Тема:
«Способы организации активного обучения в рамках ФГОС».
Учитель:
Ульянов Александр Владимирович.
ФГОС
несколько изменил вектор обучения, так как приоритетная роль теперь отводится
деятельности учащихся. Какие же формы и методы предлагают методисты для
построения уроков в контексте ФГОС?
Многие путают
термины "методы" и "приемы", употребляя их как синонимы.
Между тем, метод — это
способ совместной деятельности учителя и ученика. Прием — лишь составная часть метода,
разовое действие, шаг реализации метода.
Форма
урока — это формат, в котором
построен весь урок. В структуре ФГОС предложена новая классификация типов
уроков, а формы проведения выбираются свободно.
Типы уроков по
ФГОС
- Тип
"урок усвоения новых знаний".
- Тип
"урок комплексного применения ЗУН (урок-закрепление)".
- Тип
"урок актуализации знания и умений (урок-повторение).
- Тип
"урок обобщения и систематизации".
- Тип
"урок контрольного учета и оценки ЗУН".
- Тип
"урок коррекции ЗУН".
- Тип
"комбинированный урок" — может сочетать в себе несколько типов
уроков, соответственно — и форм проведения.
Классификация
форм уроков
- Уроки
в форме соревнований и игр: КВН, викторина, турнир, дуэль.
- Уроки
на основе нетрадиционной подачи материала: урок-откровение, урок-дублер,
урок мудрости, творческий отчет.
- Уроки,
напоминающие по форме публичные выступления: конференция, семинар,
брифинг, аукцион, дискуссия, репортаж, интервью, панорама, телемост,
диспут.
- Уроки,
имитирующие деятельность: деловые игры, урок-следствие, ученый совет, суд.
- Уроки
в форме мероприятий: экскурсии, путешествия, прогулки, ролевые игры.
- Уроки-фантазии:
сказка, спектакль, сюрприз.
- Интегрированные
уроки.
Каждую форму урока
можно интерпретировать для любого типа урока по ФГОС. Четких правил нет, и все
зависит от фантазии учителя и от поставленных целей для конкретного урока.
Классификация
методов
В методике
приводится следующая классификация методов обучения:
- Пассивные: когда
учитель доминирует, а учащиеся — пассивны. Такие методы в рамках ФГОС
признаны наименее эффективными, хотя используются на отдельных уроках
обучающего типа. Самый распространенный прием пассивных методов — лекция.
- Активные (АМО).
Здесь учитель и ученик выступают как равноправные участники урока,
взаимодействие происходит по вектору учитель = ученик.
- Интерактивные (ИМО)
— наиболее эффективные методы, при которых ученики взаимодействуют не
только с учителем, но и друг с другом. Вектор: учитель = ученик = ученик.
- Кейс-метод.
Задается ситуация (реальная или максимально приближенная к реальности).
Ученики должны исследовать ситуацию, предложить варианты ее разрешения,
выбрать лучшие из возможных решений.
- Метод проектов
предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и умение находить
решение проблемы. Проектный метод объединяет исследовательские, поисковые,
творческие методы и приемы обучения по ФГОС.
- Проблемный метод —
предполагает постановку проблемы (проблемной ситуации, проблемного
вопроса) и поиск решений этой проблемы через анализ подобных ситуаций
(вопросов, явлений).
- Метод развития критического
мышления через чтение и письмо (РКМЧП) — метод, направленный на развитие критического
(самостоятельного, творческого, логического) мышления. В методике
предлагается своя структура уроков, состоящая из этапов вызова, осмысления
и размышления.
- Эвристический метод
— объединяет разнообразные игровые приемы в форме конкурсов, деловых и
ролевых игр, соревнований, исследований.
- Исследовательский метод перекликается с проблемным методом обучения. Только здесь учитель
сам формулирует проблему. Задача учеников — организовать исследовательскую
работу по изучению проблемы.
- Метод модульного обучения — содержание обучения распределяется в дидактические
блоки-модули. Размер каждого модуля определяется темой, целями обучения,
профильной дифференциацией учащихся, их выбором.
Выбор метода
зависит от многих условий:
- цели
обучения;
- уровня
подготовленности учащихся;
- возраста
учащихся;
- времени,
отведенного на изучение материала;
- оснащенности
школы;
- теоретической
и практической подготовленности учителя.
Каждый метод
обучения содержит в себе свой набор приемов, которые помогают наиболее эффективно
реализовать метод на практике.
Скачано
с www.znanio.ru