отчета (схема, таблица): Этапы развития вычислительной техники |
Исследовательские способности:
· Обосновывать влияние понятия «Информация» в истории развития вычислительной техники и дисциплины «Информатика», на развитие понятий: информатизация общества, информационная культура, информационное общество, информационные технологии;
· Определять базовые объекты исследования дисциплины «Информатика» (информация, аппаратное и программное обеспечение) и их роль в развитии науки;
· Классифицировать информацию по видам: по способу восприятия, по форме представления, по общественному значению
· Классифицировать по формам представления (символ, буква, цифра, рисунок, знак);
· Определять и классифицировать носители информации по их видам (вещественные, Волны и поля различной природы, состояние вещества);
· Различать виды сигналов: аналоговый и дискретный;
· Определять способы передачи информации
· Определять объем информации: в битах и байтах
· Различать меры информации: семантическая и прагматическая
· Определять свойства информации
Проектировочные способности:
· Выбирать способы и средства описания истории развития дисциплины «Информатика»;
· Выбирать способы и средства описания истории развития вычислительной техники и программного обеспечения;
Исполнительские способности:
· Представлять (описывать) историю развития дисциплины, аппаратного обеспечения, программного обеспечения;
· Определять объем текстовой и графической информации.
· Классифицировать информацию: по видам, по формам представления;
· Классифицировать носители информации по видам;
· Отличать аналоговый сигнал от дискретного сигнала
· Отличать семантическую меру измерения информации от прагматической меры
· Определять свойства информации
Коммуникативные способности:
· Взаимодействовать через межличностные отношения со студентами, педагогом, по потребностям в исследуемой системе (формулировать вопросы, разъяснять и т. д.);
· Работать с информационными источниками в исследуемой системе.
Рефлексивные способности:
· Осознать результаты своей деятельности в исследуемой системе;
· Осознать свои способности в функциях, в нормах, в способах, в средствах, способах исследуемой системы.
Дидактические единицы: |
1. Персональный компьютер – устройство обработки информации. |
|
2. Назначение и основные функции текстового редактора, графического редактора, электронных таблиц, систем управления базами данных. 3. Локальные и глобальные компьютерные сети. |
|
|
Средства обучения:
|
- раздаточный материал: «Клавиатура», - плакат «Клавиатура» - Рабочая тетрадь для практических работ, - Практическая работа № 1 - Паспорт рабочего места - Критерии осознания темы «Аппаратное и программное обеспечение» - ПК PENTIUM, - ППО «Инструктор», - Инструкционная карта № 1 |
|
Самостоятельная работа: (во время практических занятий)
|
Подобрать материал и оформить его в виде сообщения на тему: «Применение прикладных программ в профессиональной деятельности будущего специалиста» Составить древо понятия «Персональный компьютер» |
|
Исследовательские способности:
· Определять основные устройства персонального компьютера для выполнения простейших операций;
· Классифицировать дополнительные устройства по видам применения с целью обработки информации;
· Определять основные функции стандартных программ с целью автоматизации деятельности пользователя;
· Классифицировать виды клавиш по функциональным группам;
· Различать виды сетей: локальные и глобальные по их функциональному применению;
Проектировочные способности:
· Выбирать стандартные аппаратные средства для комплектования персонального компьютера;
· Выбирать стандартные программные средства для обеспечения базовых действий пользователя;
Исполнительские способности:
· Включать и выключать компьютер согласно нормам
· Ввести информацию с помощью клавиатуры
· Управлять работой компьютера с помощью клавиатуры и манипулятора мышь
Коммуникативные способности:
· Взаимодействовать через межличностные отношения со студентами, педагогом, по потребностям в исследуемой системе (формулировать вопросы, разъяснять и т. д.);
· Работать с информационными источниками в исследуемой системе.
Рефлексивные способности:
· Осознать результаты своей деятельности в исследуемой системе;
· Осознать свои способности в функциях, в нормах, в способах, в средствах, способах исследуемой системы.
Практическая работа № 1: Работа с обучающей программой «Инструктор».
Студент должен:
Знать:
- архитектуру и принципы работы ПК
- правила техники безопасности при работе с вычислительной техникой
- правила эксплуатации вычислительной техники
Уметь:
- включить и перезагрузить ПК
- загрузить программу
- выйти из программы
- управлять работой программы с помощью клавиатуры и мыши
- ввести информацию с клавиатуры
- организовывать диалог с ПК при помощи команд главного меню программы
- организовывать рабочее время при работе за ПК
Средства:
§ ПК PENTIUM,
§ ППО «Инструктор»,
§ Инструкционная карта № 1,
§ рабочая тетрадь,
Дидактические единицы: |
1. Магистрально – модульный принцип построения компьютера. 2. Внутренняя архитектура компьютера; процессор, память. 3. Периферийные устройства: клавиатура, монитор, дисковод, мышь, принтер, сканер, модем, джойстик; мультимедийные компоненты. 4. Программный принцип управления компьютером. 5. Операционная система: назначение, состав, загрузка. 6. Виды программ для компьютера. 7. Понятие файла, каталога (папки) и правила задания имен. 8. Шаблоны имен файлов. 9. Путь к файлу. 10. Работа с каталогами и файлами |
Средства обучения:
|
- раздаточный материал: «Блок-схема устройства ПК» - плакат «Дополнительные устройства» - рабочая тетрадь по теории Тема 4 - рабочая тетрадь для практических работ, - Практическая работа №2 - критерии осознания темы «Аппаратное и программное обеспечение» - паспорт рабочего места - ПК PENTIUM |
|
- ППО «Профессор», - Инструкционная карта № 2, |
Самостоятельная работа:
|
зарисовать схему автоматизации вычислений, выделить основные элементы и описать их функции
|
во время практических занятий:
|
- Составить древо понятий «Файловая структура» - Составить критерии оценки понятий ФАЙЛ и КАТАЛОГ - разработать критерии оценки: монитора, принтера, сканера, системного блока (по плану: виды, функции, принцип работы, нормы работы, свойства) |
Исследовательские способности:
· Определять основные устройства внутренней архитектуры компьютера;
· Классифицировать программное обеспечение по видам применения с целью обработки информации;
· Определять основные функции операционной системы;
· Различать понятия каталог и файл по их функциональному назначению;
· Различать понятия: собственное имя файла, расширение, полное имя файл, путь к файлу
· Определять способы ввода команд в зависимости от вида операционной системы;
· Определять действия с файловой структурой: создание, копирование, переименование, перенос, удаление, открытие, закрытие
Проектировочные способности:
· Выбирать стандартный набор внутренней архитектуры в зависимости от области применения компьютера;
· Выбирать виды операционных систем с целью обеспечения качественного диалога с компьютером и в зависимости от видов прикладных программ;
· Проектировать алгоритм работы с файловой структурой по заданному древу каталогов;
· Проектировать работу с шаблонами целью организации поиска информации на ПК;
Исполнительские способности:
· Управлять работой программы с помощью команд;
· Записывать и читать шаблоны к файлам;
· Записывать и читать полные имена файлов;
· Записывать и читать путь к файлу;
Коммуникативные способности:
· Взаимодействовать через межличностные отношения со студентами, педагогом, по потребностям в исследуемой системе (формулировать вопросы, разъяснять и т. д.);
· Работать с информационными источниками в исследуемой системе.
Рефлексивные способности:
· Осознать результаты своей деятельности в исследуемой системе;
· Осознать свои способности в функциях, в нормах, в способах, в средствах, способах исследуемой системы.
