Сравнительная характеристика законов царя Хаммураппи и современных законов РФ.
Оценка 4.9

Сравнительная характеристика законов царя Хаммураппи и современных законов РФ.

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
история
Взрослым
11.11.2018
Сравнительная характеристика законов царя Хаммураппи и современных законов РФ.
Данная статья была разработана для студентов университета. В статье рассмотрены законы царя Хаммураппи, рассмотрено правление царя. Была проведена огромная работа( и данные занесены в таблицу) по сравнению законов царя с современными законами и был сделан вывод, написано и заключение работы.
законы хаммураппи.docx
1.Введение. Самостоятельная   организация,   обладающая суверенитетом,   специальными механизмами   управления   и   принуждения,   а   также   устанавливающая   правовой порядок на определённой территории называется государством. Ученые считают, что   первые   государства   возникают   в   начале  III   тысячелетия   до   нашей   эры   на территории Месопотамии, Египта и Индии. Часто они не представляли собой те государства,   которые   мы   можем   наблюдать   сейчас   в   современном   мире.   В основном это были небольшие города или же поселения, в которых жили простые люди­крестьяне,   осуществляющие   ежедневную   работу,   представляющие   собой главным образом рабочую силу, а также лидеры, которые являли собой власть. Как таковой армии в этих государствах не существовало, но были воины, защищавшие города от налетчиков. В таких государствах власть имела иерархию, все общество строилось по иерархическому порядку. Но   постепенно   начинается   процесс   совершенствования   государственного управления ­ происходит разделение государственной власти на  законодательную, исполнительную   и   судебную.   Все   они   взаимно   дополняют   друг   друга,   нельзя исключить какую­либо ветвь власти, но можно выделить наиболее главную. На мой взгляд, законодательная власть стоит выше всех остальных. Она, можно сказать, представляет собой сердце  в организме, в то время как исполнительная является мозгом, как говорил Ж.Ж. Руссо.               В своей работе, я сделаю упор на зарождение и развитие законодательной власти   в   Вавилоне   в   период   правление   царя   Хаммурапи.  Правление   царя Хаммурапи (1792—1750 гг. до н. э.) ознаменовано созданием сборников законов. Хаммурапи, придавая большое значение законодательной деятельности, притупил к   ней   в самом   начале   своего   правления.  Первая   кодификация   была   создана   на втором году правления; это был год, когда царь «установил право стране». Данная кодификация,   к   сожалению,   не   сохранилась,   а   известные   сегодня   законы Хаммурапи относятся к концу его царствования. 1 С момента открытия Законов Хаммурапи прошло уже много лет, и однако право   Вавилона   продолжает   приковывать   к   себе   внимание   исследователей. Актуальность исследования связана прежде всего с тем, что Законы Хаммурапи это первый в мировой истории памятник писанного права. Его анализ позволяет не только раскрыть картину древневавилонского общества и государства, скрытого от нас тьмой тысячелетий, но и понять генезис государства, как особого феномена.   Цель   данной   работы:   проанализировать   законы   царя   Хаммурапи,   провести сравнительную характеристику с современными законами РФ. Задачи данного исследования: ­ охарактеризовать законы Хаммурапи. ­ провести сравнительную характеристику с современными законами РФ 2. Зарождение законодательства в Вавилоне. На историческом горизонте Вавилон появляется в Старовавилонский период (ок. 1900 ок. 1600 до н.э.). Вначале этого  периода прежде незначительный городок Бабилю   в   Аккаде   сделался   столицей   небольшого   царства,   в   котором   правил аморей   Сумуабум,   ставший   основателем   I   Вавилонской   династии.   Его преемниками были Суму­ла­Эль, Сабиум, АпилСин, Синмубаллит и  Хаммурапи, правивший с 1792 по 1750гг.до н.э. Хаммурапи был самым знаменитым правителем эпохи и прославился не только военными успехами, но и как мудрый властитель. Правление царя Хаммурапи (1792­­1750 гг. до н. э.) ознаменовано созданием сборников   законов.   Хаммурапи,   придавая   большое   значение   законодательной деятельности,   притупил   к   ней   в   самом   начале   своего   правления.   Первая кодификация была создана на втором году правления; это был год, когда царь «установил право стране». Данная кодификация, к сожалению, не сохранилась, а известные сегодня законы Хаммурапи относятся к концу его царствования. Впервые   законы   шестого   царя   I   Вавилонской   (Аморейской)   династии Хаммурапи   были   обнаружены   в   1901­1902   гг.   французскими   археологами   при раскопках древней столицы Элама – города Сузы. Хранящийся сейчас в Лувре этот памятник древневосточного права представляет собой черный базальтовый 2 столб с клинописным текстом, в верхней части которого высечено изображение Хаммурапи   в   молитвенной   позе   перед   образом   бога   солнца   и   справедливости Шáмаша,   который   вручает   царю   законодательный   свод.   