Коптелова Татьяна Павловна
МБОУ «Школа №30 г.Донецка»
учитель биологии высшей квалификационной категории,
учитель-методист
ПЕРВЫЙ МИНИ-МОДУЛЬ
Учитель: «Ребята! Сегодня мы с вами отправимся в научно-исследовательскую экспедицию на Зеленую планету. Вы уже знакомы с внешним видом и внутренним строением ее жителей, а теперь вам предстоит познать тайну их жизни. Ведь странные, на первый взгляд, жители населяют Зеленую планету, они совсем не похожи на животных и на нас с вами. Прежде всего, животные очень подвижны: одни умеют быстро бегать или прыгать, другие всю свою жизнь ползают, третьи летают или плавают. Но так или иначе всем им приходится в поисках пищи много двигаться: нужны и быстрые ноги, и зоркие глаза, и чуткий слух. А жители Зеленой планеты, напротив, неподвижны, всю свою жизнь не сдвигаются с места, и при этом неважно, короткий век у них или длинный, им нет нужды с утра до вечера, от зари до зари рыскать в поисках пищи, и, находясь на одном месте, они могут неплохо прокормить себя. В чем тут дело? И почему форма тела их такая особенная? Тайна их жизни давно волновала человека. (Далее демонстрируется кинофрагмент из кинофильма «Солнце, жизнь и хлорофилл».)
Суть кинофрагмента следующая:
Более 300 лет назад ученый Я. Гельмонт проделал следующий опыт с растениями. Он взял глиняный сосуд, насыпал в него 80 кг почвы, предварительно высушенной, и посадил ивовую ветку, весом 2,25 кг, поверхность почвы прикрыл, чтобы туда не попала пыль из воздуха. Растение поливали дождевой водой 5 лет. Через пять лет выкопали, очистили от почвы и взвесили. Ива весила 66 кг. Тщательно высушенная почва весила 79,944 кг, то есть вес почвы уменьшился всего на 56 г. Вес ивы увеличился на 63 кг 75 г. Каким образом ива добыла 63 кг 75 г органических веществ, из которых построила ткани своего организма? Я.Гельмонт решил, что прибыль веса у ивы произошла за счет воды! Спустя 100 лет М.В.Ломоносов предположил, что растение питается из воздуха. (Далее идет постановка познавательной задачи).
Итак, выводы ученых мы услышали из фильма, но кто из них прав, а, может быть, они оба правы, или оба сделали неверный вывод? Решить эту задачу вам поможет научно-исследовательская экспедиция. В этот раз она продлится 6 недель, экспедиция серьезная, требует тщательной подготовки. Я буду сопровождать вас, помогать в трудную минуту.
Откройте свои тетради, запишите тему экспедиции и ее цель. (Запись на доске.)
Тема учебного модуля: « Процессы жизнедеятельности растительного организма»
Задачи: изучить процессы жизнедеятельности растительного организма, установить их взаимосвязь между собой и внешней средой, приобрести практические умения по управлению жизнью растений.
Давайте познакомимся с маршрутом экспедиции. Он рассчитан на 6 недель, состоит из 9 этапов. На каждом этапе вы будете приобретать практические умения и навыки, теоретические знания, которые помогут проникнуть вам в тайну жизни растений. Суть каждого этапа выражена заглавными буквами, они вам известны. Перенесите схему маршрута в свои тетради.
ФМ-1 ФМ-2 ФМ-3 ФМ-4 ФМ-5 ФМ-6 ФМ-7 ФМ-8 ФМ-9
ММ-1 УМ |
ММ-1 СП |
ММ-1 КС |
ММ-1 АП |
ММ-1 АП |
ММ-1 СП |
ММ-1 КС |
ММ-1 СО |
ММ-1 КР |
ММ-2 УМ |
ММ-2 СП |
ММ-2 АП |
ММ-2 АП |
ММ-2 АП |
ММ-2 СП |
ММ-2 АП |
ММ-2 СО |
ММ-2 КР |
УМ – установочно-мотивационный
СП – содержательно-поисковый
КС – контрольно-смысловой
АП – адаптивно-преобразующий
СО – системно-обобщающий
КР – контрольно-рефлексивный
На каждом из этих этапов мы будем решать разные проблемы, ваши знания о растениях углубятся. Но хочу вас сразу предупредить, на некоторых этапах вас ждут испытания, подстерегают строгие проверки. Я не хочу от вас скрывать этого, наоборот хочу помочь вам справиться с этой нелегкой задачей. И поэтому, я хочу показать вам как выглядит ваша зачетная ведомость, с которой вы вернетесь из путешествия.
Формы контроля знаний и умений
Вид работы |
Устный ответ |
Сообщение |
Биологический диктант |
Работа с дидактическим материалом |
Биологический эксперимент |
Объяснение результатов опытов |
Самостоятельная работа |
Тесты |
Контрольная работа |
|||||||
№ ф-м |
1 – 8 |
2, 3 1, 4, 5 6, 7 |
3, 7 |
3, 7, 8 |
3, 4, 5, 6 |
3,4,5,6 |
4, 5, 7 |
3, 8 |
9 |
|||||||
Оцен-ка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
И только тот из вас кто успешно выдержит все формы работы, сможет получить дополнительную неделю на самостоятельное путешествие по Зеленой планете.
