Способы коррекции поведения ребенка
Оценка 4.6

Способы коррекции поведения ребенка

Оценка 4.6
Лекции
docx
воспитательная работа +2
СCУЗ, ВУЗ
05.07.2022
Способы коррекции поведения ребенка
Материалы из опыта работы классного руководителя
Способы коррекции поведения ребенка. (Воронина Е.А.).docx

Тема «Способы коррекции поведения ребенка».

Из опыта работы Ворониной Е.А., учителя школы №18

им. Маршала А.М. Василевского

г. Кинешма Ивановской области

Мой педагогический стаж работы в школе составляет 25 лет. Все эти годы, преподавая свой предмет, я также являюсь классным руководителем. Многолетняя  работа в школе позволила накопить опыт общения с детьми, сделать выводы о правильности или ошибочности тех или иных приёмов и методов обучения и воспитания. Пришло понимание того, что каждая жизненная ситуация неповторима, в ней могут не сработать классические приёмы воспитания, а вот какой-то интуитивно выбранный  приём может принести неожиданный положительный результат. Школа – это бурлящая жизнь молодого поколения. Универсальных решений для всех жизненных ситуаций не бывает. Но есть опыт, который помогает принять решение, адекватное той или иной ситуации, и только время покажет, правильным оно было или нет. Я считаю, для коррекции поведения ребенка важно:

1. Наладить отношения сотрудничества.

  Каждый раз когда я принимала очередное классное руководство, для меня наступал некий момент истины, который выражался в следующем вопросе, обращенном к себе самой: что самое важное должна я сказать своему новому родительскому коллективу? Это должно быть что-то самое важное, но выражено кратко, то есть сама суть. Теперь я говорю им, что между нами должно быть сотрудничество, основанное на доверии, взаимопонимании, взаимопомощи. Другие модели отношений с родителями не дадут нужного результата. Только отношения сотрудничества между учителем и родителем помогут в полной мере скорректировать нежелательное поведение ребенка. Если проблема в поведении ребенка очень серьёзная, то решить её можно только совместными усилиями родителей и учителя. Они вместе осознают проблему, вместе ставят цель, наблюдают, анализируют, находятся в совместном поиске нужных решений.

В моей практике был такой случай. Тихий спокойный очень воспитанный мальчик с хорошими способностями в учебе стал очень часто прогуливать уроки. Его поглотил мир компьютерных игр. Он мог искусно вуалировать прогулянные дни временными недомоганиями. Когда обман вскрывался, он всегда извинялся и давал обещания не пропускать дни  учебы, но видимо не мог. Он сменил тактику и стал прогуливать точечно, то есть отдельные уроки во время которых отсиживался в тихом месте в школе. Я понимала одно: родители его прогулы не скрывают, всегда на связи со мной и стремятся всеми силами решить эту проблему. Это не давало мне права осуждать их, читать им нотации. Идеальными родителями не рождаются, тем более они искали у меня помощи и ничего от меня не скрывали. Вместе мы смогли решить эту проблему.  После посещения психолога, и после того как он понял, что постоянный контроль за ним будет неизбежно, он вернулся к учебе. Я знаю много случаев, когда подобные истории заканчивались печально: иногда ребятам приходилось переходить в другие школы, заканчивать ШРМ или сдавать экзамены не один год. Причину часто я вижу в том, что учитель и родители не смогли наладить отношения сотрудничества для коррекции поведения ребенка.

2. Увидеть в ребенке хорошее.

Учитель- предметник берет классное руководство, как правило,  когда ребята в пятом классе или старше. К этому моменту о всех ребятах и их родителях уже сформировано мнение учителями начальной школы. Естественно интересующийся классный руководитель изучит характеристики детей и постарается узнать о них побольше. Интересоваться личностью ученика – это хорошо, но вот воспринимать чужое мнение о нем и о его семье как единственно правильное неверно.