Сам   текст   оригинала составлен на аккадском языке без знаков препинания и деления на абзацы. Он включает  в себя три части: пролог, собственно законы и эпилог. Клинописный текст принято подразделять на «статьи» или «параграфы» общее число которых равно 282. В Сузах, столице Элама, «Законы Хаммурапи» оказались в качестве военного   трофея,   а   35   «статей»   свода   победители   ­   эламиты   уничтожили, намереваясь, вероятно, поместить на место выскобленных фрагментов описание своих побед. Однако благодаря другим сохранившимся до нашего времени копиям текст   законов   был   максимально   точно   восстановлен   исследователями   и приводятся ниже в полном объеме относительно оригинала. По мнению большинства специалистов время создания свода приходится на последний период правления Хаммурапи, хотя уже в середине его правления для окрепшего Вавилонского государства стало неприемлемым древнее право Шумера, восходящее   к   законодательной   деятельности   царей   III   династии   Ура. Необходимость создания нового свода законов для своего государства сознавал уже   второй   царь   I   вавилонской   династии   –   Сумулаилу,   о   законах   которого упоминают документы его преемников. Царь Хаммурапи своим законодательством попытался оформить и закрепить общественный строй государства, господствующем слоем в котором должны были явиться   мелкие   и   средние   рабовладельцы.   Какое   большое   значение   придавал Хаммурапи   своей   законодательной   деятельности,   видно   уже   из   того,   что   он приступил к ней в самом начале своего правления; 2­й год его царствования назван годом, когда «он установил право стране», однако этот ранний сборник законов не дошёл до нашего времени. 3. Характеристика законов. В   прологе   (введении)   к   своду   законов   Хаммурапи   объявляет,   что   боги передали ему царство для того, «чтобы сильный не притеснял слабого». Затем 3 следует  перечисление  благодеяний, которые  были  оказаны  Хаммурапи  городам своего   государства.   Среди   них   упоминаются   города   крайнего   юга   во   главе   с Ларсой, а также города по среднему течению Евфрата и Тигра – Мари, Ашшур, Ниневия   и   др.   Следовательно,   базальтовый   столб   с   законами   Хаммурапи   был воздвигнут   им   уже   после   победы   над   Римсином   (Рим­Сином)   и   подчинения государств, расположенных по среднему течению Евфрата и Тигра, т. е. в начале 30­х годов его правления. Надо полагать, что копии законов были изготовлены для всех   крупных   городов   его   царства.   После   введения   следуют   статьи   законов, которые, в свою очередь, заканчиваются обстоятельным заключением. Законы   Хаммурапи   охватывают   многочисленные   правовые   вопросы современного ему вавилонского общества. Первые   5   «статей»   посвящены   вопросам   судопроизводства.   Основными принципами   осуществления   правосудия   являются:   показания   свидетелей   и ордалии.   Наказание   назначалось   по   принципу   талиона,   вынесенное   решение   не подлежало изменению. Статьи   с   6   по   13   определяют   наказание   за   кражу   и   указывают   способы установления кражи. «Статьи»   с   14   по   20   направлены   против   кражи   детей   и   рабов   и   против укрывательства беглых рабов. Здесь же устанавливается размер награды за поимку беглого раба. В «статьях» с 21 по 25 рассматриваются разнообразные случаи грабежа. «Статьи» с 26 по 41 регулируют обязанности и права воинов, причём особенно детально разбираются вопросы их землевладения. «Статьи» 42 – 47 определяют права и обязанности лиц, арендующих землю. Следующие пять «статей» (48 – 52) устанавливают пределы права ростовщика на урожай заложенного ему поля. «Статьи» 53 – 56 налагают кару за небрежное использование ирригационной сети, а «статьи» с 57­й по 58­ю защищают владельцев полей от ущерба, наносимого стадами. 4 «Статьи» 59 – 66 решают различные вопросы, связанные с владением садами, в том числе и вопрос о праве ростовщика на урожай сада его должника. Следующие «статьи», содержавшиеся в разрушенных столбцах надписи, были посвящены   отчасти   вопросам   владения   домами   и   строительными   участками, отчасти различным видам ростовщичества. К ним примыкают «статьи» 100 – 107, говорящие о купцах – тамкарах и их помощниках. Корчмы, являвшиеся вместе с тем и вертепами, рассматриваются в «статьях» 108 – 111. Праву   хранения   и   долговому   праву,   связанному   с   обеспечением   займа личностью членов семьи должника, посвящены «статьи» 112 – 126. Очень большое место («статьи» 127 – 195) занимает семейное право. Отдел, содержащий «статьи» 196 – 225, устанавливает размер наказания за телесные повреждения. «Статьи» 226 и 227 оберегают рабовладельца от умышленного уничтожения клейма на принадлежавшем ему рабе. Вопросы,   связанные   с   работой   архитекторов   и   судостроителей, рассматривают   «статьи»   228   –   235.   