(Учащимся раздаются листы, на которых распечатаны названия тем, каждого из форма-модулей, объем материала к тематическому оцениванию, темы рефератов, сообщений, перечень знаний и умений, которыми должны овладеть учащиеся в процессе изучения данной темы.)
«Процессы жизнедеятельности растительного
организма»
Ф-м 1 Физиология – наука о процессах жизнедеятельности растительного организма.
Особенности процессов вегетативных органов цветкового растения.
Ф-м 2 Рост, развитие, движение растений.
Ф-м 3 Почвенное питание растений.
Ф-м 4 Воздушное питание растений.
Работы К.А. Тимирязева.
Ф-м 5 Дыхание и испарение воды растением.
Ф-м 6 Передвижение веществ по растительному организму.
Транспортная система растений.
Ф-м 7 Взаимосвязь клеток, тканей органов в обеспечении жизнедеятельности растительного организма.
Ф-м 8 Космическая роль зеленого растения.
Ф-м 9 Контрольная работа учащихся по теме «Процессы жизнедеятельности растительного организма»
ТЕМЫ СООБЩЕНИЙ, РЕФЕРАТОВ:
1. Климент Аркадьевич Тимирязев – человек и ученый (Ф-м 4).
2. Озоновый щит нашей планеты (Ф-м 4).
3. Сила весенних ростков (Ф-м 2).
4. Вода и растения (Ф-м 6).
5. Когда вода вредна в почве (Ф-м 6).
6. Влияние внешних факторов на процессы растения (Ф-м 2, 3, 4, 5, 6).
7. Солнце, жизнь, хлорофилл (Ф-м 4).
8. Целебные яды растений (Ф-м 7).
9. Практическое применение знаний о процессах для выращивания растений (Ф-м 7).
ЗНАНИЯ УМЕНИЯ И НАВЫКИ
Ф-м 1 |
Ф-м 1 |
1. Вегетативные и генеративные органы цветкового растения, их функции. 2. Что такое клетка, её строение. 3. Что такое ткань, виды тканей, особенности строения их клеток. 4. Анатомическое строение корня, стебля, листа. 5. Физиология как наука, её задачи. 6. Процессы жизнедеятельности растительного организма. |
1. Различать вегетативные и генеративные органы цветкового растения. 2. Различать части клетки. 3. Различать виды тканей растительного организма. |
Ф-м 2 |
Ф-м 2 |
1. Что такое рост и развитие. 2. Где находятся зоны роста корня и побега. 3. За счет чего и как происходит рост корня и побег в длину и толщину. 4. Какие факторы и как влияют на рост и развитие растений. 5. Движение у растений. 6. Как человек управляет ростом и развитием растений. |
1. Ставить опыты по выявлению роста у растения, объяснять их результаты. 2. Проводить пикировку, объяснять её значение. 3. Проводить окучивание, объяснять его значение. 4. Использовать знания о росте и развитии растений для их выращивания. |
Ф-м 3 |
Ф-м 3 |
1. Что такое питание. 2. Как вы понимаете, что такое минеральное питание растений. 3. Значение химических элементов для жизнедеятельности растения. 4. Влияние недостатка минеральных солей для растения, их восполнение 5. Как человек управляет ростом и развитием растений, используя знания о почвенном питании. |
1. Правила внесения минеральных удобрений. 2. По внешнему виду растений устанавливать недостаток минеральных солей в почве. 3. Правила полива растений. |
Ф-м 4 |
Ф-м 4 |
1. Что такое фотосинтез, какие условия необходимы для этого процесса. 2. Взаимосвязь функций органов растения в процессе фотосинтеза. 3. Черты сходства и различия в процессе фотосинтеза растений и животных. 4. Взаимосвязь воздушного и минерального питания растений, их значение для роста и развития растений. 5. Какова роль фотосинтеза в природе и жизни человека. |
1. Ставить опыты по выявлению воздушного питания, объяснять их результаты. 2. Применять знания о фотосинтезе для выращивания растений. |
Ф-м 5 |
Ф-м 5 |
1. Что такое дыхание, каково его значение для растений. 2. Что такое испарение, каково его значение для растений. 3. Какие органы растения дышат наиболее интенсивно. 4. Сравнить фотосинтез и дыхание. 5. Влияние условий окружающей среды на испарение воды растением, приспособление к его уменьшению. 6. В чем проявляется вредное влияние загрязненности воздуха на растение. 7. Где и как человек использует знания о дыхании растений и испарении воды. |
1. Ставить опыты по выявлению испарения воды листьями и дыхания растений. 2. Рыхлить почву при уходе за комнатными растениями и при выращивании культурных растений. |
Ф-м 6 |
Ф-м 6 |
1. Как передвигается вода и минеральные соли по растению. 2. Что такое корневое давление. 3. Как передвигаются органические вещества по растению. 4. Что такое обмен веществ. 5. Что такое транспортная система. 6. Как человек использует знания о передвижении веществ по растению. |
1. Ставить опыты: по выявлению передвижения по растению органических веществ и воды с минеральными солями, объяснять их результаты. 2. Уметь подкармливать растения.