Практическая работа № 2: Работа с обучающей программой «Профессор»
Студент должен:
Знать:
- назначение и структуру операционной системы DOS
- назначение и принцип построения файловой структуры
- правила управления файловой структуры
- основные команды операционной системы DOS: COPY, DIR, FORMAT, DELETE, RENAME;
Уметь:
- Осознать правила задания имен файлов и каталогов;
- Исследовать приемы работы с файловой структурой: копирование, перенос, переименование, удаление;
Средства:
§ ПК PENTIUM,
§ ППО «Профессор»,
§ Инструкционная карта № 2,
§ рабочая тетрадь
Дидактические единицы: |
1. Основные принципы работы в Norton Commander, DOS-навигатор, VC (Волков Коммандер). 2. Функциональные и служебные клавиши. 3. Управление панелями. 4. Операции с каталогами и файлами. |
Средства обучения:
|
- раздаточный материал: «Таблица функциональных клавиш и их комбинаций», - рабочая тетрадь для практических работ, - практическая работа № 3-4 - паспорт рабочего места - критерии осознания темы «Операционные |
|
оболочки» - ПК PENTIUM, - Клавиатура - мышь |
|
- ПО «Norton Commander», «Volkov Commander», «Dos Novigator», - Инструкционные карты №3,4, 5, - Карточки с зачетными заданиями |
Самостоятельная работа: |
Подобрать материал и оформить его в виде сообщения на тему: «Внешний вид рабочей области Norton Commander (DOS-навигатор, VC (Волков Коммандер)): элементы и их функции» |
Исследовательские способности:
· Определять основные элементы внешней области программы и их функциональное назначение;
· Определять основные функции клавиш функционального меню и их роль в работе с файловой структурой;
· Определять действия по перемещению по рабочей области программы: между панелями, внутри одной панели;
· Различать способы открытия файла и каталога;
· Различать способы создания файла и каталога;
· Различать способы управления файловой структурой: с помощью мыши и клавиатуры
Проектировочные способности:
· Выбирать способы и средства для управления файловой структурой;
· Проектировать работу с функциональными клавишами с целью создания и корректировки файловой структуры;
· Определять способы запуска программы и выход из нее
Исполнительские способности:
· выбирать нужный диск и каталог;
· выполнять операции с каталогами и файлами;
· осуществлять переход между панелями
· управлять работой внутри панели: настройка внешнего вида, просмотр файловой структуры
· запускать программу
· осуществлять закрытие (завершение) программы
Коммуникативные способности:
· Взаимодействовать через межличностные отношения со студентами, педагогом, по потребностям в исследуемой системе (формулировать вопросы, разъяснять и т. д.);
· Работать с информационными источниками в исследуемой системе.
Рефлексивные способности:
· Осознать результаты своей деятельности в исследуемой системе;
· Осознать свои способности в функциях, в нормах, в способах, в средствах, способах исследуемой системы.
Практическая работа № 3-4: Работа с файловой структурой с помощью операционных оболочек
Студент должен:
Знать:
- назначение и структуру операционной оболочки
- принципы управления файловой структурой
Уметь:
- Использовать команды функционального меню для создания и управления файловой структурой: создавать, копировать, переименовывать, удалять файлы и каталоги;
- Создавать, сохранять и корректировать текстовый файл с помощью встроенного текстового редактора Norton Commander или DOS-навигатор, VC (Волков Коммандер) при использовании команд функционального меню;
Средства:
§ ПК PENTIUM,
§ ПО «Norton Commander», «Volkov Commander», «Dos Novigator»,
§ Инструкционная карта № 3-4,
§ рабочая тетрадь,
Практическая работа № 5: Зачетная работа: создание каталогов, файлов. Корректировка файловой структуры
Студент должен:
Знать:
- структуру, назначение и возможности операционной оболочки
- функции функциональных клавиш
Уметь:
- Самостоятельно создавать и корректировать произвольно заданную файловую структуру;
Средства:
§ ПК PENTIUM,
§ ПО «Norton Commander», «Volkov Commander», «Dos Novigator»,
§ Инструкционная карта № 5,
§ Карточки с зачетными заданиями
§ рабочая тетрадь
Дидактические единицы: |
1. Основные элементы окна WINDOWS. 2. Управление окнами. 3. Меню. 4. Справочная система. 5. Работа с пиктограммами программы 6. Переключение между программами |
|
7. Обмен данными между приложениями. 8. Операции с каталогами (папками) и файлами (документами). 9. Печать документов |
Средства обучения: |
- раздаточный материал: «рабочий стол», «элементы окна», «Виды меню», «Окна печати», «Элементы окна СОХРАНИТЬ», «Элементы окна ОТКРЫТЬ» |
|
- плакат «Диалоговое окно» - Критерии осознания ОС WINDOWS - рабочая тетрадь для практических работ |
|
- паспорт рабочего места - ПК PENTIUM, - OC «WINDOWS», - Инструкционная карта № 6, 7, 8 - Программа Проводник - Программы: калькулятор, текстовый редактор WORD PAD |
Самостоятельная работа:
|
Подобрать материал и оформить его в виде сообщения на тему: «Элементы и команды диалогового окна»
|
во время практических занятий |
Подобрать материал и оформить его в виде сообщения на тему: - «Разновидности операционных систем: их достоинства и недостатки» - Составить таблицу сравнений файловой структуры в DOS и WINDOWS - Составить древо понятия «Операционная система» - «Возможности диалогового Предварительный просмотр» |
Исследовательские способности:
· Выделять основные объекты среды WINDOWS: Рабочий стол, окно, меню и их функции;
· Определять основные функции элементов Рабочего стола: панель задач и ее элементы (кнопка Пуск, зона индикаторов), значки (папки, ярлыки);
· Определять функции элементов окон: папок, документов, программ, диалоговых;
· Определять назначение основных папок Рабочего стола: Мой компьютер, Корзина, Мои документы;
· Различать функции кнопок управления окном
· Определять функции меню: горизонтального, ниспадающего, контекстного;
· Определять роль мыши в управлении средой
· Различать виды окон;
· Различать виды меню;
· Различать функции и внешний вид значков папки и ярлыка;
· Определять действия с окнами
· Различать способы управления файловой структурой: с помощью мыши и клавиатуры
· Различать способы управления средой с помощью левой клавиши и правой клавиши мыши;
· Определять пять способов закрытия окна
· Различать способы работы с файловой структурой с помощью средств ОС WINDOWS: окон и приложения «Проводник»
· Определять функции программы Проводник
· Определять функции стандартных прикладных программ среды WINDOWS: калькулятор, графический редактор Paint, текстовый редактор WordPad
Проектировочные способности:
· Выбирать способы и средства для управления окном;
· Проектировать работу с командами меню с целью управления окнами;
· Проектировать алгоритмы работы с файловой структурой с помощью программы Проводник или окон среды WINDOWS;
· Определять алгоритм закрытия окон
· Проектировать способы применения возможностей стандартных программ с целью автоматизации деятельности пользователя;
Исполнительские способности:
· Управлять окнами;
· Создавать и управлять файловой структурой с помощью окон и команд среды WINDOWS, с помощью возможностей программы Проводник;
· Осуществлять переход между открытыми окнами с помощью кнопок на панели задач
· управлять работой внутри панели: настройка внешнего вида, просмотр файловой структуры
Коммуникативные способности:
· Взаимодействовать через межличностные отношения со студентами, педагогом, по потребностям в исследуемой системе (формулировать вопросы, разъяснять и т. д.);
· Работать с информационными источниками в исследуемой системе.