Разнообразные   виды   найма   обстоятельно разобраны   в   «статьях»   236—277.   Заключительные   «статьи»   содержат постановления о рабах. Законодательство   Хаммурапи,   как   и   законодательство   Исина,   Ларсы   и Эшнунны, не содержит указаний на вмешательство богов. Исключение составляют лишь «статьи» 2 и 132, допускающие по отношению к человеку, обвинённому в колдовстве, или к замужней женщине, обвинённой в прелюбодеянии, применение так называемого «божьего суда». К далёкому прошлому восходят постановления о каре   за   телесные   повреждения   согласно   принципу   «око   за   око,   зуб   за   зуб». Законодательство царя Хаммурапи расширило применение этого принципа и по отношению  к врачу  за  повреждение при  неудачной операции и к  строителю  за неудачную   постройку;   если,   например,   обрушившийся   дом   убивал   хозяина,   то умерщвлялся   строитель,   а   если   в   этом   случае   погибал   сын   хозяина,   то умерщвлялся сын строителя. 5 Законы царя Хаммурапи надлежит признать  одним из самых значительных памятников правовой мысли древневосточного общества. Это первый известный нам   во   всемирной   истории   подробный   сборник   законов,   освящавший рабовладельческий   строй,   частную   собственность,   эксплуатацию   человека человеком. Изучение законов Хаммурапи в связи с сохранившимися царскими и частными письмами, а также частноправовыми документами того времени даёт возможность определить   общественный   строй   Вавилонии,   а   вместе   с   тем   и   направление мероприятий царской власти, отражённых в этом законодательстве.  Установлением   суровых   наказаний   законодательство   Хаммурапи   защищало рабовладельцев   от   «строптивого»   раба.   За   телесное   повреждение,   причиненное чужому   рабу,  требовалось   как   по   отношению   к   скоту,   возмещение   убытка   его собственнику.   Рабы,   подобно   скоту,   могли   продаваться   без   каких­либо ограничений. Семейное положение раба при этом не учитывалось. При продаже раба   закон   заботился   лишь   о   том,   чтобы   охранить   покупателя   от   обмана   со стороны продавца. Законодательство защищало рабовладельцев от кражи рабов и от укрывательства беглых рабов. Смертная казнь грозила не только укравшему, но и укрывателю раба. Жестокая кара угрожала также за уничтожение знака рабства на рабе.  В «Законах Хаммурапи» не случайно уделяется большое внимание регуляции системы рабовладельческих отношений. В отдельных рабовладельческих семьях обычно имелось  от 2 до 5  рабов,  при  этом  засвидетельствованы   случаи,  когда число рабов достигало нескольких десятков. Частноправовые документы говорят о самых различных сделках, связанных с рабами: купле, дарении, мене, найме и передаче   по   завещанию.  Столь   развитой   уровень   рабовладельческих   отношений требовал   стабильного   источника   пополнения   прослойки   «вардум».   Однако   в основном слой рабов в правление Хаммурапи пополнялся за счет «преступников» и  военнопленных, а также купленных в соседних областях, при этом средняя цена раба составляла 150 – 250 г. серебра. 6 Наряду с классами рабовладельцев и рабов законы Хаммурапи знали деление свободного   населения   на   полноправных   и   неполноправных.   Представители полноправного   слоя   назывались   «авилум»   (букв.:   «человек»,   «сын   мужа»   или просто   «муж».   Им   противопоставлялись   так   называемые   «мушкенум»   (букв.: «покорные»,   «падающие   ниц»).   Неравноправие   последних   находило   своё выражение, в частности, в определении кары за телесное повреждение, нанесённое им.   Если   членовредительство,   нанесённое   «мужу»,   каралось   соответствующим членовредительством   виновного,   то   за   членовредительство   по   отношению   к мушкенум виновный платил лишь денежный штраф.  Полноправные граждане, в свою очередь, делились на экономически сильных и экономически слабых, обедневших «мужей». Законы царя Хаммурапи в ряде своих   «статей»   пытались   облегчить   положение   беднейших   слоев   свободного населения, попавших в долговую кабалу. Как уже говорилось, у царской власти для этого были веские основания: она заботилась, чтобы войско, состоявшее из свободных,  сохраняло   свою   мощь.  Согласно   «статье» 113  должник   объявлялся правомочным   владельцем   всего   своего   имущества,   без   его   разрешения   и разрешения суда заимодатель не имел права отчуждать это имущество. «Муж» не мог   стать   рабом­должником.   Законы   не   называли   члена   семьи   должника, отрабатывавшего долг в хозяйстве заимодателя, «рабом», а лишь «заложником». Таким   заложникам   посвящена   важная   «статья»   116.   Она   оберегала   жизнь домочадцев должника, помогавших выплатить сумму займа своей работой в доме ростовщика, защищала их от побоев и истязаний. В случае смерти должника в результате плохого с ним обращения ростовщик отвечал жизнью одного из членов своей семьи. Другой, не менее важный закон содержит «статья» 117, которая ограничивала срок работы заложника в доме ростовщика тремя годами. Тем самым член семьи должника, отрабатывавший  долг в хозяйстве ростовщика, считался погасившим долг   и  свободным   после   трёх   лет   работы,  независимо   от   суммы   долга.   