|
Ф-м 7 |
Ф-м 7 |
1. Какая взаимосвязь клеток, тканей, органов цветкового растения в обеспечении его жизнедеятельности. 2. Как происходит обмен веществ при дыхании и фотосинтезе, взаимосвязь этих процессов. 3. Как связаны процессы дыхания и фотосинтеза с процессами роста и развития. 4. Взаимосвязь и влияние окружающей среды на растение. 5. Уровни организации растительного организма.
|
1. Анализировать опыты по выявлению основных процессов растительного организма. 2. Использовать полученные знания по биологии растений для выращивания растений. 3. Сравнивать, анализировать, обоб-щать, делать выводы. |
Ф-м 8 Обобщение и систематизация знаний. |
|
Ф-м 9 Оценивание учебных достижений учащихся по теме «Процессы жизнедеятельности растительного организма» |
Итак, тема и цель экспедиции ясны, маршрутные листы получены, с темами этапов и темами сообщений вы ознакомились. Что же еще поможет нам в экспедиции? Конечно же, литература! (Идет знакомство с литературой, которая поможет в изучении темы, расширит кругозор, причем рассказывается интересный момент, и на самом интересном рассказ заканчивается. Далее учащимся предлагается заполнить карточку «Проверь себя», чтобы выявить пробелы в знаниях).
Ребята, сейчас вы получите небольшие задания, за которые вам не будут ставить оценки, их цель – помочь вам с самого начала в изучении новой темы, посмотреть как вы справитесь с этой задачей.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ
1) Дать определение понятию:
+ вегетативные органы –
+ клетка –
+ ткань –
+ генеративные органы
+ хлоропласт
+ главные жизненные свойства организма
2) Назови части клетки ( на экране слайды электронного пособия «Биология, 7класс»; на экране растительная клетка)
3) Заполни таблицу ( на экране слайды электронного пособия «Биология, 7класс»; на экране внутреннее строение вегетативных органов цветкового растения, работа выполняется по вариантам)
Вид ткани |
Где располагается |
Значение ткани |
|
|
|
Затем учащиеся вводятся в понятийно-терминологическое поле. Идет работа со словарями над толкованием терминов, на основе межпредметных связей даются определения понятиям.
Понятийно-терминологическое поле к теме «Процессы жизнедеятельности»
жизнедеятельность фотосинтез
физиологические процессы испарение
дыхание передвижение веществ
рост энергия
развитие
ВТОРОЙ МИНИ-МОДУЛЬ
«Ролевая игра»
(ученики, получают для подготовки опережающие домашние задания)
Действующие лица:
Добрые феи-науки Морфология
Анатомия
Цитология
Физиология
Ведущие ученые кафедры физиологии университета Зеленой планеты:
1. Зав. кафедрой физиологии растений, доктор биологических наук.
2. Старший лаборант кафедры физиологии растений.
3. Биофизик.
Ведущие специалисты других наук, связанных с вопросами физиологии растений:
1. Бионик
2. Специалист по биоритмам растений
3. Агроном
4. Эколог
Учитель: Внимание! Внимание!
Наш космолет приземлился на Зеленой планете.
Посмотрите на ее жителей, они прекрасны и разнообразны. Среди них живет немало удивительных существ, которые обладают необычным образом жизни или оригинальным способом расселения, фантастической внешностью или чудодейственными свойствами. Одни жители огромных размеров, другие имеют микроскопические размеры, и тем не менее, все они жители одного Царства – какого? (Царства Растения) Правит царством мудрая королева, она следит за формой, строением, жизнедеятельностью, развитием своих жителей. Как её зовут? (Ботаника). Помогают ей управлять царством добрые Феи. Одна из них следит за внешним обликом жителей. Как её зовут? (Морфология). Другая контролирует внутреннее строение жителей Зеленой планеты. (Анатомия). Ей помогает ее родная сестра, которая изучает строение клеток, органов жителей Зеленой планеты, что это за Фея? (Цитология). С ними дружит еще одна добрая Фея, которая изучает процессы жизнедеятельности жителей Зеленой планеты, кто она? (Физиология).
Дорогие ребята! Добрые Феи будут сопровождать вас и помогать вам в том случае, если вы сумеете ответить на все их вопросы. Итак, будьте внимательны! За каждый правильный ответ вы получаете «дублон» – это денежная единица Зеленой планеты. Она дает право на приобретение интересной литературы.
(на экране слайды электронного пособия «Ткани растений»)
Морфология:
Ребята! Страна, в которую вы попали, населена жителями, в одежде которых преобладают зеленые тона.
1) Чем обусловлена их зеленая окраска? (хлорофиллом, находящимся в хлоропластах – ответ учащихся).
Еще у жителей этой страны есть одна важная особенность, главный признак, по которому их отличают от жителей других стран Зеленой планеты – головной убор: он может быть один или несколько, ярким или бесцветным, источать чудный аромат или вообще не иметь запаха.
2) Что же это за головной убор? (цветки или соцветия)
3) Так что же это за страна, которую вам придется изучать и в ней работать? (страна Цветковых растений)
Органы жителей Зеленой планеты по выполняемым функциям делятся на две группы.
