Презентация по русскому языку для 9 класса (УМК Быстрова Е.А.). Автор - Кочанова Валентина Викентьевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Зимстанская средняя общеобразовательная школа», Республика Коми. Программа, в которой создан ресурс, - Microsoft Office PowerPoint, 2003. Предметная область: русский языкПрезентация для 9 класса
Способы передачи чужой речи.pptx
Способы передачи чужой речи.
Способы передачи чужой
речи.
Способы передачи чужой речи.
Вспомните
o Что такое диалог? Какие виды
диалога вам известны? Как он
оформляется на письме?
o Из каких частей состоят
предложения с прямой речью?
o Чем отличается чужая речь от
собственно авторского текста?
o Какие способы передачи
чужой речи вы знаете?
Способы передачи чужой речи.
I. В авторском повествовании могут быть
использова-ны высказывания или
отдельные слова, принадлежа-щие
другим лицам, т.е. чужая речь.
Чужая речь – это речь другого лица,
включённая в речь говорящего. Она
может быть оформлена разными
способами:
прямая
речь
косвенн
ая речь
цитирован
4.
ие
3.
диалог
1.
2.
Способы передачи чужой речи.
•Различные способы передачи чужой
речи по-разному сохраняют её
содержание и форму. Основными
способами передачи чужой речи
являются прямая речь и косвенная
речь.
•Прямая речь – такой способ
передачи чужой речи, при котором
и содержание, форма сохраняются
полностью.
•Чужая речь может передаваться не
дословно, а лишь с сохранением её
содержания. В таких случаях
говорят о косвенной речи.
Способы передачи чужой речи.
Упражнение
278.
1. Прочитайте отрывок из очерка «На
затмении».
2. Определите, какими способами
передаётся чужая речь. Выпишите примеры.
Сделайте вывод, в каких случаях речь
передаётся более точно и выразитель.
3. Объясните, как вы понимаете смысл
выделенного словосочетания.
4. Охарактеризуйте лексику и синтаксис с
точки зрения их стилистической
принадлежности.
5. Выпишите два предложения, которые
являются грамматическими и смысловыми
синонимами. Выполните их синтаксический
разбор. В чём их различие?
Способы передачи чужой речи.
Минутная тишина. Вдруг раздается звонкий удар маятника метронома,
отбивающего секунды.
– Часы бьют. Должно, шесть часов.
– Тринадцать, четырнадцать, пятнадцать, – нет, не часы… Что такое?!
– Началось!.. – догадывается кто-то в толпе, видя, что астрономы припали к
трубам.
Я вынимаю свое стекло с самодельною ручкой. Оно производит некоторую
ироническую сенсацию, так как бумагу, которой оно обклеено, я прилепил
к ручке сургучом. … Среди быстро пробегающих озаренных облаков я вижу
ясно очерченный солнечный круг. С правой стороны, сверху, он будто
обрезан чуть заметно.
Минута молчания.
– Ущербилось! – внятно раздается голос из толпы.
– Не толкуй пустого! – резко обрывает старец
Я нарочно подхожу к нему и предлагаю посмотреть в мое стекло. Но
старец, с отвращением отвернувшись, проворчал, что стал стар в такие
стёкла смотреть, а солнце он видит без всяких стёкол, своими глазами.
Солнце тонет на минуту в широком мглистом пятне и показывается из
облака уже значительно ущербленным. Теперь уже это видно простым
Способы передачи чужой речи.
Задание 3
• Сенсация - 1. Сильное, ошеломляющее
впечатление, вызываемое чем-л. (событием,
сообщением и т.п.).
2. Само явление, производящее такое
впечатление.
• Иронический – с иронией; ядовитый; с
насмешкой; с подковыркой; насмешливый;
едкий; сатирический; ироничный;
язвительный; ехидный; саркастически;
• https://sinonim.org/ колкий; саркастический;
злой на язык; исполненный иронии;
выражающий иронию; сардонически;
сардонический; язвительно-насмешливый;
глумный; злоречивый; саркастичный;
Упражнение
279
1. Прочитайте отрывок из статьи Л.
Волын-ского «Зрелые годы». Признаки
какого типа речи представлены в этом
тексте?
2. Какие способы передачи чужой речи
используются в тексте? Охарактеризуйте
эти предложения.
3. Объясните подчёркнутые орфограммы.
4. Объясните значение выражения
сильного духом творчества и делами
своими.
5. Какой частью речи являются выделен-
ные слова? Укажите их синтаксическую
функцию в тексте.
Способы передачи чужой речи.
Вспоминая о Репине, Корней Иванович Чуковский рассказывает, что, не зная ещё
Репина лично, он представлял его себе могучим великаном.