Таким образом,   законы   царя   Хаммурапи   пытались   как­то   ограничить   произвол кредиторов над попавшими в долговую кабалу. Из содержания вышеупомянутых 7 «статей» 116 и 117 следует, что главы семей в Вавилонии, по­видимому, не могли отдавать самих себя в долговую кабалу. Законы   Хаммурапи   защищали   также   землевладельца­должника   от излюбленной  ростовщиками  операции погашения долга  путём передачи за  долг всего ожидающегося урожая. Даже в том случае, если на эту операцию имелось «согласие»   должника,   закон   расторгал   подобную   сделку,   и   купец­ростовщик получал с урожая лишь то, что покрывало долг и процент, а весь прочий урожай, зерно или плоды, получал землевладелец. Если наводнение или засуха уничтожали урожай должника, то он не был обязан возвращать в данном году заимодателю долг и проценты. Мероприятия   Хаммурапи   по   отношению   к   свободным   беднякам,  живущим поденщиной, также преследовали цель некоторого облегчения участи последних. Согласно законам царя поденщик должен был получать наемную плату на 30 – 40% большую, нежели в предшествующее время. Правда, на практике, как это видно из дошедших документов, этот закон не выполнялся. 3.1 Права и обязанности воинов. Много   статей   законодательства   Хаммурапи   посвящено   правам   и обязанностям   воинов,   которые   были   основной   опорой   государственной   власти. Государство   было   заинтересовано   в   том,   чтобы   сохранить   наделы   и   скот, предоставленные   воинам,   от   посягательств   со   стороны   ростовщиков.   Поэтому закон устанавливал, что купивший земельный надел или скот воина терял свои деньги,   а   воин   сохранял,   и   то   и   другое.   Только   приобретённые   воином   путём покупки поле, сад или дом можно было отобрать за долги. Взрослый сын воина являлся законным наследником его надела. Если после смерти воина оставался малолетний сын, то вдова получала одну треть надела, чтобы иметь возможность вырастить будущего воина. Закон заботился о воинах, попавших в плен, указывая способы их выкупа и обеспечивая за ними право на земельный надел. Воины,   обеспеченные   своим   земельным   наделом,   были   обязаны   за   это   по приказу царя выступать во всякое время в поход. За отказ выступить или же за 8 замену   себя   наёмником   воин   предавался   смерти,   а   человек,   заместивший   его, получал его надел. 3.2 Законы регулирующие аренду В сборнике законов Хаммурапи имеется ряд статей, регулирующих аренду земли или сада, игравшую, судя по многочисленным частноправовым документам, большую роль в земельных отношениях того времени. Плата за арендованное поле равнялась обычно одной трети урожая, что при плодородии долины Двуречья было не слишком высокой платой.  При   аренде   на   условиях   отдачи   половины   урожая   сдававший   в   аренду обязывался участвовать в расходах или в работе по обработке поля. Сад, который давал   больше   дохода,   сдавался   за   две   трети   урожая.   Арендной   платой ограничивались все обязательства арендатора по отношению к собственнику поля. Аренда была краткосрочной, не более чем на один или два года. На более долгий срок сдавалась в аренду ещё не освоенная земля. В этом случае земля сдавалась на 3   года   с   условием   внесения   арендной   платы   лишь   в   третий   год,   а   поле, предоставленное для насаждения сада, сдавалось на 5 лет, и лишь на пятый год арендатор отдавал собственнику земли половину урожая. Следует   отметить,   что,   судя   по   дошедшим   до   нас   контрактам   и   другим документам,   не   все   мероприятия   Хаммурапи,   направленные   на   облегчение положения экономически слабых свободных, проводились в жизнь. Поэтому даже во   время   его   правления   попытка   укрепить   экономическое   положение   рядовых свободных не имела большого успеха. Противоречие между бедными и богатыми продолжало существовать и развиваться наряду с противоречием между рабами и рабовладельцами. 3.3 Брачно­семейные отношения по «Законам Хаммурапи» По Законам Хаммурапи брак считался разновидностью договора. Обычно он  заключался между родителями жениха и невесты, согласие последних не  требовалось. Да и вряд ли такое согласие имело правовое значение. Если учесть,  что девочек выдавали замуж с 7–8 лет. Действовало правило: нет договора – нет  9 брака и семьи. «Если человек взял жену и не заключил с ней письменного договора, то эта женщина не жена» (ст. 128). Допускался брак свободного с рабыней и свободной женщины с рабом, если  последний служил во дворце или был в услужении у мушкенума. Дети от таких  браков считались свободными (ст.