СПП с несколькими придаточными

  • Презентации учебные
  • ppt
  • 29.09.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Материал для подготовки к ОГЭ, ЕГЭ по русскому языку по теме "СПП с несколькими придаточными"
Иконка файла материала СПП с несколькими придаточными.ppt

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными

1

Алгоритм анализа сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными

Находим грамматические основы.
Выделяем главную и придаточные части.
Задаём вопрос от главной части к придаточной.
Находим средство связи в придаточной части (союз или союзное слово).
Определяем вид (значение) придаточного по вопросу и союзу (союзному слову).
Составляем схему предложения.
Определяем способ подчинения придаточных и восстанавливаем теорию.

2

При ОДНОРОДНОМ способе подчинения придаточные относятся к одному главному предложению, отвечают на один вопрос и являются одинаковыми по значению.

[ ], ( ), ( ).

При НЕОДНОРОДНОМ способе подчинения придаточные относятся к одному главному, но отвечают на разные вопросы и являются разными по значению. 

( ), [ ], ( ).

При ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОМ способе подчинения каждое новое придаточное относится к предыдущему придаточному предложению, т.е. придаточные предложения зависят друг от друга.

[ ], ( ), ( ).

Виды подчинения в СПП с несколькими придаточными.

Однородное Неоднородное Последовательное
(параллельное)

[ ], ( ), ( ). ( ), [ ], ( ). [ ], ( ), ( ).


.

Я знаю, что скоро наступит весна, что птицы начнут песни петь.

Когда наступит весна, я услышу, как запоют птицы.

Я услышу, как запоют птицы, что живут у меня за окном.

Определите вид подчинения. Составьте схему.

Даже если у самого медленного человека есть цель, то он идет быстрее того, который бежит бесцельно.

7

Запишите предложение №3. Определите вид подчинения. Составьте схему.

(Даже если у самого медленного человека есть цель), [то он идет быстрее того], (который бежит бесцельно).

(если…), [ ], (который …).

8

При каком условии?

какого?

Какого?

При каком условии?

Укажите, какая из схем соответствует предложению.

Я задумался так, что даже не заметил, как село солнце, как стало смеркаться.

А) [ так ], ( что ), ( как ), ( как )

Б) [ так ], ( что ), ( как ), ( как )

В) [ так ], ( что ), ( как ), ( как )

9

1. В мае путешественники были на Сахалине. Здесь они встретили экспедицию. Экспедиция исследовала нефтяные богатства острова (где, которая).

2. Воздушный шар стал подниматься вверх. Раздались громкие крики. Они далеко разносились в морозном воздухе (когда...то, которые).

Конструирование предложений.
Из трёх простых предложений составьте одно
СПП с несколькими придаточными. Определите вид подчинения. Составьте схему.(из двух групп предложений выберите одну группу)

ПРОВЕРЬТЕ!

В мае путешественники были на Сахалине, где встретили экспедицию, которая исследовала нефтяные богатства острова.


Когда воздушный шар стал подниматься вверх, то раздались громкие крики, которые далеко разносились в морозном воздухе.

11

Среди предложений 17 – 21 найдите сложноподчинённые предложения с последовательным подчинением придаточных. Напишите номера этих сложных предложений.

(17)Однако эта физическая изоляция покажется мелочью, если вспомнить о той чудовищной психологической, духовной изоляции, которая существует теперь между Человеком и Землёй. (18)Конечно, стараемся, тщимся, выращиваем на балконе цветочек или пёрышко лука, держим в квартире какое-нибудь растение, обзаводимся дачным клочком земли, летом, во время отпуска, в воскресенье выбираемся в лес, на речку. (19)Но это не серьёзные отношения с землёй. (20)Это вроде как детская игра в дочки-матери вместо подлинной любви, подлинного рождения детей. (21)И подумать только, что мой дед и даже мой отец ещё находились в прямом и непосредственном контакте с землёй, который человеку предназначен и необходим.

17, 21