Методический материал содержит занимательный материал определенной тематики, характеризуя вещества, наиболее часто применяемых в практике человека. Информация используется для организации и проведения кружковых занятий, для подготовки индивидуальных творческих заданий по предмету, для написания рефератов, подготовки докладов, выступлений. Успешно используется не только педагогами, но и самими школьниками.
СПОСОБЫ ПРОИЗВОДСТВА И ОТДЕЛКИ ПРОИЗВОДСТВА
Стеклу уже четыре тысячи лет, и открыли его (всего вероятней,
случайно) в Египте. Египетские стеклоделы плавили стекло на открытых
очагах в глиняных мисках. Спекшиеся куски бросали раскаленными в воду,
где они растрескивались, и эти обломки, так называемые фритты, растирали в
пыль жерновами и снова плавили. Фриттование удерживалось еще долго, до
конца средневековья, поэтому на старых гравюрах и при археологических
раскопках мы всегда находим 2 печи. Необходимая температура
проплавления равна 1450°С, а рабочая температура – 1100–1200°С.
Важнейший рабочий инструмент стеклодува – его выдувальная трубка.
Это полая металлическая палка длиной 1–1,5 метра, на одну треть обшитая
деревом и снабженная латунным мундштуком. Пользуясь трубкой, стеклодув
набирает из печи расплавленное стекло, выдувает его и формует. Дня этого
ему нужны металлические ножницы, длинные пинцетообразные клещи, сечка
и деревянная ложка. Готовое изделие отшибают от трубки на вилы и несут в
обжигательную печь.
Формовка и отделка стекла
Выработанное на стеклозаводе изделие различными способами
рафинируют и декорируют. Стекло, отформованное и отделанное на самом
заводе, – это гутное стекло. Стекло, которое свою главную отделку
проходило вне завода, – это стекло расписное, глазурованное, гравированное
или пунктированное алмазом, резное, шлифованное, травленое или обдутое
песком.
Гутное стекло
Свою форму, цвет и декор стекло получает непосредственно у
плавильной печи на стеклозаводе. Это труд одного мастера. Гутное
стеклоделие уже несколько тысячелетий как является основным рабочим
методом производства стекла. Своей высшей ступени оно достигает в
античном римском стеклоделии и в средние века.
Роспись
На высшей ступени развития выработки стекла рядом со стеклозаводами
занятые различными видами
образуются мастерские или цехи,
художественной доводки стекла. Роспись холодным способом – нанесение
непрозрачных масляных или лаковых красок, не закрепляемых обжигом. Вэтой технике пишутся картины на стекле. Своего апогея она достигает в XVI
веке в Венеции.
Еще одним видом росписи стекла является роспись эмалью. Эмалью мы
называем легкоплавкие стекла, закрепляемые обжигом.
Существует также способ отделки стекла металлом, в основном
золотой и серебряной фольгой, «межстеклянное золочение», роспись оксидом
золота.
Глазурованное стекло
Глазурование – это окрашивание поверхности стекла металлами,
прижигаемыми в муфельной печи. Для приготовления глазурей годны только
два металла: серебро, производящее желтую глазурь, и медь, дающая черную
и красную глазурь. Этот способ обработки стекла впервые ввел живописец по
стеклу Фридрих Эгерман.
Гравированное и пунктированное стекло
Эта техника основана на том, что гравер рисует вглубь по поверхности
стекла кончиком алмаза или выбивает на стекле точки различной густоты.
Особенно прославились в этом виде отделки художники Гринвуд и Вольф.
Резное стекло
Эта обработка стекла медным колесиком,
укрепленным на
быстровращающейся оси, на которую подается в масле тонкий наждак. Резьба
остается матовой или полируется.
Шлифованное стекло
Шлифуют изделия из стекла на точильных колесах, вращающихся на
вертикальной оси в наполненном водой деревянном ящике.
Травленое стекло
В 1771 году шведский аптекарь и химик Шееле открыл плавиковую
(фтороводородную) кислоту, которая травит стекло в блестящую, а ее соли –
в матовую поверхность. Стекло покрывают шихтой (чаще асфальтом), затем
процарапывают изображение металлической иглой и путем погружения в
кислоту травят гравированное место.