Рефлексивные способности:
· Осознать результаты своей деятельности в исследуемой системе;
· Осознать свои способности в функциях, в нормах, в способах, в средствах, способах исследуемой системы.
Практическая работа № 6: Работа со встроенным учебником WINDOWS. Работа с окнами. Настройка среды WINDOWS.
Студент должен:
Знать:
- Назначение и структуру операционной оболочки
- Назначение основных объектов: рабочего стола, панели задач, окна
- Принцип работы в ОС с помощью мыши
- Приемы работы с окнами
Уметь:
- Использовать команды справочной системы среды WINDOWS с целью поиска необходимой информации;
- Работать с окнами: перемещать по Рабочему столу, сворачивать на Панель Задач, изменять размеры окна, работать с несколькими окнами, используя при этом мышь и клавиатуру;
- Выполнять настройку Рабочего стола с помощью контекстного меню;
Средства:
§ ПК PENTIUM,
§ OC «WINDOWS»,
§ Инструкционная карта № 6,
Практическая работа № 7: Работа с файловой структурой с помощью Проводника.
Студент должен:
Знать:
- назначение, возможности и структуру программы ПРОВОДНИК
- приемы работы с мышкой
- принципы управления файловой структурой
- основные действия с файловой структурой
Уметь:
- Выполнять операции с файлами и каталогами (папками), используя команды и пиктограммы программы ПРОВОДНИК;
- Выполнять работу с личной папкой: создание, переименование, копирование, перенос и удаление
- Анализировать приемы работы с файловой структурой в операционных оболочках и программе ПРОВОДНИК: выделить достоинства и недостатки
Средства:
§ ПК PENTIUM,
§ OC «WINDOWS»,
§ Инструкционная карта № 7,
Практическая работа № 8: Работа со стандартными приложениями среды WINDOWS: калькулятор, текстовый редактор WordPad.
Студент должен:
Знать:
- Виды и назначение стандартных программ
- Возможности и приемы работы в стандартных программах
Уметь:
- Осуществлять запуск программ: калькулятор и текстовый редактор;
- Выполнять настройку калькулятора и вычисления с его помощью;
- Выполнять набор текста с соблюдением правил ввода, его форматирование и подготовку к печати
- Анализировать приемы работы с помощью команд горизонтального меню с использованием в работе пиктограмм: выделить достоинства и недостатки
- Выполнять переход между программами;
- Применять буфер обмена информации между стандартными приложениями ОС WINDOWS
Средства:
§ ПК PENTIUM,
§ OC «WINDOWS»,
§ Программы: калькулятор, текстовый редактор WORD PAD
§ Инструкционная карта № 8,
Дидактические единицы: |
1. Файловые менеджеры. 2. Программы – архиваторы. 3. Пакеты утилит для DOS и WINDOWS. Общий обзор. 4. Назначение и возможности утилит. 5. Порядок работы. |
Средства обучения: |
- раздаточный материал: «Виды программного обеспечения» - древа понятий «Файл», «Каталог», «Файловый менеджер» - паспорт рабочего места - критерии осознания темы «Файловая структура»
|
|
- ПК PENTIUM, - OC «WINDOWS», - Программы – архиваторы: Zip, Rar |
|
- Инструкционная карта № 9 |
Самостоятельная работа: во время практических занятий |
Подобрать материал и оформить его в виде сообщения на тему: «Разновидности программ – архиваторов: их плюсы и минусы» |
Исследовательские способности:
· Определять основные элементы внешней области программы и их функциональное назначение;
· Определять основные функции программ - архиваторов;
· Определять назначение и функции утилит
· Определять назначение системной дискеты
Проектировочные способности:
· Выбирать способы и средства для создания архивных копий;
· Проектировать работу с программами – утилитами при сбое в работе компьютера;
· Определять способы запуска программы и выход из нее
· Проектировать работу при сбоях в работе компьютера
Исполнительские способности:
· выбирать нужную программу - архиватор;
· выполнять операции с архивами;
· запускать программу
· осуществлять закрытие (завершение) программы
Коммуникативные способности:
· Взаимодействовать через межличностные отношения со студентами, педагогом, по потребностям в исследуемой системе (формулировать вопросы, разъяснять и т. д.);
· Работать с информационными источниками в исследуемой системе.
Рефлексивные способности:
· Осознать результаты своей деятельности в исследуемой системе;
· Осознать свои способности в функциях, в нормах, в способах, в средствах, способах исследуемой системы.
Практическая работа № 9: Организация поиска информации. Создание архива. Распаковка архива. Восстановление сбойной дискеты.
Студент должен:
Знать:
- приемы поиска информации с помощью шаблонов
- Виды, назначение, возможности и приемы работы с программами архиваторами
Уметь:
- Организовывать поиск документа и группы документов по шаблону;
- Создавать, распаковывать, дополнять архив;
- Восстанавливать сбойные дискеты
Средства:
§ ПК PENTIUM,
§ OC «WINDOWS»,
§ Программы – архиваторы: Zip, Rar
§ Инструкционная карта № 9,
ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗМЕЩЕНИЯ, ОБРАБОТКИ, ПОИСКА, ХРАНЕНИЯ И ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ. ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ ОТ НЕСАНКЦИОНИРОВАННОГО ДОСТУПА. АНТИВИРУСНЫЕ СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ.
Дидактические единицы: |
1. Компьютер – устройство для накопления, обработки и передачи информации 2. Обработка информации центральным процессором и организация оперативной памяти компьютера. 3. Хранение информации и ее носители: гибкие, жесткие, компакт - диски. 4. Организация размещения информации на дискетах и дисках: сектор, таблица размещения, область данных. 5. Защита информации от несанкционированного доступа. Необходимость защиты. 6. Криптографические методы защиты.
|
|
7. Защита информации в сетях. Электронная подпись. 8. Контроль прав доступа. Архивирование информации как средство защиты. 9. Защита информации от компьютерных вирусов. Компьютерные вирусы: методы распространения, профилактика заражения. Антивирусные программы. |
Средства обучения: |
- раздаточный материал: «Таблица наиболее распространенных вирусов» - рабочая тетрадь по теории, тема 3 - паспорт рабочего места - критерии осознания темы «Защита информации» - ПК PENTIUM, - OC «WINDOWS», - ПО «Антивирус Касперского», - Инструкционная карта № 10, - Карточки с зачетными заданиями |
Самостоятельная работа:
Во время практических занятий |
подобрать материал и оформить в виде реферата на одну из предлагаемых тем: · Криптографические методы защиты и электронная подпись · Способы защита информации в сетях · Администрирование сети и контроль прав доступа · Виды и способы распространения компьютерных вирусов · Internet – как средство распространения компьютерных вирусов Описать элементы окна антивирусной программы и составить алгоритм тестирования: дискеты, папки, документа |
Исследовательские способности:
· Определять способы хранения информации и типах носителей;
· Различать способы размещения информации на дискетах и жестких дисках;
· Определять способы несанкционированного доступа;
· Различать виды компьютерных вирусов и определять способы защиты от них;
· Различать виды и принципы действий антивирусных программ;
· Определять средства и методы защиты информации;
Проектировочные способности:
· Выбирать способы и средства организации файловой структуры;
· Выбирать способы и меры защиты информации от несанкционированного доступа
· Проектировать работу с антивирусными программами;
· Проектировать алгоритмы работы программами - архиваторами;
Исполнительские способности:
· Осуществлять меры защиты информации от несанкционированного доступа;
· Использовать антивирусную программу для проверки носителя информации и лечения «зараженных» носителей от компьютерных вирусов;
Коммуникативные способности:
· Взаимодействовать через межличностные отношения со студентами, педагогом, по потребностям в исследуемой системе (формулировать вопросы, разъяснять и т. д.);
· Работать с информационными источниками в исследуемой системе.