Такое представление о Репине сложилось в детстве и у меня, и мне приятно
было узнать, что был он вовсе не великаном с львиной гривой и громовым
голосом, а человеком небольшого, скорее даже маленького роста, подвижным,
смешливым, с тонкими чертами лица и узкими, изящными. как бы девичьими
руками. У него были вьющиеся тёмно-русые волосы, лукавая улыбка, привычка
покручи-вать длинный ус. От постоянного прищуривания во время работы вокруг
глаз его лучились морщинки.
Когда находишь в таком гиганте, как Репин, черты живые, земные,
обыкновенные, испытываешь радость, легко объяснимую радость за человека,
сильного прежде всего духом творчества и делами своими.
Репин был вспыльчив. Был порою до крайностей неумерен в оценках. Его
похвалы и восторги бывали чрезмерны, так же как и порицания. Он безудержно
захваливал работы своих товарищей — от большой и беззаветной любви к
искусству. Случалось ему и ругать незаслуженно. Его бурные атаки на Рафаэля и
других великих мастеров прошлого также были, мне кажется, выражением
любви к родному искусству, формой протеста против академического
идолопоклонства перед чужеземными образцами.
К своим собственным работам он относился с болезненной
неудовлетворённостью. Уже будучи знаменитым, он убегал с весенних
вернисажей, не попадая в рукава шубы и бормоча:
Способы передачи чужой речи.
6. Рассмотрите автопортрет
И. Репина, опишите его.
Совпадает ли описание
психологического портрета,
приведённого в тексте, с
тем, как изобразил себя сам
художник? Какие черты
внешности, на ваш взгляд,
отражаются в его характере
?
И. Репин. Автопортрет
Способы передачи чужой речи.
II. Прямая речь передаёт чужую речь
дословно, без изменений. Она может
состоять из одного или нескольких
предложений: «Почему в шесть? —
спросил Павел. — Ведь сменяются в
семь». (Н. О.)
Каждое предложение, в котором при-
сутствует прямая речь, состоит из таких
двух частей, как слова автора и прямая
речь: А «П.»
слова автора прямая речь
кто говорит что говорит
Эти части предложения связаны между
собой по смыслу и интонации
:
Способы передачи чужой речи.
III. Слова автора чаще всего служат для введения
прямой речи в повествование и указывают, кому
принадлежит прямая речь, кому она адресована, как
произнесена.
Слова автора включают в свой состав:
глаголы со значением речи или мысли: сказать,
произнести, прошептать, решить, добавить,
вспомнить и др.
существительные со значением речи или
мысли: мысль, речь, вопрос, слова, звук и др.
реже – глаголы-сказуемые, указывающие на
чувства: обрадоваться, удивиться, огорчиться,
обидеться и др., а также на мимику или жесты:
улыбнуться, вздохнуть, рассмеяться, нахмуриться и
др.
Слова автора могут стоять:
перед прямой речью;
после прямой речи;
в середине, разрывая прямую речь.
Способы передачи чужой речи.
Случаи, когда прямая речь
стоит перед словами
«П», -
а.
автора
«Мы научные
сотрудники»,- отвечает
Роман Владимирович.
(Ю.
Трифонов)
Способы передачи чужой речи.
Случаи, когда прямая речь
А:
«П».
А:
«П?»
А:
«П!»
стоит
после слов автора
А.Н. Толстой советовал своим
читателям: «Умейте чувствовать
рядом с собой человека, умейте
читать его душу, видеть в его глазах
радость, беду, несчастье, горе».
Д. Карнеги задал читателям вопрос:
«Как завоевать внимание друзей?»
Он советовал: «Искренне
интересуйтесь другими людьми,
улыбайтесь, помните, имя для
человека -самый сладкий звук!» (Д.
Способы передачи чужой речи.
Упражнение
282.
1. Спишите предложения.
Постройте их схемы, объясняя
знаки препинания.
2. Подчеркните глаголы, вводящие
прямую речь, определите их
лексическое значение, подберите к
ним синонимы.
3. Определите функцию слов
автора: а) обозначают лицо,
которому принадле-жит прямая
речь; б) имеют значение речи или
мысли; в) указывают, к кому
обращена прямая речь; г) называют
различные обстоятельства,
сопутствую-щие речи; д)
характеризуют лицо, произносящее
речь, и манеру говорения.
1)Мария Ивановна глядела в сад и
говори-ла тихо и восторженно: «Как
хорошо!» 2) «Зиночка, матушка! Что это
ты сидишь такая сонная?» – сказал
Александр Дани-лыч, подводя меня к
дочери. 3) Когда Пушкина спрашивали
про его кабинет, он отвечал: «Деревня –
вот мой кабинет». 4) «Николай
Степаныч!» – слышу я шёпот. 5) Во власти
чувства был Грэй; он мог бы, правда,
сказать: «Я жду, я вижу, я скоро узнаю…»
6) «И ещё я вижу какую-то планету
налево от Марса», – сказал я неуверенно.