4) Что вам известно об этих двух группах органов жителей Зеленой планеты? (органы тела делятся на две группы: вегетативные и генеративные)
5) Какое значение в жизни растений играют вегетативные органы? (вегетативные органы обеспечивают индивидуальную жизнь растения)
6) А какое значение в жизни растений играют генеративные органы? (генеративные органы обеспечивают размножение и распространение растений)
Ребята! Вы показали прекрасные знания внешних особенностей жителей Зеленой планеты, и я, как и прежде, буду вашей верной спутницей, и если вам понадобится моя помощь, я с удовольствием присоединюсь к вам в вашей научно-исследовательской экспедиции.
(Во время своих ответов, учащиеся показывают на экране органы цветкового растения и получают денежную монету «дублон» в виде дубового листка)
Цитология:
(на магнитной доске установлена модель-аппликация «Строение растительной клетки»)
- Уважаемые студенты!
Я тоже здесь, чтобы задать вам несколько вопросов:
1. Из чего построено тело жителей нашей планеты? (из клеток)
2. Чем покрыта клетка и есть ли особенности в ее строении? (клетка покрыта оболочкой, она прозрачная, плотная)
3. А что за бесцветное вязкое вещество струится под оболочкой? (цитоплазма)
4. А где хранится информация о строении жителей? (в ядре, в хромосомах)
5. А почему окраска головных уборов жителей нашей планеты бывает такой яркой? (окраска зависит от клеточного сока в вакуолях)
6. А знаете ли вы, что самое замечательное есть в клетках жителей, что делает их уникальными? (в клетках растений есть пластиды, они отсутствуют в животных клетках)
Ответы учащихся сопровождаются показом органоидов клетки по модели аппликации.
Ребята! Вы прекрасно ответили на все мои вопросы, и я тоже стану вашей помощницей. А знаете, почему?
Я принесла с собой уникальную киносъемку живых клеток, внимательно посмотрите фильм и ответьте на вопрос: «Почему без знаний цитологии вы не сможете успешно завершить научно-исследовательскую экспедицию?»
(Демонстрируется фрагменты мультфильма «Смешарики. Фотосинтез»)
Учащиеся делают вывод, что без знаний цитологии им не обойтись, т.к. все процессы растительного организма – питание, дыхание, рост, размножение – начинаются в клетке.
Анатомия:
(на экране слайды электронного пособия «Ткани растений»)
- Ребята!
Я пришла к вам за помощью. Сегодня я должна рассказать школьникам о внутреннем строении жителей нашей планеты, но я так быстро перемещалась во времени и пространстве, что весь текст перепутался и перемешался. А может быть в моем рассказе и все верно. Итак, слушайте внимательно, если что-то не так, сразу поднимайте руку.
Все тело наших жителей состоит из клеток. Клетки, имеющие сходное строение, происхождение и выполняющие одинаковые функции, называются органами (учащиеся поднимают руки и исправляют ошибку, не органами, а тканями). Органы жителей Зеленой планеты сложены из одной ткани (разных тканей). В теле жителей есть особая ткань, клетки ее постоянно делятся и становятся клетками разных тканей. Эта ткань называется основная (нет, образовательная). Клетки другой ткани надежно защищают жителей нашей планеты от повреждений. Их клетки плотно сомкнуты, их наружные оболочки утолщены, среди них располагаются какие-то отверстия. Эта ткань называется механической (нет покровной, это кожица, пробка, в них есть отверстия – устьица, чечевички). Все органы тела жителей нуждаются в различных веществах. Для их проведения служит основная ткань (нет, проводящая ткань), ею образованы сосуды и ситовидные трубки. Клетки мякоти листа образованы запасающей тканью. Там настоящий склад питательных веществ (нет, основной- фото синтезирующей).
(Все ответы учащихся сопровождают показом названных тканей на таблицах. «Клеточные строения корня», «Клеточное строение листа», «Клеточное строение стебля». За каждый правильный ответ учащиеся получают дублон).
Ребята! Вы меня здорово выручили, я исправила весь текст, и я буду тоже вашей верной спутницей, ведь понять, как живет растение, можно лишь зная его внутреннее строение.
Физиология:
В этой экспедиции я присоединюсь к моим сестрам – добрым Феям Морфологии, Анатомии и Цитологии, потому что без меня вам не обойтись. Ведь жители нашей планеты, как и все живые организмы, как и вы, уважаемые студенты, дышат, питаются, растут, развиваются, а я как раз и занимаюсь этими вопросами. Имя Физиология имеет греческое происхождение:
«Физис» - природа, «логос» - учение. Я – наука о процессах. Вот так меня представляют, запишите мою визитную карточку в свои тетради.
Физиология – наука, которая изучает процессы жизнедеятельности и функции растительного организма, взаимосвязи их между собой и окружающей средой. Конечная задача физиологии – управление жизненными процессами растений с целью повышения их продуктивности. Я родилась в конце 18 века, в результате работ английских ученых Гейлса и Пристли, голландского ученого Ингенхауса и англичанина Сосюра. Ими были открыты основные закономерности жизни растений. Сейчас я успешно развиваюсь благодаря трудам ученых в нашей стране и далеко за ее пределами.
Итак, уважаемые студенты, если вы будете со мной дружить, вы получите «золотой ключик», который поможет вам управлять различными физиологическими процессами растений, что поможет использовать эти знания с большой пользой для вас.
* * * *
За столом сидят после представления:
«Заведующий кафедрой физиологии растений»; Старший лаборант кафедры физиологии; Биофизик, Бионик, специалист по биоритмологии растений, агроном, эколог.