Рефлексивные способности:
· Осознать результаты своей деятельности в исследуемой системе;
· Осознать свои способности в функциях, в нормах, в способах, в средствах, способах исследуемой системы.
Практическая работа № 10: Работа с дискетой: форматирование, тестирование на наличие вируса, лечение зараженной дискеты. Зачетная работа
Студент должен:
Знать:
- назначение дискеты
- виды, возможности и назначение антивирусных программ
- приемы работы с антивирусными программами
Уметь:
- форматировать дискету с помощью команд диалогового окна форматирования;
- проверять дискеты и диск на наличие вируса, производить лечение зараженных вирусом дискет;
Средства:
§ ПК PENTIUM,
§ OC «WINDOWS»,
§ ПО «Антивирус Касперского»,
§ Инструкционная карта № 10,
§ Карточки с зачетными заданиями
ЛОКАЛЬНЫЕ И ГЛОБАЛЬНЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ СЕТИ, СЕТЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ
Дидактические единицы: |
1. Передача информации. Линии связи, их основные компоненты и характеристики. 2. Компьютерные коммуникации: назначение, структура, ресурсы. Локальные и глобальные компьютерные сети. |
|
3. Основные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы. 4. Гипертекст. 5. Сеть INTERNET: структура, адресация, протоколы передачи. 6. Способы подключения. Браузеры. 7. Информационные ресурсы. Поиск информации |
Средства обучения: |
- раздаточный материал: «локальные и глобальные сети», «топология сетей» - паспорт рабочего места - критерии осознания темы «Компьютерные сети» - ПК PENTIUM, - OC «WINDOWS», - Папка «Сетевое окружение», - Программа Microsoft Outlook - Инструкционная карта № 11 |
Самостоятельная работа:
Во время практических занятий |
Подобрать материал и оформить в виде сообщения на одну из предлагаемых тем: · Линии связи, их основные компоненты и характеристики · Электронная почта: назначение и роль в профессиональной деятельности · Телеконференции, файловые архивы, гипертекст: их назначение · Виды услуг в Internet Описать возможности программы Microsoft Outlook (Майкрософт аутлук) |
Исследовательские способности:
· Определять способы передачи информации;
· Различать способы передачи по видам сетей;
· Различать топологию сетей и их роль в работе пользователя;
· Определять роль сети Internet в информационном обмене;
· Определять способы просмотра информации с помощью гипертекста;
Проектировочные способности:
· Выбирать способы и средства организации локальных сетей на предприятии;
· Выбирать способы и меры защиты информации при работе в сети Internet;
· Проектировать работу с информацией в сети Internet;
Исполнительские способности:
· Осуществлять обмен информацией по локальной и глобальной сети;
Коммуникативные способности:
· Взаимодействовать через межличностные отношения со студентами, педагогом, по потребностям в исследуемой системе (формулировать вопросы, разъяснять и т. д.);
· Работать с информационными источниками в исследуемой системе.
Рефлексивные способности:
· Осознать результаты своей деятельности в исследуемой системе;
· Осознать свои способности в функциях, в нормах, в способах, в средствах, способах исследуемой системы.
Практическая работа № 11: Сетевые технологии обработки информации
Студент должен:
Знать:
- виды, назначение и возможности компьютерных сетей
- назначение и возможности глобальной сети Internet
- основные приемы работы в сети Internet
- назначение и возможности электронной почты
- роль сетевых технологий в обработке информации
Уметь:
- Выполнять обмен информацией с помощью папки Сетевое окружение;
- Осуществлять обмен информацией между машинами по локальной сети с помощью программы Microsoft Outlook;
- Организовывать поиск информации в сети Internet;
Средства:
§ ПК PENTIUM,
§ OC «WINDOWS»,
§ Папка «Сетевое окружение»,
§ Программа Microsoft Outlook
§ Инструкционная карта № 11
Дидактические единицы: |
1. Возможности текстового процессора. 2. Основные элементы экрана. 3. Создание, открытие и сохранение документов. 4. Редактирование документов: копирование и перемещение фрагментов в пределах одного документа и в другой документ и их удаление. 5. Выделение фрагментов текста. |
|
6. Шрифтовое оформление текста. Форматирование символов и абзацев, установка междустрочных интервалов 7. Вставка в документ рисунков, диаграмм и таблиц, созданных в других режимах или другими программами. 8. Редактирование, копирование и перемещение вставленных объектов |
|
9. Установка параметров страниц и разбиение текста на страницы. 10. Колонтитулы. 11. Предварительный просмотр. 12. Установка параметров печати. Вывод документа на печать. |
Средства обучения: |
- раздаточный материал: «Рабочая область редактора WORD», пиктограммы панели Стандартная и Форматирования, «элементы окна СОХРАНИТЬ и ОТКРЫТЬ» - паспорт рабочего места - критерии осознания темы «Текстовый редактор» - ПК PENTIUM, - OC «WINDOWS», - ПО «Word», - Инструкционные карты № 12, 13, 14 |
Самостоятельная работа:
Во время практических занятий |
- Исследовать и описать способы создания таблиц - Исследовать и описать способы связи графики и текста - Команды настройки рабочей области редактора WORD: масштаб, панели инструментов - Составить древо понятия «Текстовый редактор» - Оформит подборку профессиональных задач, решаемых с помощью редактора |
Исследовательские способности:
· Определять способы открытия программы и документа;
· Различать документы, созданные в редакторе: по расширению и значку документа;
· Определять роль программы в информационном обмене;
· Определять виды объектов, с которыми может работать редактор: текст, таблицы, графический объект;
· Определять способы ввода текста: через клавиатуру или носители информации;
· Выявить приемы работы с основными объектами редактора: командами меню, панелями пиктограмм, строкой состояния, полосами прокрутки, линейкой;
· Различать виды таблиц: простая, сложная, неразлинованная
· Определять основные приемы настройки внешнего вида рабочей области программы: подключение/отключение панелей пиктограмм, изменение масштаба,
· Выявлять основные действия с объектами: ввод, корректировка, форматирование;
· Определять приемы работы со страницей: настройка, оформление, разбивка на страницы
· Определять основные настройки параметров страницы: поля, формат страницы, ориентация;
· Определять основные виды оформления страницы: нумерация, колонтитулы, колонки, границы.
