Справочник старшеклассника

  • Памятки
  • doc
  • 23.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Материалы могут использоваться как непосредственно на уроке, в том числе и в виде ксерокопированного раздаточного материала, так и для самостоятельной домашней работы учеников. Предлагается широкий спектр для выбора всевозможного материала. Опыт показывает, что многие правила и рекомендации представляют для учащихся и учителей немалую практическую ценность. А особенно касается тех учеников, которые продолжают свое образование в высшей школе и различных видах профессиональной деятельности. Их адаптация к новым условиям учебного процесса проходит несравнимо в более благоприятных условиях и усовершенствует учебную деятельность, систематизирует, выводит на более высокую
Иконка файла материала справочник старшеклассника.doc
Справочник старшеклассника Текст является, пожалуй, основной учебно ­ методической единицей обучения. Для наиболее полного и адекватного его использования в качестве образца  функционирования изучаемого   материала  преподавателю   необходимо   четко   представить   себе,   а       затем использовать     в     работе     содержательные  и структурные особенности текста как основы составления преподавателем, обучаемыми собственных речевых произведений. Содержательные и структурные характеристики текста основанных на нём речевых образования. Логико­структурная схема темы (ЛССТ) представляет собой отражение в данной теме   отношений  и   взаимосвязей   между   явлениями,   предметами,  свойствами  в реальной действительности, или изображение предметного содержания. Предметное содержание в текстах может представлено различными авторами с той или иной степенью полноты и в различной последовательностью. Тема в схеме включает обычно несколько  уровней  подтем.   Чем   больше   уровней   подтем,   тем   полнее   раскрывается предметное содержание текста.  П р е д л о ж е н и е   в  у с т н о м   сообщении.  Каждое     предложение       в       устном высказывании  должно содержать конкретную информацию, быть  простым,       лаконичным, содержать не более 5—7 слов. Самостоятельное   предложение — это      каждое простое, однородное   в   сложносочиненном,   главное   и    придаточное   в   сложноподчиненном предложениях. Обращённость высказывания.           Речь всегда обращена к конкретному участнику (участникам)   разговора.   Оформить   обращенность  речи   помогают   различные   обращения, устойчивые обороты, клише, которые употребляются в речи. С т р у к т у р а  т е к с т а . Текст в учебнике, статья, доклад, параграф, лекция характеризуются наличием трех частей: вступления, основной части, заключения. Это наиболее удачный способ логической организации передаваемой информации.                 В с т у п л е н и е  помогает читающему или слушающему подготовиться к восприятию основного содержания, увидеть основной тезис, который будет развернут в тексте.             В  основной  части  излагается  о с н о в н о е    сод е р ж а н и е .  При этом соблюдается строгая   логическая   организация   материала,   последовательность  в       развитии       мысли, доказательность     положений, связанность всех высказываний в единое смысловое  целое. Особое   значение   для   главной   части   приобретают   тезис,   аргумент,   демонстрация, иллюстрация.                      З а к л ю ч е н и е      подводит     итог     развертыванию  главного тезиса, обобщает сказанное, написанное. П о д г о т о в к а  у с тн о г о  сообщения  по те ме .              При подготовке устного сообщения намечается и формулируется тема сообщения, затем определяется цель сообщения и адресат.           Сначала следует обозначить планируемое время говорения. После этого необходимо составить смысловой план сообщения и сформулировать пункты плана введения, основной части и заключения. Завершающий этап подготовки сообщения ­ отбор и запись напротив пунктов плана ключевых слов, словосочетаний. План смыслового содержания .        