Заведующий кафедрой физиологии растений.
Ребята! Я рад, что в течении шести недель вы будете заниматься исследовательской работой на нашей кафедре. Физиология растений – наука, которая рассматривает процессы, происходящие в растительном организме, закономерности превращения веществ в нем, выявляет функции тканей растений. Физиология тесно связана с физикой, химией, анатомией растений. Большой вклад в развитие, физиологии внес ученый Климент Аркадьевич Тимирязев (демонстрируется портрет ученого). Его прославленная книга «Жизнь растения» является для всех нас, физиологов, настольной, и в настоящее время К.А. Тимирязев был первым, кто обратил внимание на исключительную, особую роль зеленого растения. С присущей ему широтой взглядов он смог раскрыть поистине космическую роль зеленого растения на нашей планете. К.А. Тимирязев сравнивал зеленое растение с Прометеем, который похитил огонь у богов и научил людей пользоваться им. Странное, на первый взгляд, сравнение. И вот еще одно высказывание видного индийского ученого Ч. Боозе о том, что сжигая каменный уголь человек, в сущности греется на солнышке каменноугольного периода».
Я думаю, что когда ваше обучение закончится на нашей кафедре, вы сумеете объяснить глубокий смысл этих высказываний.
Свои тайны «дети Солнца», именно так называл К.А. Тимирязев растения, раскрывают неохотно, здесь вам, ребята, придется быть настойчивыми, наблюдательными, вам необходимо запастись терпением, научиться делать выводы из научных наблюдений и экспериментов.
Я с удовольствием передаю слово старшему лаборанту кафедры физиологии растений.
Старший лаборант кафедры физиологии растений.
Важное место в нашей работе занимает биологический эксперимент. Это новая для вас форма работы. Она требует тщательной подготовки. Именно биологический эксперимент поможет вам исследовать глубинные процессы растительных организмов. Мы составили для вас инструктивные карточки с подробной методикой закладки опытов и вопросами для наблюдений. А вот на демонстрационном столе образцы биологических экспериментов, которые вы сможете воспроизвести самостоятельно (подходит к демонстрационному столу и показывает закладку различных опытов). Уже сегодня вы сможете выбрать любое из направлений для исследовательской работы на нашей кафедре. Я познакомлю вас с ними:
1) водный обмен растений
2) рост и развитие растительного организма
3) питание и дыхание растительного организма
У вас есть немного времени на раздумье. А теперь я предлагаю вам разбиться на группы и получить инструктивные карточки. При проведении биологического эксперимента вы, ребята, должны помнить, что необходимы следующие этапы его проведения:
1. тщательная подготовка
2. наблюдение
3. подведение результатов работы
4. оформление выводов
Я сама буду принимать ваши курсовые работы, в инструктивных карточках есть перечень вопросов, на которые вы должны ответить, некоторые из них снабжены «звездочкой», чтобы на них ответить нужны дополнительные источники знаний. Я желаю вам успеха. (Формируются группы, учащиеся получают инструктивные карточки для проведения биологического эксперимента, которые заранее распечатаны).
Биологический эксперимент на тему
«Водообмен у растений»
(Ф-м 3)
Опыт. Выявление «плача» растений
Ход опыта
Исследуемые растения должны находиться в условиях достаточного увлажнения. Рано утром растение срезают на расстоянии 3-5 см от почвы. На срезанный побег быстро натяни резиновую трубку длиной 3 см и наливают в нее немного воды. На верхний конец резиновой трубки надевают стеклянную трубку высотой 15-20 см. Поливай растение теплой водой.
Вопросы.
1. Как изменился уровень воды в трубке?
2. Почему необходимо поливать растения теплой водой?
3. Расскажи, каков путь передвижения воды в растении?
4. Что такое «плач» растений?
5. Когда можно наблюдать «плач» растений в природе?
6. Как человек использует явление «плача» растений?
7. Наличие какого физиологического процесса доказывает «плач» растений?
(Ф-м 3)
Опыт. Рост корня.
Ход работы
Возьмите несколько проростков фасоли или гороха, нанесите тушью поперечные черточки на расстоянии 2 мм одна от другой. Поместите проросток в чашку с налитой на дно водой, наблюдение ведите в течение двух суток.
Вопросы.
1. В какой части корня расстояние между метками увеличилось, о чем это говорит?
2. Как и за счет чего корень растет в длину?
3. Что произойдет с корнем, если у него отрезать верхушку?
4. Почему пикировка влияет на урожай овощных культур?
5. Почему нельзя выращивать овощи под кронами плодовых деревьев?
6. Составь отчет о проделанной работе, результатах наблюдений, сделай вывод.
(Ф-м 4)
Опыт. Значение семядолей для развития растений.
Ход работы
Отрежь полоску фильтровальной бумаги, длина которой на 1 см меньше, чем высота стакана. Сверни в трубочку бумагу и вставь ее в стакан, на дно которого налита вода. Отбери 3 намоченные одного размера семени фасоли. Одно семя оставь без изменений (контроль), у другого отрежь семядолю, у третьего полторы семядоли. Семена помести в промежуток между бумагой и стаканом, поставь в теплое место. Проведи опыт 8-10 дней.