· Определять алгоритм сохранения документа на нужном носителе в нужной папке, алгоритм открытия ранее созданного и сохраненного документа;
· Определять роль предварительного просмотра документа
· Определять алгоритм подготовки документа к печати
· Выявлять функции основных элементов окон: Сохранить, Открыть, Печать;
Проектировочные способности:
· Выбирать наиболее рациональные способы и средства создания, корректировки и форматирования объектов текстового редактора: текста, таблицы, графического объекта;
· Выбирать способы настройки рабочей области редактора и параметров страницы;
· Проектировать работу с документом, содержащим текст, графику и таблицы;
Исполнительские способности:
· Открывать программу
· Настраивать внешний вид рабочей области редактора: подключать/отключать панели инструментов, изменять масштаб;
· Настраивать параметры страницы;
· Оформлять внешний вид страницы: нумерация, колонтитулы, колонки, границы
· Осуществлять командный переход на новую страницу – разрыв страницы;
· Создавать, сохранять и открывать текстовый документ;
· Вводить текст, согласно правилам;
· Редактировать текст: копировать, перемещать и удалять фрагменты текста;
· Форматировать текст: изменять размеры, тип и вид шрифта, устанавливать выравнивание абзацев относительно границ страницы, устанавливать междустрочные интервалы; оформлять в виде списка
· Создавать таблицы любым из трех способов;
· Корректировать структуру таблицы: размеры столбцов и строк, количество столбцов и строк, объединять и разбивать ячейки (способ создание сложной таблицы); настраивать обтекание текстом;
· Форматировать внешний вид таблицы: заливка ячеек, изменение типа и вида границ ячеек, изменение цвета границ ячеек (способ создания неразлинованной таблицы);
· Создавать графические объекты: использовать готовые из других редакторов или с помощью панели Рисования;
· Корректировать объекты: изменять размеры, копировать, перемещать, удалять, настраивать обтекание текстом;
· Форматировать объекты: изменять заливку объекта и его контура, изменять тип и вид контура;
· Подготавливать документ к печати;
· Работать с элементами диалоговых окон: Сохранить как… и Открыть…
Коммуникативные способности:
· Взаимодействовать через межличностные отношения со студентами, педагогом, по потребностям в исследуемой системе (формулировать вопросы, разъяснять и т. д.);
· Работать с информационными источниками в исследуемой системе.
Рефлексивные способности:
· Осознать результаты своей деятельности в исследуемой системе;
· Осознать свои способности в функциях, в нормах, в способах, в средствах, способах исследуемой системы.
Практическая работа № 12: WORD: ввод и корректировка текста. Форматирование. Оформление страниц. Сохранение.
Студент должен:
Знать:
- назначение и возможности редактора WORD
- приемы работы с командами горизонтального меню
- приемы работы с диалоговыми окнами: ОТКРЫТЬ, СОХРАНИТЬ
- правила ввода текста
Уметь:
- вводить текст, соблюдая правила ввода;
- выполнять корректировку текста и фрагментов текста: выделение, копирование, перемещение, удаление;
- осуществлять форматирование текста: изменение размера шрифта, вида шрифта, начертание, цвет, междустрочный интервал и т.п.
- осуществлять оформление страниц: разбиение на страницы, нумерация, колонтитулы
- сохранять и открывать документ.
Средства:
§ ПК PENTIUM,
§ OC «WINDOWS»,
§ ПО «Word»,
§ Инструкционная карта № 12,
Практическая работа № 13: WORD: Работа с таблицей. Подготовка документа к печати.
Студент должен:
Знать:
- Виды действий с таблицами
- Возможности диалогового окна печати
Уметь:
- открывать созданный ранее документ и сохранять под новым именем
- создавать и корректировать таблицы: простую, сложную, неразлинованную
- осуществлять подготовку документа к печати
Средства:
§ ПК PENTIUM,
§ OC «WINDOWS»,
§ ПО «WORD»,
§ Инструкционная карта № 13
§ Карточки с индивидуальными заданиями
Практическая работа № 14: WORD: Работа с графическими объектами. Зачетная работа
Студент должен:
Знать:
- Виды действий с графическими объектами
Уметь:
- открывать созданный ранее документ и сохранять под новым именем
- создавать и корректировать графическую информацию: рисунок, схему, графический текст
Средства:
§ ПК PENTIUM,
§ OC «WINDOWS»,
§ ПО «WORD»,
§ Инструкционная карта № 14
§ Карточки с зачетным заданием
Дидактические единицы: |
1. Электронные таблицы: основные понятия и способ организации. 2. Структура ЭТ: ячейка, строка, столбец. Адреса ячеек. 3. Строка меню. 4. Панели инструментов. 5. Ввод данных в таблицу. 6. Типы и формат данных: числа, формулы, текст. 7. Редактирование, копирование информации. 8. Наглядное оформление таблицы 9. Расчеты с использованием формул и стандартных функций. |
|
10. Построение диаграмм и графиков. 11. Способы поиска информации в электронной таблице. 12. Алгоритм создания диаграмм. |
Средства обучения: |
- раздаточный материал: «Рабочая область редактора EXCEL», пиктограммы панели Стандартная и Форматирования, «элементы окна СОХРАНИТЬ и ОТКРЫТЬ» - паспорт рабочего места - критерии осознания темы «Электронные таблицы» ПК PENTIUM, - OC «WINDOWS», - ППО «EXCEL», - Инструкционные карты № 15, 16, 17 - Индивидуальные задания – модели задач |
Самостоятельная работа:
Во время практических занятий:
|
- Составить древо понятия «Электронная таблица» - Исследовать и описать возможности диалогового окна команды ФОРМАТ – ЯЧЕЙКА… - Составить алгоритм корректировки информации в ячейке или группе ячеек. - Описать способы перемещения по ячейкам таблицы - Описать виды диаграмм и оформить подборку задач, отражающие эти виды диаграмм |
Исследовательские способности:
· Определять способы открытия программы и документа;
· Различать документы, созданные в редакторе: по расширению и значку документа;
· Определять роль программы в информационном обмене;
· Определять способы работы с числовой информацией: вычисления с помощью формул и графическое представление (диаграммы);
· Выявлять приемы работы с основными объектами редактора: командами меню, панелями пиктограмм, строкой состояния, полосами прокрутки, линейкой;
· Определять основные приемы настройки внешнего вида рабочей области программы: подключение/отключение панелей пиктограмм, изменение масштаба,
· Различать типы данных;
· Определять причины ошибок в редакторе;
· Выявить основные действия с данными: ввод, корректировка, форматирование;
· Определять алгоритм ввода формул;
· Определять приемы работы построением экономической модели задачи
· Определять основные приемы работы с диаграммами;
· Определять алгоритм сохранения документа на нужном носителе в нужной папке, алгоритм открытия ранее созданного и сохраненного документа;
· Определять роль предварительного просмотра документа
· Определять алгоритм подготовки документа к печати
· Выявлять функции основных элементов окон: Сохранить, Открыть, Печать;
Проектировочные способности:
· Выбирать наиболее рациональные способы и средства создания, корректировки и форматирования объектов электронных таблиц;
· Проектировать вид экономической модели согласно условиям задачи;
· Проектировать работу с формулами;
· Выбирать типы и виды диаграмм согласно условию задачи;
· Выбирать типы данных согласно требованиям задачи;
· Выбирать способы настройки рабочей области редактора и параметров печати;
· Проектировать работу с документом, содержащим графику и таблицы;
Исполнительские способности:
· Открывать программу
· Настраивать внешний вид рабочей области редактора: подключать/отключать панели инструментов, изменять масштаб;
· Создавать, сохранять и открывать документ;
· Конструировать табличную форму (экономическую модель) согласно условию задачи;
· Редактировать экономическую модель: размеры столбцов и строк, количество столбцов и строк, объединять и разбивать ячейки (способ создание сложной таблицы);
· Форматировать экономическую модель: заливка ячеек, изменение типа и вида границ ячеек, изменение цвета границ ячеек;
· Вводить и редактировать формулы;
· Создавать графические объекты: использовать готовые из других редакторов или с помощью панели Рисования;
· Подготавливать документ к печати;
· Работать с элементами диалоговых окон: Сохранить как… и Открыть…
Коммуникативные способности:
· Взаимодействовать через межличностные отношения со студентами, педагогом, по потребностям в исследуемой системе (формулировать вопросы, разъяснять и т. д.);
· Работать с информационными источниками в исследуемой системе.
