Способы сжатия текста

  • Презентации учебные
  • ppt
  • 26.11.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

(Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА) I. Цели урока: • подготовить учащихся к написанию сжатого изложения по прослушанному тексту. • определять тему и основную мысль высказывания; • выделять микротемы; • отделять главную информацию от второстепенной; • создавать собственное связное высказывание в письменной форме. II. Задачи урока: Образовательные: • учиться формулировать основную тему и идею текста; • выделять самостоятельно микротемы ; • пользоваться разными способами сжатия текста. Развивающие: • обогащать свою речь лексическими, морфологическими, синтаксическими, стилистическими средствами языка. • развивать память, мышление Воспитательные: • обращать внимание на нравственные категории текста; • продолжить воспитание у учащихся человечности, доброжелательности, любви к родному слову
Иконка файла материала сжатие текста.ppt
Готовимся к ГИА. Способы сжатия текста Для текст. Получить СЖАТЫЙ текст мы можем различными способами . 1. исключение,  2. обобщение,  3. упрощение.
1. При ИСКЛЮЧЕНИИ необходимо: выделить главное (существенное) и детали (подробности); убрать детали; пропустить предложения, содержащие второстепенные факты; пропустить предложения с описаниями и рассуждениями; объединить существенное; составить новый текст.
Варианты ИСКЛЮЧЕНИЯ:  1. исключаем 1 или  несколько синонимов в ряду однородных  членов, сохраняем тот из синонимов,  который обладает наибольшей ёмкостью  в данном контексте.
ПРИМЕР: до сжатия:  У каждого человека, заходившего в комнату к  малышам, на лице появлялась радостная,  светлая, приветливая улыбка.  после сжатия: У каждого человека, заходившего в комнату к  малышам, на лице  появлялась приветливая улыбка.
 2. удаляем из текста поясняющие  конструкции, например, ряд однородных  членов при обобщающем слове или  ряд простых предложений в составе  бессоюзного сложного, поясняющих  содержание первой части.
ПРИМЕР: до сжатия:  Он знал разные языки: немецкий,  французский,  итальянский и молдавский, и никто не  мог распознать в нём русского. после сжатия:  Он знал разные языки: и никто не мог  распознать в нём русского.
2. ОБОБЩЕНИЕ.  При ОБОБЩЕНИИ необходимо:  вычленить единичные факты;  подобрать языковые средства их  обобщённой передачи;  составить новый текст.
Пример  Жители посёлка проводят свой досуг по­ разному. Кто­то перечитывает любимые с  детства жюль­верновские романы; кто­то  проводит много времени на реке или в лесу.  Основное занятие подростков ­ спортивные  игры и соревнования. Самым  запоминающимся событием был  прошлогодний велокросс. после : Жители посёлка проводят свой досуг по­ разному, в зависимости от вкусов и  привычек.
3. УПРОЩЕНИЕ.  При УПРОЩЕНИИ необходимо:  заменить сложное предложение простым;  заменить предложение или его часть  указательным местоимением;  объединить два или три предложения в одно;  разбить сложное предложение на сокращённые  простые;  перевести прямую речь в косвенную
ПРИМЕРЫ:  1. Замена придаточного определительного  предложения синонимичным определением. До  Небольшое помещение на втором этаже  занимает фирма, которая предлагает своим  клиентам туры по всем континентам и  странам. после : Небольшое помещение на втором этаже  занимает туристическая фирма.
Замена придаточного  2. деепричастным оборотом. до сжатия: Когда читаешь дневник Никитина, то  чувствуешь его беспредельную любовь к  родине. после сжатия: Читая дневник Никитина, чувствуешь  его беспредельную любовь к родине.
3. Сокращение количества структурных частей сложного предложения  . до сжатия: Приятно смотреть на зимородка, который,  плавно опустившись на ветку ольхи,  склонившуюся к самому зеркалу реки,  принялся подкарауливать добычу. после сжатия: Приятно смотреть на зимородка, который  плавно опустился на ветку ольхи и принялся  подкарауливать добычу.