ст. 175, 176). В случае смерти их отца половина  наследства принадлежала хозяину раба. Будущий зять платил выкуп, обменивался  с тестем подарками. Дочери полагалось приданое. Закон уже отказывался от  прежнего брака как вида сделки купли­продажи. Приданое и подарки давали будущей жене некоторые гарантии ее  материального обеспечения на случай смерти мужа или развода (кроме случаев,  когда она обвинялась в разгульном образе жизни или предосудительном  поведении). Муж мог, если того пожелает, выделить жене часть наследства наравне с  долей своих сыновей. Если же дети притесняли свою мать, выгоняли ее из дома, то  она могла взять приданое, уйти от них, но теряла свою долю наследства. Взяв  приданое эта женщина могла выйти замуж за человека, «который ей по сердцу»  (ст. 172). Она имела право покинуть мужа, получить развод и вернуться к отцу,  если ее муж «гулял, очень унижал. А она блюла себя и греха не совершала, или же  она люто возненавидела своего мужа. Сказав ему: «Не трогай меня. Не прикасайся  ко мне» (ст. 142)». Во втором случае дело о разводе надлежало рассматривать в  том квартале, где женщина проживает. [11] Закон предусматривал некоторые гарантии женщине с детьми, если ее  оставил сожитель. Муж­авилум, покидая ее, должен был выделить на воспитание  детей половину своего имущества. Если дети достигали совершеннолетия, их мать  могла получить свою долю наследства, равную части любого сына наследника (ст.  137). Она могла выйти замуж за человека, «который ей понравился». В данном  случае усматривается один из первых и древнейших видов алиментных  обязательств. Жена могла уйти к другому, если ее муж попал в плен и не оставил ей  средств к существованию (ст. 134). Но если он возвращался из плена, то жена  10 обязана была вернуться к нему, а дети «должны идти за своими отцами». Если  муж­авилум бросил семью и убежал из своего селения, а потом вернулся, то его  жена не обязана была возвращаться к нему. Авилум мог оставить жену, если она  была бездетной и не могла рожать. В этом случае ей возвращались выкуп и  приданое или мина серебра (ст.ст. 138, 139). Мушкенум при таком разводе платил  полмины. По тем временам сумма весьма значительная. При бездетной жене муж мог  привести в дом наложницу, но он не вправе взять наложницу, если его жена  привела ему рабыню, родившую детей. Закон детально определяет положение супругов, их права на наследство и  т.д. Муж­авилум мог отдать свою жену в долговую кабалу, если в брачном  контракте она в письменной форме не оградила себя от такой напасти (ст. 151). В  случае тяжелой болезни супруги муж мог взять вторую жену. Муж мог выгнать  жену, если она разоряла семью, была мотовкой. Унижала достоинство супруга.  Приданое ей не возвращалось (ст. 141). Если такую жену не прогоняли, она  становилась рабыней, а муж мог жениться на другой (ст. 141). Следовательно,  развод для мужчины был возможен в любое время. Вместе с тем закон говорит о  некоторой правоспособности замужней женщины. Жена авилума имела право распоряжаться своим приданым, заниматься  ремеслом, торговлей, ростовщичеством, имела довольно широкую гражданскую  дееспособность. Закон в какой­то мере охранял ее честь и достоинство. Если  авилум без оснований обвинил чужую жену в безнравственном поведении,  оклеветал ее и «простер палец», то его надлежало повергнуть перед судьями и  обрить ему виски (ст. 127). Изнасилование чужой жены или девушки,  проживающей в доме отца, каралось смертной казнью (ст. 130). Если муж обвинял свою жену в прелюбодеянии, но сам факт не был доказан,  жена, дав клятву своей непорочности, могла покинуть его и вернуться в дом отца  (ст. 131). В качестве другой, весьма суровой альтернативы доказательства своей  невинности жена могла подвергнуть себя водной ордалии. Утонувшая считалась  виновной. За безнравственное поведение жену следовало утопить, бросить в реку,  11 если она, не дождавшись своего мужа из плена, не хранила своего достояния и  «вошла в дом другого» (ст. 133) или «была схвачена, лежащей с другим мужчиной» (ст. 129). Жену за убийство мужа сажали на кол (ст. 153). Ее могли приговорить к  смертной казни, если она при наличии детей от первого брака без разрешения суда  вышла замуж вторично. По Законам Хаммурапи, положение женщин­вавилонянок, по сравнению с  законами шумеров, ухудшалось. Девушка могла появляться на улице и в  общественных местах только в сопровождении своих родственников, иначе ее  считали «гулящей». В случае изнасилования такой девушки мужчина мог  освободиться от ответственности, поклявшись в том, что принял ее за «гулящую».  Если дочь не вышла замуж, отец мог передать ее храму на положение блудницы,  что не считалось зазорным и постыдным. В более привилегированном положении находились жрицы, состоящие при  храме. Однако там высокие должности получали дочери высокопоставленных  родителей. Права жриц и других служителей богини любви Иштар в сфере  имущественных отношений мало чем отличались от прав авилум. Законник Хаммурапи предусматривал большую власть отца семейства над  детьми. Он мог продать своих детей в рабство, в долговую кабалу, отдать дочь в  храм в качестве жрицы любви, где она становилась проституткой, торговала своим  телом, а деньги отдавала храму, что считалось богоугодным занятием. Если сын ударил своего отца, ему отрубали пальцы (ст. 195). Если приемный  сын отрекался от своих родителей, которые его вскормили и воспитали, ему  отрезали язык. Отец мог лишить сына наследства, предварительно получив  санкцию суда. Таким образом, Законник Хаммурапи не только закрепил и сохранил  большую власть хозяина дома как главы патриархальной семьи, но и усилил ее.  