1.Сравните интенсивность роста проростков в трех случаях, с чем связана такая разница?
2.Что такое рост и развитие?
3. В чем отличие процесса роста у растений и животных? *
4. Связан ли процесс роста отдельных органов с другими процессами растений, докажи. *
5.Какую функцию выполняют семядоли у (пшеницы) фасоли и эндосперм у пшеницы?
6.Сравни строение фасоли и пшеницы
7.Оформи результаты наблюдений, сделай вывод.
(Ф-м 4)
Прорасти несколько семян фасоли или гороха. Проросшие семена прикрепи булавкой к резиновой пробке, которая лежит в тарелке. На дно тарелки налей воду. У нескольких проростков отрежьте кончики корней. Тарелку с проростками накройте стеклянным колпаком или банкой. На второй день пронаблюдайте как изменилось положение корней в обоих случаях?
1. Почему изменилось положение корня?
2. Какого значение корня в жизни растений?
3. Что такое геотропизм, с каким физиологическим процессом он связан? *
4. Что произойдет с корнем, если у него отрезать верхушку?
5. Как человек использует знания о росте корня для выращивания растений?
6. Какие факторы оказывают влияние на рост корня? *
7. Составь отчет о проделанной работе и результатах наблюдений.
(Ф-м 5)
Ход работы
Возьми 3 сосуда с водой.
В один добавь несколько капель красных чернил,
в другой синих, в третьем оставь чистую воду.
В каждый сосуд помести растение с белыми или
ярко – окрашенными цветками.
1. Какие части цветков окрасились, почему?
2. Какой путь передвижения воды в растении?
3. Что такое сосудисто-проводящий пучек, где он находится?
4. Клетки какой ткани отмирая, начинают выполнять свои функции, почему? *
5. Как происходит образование сосудов?
6. Какая сила заставляет воду передвигаться по растению, что влияет на этот процесс? *
7. По каким частям корня, стебля, листа передвигается вода, почему? *
8. Составь отчет о проделанной работе и результатах наблюдений. Сделай выводы.
«Передвижение веществ в растении»
(Ф-м 5)
Ход работы
Срежь побег липы или другого растения.
Обнови его под водой, поставь в воду, подкрашенную чернилами. Через 3 суток сделай продольный и поперечный срезы стебля.
1. Что ты наблюдал? Почему?
2. Каков путь передвижения воды и минеральных солей в растении?
3. По клеткам какой ткани передвигается вода и растворенные в ней минеральные вещества?
4. Каковы особенности строения клеток этой ткани в связи с выполняемыми функциями? *
5. Какая сила заставляет воду передвигаться по растению, чем регулируется этот процесс? *
6. Как образуются сосуды?
7. Что такое сосудисто-проводящий пучок?
8. Составь отчет о проделанной работе и результатах наблюдений. Сделай выводы.
«Водный обмен растения»
(Ф-м 5)
Ход работы
Наклоните ветку с листьями и, не отрезая ее от растения, поместите в стеклянную колбу. Горлышко колбы закройте ватой. Наблюдайте, что появится на стенках колбы.
Поместите в штатив 3 пробирки. В каждую из них налейте равное количество воды. Первую оставьте такой же, во вторую налейте растительного масла, в третью поставьте срезанную ветку с листьями и налейте на поверхность воды масло. Ведите наблюдения.
1. Что вы заметили на стенках колбы, почему?
2. Как изменился уровень воды в трех пробирках, почему?
3. Что такое испарение?
4. Каково значение для растения имеет испарение воды листьями?
5. Как влияют на испарение воды разные условия внешней среды? *
6. Какой физиологический процесс растения регулирует испарение воды?
7. Составь отчет о проделанной работе, результатах наблюдений, сделай выводы.
«Дыхание растений»
(Ф-м – 5)
Ход работы
В два одинаковых сосуда налейте слабый раствор минеральных веществ, необходимых растению. В каждый сосуд погрузите корнями в раствор проростки фасоли, гороха, бобов. Воду в одном из сосудов ежедневно насыщайте воздухом с помощью пульверизатора. На поверхность воды во втором сосуде нальем тонкий слой растительного масла.
1. Что ты наблюдал в случае обогащения питательной смеси воздухом, как шло развитие проростка?
2. Что произошло с проростком в сосуде с водой и маслом на поверхности, почему?
3. Наличие какого физиологического процесса доказывает этот опыт, дайте определение этому понятию.
4. Как дышит корень, стебель, лист?
5. Почему растения плохо растут на заболоченных почвах.
6. Как усилить доступ воздуха к корням?
7. Как дышат водные растения? *
8. Составь отчет о проделанной работе, результатах наблюдений, сделай выводы.
«Дыхание растений»
(Ф-м 5)
Ход работы
На дно банки налейте воды и насыпьте до 1/3 прорастающих семян гороха, фасоли и пшеницы. Плотно закройте крышкой до следующего дня. В другую банку насыпьте сухих семян. Обе банки держите при t = 20-25˚С. Через сутки опустите в банку с прорастающими семенами горящую лучинку.
* Усложните опыт
Поставьте одну банку с прорастающими семенами в холодильник, а другую – на теплую батарею. Через 1-2 дня внесите в банки с прорастающими семенами тлеющие лучинки.