Смысловая структура любого абзаца позволяет выделить в нем основной тезис, который может   быть   представлен   ключевым   предложением,   словами   или  словосочетаниями.   Эти единицы абзаца передают обобщенно его основное содержание. Другие отрезки текста детализируют основное содержание, примеры,   аргументы, цифры и прочие данные, раскрывающие  основной тезис. Ключевые предложения, словосочетания или слова могут использоваться как пункты планабудущего устного сообщения или подачи автором информации в тексте.            Наиболее часто для формулирования пунктов плана используются: 1)  именные словосочетания;   2)  предложения;    3)  вопросы. Составление  плана  сообщения.    Доклад,   сообщение,     выступление   всегда делятся  на   логически   завершенные   отрезки,     части,     между  которыми         существуют отношения    соподчинения,  подчинения.   Тема,   включающая   обычно   подтемы различных уровней,   может   быть   представлена   в   виде    плана,   к   которому   подбирается   необходимый материал. Доказательство.    Доказательство служит для того, чтобы обосновать, аргументировать истинность того или иного высказывания. Оно строится следующим образом: 1) дается обоснованное утверждение, тезис; 2)   приводятся   факты,   характеристики,   сведения, истинность данного утверждения, тезиса; 3) в заключение приводится еще раз подтвержденный, аргументированный тезис.     В доказательстве может быть опущена его первая часть, тогда оно сразу начинается со второго пункта. Опровер же ние.   При   опровержении   неправильного   тезиса   или   положения   соблюдается следующая последовательность развития мысли: а) указывается неверный тезис, его источник, где и кем он был высказан, написан; б) утверждается ошибочность, неточность или неправильность тезиса; в) приводятся контрдоводы, факты, опровергающие ошибочность тезиса; г)  дается правильный тезис, заключающий опровержение.  с   помощью   которых   подтверждается Наиболее часто в опровержении используются следующие языковые фразы­клише: Это противоречит ...; Имеется противоположное мнение ... и т. д. О п р е д е л е н и е    п о н я т ия .   Самым простым, наиболее устойчивым и логически строгим видом развертывания понятия является определение.            Определение понятия заключается в том, что понятие (видовое понятие — меньшего объема)   соотносится   с   ближайшим   родом   (родовым   понятием   —  большего   объема),   к которому   оно   принадлежит,  и   при   этом   даются   признаки   (или   признак),   являющиеся особенными для данного понятия (видовые отличия). Ф о р м у л а  о п р е д е л е н ия :   Видовое понятие= родовое понятие  + видовые отличия. В текстах очень часто определению соответствует объяснение понятия, имеющее усложненную структуру и более пространное описание, толкование понятия. Ср ед ст ва   раскрытия   со де рж ан ия   понятий.  Кроме определения, наиболее употребительными  сходными с ним средствами раскрытия содержания  понятий в научно­ технической литературе являются:  1)  у к а з а н и е   —   разъяснение   значения   слов  путем   перечисления   предметов,   явлений, называемых этим словом; 2) о п и с а н и е  — выделение внешних признаков  предмета, явления, события; 3) хара к т е р и с т и ка — раскрытие наиболее  выдающихся признаков предметов, явлений; 4) п о я с н е н и е  — раскрытие какой­либо частного понятия с определенной целью; 5) с р а в н е н и е  — пояснение одного понятия другим, более знакомым, ясным. Повествование   (сообщение).  В повествовании фразы объединяются в целое общей   темой   и   следуют   одна   за   другой   в   порядке   временной   последовательности отражаемых в сложных событий, их частей.  Структурными связями повествования являются: 1)  прямая хронология; 2)  обратная хронология;3)  прямая хронология с отступлениями.             Сообщение   может   содержать   информацию   о   каком­либо   событий,   эксперименте, испытании,  факте. В сообщении выделяются констатирующие части текста, содержащие только   факты,   и   комментирующие   части   текста,   содержащие   уточнения,   объяснения, обоснования, сравнения, оценки фактов. Для сообщения о процессах, событиях, явлениях характерно   деление   сообщении   на   отдельные   фазы   и   периоды.   