Рефлексивные способности:
· Осознать результаты своей деятельности в исследуемой системе;
· Осознать свои способности в функциях, в нормах, в способах, в средствах, способах исследуемой системы.
Практическая работа № 15: EXCEL: ввод и корректировка данных. Работа с формулами. Оформление и редактирование таблицы. Сохранение.
Студент должен:
Знать:
- назначение и возможности электронных таблиц
- понятие адреса ячейки
- методику оформления электронной таблицы
- приемы ввода и корректировки данных
- правила ввода формул
Уметь:
- вводить и корректировать данные: непосредственно в саму ячейку и через строку формул;
- перемещаться по ячейкам;
- вводить формулы согласно правилам ввода;
- выполнять действия с ячейкой с помощью команды ФОРМАТ - ЯЧЕЙКА.
- Форматировать и оформлять таблицу;
Средства:
§ ПК PENTIUM,
§ OC «WINDOWS»,
§ ППО «EXCEL»,
§ Инструкционная карта № 15
§ Индивидуальные задания – модели задач
Практическая работа № 16: EXCEL: Работа с графикой: рисунок, диаграммы. Подготовка документа к печати.
Студент должен:
Знать:
- Назначение диаграмм
- Требования, предъявляемые к построению диаграмм
- Графические возможности электронных таблиц
Уметь:
- открывать готовый документ,
- добавлять рисунок в документ, редактировать его и перемещать;
- строить диаграммы с помощью Мастера Диаграмм
- подготавливать документ к печати
Средства:
§ ПК PENTIUM,
§ OC «WINDOWS»,
§ ППО «EXCEL»,
§ Инструкционная карта № 16
§ Карточки с индивидуальными заданиями
Практическая работа № 17: EXCEL: работа с мастером функций. Зачетная работа
Студент должен:
Знать:
- Назначение и возможности встроенных функций.
Уметь:
- Вводить формулы, используя мастер встроенных функций
Средства:
§ ПК PENTIUM,
§ OC «WINDOWS»,
§ ППО «EXCEL»,
§ Инструкционная карта № 17
§ Карточки с индивидуальными заданиями
Дидактические единицы: |
1. Основные элементы БД. 2. Режимы работы. 3. Создание формы и заполнение БД. 4. Оформление, форматирование, редактирование данных. 5. Сортировка информации. 6. Скрытие полей и записей. 7. Организация поиска и выполнение запроса в базе данных. 8. Режимы поиска. Формулы запроса. 9. Понятие и структура отчета. 10. Создание и оформление отчета. 11. Модернизация отчета. 12. Вывод отчетов на печать и копирование в другие документы. |
Средства обучения: |
- раздаточный материал: «Виды объектов БД», «Типы данных» - паспорт рабочего места - критерии осознания темы «Базы данных» - ПК PENTIUM, - OC «WINDOWS», - ППО «ACCESS», - Инструкционные карты № 18-19, № 20-21 - Вариант базы данных – Студент |
Самостоятельная работа:
Во время практических занятий:
|
- Составить древо понятия «база данных»
- Выделить элементы БД и определить их основные функции. - Составить общий алгоритм по созданию БД |
Исследовательские способности:
· Определять режим работы изучаемой системы управления БД;
· Определять понятия и определения записи, поля, метки;
· Определять правила создания, заполнения и сохранения БД;
· Определять способы сортировки записей;
· Определять режимы поиска;
· Определять методику выполнения запроса и правила применения формул запроса;
· Определять порядок применения формул и статистических функций;
· Определять структуру и назначение составных частей отчета;
· Определять правила заполнения строк отчета
· Выявлять функции основных элементов окон: Сохранить, Открыть, Печать;
Проектировочные способности:
· Выбирать наиболее рациональные способы и средства создания, корректировки и форматирования БД;
· Проектировать вид БД согласно условиям задачи;
· Выбирать типы данных согласно условию задачи;
Исполнительские способности:
· Открывать программу
· Создавать поля и метки;
· Вводить, редактировать и форматировать данные;
· Сохранять созданную или отредактированную БД;
· Сортировать записи по одному и нескольким полям;
· Выполнять поиск информации в БД;
· Применять формулы запроса для выбора требуемых данных;
· Создавать структуру отчета и заполнять его строки;
· Просматривать и редактировать отчет;
· Копировать в другой документ и распечатывать отчет;
Коммуникативные способности:
· Взаимодействовать через межличностные отношения со студентами, педагогом, по потребностям в исследуемой системе (формулировать вопросы, разъяснять и т. д.);
· Работать с информационными источниками в исследуемой системе.
Рефлексивные способности:
· Осознать результаты своей деятельности в исследуемой системе;
· Осознать свои способности в функциях, в нормах, в способах, в средствах, способах исследуемой системы.
Практическая работа № 18-19: ACCESS: Создание формы БД. Ввод и корректировка данных. Сортировка данных. Запросы. Отчеты.
Студент должен:
Знать:
- виды и возможности баз данных
- правила создания и заполнения БД
- возможности объектов СУБД ACCESS: таблица, запрос, отчет, форма
Уметь:
- структурировать и модернизировать структуру БД, вводить и корректировать данные;
- выполнять сортировку и фильтрацию данных;
- составлять запросы и осознать их роль в профессиональной деятельности специалиста;
- формировать отчеты и осуществлять подготовку их к печати
Средства:
§ ПК PENTIUM,
§ OC «WINDOWS»,
§ ППО «ACCESS»,
§ Инструкционная карта № 18-19
Практическая работа № 20-21: ACCESS: Создание профессиональной базы данных.
Студент должен:
Знать:
- алгоритм создания и заполнения БД
- возможности объектов СУБД ACCESS: таблица, запрос, отчет, форма
Уметь:
- создавать профессиональную базу данных, выполнять основные действия с базой данных
Средства:
§ ПК PENTIUM,
§ OC «WINDOWS»,
§ ППО «ACCESS»,
§ Инструкционная карта № 20-21
§ Вариант базы данных – Студент
Дидактические единицы: |
1. Методы представления графических изображений. 2. Растровая и векторная графика. 3. Цвет и методы его описания. 4. Системы цветов RGB, CMYK, HSB. |
|
5. Графический редактор: назначение, пользовательский интерфейс, основные функции. 6. Палитры цветов. 7. Создание и редактирование изображений: рисование на компьютере, стандартные фигуры,
|
|
8. Работа с фрагментами, трансформация изображений; 9. Работа с текстом. |
Средства обучения: |
- раздаточный материал: «рабочая область редактора PAINT», «Инструменты рисования» - инструкционная карта № 22 - паспорт рабочего места - критерии осознания темы «Графический редактор» |
Самостоятельная работа: |
- Составить древо понятия «Графический редактор» - Творческая работа на темы: · Векторная графика. Примеры программ, работающих с векторной графикой. · Системы цветов RGB, CMYK, HSB: сходство и отличие. · Форматы графических редакторов: сходство и отличие. |
Исследовательские способности:
· Определять способы открытия программы
· Определять режим работы графического редактора Paint;
· Определять правила создания графических объектов с помощью панели инструментов и палитры;
· Выявлять функции команд: Правка, Вид, Рисунок и Палитра;
Проектировочные способности:
· Выбирать наиболее рациональные способы и средства создания, корректировки и форматирования графических объектов;
· Осуществлять подбор средств для создания графического объекта согласно условиям задачи;
· Проектировать алгоритм работы с графическим объектом согласно условию задачи;
Исполнительские способности:
· Открывать программу
· Создавать, корректировать и форматировать графический объект;
· Сохранять созданный документ;
Коммуникативные способности:
· Взаимодействовать через межличностные отношения со студентами, педагогом, по потребностям в исследуемой системе (формулировать вопросы, разъяснять и т. д.);
· Работать с информационными источниками в исследуемой системе.