Вопросы
1. Что вы наблюдали, когда внесли лучинку в банку с сухими семенами, почему?
2. Что вы наблюдали, когда внесли лучинку в банку с прорастающими семенами, почему?
3. Сделайте вывод по результатам усложненного опыта, в каком случае растения дышат более интенсивно?
4. Каково значение дыхания для растений?
5. Какие органы растений дышат более интенсивно? *
6. Составь отчет о проделанной работе и результатах наблюдений.
* Биологический эксперимент на тему
«Водообмен у растений»
(Ф-м 5)
Ход работы
Для наблюдения за явлением гуттации прорасти в горшочках зерна злаков. Проростки накрой химическим стаканом с отверстием в дне, на внутренних стенках наклей влажную фильтровальную бумагу для повышения влажности воздуха. Через некоторое время на верхушках листьев появляются капельки воды, которые стекают по листу вниз, а на их месте выступают новые капли.
1. Что такое гуттация? *
2. Проявлением какого физиологического процесса является гуттация? *
3. Когда наблюдается явление гуттации в природных условиях? *
4. Как можно определить интенсивность гуттации? *
5. Какие факторы влияют на явление гуттации? *
6. Наличие какого физиологического процесса доказывает явление гуттации? *
7. Составь отчет о проделанной работе, результатах наблюдений, сделай выводы.
«Воздушное питание растений»
(Ф-м 6)
Ход работы
Возьми сосуд с водой и стеклянную воронку.
Под воронку помести несколько побегов водного растения элодеи.
Стебли предварительно обрежь острой бритвой.
На воронку одень пробирку с водой.
Поставь сосуд на яркий солнечный свет.
Через некоторое время пробирка станет пустой.
Осторожно, закрыв пальцем, сними ее, и быстро внеси тлеющую лучину.
1. Почему пробирка стала пустой?
2. Что произошло с тлеющей лучиной, как ты это докажешь?
3. Где происходит фотосинтез?
4. Какие вещества образуются в процессе фотосинтеза? Как используются эти вещества растением? *
5. Какова в природе и жизни человека роль фотосинтеза?
6. Как ты думаешь, почему К.А. Тимирязев назвал растения посредником между Солнцем и Землей?
«Движение веществ от листьев к корневой системе» (нисходящий ток)
(Ф-м 6)
Возьми три побега тополя, сними с одного из них кольцо в 2-3 см с камбием до древесины на расстоянии в 8-10 см от конца побега, с другой ветки сними кольцо одной только кожицы с корковым шаром на том же расстоянии от нижнего кольца побега, третью ветку оставь контрольной. На всех побегах удали почки на нижней стороне. У первого и второго побегов до надрезов, в третьем оставляют на высоте 8-10 см до конца побега. Срезы на всех побегах обновляют под водой и опускают так, чтобы верхняя часть надреза не была погружена в воду.
Вопросы
1. Где появятся корешки на первом побеге, чем ты это объяснишь?
2. Где появятся корешки на втором побеге, чем ты это объяснишь?
3. По каким клеткам передвигаются питательные вещества, по какой части стебля?
4. Каковы особенности строения этих клеток в связи с выполняемыми функциями?
5. О чем свидетельствует распускание почек на побегах? *
6. На что расходуются питательные вещества?
7. Составь отчет о проделанном опыте и результатах наблюдений.
Биофизик:
Ребята! Вы немного удивлены тем, что меня пригласили для участия в заседании научного совета. Но вы должны знать, что именно развитие физики в XVIII веке положило начало изучению процессов, протекающих внутри растительного организма. Учеными – физиками ставились физиологические опыты по выявлению питания растений, размножения, роста, дыхания растений. Мы, биофизики, тесно сотрудничаем с кафедрой физиологии растений, ведь все процессы нуждаются в затратах энергии. Растение использует энергию солнечного луча, животные и люди заимствуют ее у растений. Мы совместно занимаемся проблемами фотосинтеза. Наша главная задача поставить этот процесс на службу человечеству. Ведь из даровой солнечной энергии растение использует только 0,1 % для образования органических веществ, а может 30 %. Если бы человечество овладело фотосинтезом, ему ничего было бы не надо, и я думаю, что кое-кто из вас поможет в изучении тонкостей этого процесса. Одно из ваших научных исследований будет посвящено воздушному питанию растений и я буду руководить этой работой.
Бионик:
Природа – гениальный конструктор, инженер, художник, великий строитель. Любое творение природы представляет собой высокосовершеннейшее произведение, отличающееся поразительной целесообразностью, надежностью, экономичностью расхода строительного материала при разнообразии форм и конструкций. С давних времен человек стремился заглянуть «внутрь живых моделей», разгадать секреты действия биологических систем, созданных в мастерской природы.
Бионика занимается изучением аналогий в живой и неживой природе, использует знания о принципе построения и функционировании биологических систем и применением этих знаний для создания различных конструкций. Обратите внимание (демонстрируется рисунок), ребристая форма листа придает особую прочность и устойчивость в пространстве. Так, взяв за основу форму полусвернувшегося листа, инженеры спроектировали мост (демонстрируется рисунок) через реку, сочетающий в себе поразительную прочность и легкость, экономичность и красоту конструкции. Важнейшим достижением мастерской природы является стебель злаков (демонстрируется таблица) – соломина. У тростника, например стебель в длину до 3 м, а в толщину до 15 мм, не ломается, выдерживает такую нагрузку. Большая прочность и устойчивость таких высотных природных конструкций обусловлена рядом особенностей растений: взаимным расположением в стебле твердых и мягких тканей. Этот принцип используется для построения высотных зданий, фабричных труб.