В   соответствии   с   этим употребляются глаголы, адекватные началу, ходу, общему и прогрессирующему изменению, окончанию и завершению повествования. Описание (характеристика) — развертывание  основной мысли, главного тезиса. В описании     фразы  объединяются   общей   темой   и   следуют   одна   за   другой  в   порядке структурных связей между сторонами, частями, элементами отражаемого в речи объекта, предмета, явления или повторяющегося процесса.   от   тезиса Рассуждение предполагает строго логическое развертывание главного суждения в тексте высказывания. В рассуждении фразы объединяются в целое общей темой и следуют одна за другой в логической последовательности движения мысли к выводу. Важно усвоить следующие структурные элементы рассуждения: 1) доказательство или опровержение: а)  от посылок, фактов к выводу;   к   б) 2) познавательное движение: а) от явления к сущности; б) от фиксирования изменений к анализу их причин; в) от рассмотрения качественных характеристик предмета или явления к изучению его количественных параметров; г) от элементов к их связям; д) от установления закона, его содержания  к раскрытию форм проявления его в различных условиях; 3) движение от конкретного к абстрактному и наоборот. аргументам   и   от   них   —   к   выводу; Совмещение  р а з л ич н ы х   видов  развертывания   основной  мысли.    В текстах часто можно встретить совмещение различных видов развертывания основной мысли: определения   (объяснения),   описания   (характеристики),  повествования   (сообщения)   и рассуждения. В описательных  текстах встречаются рассуждения, а в рассуждениях  — описания. Очень часто в явных описаниях сами события, действия могут фиксироваться в их синхронной соотнесенности. 1. Приведи в порядок рабочее место – пусть ничто не отвлекает  внимание. 2. Настройку на восприятие материала, прими удобную позу. Помни: когда расслабленно Учись слушать тело, расслабляется и внимание. 3. Вникни в формулировку темы лекции. 4. Осознай поставленную цель. 5. Изучи план лекции. 6. Обращай внимание на интонацию изложения материала учителем, следи за повторами в его рассказе – таким образом учитель выделяет главные, существенные мысли. 7. Старайся представить услышанное. 8. Сопоставляй услышанное с уже имеющимися знаниями. Учись вести записи с голоса.1. Не   начинай   записывать     материал   с   первых   слов     учителя,   сначала   выслушай высказываемую им мысль до конца и пойми ее. 2. Приступай к записи в тот момент, когда учитель, заканчивая изложение одной мысли, начинает ее комментировать.  3. Не старайся записать материал дословно (при этом чаще теряется главная мысль, такую запись трудно вести), отбрасывай второстепенные слова, те без которых не теряется главный смысл. 4. Сокращай слова, некоторые из них обозначай значками. После сокращений оставляй место, чтобы, закончит запись дома. 5. Старайся писать быстро (не менее 120 букв в минуту). 6. Если в лекции встречаются непонятные места – оставь место в тетради, после урока уточни их у учителя и запиши. 7. Используй  общие правила написания конспекта (соблюдай отступы, делай выделения и т.д.). 8. В   ближайшие   дни   обработай   текст   конспекта:   выправь   стиль,   расставь   знаки препинания, допиши текст, подчеркни главное и т.д. Правила записи текста. 1. Запись должна быть компактной, убористой, чтобы на странице уместилось как можно больше текста ­  это улучшает его обозреваемость. 2. В тексте необходимо применять выделения и разграничения: ­ ­ ­ ­ ­ подчеркивание   и   отчёркивание   (для   выделения   заголовков     и   подзаголовков, выводов, отделение одной темы от другой). В процессе первой записи выделения лучше   делать   чернилами,   которыми   написан   весь   текст;   вторичное     выделение можно делать другим цветом (при   этом только не следует превращать   текст в пестрые  картинки); отступы (для обозначения абзацев и пунктов плана); пробельные строки (для отделения одной  мысли  от другой); нумерацию; выделение   текста   с   помощью   рамки   (обычно   в   рамки   заключают   определения, формулы, правила). Со временем у вас вырабатывается своя  система выделений. 