Сравнение и оценка требований современной дошкольной дидактики и дидактики 20-30 гг. 20 в. (Е.И. Тихеева, Ф.Н.Блехер)
Оценка 4.8

Сравнение и оценка требований современной дошкольной дидактики и дидактики 20-30 гг. 20 в. (Е.И. Тихеева, Ф.Н.Блехер)

Оценка 4.8
docx
22.03.2024
Сравнение и оценка требований современной дошкольной дидактики и дидактики 20-30 гг. 20 в. (Е.И. Тихеева, Ф.Н.Блехер)
тема4 мат разв.docx

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

На тему: «Сравнение и оценка требований современной дошкольной дидактики и дидактики 20-30 гг. 20 в. (Е.И. Тихеева, Ф.Н.Блехер)».

 

 

 

Междисциплинарный курс:

МДК 03.04. «Теория и методика математического развития»

 

 

 

 

Студент:

 

 

 

 

(подпись)

Группа:

4зДО1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Специальность:

44.02.01 Дошкольное образование

 

 

 

 

Квалификация:

Воспитатель детей дошкольного возраста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Содержание

 

Введение……………………………………………………………………..

3

Сравнение и оценка требований современной дошкольной дидактики и дидактики 20-30 гг. 20 в. (Е.И. Тихеева, Ф.Н.Блехер)……………….

 

4

Заключение…………………………………………………………………

9

Список использованных источников……………………………………..

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Воспитание и обучение детей дошкольного возраста – единый целостный педагогический процесс, который осуществляется на протяжении всего пребывания ребенка в ДОУ во всех видах деятельности и направлен на решение задач его разностороннего развития и подготовку его к школе.

Дошкольная дидактика – отрасль общей дидактики. В ней содержится теоретическое обоснование цели дошкольного образования, представлены его содержание, методы, средства, обеспечивающие целостное развитие личности ребенка, подготовку его к обучению в школе.

Впервые обоснование идеи последовательного обучения детей дошкольного возраста было дано в книге Л.А.Каменского «Материнская школа». Он разработал первую в истории педагогики программу знаний, предназначенных для обучения маленьких детей, в которой знания сгруппированы по темам, обозначенным научными терминами (например, оптика – различие цветов радуги, география – знания места, где ребенок вырос, физика, геометрия, хронология, астрономия …) Приобщение к подобным занятиям по мысли Каменского закладывает основы общего образования.

Начиная с 20-х гг. XX столетия в отечественной дошкольной педагогике возникает вопрос о принципах отбора и построения программы знаний, умений и навыков детей. В отечественной дошкольной педагогике Е.И. Тихеева (1867-1943) одной из первых выдвинула идею о необходимости планомерного проведения с детьми-дошкольниками работы по их умственному воспитанию. Она писала, что в том широком плане, который имеет перед собой всякий, кто приступает к занятиям в детском саду, неизбежно должна присутствовать программа, понимаемая как определенный, заранее начертанный, приноровленный к интересам детей и условиям среды цикл знаний и представлений.

 

Сравнение и оценка требований современной дошкольной дидактики и дидактики 20-30 гг. 20 в. (Е.И. Тихеева, Ф.Н.Блехер)

 

 

Требования дошкольной дидактики

Дидактика 20-х-30-х гг.

Современная дидактика

1

2

1. Е.И. Тихеева:

- Обучение должно строиться на основе учета предпосылок детского развития, и протекать в форме самодеятельности. Оно невозможно без богатого дидактического материала, жизненного опыта, четкого ненавязчивого руководства.

- В дидактике должны присутствовать игры-занятия направленные на освоение простых внешних особенностей предметов и отношений между ними (свойства, отношения по количеству, размер), то есть дети переходят к познанию зависимости между величинами, числами, усваивают арифметические действия, измерения.

- В обучение руководство игрой, состоящее в постановке познавательных задач, обеспечивает развитие самостоятельности в игре.