Возможно, что обычаи и традиции шумеров, аккадцев, аморитов и других народов,  не зафиксированные в Законах Хаммурапи, содержали иные установления в  области брачно­семейных отношений. 12 4. Сравнительная характеристика законов царя Хаммурапи с  современными законами РФ \ Права и обязанности воинов  по Законам Хаммурапи Служба воинов считалась «вечной» Если   редум   или   баирум   ,   которому   было приказано идти в  царский поход,   не   пошел   или   он   нанял   наемника   и послал его взамен  себя,  (то)  этот редум или баирум должен быть казнен, а его наемник может  забрать  его  дом.     несущему Скот,   даваемый   редуму   (или   же   другому человеку, повинность) государством,   не   мог   быть   продан.   Более того, «Поле   сад   и   дом,   принадлежащие редуму,   баируму   или   другому   человеку, несущему   повинность,   не   могут   быть проданы  за серебро.»10. Эта  статья  вообще запрещала   воинам   продавать   свою недвижимость.   Причем,   не   указано,   являлся ли дом или сад именно даром царя. Сравнительный анализ Сходство закона Хаммурапи и современного  закона в том, что военная служба была и  будет, но в современном мире «вечная»  служба отсутствует и продолжается один  год.Кроме того,существует отсрочка от  армии. Сходство данных законов в том,что и в то  время и в наше в бою нужно быть  храбрым,честным,не подставлять себя и своих сослуживцев, четко выполнять команды  командиров. Разница в том, что в то время,за  невыполнение правил была уготована  смертная казнь, а в наше время тюрьма или  лишения чина и привилегий военнослужащего. Сходство законов в том, что военные и в то и  в наше время получали и получают место  жительство. Разница: во время царя  Хаммурапи, воин не мог им распоряжаться. В  наше время может, но только на  определенных условиях. Права, обязанности  военнослужащих(РФ)  Гражданин мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящий или обязанный  состоять на воинском учете, не имеющий права на освобождение или отсрочку от  призыва на военную службу, подлежит  призыву на военную службу.  Быть честным, дисциплинированным,  храбрым, при выполнении воинского долга  проявлять разумную инициативу;  ­ беспрекословно повиноваться командирам  (начальникам) и защищать их в бою, оберегать Боевое Знамя воинской части. Военнослужащие, не имеющие жилья в месте  прохождения военной службы, должны в  течение трех месяцев обеспечиваться  служебным жильем. Право на получение жилого помещения в  собственность или на условиях договора  социального найма имеют военнослужащие,  признанные нуждающимися в жилых  помещениях, по достижении общей  продолжительности военной службы 20 лет и  более, а также подлежащие увольнению или  13 уволенные в связи с достижением  предельного возраста пребывания на службе,  по состоянию здоровья или в связи с  организационно­штатными мероприятиями,  общая продолжительность службы которых  составляет 10 лет и более. Военнослужащие  имеют право приватизировать и купить  квартиру. Брачно­семейные  Семейный кодекс РФ Сравнительный анализ отношения по законам царя  Хаммурапи Если человек возьмет жену и  не заключит (письменного)  договора, то эта женщина —  не жена Если человек вознамерится покинуть  наложницу, родившую ему детей, или  бесплодную (женщину), давшую ему  иметь детей, (то) должно вернуть этой  женщине ее приданое, а также дать ей  отрезок поля, сада и (движимого)  имущества, чтобы она могла вырастить  своих детей. Делаем вывод, что и во время  правления царя Хаммурапи и  в наше время, брак, который  не зарегистрирован в  соответствующих органах  является не действительным. Сходство законов в том, что  родители должны содержать  своих несовершеннолетних  детей, и женщину, которая  находится в декретном  отпуске. Статья 10. Заключение брака 1. Брак заключается в органах  записи актов гражданского  состояния. 2. Права и обязанности  супругов возникают со дня  государственной регистрации  заключения брака в органах  записи актов гражданского  состояния. Родители обязаны содержать  своих несовершеннолетних детей.  Порядок и форма предоставления  содержания несовершеннолетним  детям определяются родителями  самостоятельно. Родители вправе заключить  соглашение о содержании своих  несовершеннолетних детей  (соглашение об уплате алиментов) в  соответствии с главой 16 настоящего  Кодекса. 