Никонова Н. С., преподаватель информатики и информационных технологий КОГПОАУ Кировский технологический колледж пищевой промышленности, г. Киров
Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Вовлеки меня – и я научусь.
Китайская пословица
В связи с социально-экономическими изменениями в современном обществе возникла потребность в активных и деятельных специалистах.
Быстрое изменение содержания и характера профессиональной деятельности на основе внедрения новых технологий требует от будущего специалиста иного уровня квалификации, добиться которого можно через новые средства обучения и построенные на их основе новые технологии обучения.
В настоящее время от выпускника требуется: мобильность и адаптивность к новым требованиям рынка труда (общество нуждается в специалистах, обладающих междисциплинарными знаниями, умеющих быстро перепрофилироваться, принимать эффективные и оправданные решения в динамично меняющихся условиях и т.д.), владение информационными и коммуникационными технологиями в своей профессиональной сфере.
Выполнение указанных требований во многом зависит от сформированных профессиональных компетентностей.
В современном обществе большую роль играют информационные технологии, идет их внедрение во все сферы деятельности человека, поэтому формирование профессиональных компетентностей невозможно без компьютерной грамотности и умения грамотно и рационально использовать возможности информационных технологий в решении профессиональных задач.
Таким образом, задачи, стоящие перед преподавателем, заключаются в том, чтобы спроектировать структуру и содержание учебной деятельности, создать условия для раскрытия творческого потенциала студента, дать шанс проявить себя при поиске решения комплексной задачи, ориентированной на производственные ситуации.
В настоящее время существует противоречие между современными требованиями к выпускнику в части владения компьютерными технологиями профессиональной направленности и современными компьютерными ресурсами. Конкретно, для автоматизации деятельности технолога молочной промышленности отсутствует класс программ широко распространенных на предприятиях молочной промышленности, через изучение которых можно было бы проследить, как автоматизирован информационный процесс внутри предприятия.
Исходя из существующего противоречия, в ходе изучения дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности», перед студентами ставится проблема: «Определить область и объем использования информационных технологий в деятельности технолога молочной промышленности для автоматизации профессиональной деятельности».
Решение проблемы требует анализа профессиональных знаний, поиска задач, которые можно автоматизировать с помощью прикладных программ Microsoft Office, построение с их помощью логической последовательности обработки технологических процессов на предприятии молочной промышленности.
Сформировать у студентов умения обоснованно ставить и решать профессиональные задачи, вырабатывать критерии оценки и отбора наиболее эффективных путей их решения помогает метод проектов, реализуемый на занятиях по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности».
В процессе проектной деятельности по дисциплинам специальности «Технология молока и молочных продуктов» формируются навыки комплексного подхода к решению задач, так как студенту необходимо систематизировать знания, полученные на профильных дисциплинах: «Технологическое оборудование для производства молока и молочных продуктов», «Технология и организация производства молока и молочных продуктов», «Экономика отрасли», «Технологический контроль производства молока и молочных продуктов», «Биохимия молока и молочных продуктов». В ходе работы над проектом усиливается самостоятельность, так как необходимо составить задачу, начиная от поступления сырья и заканчивая продажей готового продукта, осуществить подбор оборудования, выполнить экономические расчеты по рентабельности и себестоимости выпускаемой продукции, определить прибыль предприятия.
Проект определяет стиль общения между преподавателя и студентами как равноправное партнерство, что помогает найти оптимальные способы решения задач проекта, делает решение поставленной проблемы творческим, сжатым, а студента – раскованным и целеустремленным.
Деятельность преподавателя сводится к тому, чтобы создать условия для активной познавательной деятельности и координировать работу на протяжении проектной деятельности студентов.
В процессе работы над проектом студентам консультативно помогают преподаватели профильных дисциплин, проверяют правильность формулировки производственных задач, корректность и рациональность их решения.
Работа организуется в 5 этапов:
1 этап – аналитический - ставится проблемная ситуация; объясняются цели проекта; дается алгоритм описания экономической сущности задачи; определяется вид программного обеспечения, необходимого для автоматизации обработки информации (стандартные программы Office: Excel, Access, Power point, графический редактор: Paint или Компас – на выбор студентам, экспертная система); организуется объединение в группы.
2 этап – планирование - обсуждаются критерии отбора информации, составляются информационная модель проекта, распределяются функции между участниками проекта.
3 этап – исследование - студенты, анализируют деятельность предприятия молочной промышленности в рамках проекта: ведут сбор входной и выходной информации, определяют смежные дисциплины, их роль в проекте;
для каждого вида производственных задач ведут подбор программного обеспечения.
4 этап – практический – студенты создают компьютерную модель проекта.