3. При записи текста необходимо пользоваться сокращениями.  Как делать выписки Выписать – найдя в источнике нужную мысль, списать ее, записать.   Выписки — наиболее распространенный вид работы над учебной, научной литературой. Они фиксируют   для   дальнейшего   использования   нужные,  важные   места   из   учебника,   книги, журнальной  статьи, брошюры, текста. Обычно выписывают отдельные положения, факты, цифровой, другой фактический и иллюстративный материал.  Выписки легко объединять по одной теме, после того как прочитано несколько источников. 1. Вчитайся в название статьи, осмысли его. 2. Внимательно читай текст и по ходу чтения коротко выписывай основные мысли. 3. Стремись к краткости записи. 4. Отделяй одну мысль от другой. 5. Закончив работу, выпиши все данные источника. Ключевые   слова  —   это   слова,   наиболее   существенные   для   раскрытия   темы, обозначающие основные понятия в той или иной предметной области.  Их знание позволяет Ключевые слова.быстро   ориентироваться  в   тексте,     находить   необходимую   информацию  воспринимать   и усваивать смысл целой фразы, абзаца, текста в процессе чтения. Конспект – краткое изложение или краткая запись содержания. Виды   конспектов:   план   –   конспект,   текстуальный   (цитатный),   свободный, Как составить  конспект. тематический, схематический. Основные требования к написанию конспекта:       ­ системность и логичность изложения материала, ­ ­ краткость, убедительность и доказательность. Этапы конспектирования 1. Прочитай текст, отметь в нем новые слова, непонятные места, имена, даты; составь перечень основных мыслей, содержащихся в тексте, составь простой план. 2. Выясни в словаре значение новых непонятных слов, выпиши их в тетрадь. 3. Вторичное чтение сочетай с записью основных мыслей автора и их иллюстраций. Запись веди своими словами, не переписывай текст статьи. Стремись к краткости, пользуйся правилами записи текста. 4. Прочитай конспект еще раз,  доработай его. Конспект  —   систематическая,   логически   связанная         запись         содержания читаемого       материала,  объединяющая план, выписки, тезисы или хотя бы два из этих типов записи.  В отличие от выписок и тезисов конспект раскрывает содержание в той последовательности  изложения, в которой оно предлагается в читаемом  источнике.  Для составления   конспекта   отбирается   самая  важная   и   существенная   информация.   Главные положения выделяются, важные слова, словосочетания подчеркиваются.   Каждая новая мысль   начинается  с   новой   строки.     В   конспекте   следует   указывают:  фамилию   автора, название источника, место, время его издания, страницы. План – конспект Это сжатый в  форме плана пересказа прочитанного или услышанного. Характеристика   конспекта:   краток,   прост,   быстро   составляется   и   запоминается; учит   выбирать   главное,   четко   и   логично   излагать   мысли,   дает   возможность   усвоить материал еще в   процессе его изучения. Все это делает его незаменимым   при быстрой подготовке доклада, выступления. Однако работать с ним через некоторое время трудно, так как плохо восстанавливается в памяти содержание. Этапы работы 1. Составь план прочитанного текста или воспользуйся готовым. 2. Разъясни кратко и доказательно каждый пункт плана, выбери разумную и эффективную форму записи. 3. Сформулируй и запиши вывод. Текстуальный (цитатный) конспект. Это конспект, созданный из отрывков подлинника – цитат. Характеристика конспекта: строится из высказываний   автора, из изложенных им фактов;   используется   для   работы   с   первоисточником;   к   нему   можно   обращаться неоднократно. Однако он не способствует активной мыслительной работе, как правило, служит только иллюстрацией к изучаемой теме.  Этапы работы 1. Прочитай текст, отметь в нем основное содержание, главные мысли, выдели те цитаты, которые войдут в конспект. 