В моей практике был такой случай. В новом для меня классе, где я стала классным руководителем, была девочка с экстравагантным поведением, что выражалось  в её капризах и в её одежде, что, видимо, поддерживалось её мамой, которая у других учителей слыла скандалисткой. Девочка, скорее всего, стала бы похожа на свою маму. Перспектива ссориться с этой мамой и её дочкой на протяжении нескольких лет меня сильно удручала. Я напряженно раздумывала как мне действовать. Мне пришло на память: «Не можешь изменить ситуацию, посмотри на неё с другой стороны, постарайся найти в ней что-то хорошее». Другого пути я не увидела и решила попробовать. Девочка умела стильно одеваться, хотя и не всегда соблюдала школьный  дресс-код. Я  неоднократно отмечала это её умение, и первый добрый огонек благодарности  загорелся в её глазах. Девочка была сообразительная, но ленивая. Иногда она могла потрясающе хорошо ответить домашнее задание, даже лучше отличников, но это случалось редко. Я знала, что она учится на «тройку» (у неё не было систематического прилежания). Но когда она отвечала хорошо, я искренне и сильно её хвалила, знала, что это работает. У девочки исчезло желание противостоять мне, она стала мне больше доверять,  уже не обижалась, когда я делала ей замечания, попросилась быть ведущей на новогоднем  празднике. Я также постаралась выстроить другую линию поведения с её мамой. Я представила, что не знаю, что она скандалистка, а просто очень дотошная, интересующаяся своим ребенком мама. Конечно, пришлось часто отвечать на её вопросы, адресованные часто не мне, а другим учителям. Иногда мне казалось, что она меня изводит своими вопросами и просьбами. Но,  другой стороны, я обратила внимание на то, что она никогда не допускала грубости. Теперь я думаю, что некоторая её навязчивость и желание получить ответ на все свои вопросы и воспринималась другими учителями как невоспитанность.

 Не доверяйте чужому мнению до конца. Во всех есть и хорошее и плохое. Постарайтесь увидеть в ребенке хорошее и сказать ему об этом. Возможно, вы будете первым, кто ему об этом скажет. Это может изменить его жизнь навсегда.

3. Дать ребенку право исправить ошибку.

Наказывая ребенка, очень важно не переусердствовать. Ведь, наказывая, мы хотим исправить его поведение в лучшую сторону, а иногда получается наоборот. Ребенок может озлобиться и  искать выход для своей мести. Важно подвести его к такому состоянию, чтобы он сам искренне захотел исправить ситуацию и уже потом, оценив его старания по исправлению, не наказывать его строго,  либо вовсе простить.

В моей практике был такой случай. Сотрудница школы указала мне на мальчика из моего класса, который в перемену в отсутствии учителя в классе бегал по партам. Разбирательство было громким. Мальчик кричал, плакал, оправдывался. Но отпираться ему не было смысла, ребята тоже подтвердили, что он это делал. Из разговора с ним я поняла, что перспектива быть наказанным за это дома сильно его пугала. Он был нервным, раздражительным, а неизбежность серьёзного наказания  и возбужденность  во время разбирательства подталкивала его к дальнейшим хулиганским выходкам. Но во время своей бравады о том, что ему «всё равно и море по колено» он как-то почти случайно, слабо надеясь на снисхождение, сказал что вымоет все парты в классе, если я не буду сообщать об этом родителям. Я дала ему шанс исправить свою ошибку и не жалею об этом. Он не просто протер все парты, а вымыл их с моющим средством. Я проверила и ребята-дежурные подтвердили. По-моему он был благодарен, что я пошла ему навстречу. Вся злость прошла, мы оба остались довольны развязкой. Надеюсь подобное с ним не повториться, а если повториться рецепт повторять нельзя, постоянного всепрощения быть не должно.

4. Рассказывать  детям сказки.