Рефлексивные способности:
· Осознать результаты своей деятельности в исследуемой системе;
· Осознать свои способности в функциях, в нормах, в способах, в средствах, способах исследуемой системы.
Практическая работа № 22: Создание рисунка в PAINT. Сохранение.
Студент должен:
Знать:
§ виды и возможности графических редакторов
§ назначение редактора PAINT
§ технологию создания и обработки графических объектов
Уметь:
- создавать и корректировать графический объект с помощью панели инструментов и палитры цветов
- создать рисунок, используя рациональные способы рисования;
Средства:
§ ПК PENTIUM,
§ ППО «Paint»,
§ OC «WINDOWS»,
§ Инструкционная карта № 22
§ Карточки с зачетными заданиями.
Дидактические единицы: |
1. Назначение и возможности информационно-поисковых систем. 2. Структура типовой системы. 3. Информационно-поисковые системы, представленные на отечественном рынке и доступные в сети INTERNET. 4. Порядок работы с типовой локальной и сетевой системой |
Средства обучения: |
- Стенд «Консультант плюс» - инструкционная карта № 23 - паспорт рабочего места - критерии осознания темы «Справочные системы» |
Самостоятельная работа: |
- Составить древо понятия «Информационно-поисковая система» - Творческая работа на тему: «Виды информационно-поисковых систем, применяемых в профессиональной деятельности». |
Исследовательские способности:
· Определять способы открытия информационно-поисковой системы на примере INTERNET и программы КонсультанПлюс;
· Определять роль программы в информационном обмене;
· Определять виды объектов, с которыми работает программа;
· Определять способы поиска информации;
· Выявить приемы работы с основными объектами редактора: командами меню, панелями пиктограмм, строкой состояния, полосами прокрутки, линейкой;
· Определять способы работы в глобальной сети;
Проектировочные способности:
· Выбирать наиболее рациональные способы поиска информации;
· Выбирать способы настройки рабочей области программы;
· Проектировать работу с поисковой системой;
Исполнительские способности:
· Открывать программу КонсультанПлюс;
· Осуществлять поиск информации по заданным параметрам на примере INTERNET и программы КонсультанПлюс;
· Формировать папку документов по запросу;
· Подготавливать документ к корректировке в WORD и к печати
· Сохранение документа на дискете
Коммуникативные способности:
· Взаимодействовать через межличностные отношения со студентами, педагогом, по потребностям в исследуемой системе (формулировать вопросы, разъяснять и т. д.);
· Работать с информационными источниками в исследуемой системе.
Рефлексивные способности:
· Осознать результаты своей деятельности в исследуемой системе;
· Осознать свои способности в функциях, в нормах, в способах, в средствах, способах исследуемой системы.
Практическая работа № 23: Работа в программе Консультант Плюс.
Студент должен:
Знать:
- Назначение и возможности поисковых систем
- Порядок и использование информации для решения задач профессиональной деятельности
Уметь:
- Организовывать поиск информации в Консультант Плюс с помощью Карточки реквизитов;
- Осуществлять перенос информации в текстовый редактор и ее последующей там корректировки.
Средства:
§ ПК PENTIUM,
§ OC «WINDOWS»,
§ ППО «Консультант плюс»,
§ Инструкционная карта № 19
§ Брошюра «Как найти документ за 1 минуту»
§ Индивидуальные задания.
АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ: ПОНЯТИЕ, СОСТАВ, ВИДЫ
Дидактические единицы: |
1. Автоматизированное рабочее место (АРМ). 2. Виды автоматизированных систем: 0601 – 1С: Бухгалтерия; 0608 – Мерлин; 0612 – БЭСТ-Маркетинг; 2710 – Поиск-ТСКУМ ИСС по техническим средствам контроля для молочной и других перерабатывающих отраслей АПК. 3. Назначение, состав и принцип организации профессиональных типовых автоматизированных систем, представленных на отечественном рынке |
Средства обучения: |
- раздаточный материал: «Обеспечение АРМ» - инструкционные карты № 24, № 25 - паспорт рабочего места - критерии осознания темы «АРМ» |
Самостоятельная работа: |
- Составить древо понятия «Автоматизированное рабочее место» - Оформить творческую работу на тему: «Виды профессиональных АРМ» |
Исследовательские способности:
· Определять способы открытия программ;
· Определять роль программы в профессиональной деятельности;
· Определять виды объектов, с которыми работает программа;
· Выявить приемы работы с основными объектами редактора: командами меню, панелями пиктограмм, строкой состояния, полосами прокрутки, линейкой;
Проектировочные способности:
· Выбирать наиболее рациональные способы обработки профессиональной информации;
· Выбирать способы настройки рабочей области программы;
· Проектировать работу с вводом и корректировкой информации;
Исполнительские способности:
· Открывать автоматизированную систему;
· Осуществлять ввод и корректировку информации;
· Сохранение информации на дискете
Коммуникативные способности:
· Взаимодействовать через межличностные отношения со студентами, педагогом, по потребностям в исследуемой системе (формулировать вопросы, разъяснять и т. д.);
· Работать с информационными источниками в исследуемой системе.
Рефлексивные способности:
· Осознать результаты своей деятельности в исследуемой системе;
· Осознать свои способности в функциях, в нормах, в способах, в средствах, способах исследуемой системы.
Практическая работа № 24: исследование возможностей АРМ специалиста
Студент должен:
Знать:
- возможности профессиональной программы
- виды профессиональных задач, решаемых с помощью АРМ специалист
Уметь:
- вводить и корректировать данные.
Средства:
§ ПК PENTIUM,
§ OC “Windows”,
§ АРМ «Страховщик»
§ Инструкционная карта № 24
Практическая работа № 25: Зачетная работа: создание электронного документа, сохранение его в личной папке.
Студент должен:
Знать:
- виды и возможности программных средств ПК
- приемы обработки информации с помощью прикладных программ
- правила сохранения информации на носителе
Уметь:
- совместно использовать возможности нескольких программ при создании электронного документа;
- создавать документ, содержащий текст, таблицу и графические объекты, используя рациональные способы работы в приложениях.
Средства:
§ ПК PENTIUM,
§ OC “Windows”, ОО «Norton Commander», “Dos Navigator”, ППО: Word, Excel, Access, Консультант плюс
§ Инструкционная карта № 25
§ Карточки с зачетными заданиями.