5 этап – защита проекта – публичная презентация проектов и оценка предложенного решения проблемы.
Проектная деятельность студентов осуществляется посредством использования паспорта проекта. Паспорт представляет собой описание структуры проекта, определяет содержание деятельности студента, несет функциональное значение и для преподавателя и для студента.
Паспорт проектной работы по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности»
Руководитель проекта
Консультанты проекта |
Никонова Наталья Сергеевна
· Логинова Ольга Григорьевна · Созинова Ольга Валерьевна · Черанева Людмила Ипполитовна · Боброва Наталья Станиславовна
|
Учебная дисциплина |
Информационные технологии в профессиональной деятельности |
Учебные дисциплины, близкие к теме |
· Технологическое оборудование для производства молока и молочных продуктов · Технология и организации производства молока и молочных продуктов · Технологический контроль производства молока и молочных продуктов · Биохимия молока и молочных продуктов · Экономика отрасли |
Состав проектной группы |
Студенты групп: Т- 41, Т- 42 специальность 260302 «Технология молока и молочных продуктов»
|
Тип проекта |
Практико-ориентированный, творческий |
Цели проекта |
· Создание автоматизированного процесса обработки информации на предприятии молочной промышленности · Формирование прочных знаний по профильным дисциплинам · Стимулирование творческого начала и поисковой активности · Формирование целостного представления о возможностях программ Office при решении профессиональных задач |
Задачи проекта |
· Разработка компьютерной модели обработки профессиональной информации, используя возможности популярных и распространенных компьютерных программ · Прогнозирование последствий реализации проекта · Формирования навыков самостоятельной работы · Обобщение знаний по профильным дисциплинам при решении профессиональных ситуаций · Формирование коммуникативных навыков · Формирование профессиональной компетентности будущих специалистов |
Вопросы проекта |
· Какова роль информационных технологий в автоматизации профессиональной деятельности технолога молока и молочных продуктов · Возможность и область применения офисных приложений на предприятии |
Оборудование |
· Прикладные программы · Мультимедийный проектор · Персональный компьютер · Электронная доска · Профессиональные знания |
Предполагаемый продукт |
· Компьютерная модель проекта, предназначенная для автоматизации деятельности специалистов предприятия молочной промышленности. · Информационная модель проекта, отражающего объединение деятельности специалистов на предприятии молочной промышленности |
Аннотация |
· Проект предполагает систематизацию знаний: по профильным дисциплинам и по дисциплине Информационные технологи в профессиональной деятельности · Проект позволяет каждому студенту увидеть области применения офисных приложений на предприятии, генерировать свои идеи, изобретать свой способ обработки информации при решении профессиональных задач, предлагать несколько вариантов решения, устанавливать причинно-следственные связи · Проект позволяет студенту активизировать поисковую деятельность, повысить самооценку своей деятельности, раскрыть свой творческий потенциал, · Проект развивает у студентов навыки критичности и оценочной самостоятельности
|
Продукты проекта |
Компьютерная модель для автоматизации деятельности специалистов предприятия молочной промышленности |
|
Паспорт проекта используется для различных образовательных целей: как методическая разработка проектной работы, как часть портфолио проекта, как план защиты проекта студентами.
Системная и организованная проектная деятельность позволяет оценить:
· профессиональные знания по дисциплинам: технология оборудования, технология организации производства молочных продуктов, экономика отрасли, информационные технологии в профессиональной деятельности
· умения и навыки работы в сотрудничестве: коллективное планирование, взаимодействие с любым коллегой по проекту, взаимопомощь в группе, деловое партнерство, помощь и коррекция в работе других партнеров проекта,
· менеджерские умения и навыки: проектировать процесс, планировать деятельность, время, ресурсы, принимать решения и прогнозировать их последствия, анализировать собственную деятельность, ее ход и промежуточные результаты,
· коммуникативные: вступать в диалог, задавать вопросы, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, находить компромисс,
· презентационные: навыки монологической речи, уверенно держать себя во время выступления, отвечать на незапланированные вопросы.
Технологизация учебной деятельности на занятиях по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» обеспечивает развитие профессиональных компетентностей, об этом свидетельствует содержание проектов и дальнейшее применение информационных технологий в работе над курсовыми проектами по профильным дисциплинам.
Подводя итоги, следует отметить, что выполнение проектов позволяет эффективно организовывать активную познавательную деятельность каждого проектанта по овладению знаниями и способами деятельности, а так же применению их в новых условиях, целенаправленно развивать сформированные умения во взаимосвязи с познавательными мотивами и интересом, что ведет к формированию профессиональных компетентностей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.