14 Если человек изнасилует жену человека, не познавшую  мужчину и жившую в доме  своего отца, и возляжет на ее  лоно, а его схватят, (то) этого  человека должно убить; эта  женщина остается свободной (от ответственности). Изнасилование,   то   есть   половое сношение с применением насилия или с угрозой его применения к потерпевшей или к другим лицам использованием либо беспомощного   состояния потерпевшей, ­ с     Сходство законов в том, что  насилие наказуемо и во время  царя Хаммурапи и в наше  время. Различие­ в тяжести  наказание. На мой взгляд, в  современном мире, оно  слишком лояльное наказывается  лишением  свободы на срок от трех до шести лет. В заключение практической части делаем вывод, что несмотря на то, что со  времен правления царя Хаммурапи прошло много времени его законы актуальны и  сейчас. Законы о положении воинов, в некоторой степени похожи на современные  законы РФ, но они наиболее суровы. Законы, скрепляющие брачно­семейные  отношения, я бы сказала, более похожи на современные, но сейчас общество более  раскрепощено. И поэтому, я считаю, что современному обществу есть чему  поучиться у наших потомков и стоит обращаться к таким памятникам, как  «Законы царя Хаммурапи» 6. Заключение   Рассматривая   жизнь   в   Вавилоне   после   появления   Кодекса   Хаммурапи, понимаешь,   какую   важную   роль   он   сыграл   в   развитии   и   становлении   города. Законник «заставил» людей отвечать за совершенные ими преступления и научил их жить по законам. Большое внимание Хаммурапи уделял армии. Он понимал, что чем лучше условия для жизни солдат, тем сильнее и сплоченнее будет его войско. За годы своего правления Хаммурапи превратил скудный, незаметный Вавилон в богатый и могущественный город.          Таким образом, можно выделить то, что своим законодательством Хаммурапи пытался   закрепить   общественный   строй   государства   господствующей   силой,   в котором   должны   были   являться   мелкие   и   средние   рабовладельцы.   Законы 15 Хаммурапи   ­   это   первый   известный   сборник   законов,   освящавший рабовладельческий строй и частную собственность. Создавая законы, государство обеспечивало все слои населения, хотя и не в равной мере, определенными гарантиями. Без этого невозможна была бы жизнь общества.   Законы   упорядочивали   отношения   между   людьми,   возлагали   на   них ответственность   за   свои   поступки,  внушали,  что   у   них   есть   права,  пусть   даже минимальные, реализации которых можно требовать.             Жестокость вавилонских законов ученые объясняют по­разному: одни считают, что в древние времена действовал принцип устрашения, другие полагают, что в этих законах, как в зеркале, отразились суровые нравы эпохи. Можно так же отметить и то, что в данных законах люди не были одинаковы по   своим   юридическим   возможностям,   по   своим   правам   и   обязанностям   по отношению к государству и друг к другу. Хотя четких границ между категориями людей не было, и все они в большей, меньшей или совсем малой степени обладали правоспособностью как в области имущественных, так и личных прав. Субъектами права по Законам Хаммурапи признаются свободный общинник авилум   и   неполноправный   свободный,   находящийся   на   царской   службе   ­ мушкенум.   Некоторыми   правами   (право   на   развод   и   возвращение   приданого) пользовались также свободные женщины. Рабы и дети же рассматривались лишь как объекты права. Таким образом мы рассмотрели правовое положение населения по Законам царя Хаммурапи, не смотря на достаточно высокий уровень развития товарно­ денежных   отношений   структура   месопотамского   общества   отличалась сложностью,   которая   была   связана   с   многоукладным   характером   экономики,   с незавершенностью процессов образования классов. Как всякое рабовладельческое государство, Древний Вавилон знал деление общества, прежде всего на свободных и рабов. Наряду с сословным признаком можно выделить так же слои по роду занятий (храмовые служащие, ремесленники, воины и т.д.), о которых упоминается в Законах Хаммурапи. 16 Большинство   законов   Хаммурапи   и   современных   законов   имеют   общие черты такие как: ­   все   преступления   так   или   иначе   наказывались   все   ­ ­ незнание закона никого от него не освобождало  от ответственности подчинятся были   обязаны     законам Существенным   различием   было   то,   что   древние   законы   отличались необычайной жестокостью. Список литературы: 17 1.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE %D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B E  2.  Заблоцка Юлия. История Ближнего Востока в древности – М.: Юрист, 2007. 3.   Кузищина   А.П.   История   государства   и   права   зарубежных   стран.   –   Ростов: Феникс, 2008. . 4. Соловьева К.Р. История Древнего Востока. – М.: ИНФРА­М, 2009. 5. Законы вавилонского царя Хаммурапи. (текст) 6. Манов Г.И., Признаки государства: новые прочтения. М.,1993.  18 План 1. Введение 2. Зарождение законодательства в Вавилоне 3. Характеристика законов 3.1. Права и обязанности воинов. 3.2 Законы регулирующие аренду 4. Заключение        19 20