Основная:
1. В.Э. Фигурнов «IBM РС для пользователя». Краткий курс, Москва, 1998
2. Левин А. Самоучитель работы на компьютере. – М.: Нолидж,2000
3. Левин А. Самоучитель работы в WINDOWS. – М.: Нолидж,2000
4. Левин А. Самоучитель полезных программ. – СПб.: Питер,2001
5. Микляев А. П. Настольная книга пользователя IBM HC. –М.: Солон-Р,2001
6. Ю. Шафрин Информационные технологии, Москва, 1998
Дополнительная:
1. А. Г. Гейн «Основы информатики и вычислительной техники», Москва,1993
2. В.А. Каймин «Информатика», Москва, 2000
3. М. Г. Коляда «Окно в удивительный мир информатики», Сталкер, 1999
4. Информатика. Базовый курс, под ред. С. В. Симоновича, С-Петербург, 2000
5. В. Леонтьев Новейшая энциклопедия персонального компьютера, Москва, 1999
6. С. Симонович, Г. Евсеев Практическая информатика, Москва, 1999
7. Информатика: путеводитель абитуриента и старшеклассника Составитель Н. А. Подольская, Москва, 1998
8. Основы информатики и вычислительной техники, под ред. А. П. Ершова
9. Компьютерные системы и сети, под ред. В. П. Косарева
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ[1]
1. С какими науками связана информатика?
2. Определите понятие «технология». Приведите примеры технологий в практической деятельности человека.
3. Какие функции монитора расширяет принтер?
4. Опишите достоинства и недостатки матричного, струйного и лазерного принтеров.
5. От чего зависит качество изображения на экране монитора?
6. В чем основное назначение BIOS? Как вы считаете, будет ли работать ПК в случае удаления файла COMMAND.COM?
7. В чем отличие жесткого диска от логического? Ответ обоснуйте.
8. Может ли родительский каталог быть корневым? Ответ обоснуйте.
9. Какие способы ввода прописных букв вам известны? Укажите их.
10. В чем отличие функций клавиш ENTER и ESC?
11. В чем отличие команды КОПИРОВАТЬ от команды ПЕРЕНОС?
12. Для каких целей используют выделение группы файлов?
13. В чем отличие папки от ярлыка? Как внешне они отличаются друг от друга?
14. Укажите основные функции РАБОЧЕГО СТОЛА.
15. В чем отличие окна приложения от окна документа? в чем сходство?
16. В чем отличие указателя мыши от текстового курсора?
17. Назовите способы выбора команд горизонтального меню. Какой из них, на ваш взгляд, наиболее рациональный?
18. В чем отличие функций кнопок ОК и ОТМЕНА в диалоговом окне? Функции какой кнопки окна равносильны действии кнопки ОТМЕНА?
19. Что означает серый цвет команды в ниспадающем меню? Какая команда при этом выполнится, если мы выберем команду серого цвета?
20. укажите функции диалогового окна в среде WINDOWS.
21. В чем отличие команд ниспадающего меню, заканчивающихся ► и … ? В чем сходство?
22. Чем различаются между собой понятия «ЛВС», “WAN”, “INTERNET”?
23. Какое аппаратное и программное обеспечения необходимы для организации работы в сети INTERNET?
24. Как вы считаете, почему необходимо защищать информацию? Приведите примеры мер по защите информации.
25. Вы открыли три документа друг за другом и выбрали команду ПЕЧАТЬ, какой документ будет печататься?
26. Какую роль выполняет сетка в рабочей области ЭЕ EXCEL?
27. В чем отличие относительного адреса ячейки от абсолютного? Как внешне они отличаются друг от друга?
28. Как определяется адрес ячейки? Какую роль он играет при работе в EXCEL?
29. Как с помощью мышки упростить ручной набор формул?
30. Приведите примеры БД из разных сфер деятельности человека?
31. В чем отличие векторной графики от растровой? Какие виды графики вам известны?
Рекомендации к оформлению отчета по практическим работам:
1. Отчет составляется в тетради по практическим занятиям.
2. Оформление ведется согласно плану:
2.1. Тема практической работы
2.2. Индивидуальные цели
2.3. Средства, используемые на практическом занятии
2.4. В ходе практической работы студент заполняет таблицу
Исследуемые возможности программы |
Цель исследования |
Средства |
Алгоритм деятельности с исследуемой возможностью |
Результат исследования |
Нормы работы с исследуемой возможностью |
|
|
|
|
|
|
Перечень практических работ
Раздел 1: |
||||
Тема 1.1 |
- |
- |
|
|
Тема 1.2 |
Практическая работа № 1: |
Работа с обучающей программой «Инструктор» |
2 |
|
Раздел 2: |
||||
Тема 2.1 |
Практическая работа № 2: |
Работа с обучающей программой «Профессор» |
2 |
|
Тема 2.2 |
Практическая работа № 3-4: |
Работа с файловой структурой с помощью операционных оболочек Norton Commander или DOS-навигатор, VC (Волков Коммандер) |
4 |
|
Практическая работа № 5: |
Создание каталогов, файлов. Корректировка файловой структуры. Зачетная работа |
2 |
||
Тема 2.3 |
Практическая работа № 6: |
Работа со встроенным учебником Windows. Работа с окнами. Настройка среды Windows |
2 |
|
Практическая работа № 7: |
Работа с файловой структурой с помощью Проводника |
2 |
||
Практическая работа № 8: |
Работа со стандартными приложениями среды Windows: калькулятор, текстовый редактор WordPad. Зачетная работа |
2 |
||
Тема 2.4 |
Практическая работа № 9: |
Организация поиска информации. Создание архива. Распаковка архива. Восстановление сбойной дискеты |
2 |
|
Раздел 3: |
||||
|
Практическая работа № 10: |
Работа с дискетой: форматирование, тестирование на наличие вируса, лечение зараженной дискеты |
2 |
|
Раздел 4: |
||||
|
Практическая работа №11: |
Сетевые технологии обработки информации |
2 |
|
Раздел 5: |
||||
Тема 5.1 |
Практическая работа № 12: |
WORD: ввод и корректировка текста. Форматирование. Оформление страниц. Сохранение |
2 |
|
Практическая работа № 13: |
WORD: Работа с таблицей. Подготовка документа к печати. Зачетная работа |
2 |
||
Практическая работа № 14: |
WORD: Работа с графическими объектами. Зачетная работа |
2 |
||
Тема 5.2 |
Практическая работа № 15: |
Excel: создание документа: ввод и корректировка данных. Работа с формулами. Оформление и редактирование таблицы. Сохранение |
2 |
|
Практическая работа № 16: |
Excel: работа с графикой: рисунок, диаграммы. Подготовка документа к печати. Зачетная работа |
2 |
||
Практическая работа № 17: |
Excel: работа с встроенными функциями. Зачетная работа |
|
||
Тема 5.3 |
Практическая работа № 18-19: |
Access: создание формы БД. Ввод и корректировка данных. Сортировка данных. Запросы. отчеты |
4 |
|
Практическая работа № 20-21: |
Access: создание профессиональной БД. |
4 |
||
Тема 5.4 |
Практическая работа № 22: |
Создание рисунка в Paint. Сохранение. Зачетная работа |
2 |
|
Тема 5.5 |
Практическая работа № 23: |
Работа в программе Консультант Плюс |
2 |
|
Раздел 6: |
||||
|
Практическая работа № 24: |
Исследование возможностей АРМ специалиста |
2 |
|
|
Практическая работа № 25: |
Зачетная работа: создание электронного документа, сохранение его в личной папке. |
2 |
|
Скачано с www.znanio.ru
[1] Ю. Шафрин «информационные технологии», часть 1 и 2, Москва, 1998
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.