2. Л.В. Глаголева:

- Обучение должно опираться как на монографическом, так и вычислительном

1. Содержание обучения и развития, методы и приемы должны были конструироваться на основе идеи преимущественного развития у детей дошкольного возраста интеллектуально-творческих способностей (Ж. Пиаже, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Н.Н. Поддьяков, А.А. Столяр и др.):

2. Дидактика базировалась на преимущественном развитии у детей сенсорных процессов и способностей (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Н.Б. и др.):

3. Теоретическое положение, которое базируется на математическом развитие детей дошкольного возраста, основано на идеях первоначального (до освоения чисел) овладения детьми способами практического сравнения величин через выделение в предметах общих признаков - массы, длины, ширины, высоты (П.Я. Гальперин, Л.С. Георгиев, В.В. Давыдов, Г.А. Корнеева, А.М. Леушина и др.).

4.Основывается на идее становления и

методах обучения, то есть идти при обучении от числа к числу.

На основе этого:

- Применять практические действия с использованием наглядного материала.

- Использовать исследовательский метод (поиск детьми ситуаций применения знаний, аналогичных изучаемым).

- Применять иллюстративный метод (закрепление знаний, умений в продуктивной деятельности), наглядный (демонстрация наглядных пособий).

- Применять метод игры при обучении.

3. Ф.Н. Блехер:

- развивать у детей количественные представления в других видах деятельности и проводить специальные игры и занятия

- идти в обучении от числа к числу,

- строить обучение на целостном восприятии групп предметов, запоминать с детьми случаи состава чисел (в качестве подготовки к простейшим арифметическим действиям),

- использовать числовые фигуры и т. д.

развития определенного стиля мышления в процессе освоения детьми свойств и отношений (А.А. Столяр, Р.Ф. Соболевский, Т.М. Чеботаревская, Е.А. Носова и др.).

Необходимо отметить, что современная дидактика математических представлений базируется на интеграции четырех основных положений, а также на классических и современных идеях математического развития детей дошкольного возраста, то есть теория обучения связана не только со счетом и простейшими вычислениями, как в дидактике 20-30-х гг., а направлена на наблюдательность, познавательные интересы; учит классифицировать, обобщать; прогнозировать изменения в деятельности и результатах (В.В. Давыдов и др.); направлена на включение ребенка в активный процесс по выделению свойств объектов путем обследования, сравнения, результативного практического действия; самостоятельное и осознанное использование сенсорных эталонов и эталонов мер в деятельности использование моделирования («прочтения» моделей и действий моделирования) и т.д.

Поэтому дидактика 20-30-х гг. служит хорошей основой и используется до сих пор для начинания обучения на ранних этапах, так как в дальнейшем дидактика должна быть основана на обобщение полученных знаний с целью дальнейшего усвоения математических знаний в дальнейшем обучении, то есть переходить от простейшего к более сложному и ориентироваться на изменение в современном образовании.

Необходимо также отметить достаточно хороший подход Тихеевой, касающийся индивидуальной работе с дошкольниками. В настоящее время это необходимо, так как большое количество детей рождается с патологиями, отстает в развитие, поэтому дидактика математического развития дошкольников должна содержать требования индивидуальной работы по обучению.

Подведя итог, можно сказать следующее, требования к дидактике рассматриваемых периодов отражает именно специфику этих времен, степень изученности этой проблемы. Поэтому развитие различных положений по дидактике дисциплины будет корректировать, дополняться, так как современное общество не стоит на месте, оно развивается, более углубленно изучает тематику и развитие подрастающего поколения, которое очень отличается от детей тех времен.

При распределении занятий в детском саду следует заботиться о том, чтобы не раздроблять внимание детей, не представлять перед ними материал, с которым необходимо их познакомить, в разрозненном, бессвязном, несистематизированном виде. В плане занятий, по мнению Е.И.Тихеевой, должна быть заложена возможная последовательность: каждое новое представление, новый входящий в сознание ребенка предмет должен связываться каким-нибудь ассоциативным звеном с предшествовавшими представлениями.

Советские педагоги-дидакты имели две противоположные концептуальные позиции в рассмотрении данного вопроса. Сторонники первой утверждали, что ребенок-дошкольник может усвоить только представления об отдельных предметах окружающей действительности, но не их взаимосвязь. Так называемый «объектный», или «предметный», принцип явился основой построения «Программы воспитания и обучения детей в детском саду» 1938 г., но впоследствии данный подход был преодолен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Вопросы математического развития детей дошкольного возраста своими корнями уходят в классическую и народную педагогику. Различные считалки, пословицы, поговорки, загадки, потешки были хорошим материалом в обучении детей счету, позволяли сформировать у ребенка понятия о числах, форме, величине, пространстве и времени.