2. Пользуясь правилами сокращения цитат, выпиши их в тетрадь. Форма записи может быть разной, например:1).............(цитата);    .............(цитата);    ............(вывод). 2) основные вопросы; доказательства (цитаты); выводы. 3.   Прочти написанный текст, сверь его с оригиналом. 4. Сделай общий вывод. Свободный конспект Это сочетание выписок, цитат, тезисов. Характеристика конспекта: он требует серьезных усилий при составлении; в высшей степени способствует усвоению материала, требует умения активного использования всех типов записей: планов, тезисов, выписок. Этапы работы 1. Используя имеющиеся источники, выбери материал по интересующей теме, изучи его и глубоко осмысли. 2. Сделай необходимые выписки основных мыслей, цитат, составь тезисы. 3. Используя подготовленный материал, сформулируй основные положения по теме. Тематический конспект Это конспект ответа на поставленный вопрос или конспект учебного материала темы. Характеристика   конспекта:   он   может   быть   обзорным   и   хронологическим;   учит анализировать различные точки зрения на один и тот же вопрос,   привлекать имеющиеся знания   и   личный   опыт;   используется   в   процессе   работы   над   докладом,   сообщением, рефератом. Этапы работы 1. Изучи несколько источников и сделай из них выборку материала по определенной теме или хронологии. 2. Мысленно оформи прочитанный материал в виде плана. 3. Пользуясь этим планом, коротко своими словами изложи осознанный материал. Как составить тезисы Тезис  – положение, кратко излагающее какую­либо идею, а также одну из основных мыслей лекции, доклада, сочинения.  Тезисы — вид записи при чтении, позволяющий обобщить материал,   изложить   его   суть   в   кратких  формулировках, раскрывающих все произведение (статью,   доклад,   параграф).   В   отличие   от   конспекта   они   дают   возможность   раскрыть содержание читаемого материала независимо от последовательности его изложения в тексте. Тезисы могут быть простыми и краткими (включать только основные положения), а также сложными и полными (включать, кроме основных, второстепенные положения). Они должны вытекать   один  из   другого.   Некоторые   положения   могут   быть   объединены   не   в   порядке следования в тексте, а в их логической связи. Часть текстов может записываться в виде цитат. Основой для составления текстов является логико ­ структурная схема текста. 1. Познакомься с содержанием материала, обрати внимание на шрифтовые выделения, эта подсказка тебе поможет в работе. 2. Разбей текст на смысловые блоки (с помощью плана или отчеркиванием). 3. Определи главную мысль каждой части (можно подчеркиванием). 4. Осмысли   суть   выделенного,   сформулируй   своими   словами   или   найди   подходящую 5. Тезисы пронумеруй – это позволит сохранить логику авторских суждений. 6. Отделяй пробельной строкой один тезис от другого–это облегчит последующую работу формулировку в тексте. с ними. Аннотация.Аннотация  — предельно   сжатое,     краткое   изложение главного содержания текста. Основным отличием аннотации от реферата является то, что реферат дает представление о содержании  оригинала, а  аннотация — только  о его тематике.  Аннотация перечисляет, называет   вопросы,   проблемы   оригинала, но не раскрывает их. Для  аннотации характерно использование специальных оборотов, клише. С т р у к т у р а  аннотации: 1. Предметная     рубрика.       В   этом     пункте     называется область или раздел знания, к которому от носится аннотируемый материал. 2. Тема. 3. Выходные данные источника. 4. Содержание аннотации.   Правила запоминания. 1. Сосредоточься, отвлекись от других мыслей, нацелься на запоминание. 2. Старайся понять основной смысл излагаемого материала, иначе будет действовать механическая память, которая менее продуктивна, чем логическая.  3. Удели   особое   внимание   структуре   материала,   уясни,   чем   вызвана   такая последовательность его изложения. 