7) Сердце у меня сжалось, и я невольно
пробормотал: «Что с вами?»
1. Спишите предложения. Постройте их схемы, объясняя знаки препинания.2. Подчеркните глаголы, вводящие прямую речь, определите их лексическое значение, подберите к ним синонимы.3. Определите функцию слов автора: а) обозначают лицо, которому принадле-жит прямая речь; б) имеют значение речи или мысли; в) указывают, к кому обращена прямая речь; г) называют различные обстоятельства, сопутствую-щие речи; д) характеризуют лицо, произносящее речь, и манеру говорения.
Способы передачи чужой речи.
Упражнение
283.
1. Спишите предложения,
распреде-лив их по группам:
а) прямая речь стоит после
слов автора; б) прямая речь
стоит перед словами автора.
Расставьте знаки препинания,
раскройте скобки.
2. Составьте схемы
предложений (по одной на
каждую группу).
3.Попробуйте в
предложениях поменять
местами прямую речь и слова
автора. Что при этом
изменится?
1) Незнакомец опять собрался с силами и
заговорил (П, п)омогите мне добраться
до дома, здесь недалеко. 2) Они любят
золото, как сороки (З, з)асмеялся доктор.
3) Казбич нетерпеливо прервал его (П,
п)оди прочь безумный мальчишка. 4)
Александр Данилыч, подводя меня к
дочери спросил (З, з)иночка что это ты
сидишь такая сонная. 5) Я думала что вы
танцуете только по необходимости, как
в прошлый раз (С, с)казала она очень
мило улыбаясь … 6) Довольны вы своею
жизнью (С, с)просил я, вглядываясь в
лицо бродяги. 7) Дождь (Г, г)ромко
крикнула она и ещё быстрее побежала
по сверкающему под ливнем лугу.
1. Спишите предложения, распреде-лив их по группам: а) прямая речь стоит после слов автора; б) прямая речь стоит перед словами автора. Расставьте знаки препинания, раскройте скобки.2. Составьте схемы предложений (по одной на каждую группу).3.Попробуйте в предложениях поменять местами прямую речь и слова автора. Что при этом изменится?
Способы передачи чужой речи.
Случаи, когда прямая речь разрывается
словами автора
«П, - а, - п».
«П, - а, - п?
(!)»
«П, - а. – П».
«П?(!) - а. - П?
(!)»
«П?(!) - а. –
П».
«Свет ты мой, - красно солнце отвечало, - я
царевны не видало». (А. Пушкин)
«Помилуй, батюшка Петр Андреич, - сказал
Савельич, - зачем ему твой заячий тулуп?» (А.
Пушкин)
«Гуси летят, - с удовольствием говорит
Ростовцев. - Сейчас целый косяк видел». (И.
Бунин)
«Стой! - вдруг сказал Гайдар. - Что это такое
вон там за кустом?» (К. Паустовский)
«Послушай, Олег! - сказала Валя с
решительным выражением в лице и голосе. -
Помоги нам установить связь с подпольной
организацией». (А. Фадеев)
Способы передачи чужой речи.
Упражнение
284.
1. Спишите предложения. С
помощью схем объясните
постановку знаков
препинания в прямой речи.
2. Выпишите глаголы в
формах повелительного и
сослагательного
наклонений, сделайте их
морфо-логический разбор.
3. Выпишите из
художественных
произведений примеры
предложе-ний, в которых
слова автора стоят в
середине предложения,
разрывая прямую речь.
Составьте схемы этих
предложений.
1) «Послушайте, — затеребил Сергей за рукав
своего соседа. — Что случилось?» 2) «Хорошее
дело, - сказал дядя Володя. - В жизни
пригодится». 3) «Я один живу и работаю в семи
комнатах, - ответил Филипп Филиппович, - и желал
бы иметь восьмую». 4) «Пусть бог милует от
разбойников! - говорила Пульхерия Ивановна.- И к
чему рассказывать эдакое на ночь». 5) «Славная у
тебя лошадь! – говорил Азамат. – Если бы я был
хозяин в доме и имел табун в триста кобыл, то
отдал бы половину за твоего скакуна, Казбич!» 6)
«И я вспоминаю, - сказал, помолчав, водитель. –
Леса наши вспоминаю, костромские». 7) «Что же тут
странного, Гаврило Петрович? — тихо возразила
девушка. — Я думаю, даже Илья Иванович наметил
уже свою дорогу, а ведь он моложе меня». 8)
«Осень, осень, осень... — тихо говорила Маша,
глядя по сторонам. — Прошло лето». 9) « " Здорово,
здорово, няня, - повторял он, прижимая к сердцу
добрую старуху. - Что батюшка, где он? каков он?" «
1. Спишите предложения. С помощью схем объясните постановку знаков препинания в прямой речи.2. Выпишите глаголы в формах повелительного и сослагательного наклонений, сделайте их морфо-логический разбор.3. Выпишите из художественных произведений примеры предложе-ний, в которых слова автора стоят в середине предложения, разрывая прямую речь. Составьте схемы этих предложений.