Требование Е. И. Тихеевой все брать из жизни и учиться лишь на практике — это дань времени. Практически же она чувствовала необходимость систематического обучения счету, но в силу ограниченности теоретических взглядов, обусловленных эпохой, делала бесчисленные оговорки при защите своих дидактических пособий, объясняла намечаемую ею последовательность в работе лишь необходимостью систематизировать знания, приобретенные детьми в жизни.

Теоретически ратуя за невмешательство в процесс развития ребенка, Е. И. Тихеева на деле активно руководила этим развитием, обучала детей, организуя индивидуальные и групповые игры-занятия под руководством воспитателя. Она прямо говорила о том, что наступит время, когда все дети будут приходить подготовленными в школу, но такое «обучение» она считала возможным осуществлять лишь индивидуально. Практически же все пособия разрабатывались ею с установкой на коллективные игры-занятия (всевозможные виды лото, домино, парные картинки и др.), Е. И. Тихеева требовала от воспитателей невмешательства в развитие детей и в то же время указывала на необходимость использования ее методики в работе с каждым ребенком.

Объем знаний, фактически намеченный Е. И. Тихеевой, для детей дошкольного возраста вопреки всем ее утверждениям о ненужности программы очень большой. Посильно ли его усвоение для всех детей, неясно, ибо не усвоившие знания должны быть отнесены, видимо, к числу детей, не одаренных математическим мышлением. Е. И. Тихеева не раскрывает трудностей, возникающих на пути детей при усвоении математических знаний, не указывает, как переходит ребенок от восприятия совокупности предметов к числу, от счета — к арифметическим действиям и решению примеров и задач. Теоретические взгляды того времени ограничивали возможности такого талантливого педагога, каким была Е. И. Тихеева. Считая недопустимым систематически обучать детей, Е. И. Тихеева не разработала по существу и не обосновала теоретически методику обучения детей счету: она не показала, как и почему надо обучать детей счету; не указала путей вооружения детей рационально обоснованными приемами вычисления при решении числовых примеров и задач. Самим дидактическим пособиям она приписывала обучающую роль. По ее мнению, воспитательница должна организовать процесс самообучения и лишь осуществлять контроль за выполнением детьми правил игры. В этом сказалось прямое влияние буржуазной дошкольной педагогики, переоценивающей значение дидактической игры и игрушки, так называемый принцип автодидактизма. Роль же прямого обучения и воздействия воспитателя на ребенка Е. И. Тихеевой явно отрицалась.

В программе обучения детей счету, разработанной Ф.Н. Бле­хер, использовались данные зарубежных психологов, собствен­ных наблюдений о времени и сроках восприятия ребенком разных чисел. На основе этого предлагалось: научить детей 3—4-летнего возраста различать и выделять понятия много и один, числа 1, 2, 3 на основе восприятия соответствующих совокупностей и опре­деления их словом — числительным. В 5—6 лет — считать в пре­делах 10. На основе счета сравнивать числа, пользоваться поряд­ковым счетом. В 6—7 лет — знать состав чисел, цифры, практи­чески составлять числа из меньших групп, производить действия сложения и вычитания, освоить второй десяток, научиться решать простые арифметические задачи, близкие по содержанию жиз­ненному опыту детей.

Согласно содержанию обучения, разработанному Ф.Н. Блехер, дети осваивали пространственные и временные отношения, геометрические фигуры, пространственные направления, приемы сравнения предметов, способы оценки временной длительности.

Для реализации поставленных задач Ф.Н. Блехер рекомен­довала использовать два пути: развивать у детей количественные представления в других видах деятельности и проводить специ­альные игры и занятия. По ее мнению, дети должны активно участвовать в практических жизненных ситуациях (например, выяснять, сколько кроваток потребуется только что купленным куклам; определять самостоятельно, путем подсчета по календа­рю, количество дней до праздника); выполнять поручения взрослых, требующие освоения математических представлений; в играх, на занятиях упражняться в образовании групп предме­тов; сравнивать; отсчитывать; действуя с наглядным материа­лом, составлять числа из меньших чисел; находить цифры, по­казывающие то или иное количество и т. д.