Сравнительная характеристика законов царя Хаммураппи и современных законов РФ.

Сравнительная характеристика законов царя Хаммураппи и современных законов РФ.

Сравнительная характеристика законов царя Хаммураппи и современных законов РФ.

Сравнительная характеристика законов царя Хаммураппи и современных законов РФ.

Сравнительная характеристика законов царя Хаммураппи и современных законов РФ.

Сравнительная характеристика законов царя Хаммураппи и современных законов РФ.

Сравнительная характеристика законов царя Хаммураппи и современных законов РФ.

Сравнительная характеристика законов царя Хаммураппи и современных законов РФ.

Сравнительная характеристика законов царя Хаммураппи и современных законов РФ.

Сравнительная характеристика законов царя Хаммураппи и современных законов РФ.

Сравнительная характеристика законов царя Хаммураппи и современных законов РФ.

Сравнительная характеристика законов царя Хаммураппи и современных законов РФ.

Сравнительная характеристика законов царя Хаммураппи и современных законов РФ.

Сравнительная характеристика законов царя Хаммураппи и современных законов РФ.

Сравнительная характеристика законов царя Хаммураппи и современных законов РФ.

Сравнительная характеристика законов царя Хаммураппи и современных законов РФ.

Сравнительная характеристика законов царя Хаммураппи и современных законов РФ.

Сравнительная характеристика законов царя Хаммураппи и современных законов РФ.

Сравнительная характеристика законов царя Хаммураппи и современных законов РФ.

Сравнительная характеристика законов царя Хаммураппи и современных законов РФ.

Сравнительная характеристика законов царя Хаммураппи и современных законов РФ.

Сравнительная характеристика законов царя Хаммураппи и современных законов РФ.

Сравнительная характеристика законов царя Хаммураппи и современных законов РФ.

Сравнительная характеристика законов царя Хаммураппи и современных законов РФ.

Сравнительная характеристика законов царя Хаммураппи и современных законов РФ.

Сравнительная характеристика законов царя Хаммураппи и современных законов РФ.

Сравнительная характеристика законов царя Хаммураппи и современных законов РФ.

Сравнительная характеристика законов царя Хаммураппи и современных законов РФ.

Сравнительная характеристика законов царя Хаммураппи и современных законов РФ.

Сравнительная характеристика законов царя Хаммураппи и современных законов РФ.

Сравнительная характеристика законов царя Хаммураппи и современных законов РФ.

Сравнительная характеристика законов царя Хаммураппи и современных законов РФ.

Сравнительная характеристика законов царя Хаммураппи и современных законов РФ.

Сравнительная характеристика законов царя Хаммураппи и современных законов РФ.

Сравнительная характеристика законов царя Хаммураппи и современных законов РФ.

Сравнительная характеристика законов царя Хаммураппи и современных законов РФ.

Сравнительная характеристика законов царя Хаммураппи и современных законов РФ.

Сравнительная характеристика законов царя Хаммураппи и современных законов РФ.

Сравнительная характеристика законов царя Хаммураппи и современных законов РФ.

Сравнительная характеристика законов царя Хаммураппи и современных законов РФ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.11.2018