Почти никогда не бывает идеальных отношений в коллективе. Я таких коллективов не встречала. Даже если нет изгоев, то есть ребята как бы на обочине. В лучшем случае на них не обращают особого внимания. Но бывают ситуации, когда самые «уважаемые» и разбитные ребята позволяют себе повеселиться, выставляя  напоказ недостатки своего одноклассника, они могут также вести себя с ним пренебрежительно. Подразумевать под недостатками они могут всё что угодно, например: какие-то черты внешности, нестильную одежду, неумение общаться, даже болезнь. Ситуация ещё неприятна тем, что этими заносчивыми детьми могут оказаться ребята, которые ещё вчера казались вполне воспитанными, благополучными. Но, я думаю, в этом постоянном благополучии во всём и есть корень зла. Они баловни судьбы, у них всё хорошо, их любят родители, у них достаток, модные вещи, они в центре внимания сверстников и часто являются предметом зависти. Их благополучие заносит их так далеко, что они не хотят, например, сидеть за партой «не с той» девочкой или не «с тем мальчиком».

Из опыта работы знаю, дети не любят слушать и не воспринимают прямые нотации.  Они молча пропускают их через уши, и это совсем не задевает их сердце или душу, а жаль.

В моей практике был такой случай. Девочку  скромную, очень заурядной внешности, не умеющую общаться, но стремящуюся к дружбе подвергали мелким насмешкам, нападкам. Постоять за себя она не могла, не тот характер, выделиться чем-то интересным, незаурядным пока тоже. Она привлекала их внимание своей безобидностью, наивностью, даже излишней правильностью. Они вели себя с ней высокомерно,  пользовались её добротой, безотказностью. Она из тех, кого называют «ботаниками».  Она стремилась завоевать их расположение. Но они часто отвечали ей либо равнодушием, либо негативом. И вот, сталкиваясь с этой ситуацией в классе снова и снова, я решила рассказать детям сказку «Про гадкого утёнка». Не проводя прямые параллели между героями сказки и моими учениками, я постаралась рассказать им сказку так, чтобы до них максимально дошёл её смысл: кто кем был, и кто кем стал.  Рассказывая сказку, я утрированно издевалась над высокомерными персонажами. Конечно, они всё поняли. Не могу сказать, что шутки над девочкой закончились сразу, но постепенно такое поведение сошло на нет.

5. Создать для ребенка ситуацию успеха.

Этот воспитательный приём известен в педагогике давно. Я знаю, что он работает, потому что сама прошла через него. Когда-то опытный педагог поверил в меня, похвалил меня и доказал мне, что я могу самостоятельно сделать очень многое. Могу сказать, что с того момента моя жизнь изменилась.

В моей практике случаев, когда у ребят «вырастали крылья»  после успеха, после поддержки учителя было очень много. Для некоторых ребят предмет, преподаваемый мною, становился со временем их выбором профессии. Создавая ситуацию успеха на своём уроке для учеников, которые в этом нуждаются, учитель мотивирует их на изучение предмета, а также это помогает установлению более  доброжелательных отношений  между учеником и учителем. Ситуация успеха помогает ребятам поверить в себя, в свои силы, помогает увлечься изучением предмета. Как следствие происходит и коррекция поведения.


 

Тема «Способы коррекции поведения ребенка»

Тема «Способы коррекции поведения ребенка»

Он сменил тактику и стал прогуливать точечно, то есть отдельные уроки во время которых отсиживался в тихом месте в школе

Он сменил тактику и стал прогуливать точечно, то есть отдельные уроки во время которых отсиживался в тихом месте в школе

У девочки исчезло желание противостоять мне, она стала мне больше доверять, уже не обижалась, когда я делала ей замечания, попросилась быть ведущей на новогоднем празднике

У девочки исчезло желание противостоять мне, она стала мне больше доверять, уже не обижалась, когда я делала ей замечания, попросилась быть ведущей на новогоднем празднике

Надеюсь подобное с ним не повториться, а если повториться рецепт повторять нельзя, постоянного всепрощения быть не должно

Надеюсь подобное с ним не повториться, а если повториться рецепт повторять нельзя, постоянного всепрощения быть не должно

Создать для ребенка ситуацию успеха

Создать для ребенка ситуацию успеха
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.07.2022