Ф.Н. Блехер считала, что развивать у детей количественные представления следует как на основе счета, так и в процессе восприятия групп предметов. Разработанная ею методика обу­чения во многом отражала идеи монографического метода: идти в обучении от числа к числу, строить обучение на целостном восприятии групп предметов, запоминать с детьми случаи со­става чисел (в качестве подготовки к простейшим арифметиче­ским действиям), использовать числовые фигуры и т. д.

Ф.Н. Блехер разработала не только содержание обучения детей, но и методы, преимущественно игровые. Созданная ею система дидактических игр по сей день используется в дошколь­ных учреждениях с целью развития математических представле­ний и умственных способностей детей. Как считала Ф.Н. Бле­хер, дидактические игры, хотя и являются одним из важных при­емов обучения, все же не могут заменить другие его формы и методы.

На основе анализа теоретических и методических публикаций Ф.Н. Блехер можно заключить, что ею создана первая в нашей стране дидактическая система обучения математике в условиях дошкольных учреждений.

Список использованных источников

 

1. Михайлова З.А., Непомнящая Р.Л. Теория и методика развития математических представлений у дошкольников (Хрестоматия в 6 частях) Часть I и II. / З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящих.: Санкт-Петербург. - Изд-во Икар. 1996. - с. 136.

2. Михайлова 3.А. и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста.-СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС- 2008.- с. 184. ISBN 978-5-89814-441-8

3. Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников: Учеб. пособие / Е.И. Щербакова. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. - 392 с.

4. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. / А.В. Белошистая. - М.: ВЛАДОС, 2003.- 400 с.

5. Леушина Л.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / Л.М. Леушина - М.: Просвещение, 1974.-368 с.

6. Михайлова З.А., Непомнящая Р.Л. Теоретические и методические вопросы формирования математических представлений у детей дошкольного возраста / З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящих.- Л., 1988.

7. Чернова В.И., Тарасов М.А., Надтока М.В. Формирование элементарных математических представлений у детей с речевыми нарушениями/ под общей редакцией В.И. Черновой: Методическое пособие. - Хабаровск, 2003. - 155 с.

8. Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников: Уч. пособие. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2005.-392 с.


 

РЕФЕРАТ На тему: «Сравнение и оценка требований современной дошкольной дидактики и дидактики 20-30 гг

РЕФЕРАТ На тему: «Сравнение и оценка требований современной дошкольной дидактики и дидактики 20-30 гг

Содержание Введение……………………………………………………………………

Содержание Введение……………………………………………………………………

Введение Воспитание и обучение детей дошкольного возраста – единый целостный педагогический процесс, который осуществляется на протяжении всего пребывания ребенка в

Введение Воспитание и обучение детей дошкольного возраста – единый целостный педагогический процесс, который осуществляется на протяжении всего пребывания ребенка в

Сравнение и оценка требований современной дошкольной дидактики и дидактики 20-30 гг

Сравнение и оценка требований современной дошкольной дидактики и дидактики 20-30 гг

В обучение руководство игрой, состоящее в постановке познавательных задач, обеспечивает развитие самостоятельности в игре

В обучение руководство игрой, состоящее в постановке познавательных задач, обеспечивает развитие самостоятельности в игре

На основе этого: - Применять практические действия с использованием наглядного материала

На основе этого: - Применять практические действия с использованием наглядного материала

Поэтому дидактика 20-30-х гг. служит хорошей основой и используется до сих пор для начинания обучения на ранних этапах, так как в дальнейшем дидактика должна быть…

Поэтому дидактика 20-30-х гг. служит хорошей основой и используется до сих пор для начинания обучения на ранних этапах, так как в дальнейшем дидактика должна быть…

Так называемый «объектный», или «предметный», принцип явился основой построения «Программы воспитания и обучения детей в детском саду» 1938 г

Так называемый «объектный», или «предметный», принцип явился основой построения «Программы воспитания и обучения детей в детском саду» 1938 г

Заключение Вопросы математического развития детей дошкольного возраста своими корнями уходят в классическую и народную педагогику

Заключение Вопросы математического развития детей дошкольного возраста своими корнями уходят в классическую и народную педагогику

Теоретические взгляды того времени ограничивали возможности такого талантливого педагога, каким была

Теоретические взгляды того времени ограничивали возможности такого талантливого педагога, каким была

Для реализации поставленных задач

Для реализации поставленных задач

Список использованных источников 1

Список использованных источников 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.03.2024