4. Отдели основополагающий материал от иллюстративного, который запоминать не надо. 5. Произнеси несколько раз новые слова, даты. 6. Проговори вслух формулировки выводов, законов. 7. Воспроизведи весь материал по плану. Учись правильно выражать свои мысли 1. Чтобы научиться грамотно говорить, надо научиться читать и слушать. 2. Читая, не только вникай в смысл написанного, но и постарайся увидеть, услышать, понять и запомнить художественные особенности языка, речевые обороты. 3. Накоплению активного запаса слов поможет специальная работа: заведи словарь для записи новых слов, тренируй себя в их запоминании и произнесении, подбирай к словам антонимы и синонимы, изучай слова, употребляемые в переносном смысле. 4. Стремись не только понять смысл речи оратора, но и запоминай приемы ее построения. 5. Следи за тем, чтобы в рассказе не встречались слова – паразиты, не допускай ненужных повторов – это обедняет речь. 6. Следи за построением предложений, избегай особенно сложных конструкций. 7. Ежедневно читай вслух по 15 – 20 минут, вникай в смысл текста, определяй, где нужно сделать ударение, паузу, какой оттенок придать речи. Учись работать над понятием Понятие – логически оформленная мысль о предмете. Последовательность действия: 1. Назови рассматриваемое понятие, дай его определение. 2. Вычлени ведущие свойства понятия, по которым оно отличается от других понятий 3. Приведи пример, конкретизирующий данное понятие, найди область его применения. 4. Попробуй   связать   его   с   другими   понятиями   данного   предмета   и   смежных   с   ним этого рода. дисциплин. 5. Употребляя данное понятие, составь небольшой рассказ.Общий план изучения явления Явление  – то, в чем сказывается, обнаруживается сущность, а также вообще всякое проявление чего­либо. 1. Внешние признаки явления. 2. Условия, при которых оно обнаруживается. 3. Сущность явления и механизм протекания. 4. Связь с другими явлениями. 5. Количественная характеристика (может и не быть). 6. Использование в практике. Учись разъяснять теорию Теория – учение, система научных принципов, идей, обобщающих практический опыт и Выяви, какие факты, наблюдения послужили основанием для формулирования теории. отражающих закономерности природы, общества, мышления.  1. 2. Назови основные понятия, положения теории. 3. Определи круг явлений, объяснимых данной теорией. 4. Приведи   опытные   и   экспериментальные   данные,   которые   могут   служить доказательством правильности теории. 5. Назови области практического применения данной теории. Научись  разъяснять закон.        Закон – связь и взаимозависимость каких либо явлений объективной действительности. 1. Выяви, между какими явлениями или величинами устанавливает связь данный закон. 2. Опиши пути открытия закона. 3. Приведи формулировку закона. 4. Попытайся записать его в символической форме или через математическое выражение. 5. Приведи доказательства в пользу существования закона.  6. Назови области практического применения данного закона. Учись проводить сравнение. Сравнить – поставив рядом, сопоставить для установления сходства и различия. Порядок сравнения 1. Найди ответ на вопрос: кто такой, что такое? 2. Сопоставь определение двух предметов или явлений. Найди основное сходство. 3. Выдели существенные признаки каждого предмета. 4. Сопоставь оба или несколько сравниваемых  предметов по одним и тем же выделенным признакам. 5. Выясни все признаки сходства и различия объектов. 6. Найди и  объясни причины сходства и различия. Учись проводить анализ. Анализ  –   процедура   мыслительного   и   реального   расчленения   предмета   (явления, процесса), а также выделения отдельных частей, признаков, свойств. Порядок анализа 1. Мысленно расчлени объект, предмет, явление на отдельные составные части, имеющие определенное функциональное значение. 2. Постарайся   обнаружить   в   выделенных   блоках   характерные   особенности,   детали изучаемого предмета. 3. Подумай о причинах такого разделения на блокиУчись проводить синтез. Синтез – мысленное соединение отдельных элементов, частей, признаков в единое. 