Алгоритм анализа сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными
Находим грамматические основы.
Выделяем главную и придаточные части.
Задаём вопрос от главной части к придаточной.
Находим средство связи в придаточной части (союз или союзное слово).
Определяем вид (значение) придаточного по вопросу и союзу (союзному слову).
Составляем схему предложения.
Определяем способ подчинения придаточных и восстанавливаем теорию.
2
При ОДНОРОДНОМ способе подчинения придаточные относятся к одному главному предложению, отвечают на один вопрос и являются одинаковыми по значению.
[ ], ( ), ( ).
При НЕОДНОРОДНОМ способе подчинения придаточные относятся к одному главному, но отвечают на разные вопросы и являются разными по значению.
( ), [ ], ( ).
При ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОМ способе подчинения каждое новое придаточное относится к предыдущему придаточному предложению, т.е. придаточные предложения зависят друг от друга.
[ ], ( ), ( ).
Виды подчинения в СПП с несколькими придаточными.
Однородное Неоднородное Последовательное
(параллельное)
[ ], ( ), ( ). ( ), [ ], ( ). [ ], ( ), ( ).
Я знаю, что скоро наступит весна, что птицы начнут песни петь. | Когда наступит весна, я услышу, как запоют птицы. | Я услышу, как запоют птицы, что живут у меня за окном. |
Определите вид подчинения. Составьте схему.
Даже если у самого медленного человека есть цель, то он идет быстрее того, который бежит бесцельно.
7
Запишите предложение №3. Определите вид подчинения. Составьте схему.
(Даже если у самого медленного человека есть цель), [то он идет быстрее того], (который бежит бесцельно).
(если…), [ ], (который …).
8
При каком условии?
какого?
Какого?
При каком условии?
Укажите, какая из схем соответствует предложению.
Я задумался так, что даже не заметил, как село солнце, как стало смеркаться.
А) [ так ], ( что ), ( как ), ( как )
Б) [ так ], ( что ), ( как ), ( как )
В) [ так ], ( что ), ( как ), ( как )
9
1. В мае путешественники были на Сахалине. Здесь они встретили экспедицию. Экспедиция исследовала нефтяные богатства острова (где, которая).
2. Воздушный шар стал подниматься вверх. Раздались громкие крики. Они далеко разносились в морозном воздухе (когда...то, которые).
Конструирование предложений.
ПРОВЕРЬТЕ!
В мае путешественники были на Сахалине, где встретили экспедицию, которая исследовала нефтяные богатства острова.
Когда воздушный шар стал подниматься вверх, то раздались громкие крики, которые далеко разносились в морозном воздухе.
11
Среди предложений 17 – 21 найдите сложноподчинённые предложения с последовательным подчинением придаточных. Напишите номера этих сложных предложений.
(17)Однако эта физическая изоляция покажется мелочью, если вспомнить о той чудовищной психологической, духовной изоляции, которая существует теперь между Человеком и Землёй. (18)Конечно, стараемся, тщимся, выращиваем на балконе цветочек или пёрышко лука, держим в квартире какое-нибудь растение, обзаводимся дачным клочком земли, летом, во время отпуска, в воскресенье выбираемся в лес, на речку. (19)Но это не серьёзные отношения с землёй. (20)Это вроде как детская игра в дочки-матери вместо подлинной любви, подлинного рождения детей. (21)И подумать только, что мой дед и даже мой отец ещё находились в прямом и непосредственном контакте с землёй, который человеку предназначен и необходим.
17, 21
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.