Способы передачи чужой речи.
Упражнение 285.
1. Прочитайте цитаты из
комедии А. Грибоедова
«Горе от ума». Кому из
героев принадлежат
данные высказывания?
Оформите их разными
способами цитирования.
Объясните смысл этих
высказыва-ний. Как они
характеризуют героев?
2. Напишите сочинение-
миниатюру по одному из
приведённых афоризмов.
1) Счастливые часов не наблюдают.
2)А у меня, что дело, что ни дело,
Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой.
3) Грех не беда, молва не хороша
4) Служить бы рад, прислуживаться
тошно!
5) Чины людьми даются, а люди могут
обмануться.
6) В мои лета не должно сметь Свое
суждение иметь.
7) Молчалины блаженствуют на свете!
1. Прочитайте цитаты из комедии А. Грибоедова «Горе от ума». Кому из героев принадлежат данные высказывания? Оформите их разными способами цитирования. Объясните смысл этих высказыва-ний. Как они характеризуют героев?2. Напишите сочинение-миниатюру по одному из приведённых афоризмов.
Способы передачи чужой речи.
Упражнение
286.
1. Спишите предложения из
произведений А. Куприна,
раскрывая скобки, вставляя
пропущенные буквы и расставляя
знаки препинания.
2. Составьте схему предложений.
3. Выпишите слова с нулевым
окончанием и укажите их
грамматические значения. По
какому признаку (признакам) вы
нашли эти слова?
4 Определите лексическое
значение выделенного слова,
подберите к нему синонимы.
5. К осложнённым предложениям
составьте схемы, покажите, чем
осложнены эти предложения.
1) Милая Надя, милая моя девочка говорит мама не
хочется(ли) тебе чего(нибудь)? 2) Ты погляди только
Надя говорит папа Мы его [слона] сейчас зав..дём и он
будет совсем, совсем как живой. 3) Изв..ните
пожалуйста говорит Надин отец Не мож..те ли вы
отпустить вашего слона ко мне домой на (не)которое
время? 4) Надо дать ему какое (нибудь) лакомство…
говорит немец Какой(нибудь) сладкой булки. 5)
Здра(?)ствуйте Томми произносит девочка и кланяется
головой Как вы спали эту ночь? 6) Боже мой как у
вас ..десь хорошо говорила Анна идя быстрыми и
мелкими ш..гами рядом с сестрой по дорожке. Если
можно пос..дим немного на скаме..чке над обрывом. 7)
Бл..годарю за ср..внение засмеялась Вера я только
думаю что нам, северянам, (ни)когда не понять
прел..сти моря. 8) Ну как(же)это так дедушка мягко
возразила Вера пож..мая слегка его руку Зачем
кл..ветать? 9) А ты не смей под руку говорить крикнул
он сверкая чёрными глазами Я игру брошу. 10)
Позвольте вдруг заг..рячился Николаев. Будем
спрашивать (по)очерёдно, сначала я, а потом вы.
1. Спишите предложения из произведений А. Куприна, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.2. Составьте схему предложений.3. Выпишите слова с нулевым окончанием и укажите их грамматические значения. По какому признаку (признакам) вы нашли эти слова? 4 Определите лексическое значение выделенного слова, подберите к нему синонимы.5. К осложнённым предложениям составьте схемы, покажите, чем осложнены эти предложения.
Способы передачи чужой речи.
V. Бывают случаи , когда прямая речь разрывает
слова автора. Тогда перед прямой речью ставится
двоеточие, а после неё — запятая (вопросительный
или восклицательный знак) и тире, например:
1) Он произнёс: «Мне что-то нездоровится сегодня»,
— и умолк;
2) И только когда он шептал: «Мама! Мама!» — ему
становилось как будто легче. (Ч.);
3) На вопрос мой: «Жив ли старый смотритель?» —
никто не мог дать мне удовлетворительного ответа.
(П.)
Если одна часть слов автора относится к первой
половине прямой речи, а другая — ко второй, то
после слов автора ставится двоеточие и тире
(перед словами автора знаки ставятся в
соответствии с правилами):
«Пол-тысячи? — недоверчиво протянул Гаврила, но
сейчас же испугался и быстро спросил, толкая ногой
тюки в лодке: — А это что же будет за вещь?» (М. Г.)
Способы передачи чужой речи.
Домашнее
задание
o Прочитайте ещё раз
материал §23,
отмеченный цифрами I
– V, и расскажите об
особенностях
употребления и
оформления на письме
прямой речи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.