(Демонстрируется целый ряд рисунков и дается краткое пояснение).
Ребята! Стать биоником без знаний физиологии растений, их анатомии невозможно. И если кто-то заинтересовался, может обратиться ко мне и узнаете еще очень много интересного. Я предоставляю слово своему коллеге.
Специалист по биоритмам растений:
Наблюдения за растениями показали, что вся их жизнедеятельность подчинена определенным ритмам. Не случайно их называют биоритмами. Природа отработала их для живого организма как противодействие к неблагоприятным факторам внешней среды. Цветки растений, имеющие яркие, крупные лепестки венчиков раскрываются и закрываются периодически на протяжении суток. Эту способность люди заметили очень давно. Так, в Древней Греции, в Риме на цветниках высаживались растения, цветки которых открывали и закрывали свои венчики в разное время суток. По таким «биологическим часам» можно определять время. Известный шведский натуралист Карл Линней разработал такие «цветочные часы». Давайте прогуляемся по летнему лугу. Чуть забрезжит рассвет первыми откроются огоньки мака, солнечные шарики – корзинки одуванчика и осота огородного. Чуть позднее открывают свои «голубые глазки» венчики цикория. А вот и куст шиповника горит красновато-розовым цветом. (А далее на таблице показываются разные виды растений, приклеенные на циферблате часов, в зависимости от времени открывания и закрывания лепестков.)
До сих пор не вполне ясна сама сущность этого явления, природа его происхождения. У нас есть предположение о прямой связи, биоритмов с геометрическими характеристиками Земли. Может быть кто-то из вас раскроет тайну этого явления?
Агроном:
Ребята! В ходе вашей экспедиции вы изучите такие физиологические процессы растительного организма как питание, дыхание, рост, развитие, движение, испарение воды. Знания, полученные вами очень тесно связаны с практикой сельского хозяйства. Ведь все агротехнические приемы базируются на глубоких знаниях физиологии. Получение высоких урожаев овощных, плодовых культур невозможно без знания ритма развития растения, учета биологических особенностей, климатических условий. Я хотел бы задать вам несколько вопросов, сумеете ли вы на них ответить?
1. Почему редис, огурцы, томаты, капуста требуют повышенной влажности, а морковь, свекла, фасоль, кукуруза требуют меньше полива? А арбуз, дыня, тыква, относительно засухоустойчивы?
2. Почему на хорошо увлажненной почве часто можно видеть увядание, а то и отмирание листьев огурцов?
3. В овощеводческой бригаде листья овощей шпината и салата для употребления в пищу срывают в конце дня. Объясните, почему?
4. Два звена соревновались между собой, кто вырастит больший урожай картофеля. На участке одно звено незадолго до уборки урожая скосило значительную часть ботвы, а в другом только верхнюю часть с плодами и семенами. Объясните, какое звено сделало правильно и почему? Как это влияет на урожай?
5. Проводя неделю сада, школьники посадили на обочинах шоссейной дороги деревья. Часть деревьев обрезали. Некоторые деревья погибли. Какие погибли, почему и в чем тут дело?
(Учащиеся пытаются отвечать, но им не хватает имеющихся знаний для аргументированных ответов, поэтому – это задачи с тупиковым содержанием, к ним снова возвращаемся на системно-обобщающем модуле.)
Агроном: Да, ребята, вы не смогли аргументировано ответить ни на один мой вопрос. Но я уверен, что когда я приду к вам снова, вы все сможете объяснить и научитесь применять свои знания.
Эколог: Жители нашей планеты такие прекрасные и такие беззащитные. Они не могут писать, чтобы пожаловаться, они не могут кричать о помощи, если им больно. Они могут только угасать, унося и частицу жизни каждого из нас. От нас зависит их процветание, а от них, жителей Зеленой планеты, в конечном итоге и наша с вами жизнь, и процветание голубой планеты Земля!
В этом вы убедитесь, пройдя весь маршрут экспедиции, и я думаю, на маршруте вы не обидите ни одного жителя Зеленой планеты. Каким бы он не был – крошечным или великаном.
И пусть в вашем путешествии вас сопровождают удивительные строки, написанные С.Я.Маршаком:
Человек, хоть будь он трижды гением-
Остается мыслящим растением.
С ним в родстве деревья и трава
Не стыдитесь этого родства.
Вам даны до вашего рождения
Сила, стойкость, жизненность растения.
(Наступает минута рефлексии)
уважаемые студенты, вот и закончился первый этап нашей научно-исследовательской экспедиции. Сейчас прозвучали удивительные строки С.Я.Маршака.
- Выскажите свои мнения, какой смысл вы вкладываете в строчки «Человек, хоть будь он трижды гением – остается мыслящим растением».
- Был ли интересным модуль, объясните, почему?
- Нравятся ли вам ролевые игры, почему?
- Что нашло «зацепки» в вашей душе больше всего, почему?
- Какую оценку вы ставите себе и учителю?
-
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.