1. Синтез   необходимо   начинать   с   нахождения   ответа   на   вопрос:   на   основе   чего происходит соединение изучаемых частей в единое целое? 2. Для ответа на этот вопрос проведи подробный анализ изучаемых явлений. 3. Найди связи между отдельными частями явления, объедини их, обобщи полученные сведения. Учись проводить обобщение. Обобщение  –   мыслительный   процесс,   который   приводит   к   нахождению   общего     в заданных предметах или явлениях. Порядок обобщения 1. Найди наиболее важные моменты в рассматриваемых фактах или явлениях. 2. Определи их сходство. 3. Установи связь между ними. 4. Сформулируй общий вывод. План проведения эксперимента и наблюдения. Эксперимент – научный опыт, попытка сделать, предпринять что – либо. 1. Сформулируй цель проведения эксперимента (наблюдения). 1. Сделай предположение о возможных результатах, сформулируй гипотезу. 2. Выясни   связи   объекта,   выбранного   для   наблюдения,   другими,   уже   изученными объектами. 2. Спланируй проведение эксперимента (наблюдения). 1. Выясни, какие условия, материалы необходимы для этого. 2. Составь мысленно схему его проведения. 3. Выбери самый оптимальный способ фиксирования результатов. 3. Проведи эксперимент (наблюдение). 1. Последовательно осуществи все этапы эксперимента. 2. Проведи необходимые измерения, зарисовки, запиши результаты. 3. Проверь точность полученных результатов. 4. Обработай полученные результаты. 1. Сравни полученный результат с выдвинутой ранее гипотезой. 2. Сформулируй вывод. 3. Объясни, что доказывает данный эксперимент, свяжи его с изученными явлениями, теориями, законами. Учись правильно наблюдать. 1. Осмысли цель наблюдения. 2. Уточни предмет наблюдения. 3. Разработай план наблюдения. 4. Определи форму записи наблюдаемых явлений (в процессе наблюдения или сразу после его окончания). 5. Наблюдение повтори два – три раза с целью повышения его объективности. 6. При описании наблюдаемых  явлений  обрати внимание на то, как они протекали  во времени и при каких условиях. 7. Помни, что цель описания явлений – выявить наиболее точно и полно их признаки. 8. При описании результатов наблюдений обрати внимание на то, что существенно новое было обнаружено и что общего с ранее известным. 9. Полученные результаты оформи в виде письменного отчета или графически (в виде рисунков, схем).Умозаключение.  Умозаключение – это выводы, полученные из одного или нескольких суждений, то есть логическое   действие   над   отдельными   мыслями.  В   частном   виде   умозаключения присутствуют в тексте крайне редко. Читая,  мы постоянно  приходим к умозаключениям – выводам различных видов, которые являются продуктом этого вида деятельности. Памятка учащемуся  (Как учиться, как готовиться к экзамену) Как   работать   с   учебным   материалом,   чтобы   прочитанное  лучше   запомнить, усвоить? Существуют   различные   методы   усвоения   прочитанного   материала.   Самый традиционный   из   них   ­   метод   повторения,   при   котором   текст   заучивают   чуть   ли   не наизусть.   Однако   повторение  способствует   лишь   механическому,   поверхностному запоминанию. К тому же надо периодически повторять материал. В общем, это, на наш взгляд, контрпродуктивный метод. Мы   предлагаем   другой   метод   ­   метод   кодирования   информации.   При   этом прочитанный   текст   надо   подвергнуть   глубокой   обработке,   но   не   механическому заучиванию. При обработке информации необходимо как бы закодировать ее для хранения в   памяти.  Для   этого   проводите   следующие   мыслительные   операции:   осмысление   и комментарий новых для вас данных, оценка их значения,  постановка вопросов, сравнение новых   сведений   с   ранее   известными.   Очень   важно   осмыслить   и   постоянно   выявлять причинно­следственные связи, а также структурировать факты, сведения. Такой метод, такая мыслительная работа помогут вам действительно глубоко понять те или иные исторические события, факты и их место в историческом процессе и дадут само ощущение  исторического процесса и действующих в нем закономерностей. И  тогда вам обеспечен успех на любом экзамене!