Бачюлене
Т.А.,
директор ГКОУ СО «Екатеринбургская ВШ № 2»
ba4ulene@yandex.ru
Сравнительный анализ деятельности директора общеобразовательной школы и директора школы при исправительном учреждении
Введение
Работа директора школы — это всегда большая ответственность, требующая высокого уровня профессионализма, организаторских способностей и умения работать с разными категориями людей. Однако деятельность директора общеобразовательной школы и директора школы при исправительной колонии имеет как общие черты, так и существенные различия. В этой статье я, как директор, постараюсь раскрыть специфику обеих позиций, выделить ключевые задачи и вызовы, с которыми приходится сталкиваться, а также показать, насколько важна роль руководителя в образовательном процессе в разных условиях.
Общие задачи и функции
На первый взгляд, обязанности директора обеих школ во многом схожи: организация учебного процесса, управление педагогическим коллективом, обеспечение безопасности и создание условий для эффективного обучения. Вне зависимости от типа учреждения, директор отвечает за реализацию образовательных программ, соблюдение нормативных требований, взаимодействие с родителями (или законными представителями), а также за развитие школы как образовательной организации.
Особенности деятельности директора общеобразовательной школы
Директор общеобразовательной школы работает в относительно свободной социальной среде, где основная задача - создание комфортных условий для всестороннего развития обучающихся. Здесь важны:
· Педагогическое лидерство: мотивация учителей, внедрение новых методик, организация внеурочных и внеклассных мероприятий.
· Взаимодействие с родителями и общественностью: регулярные собрания, участие в жизни района, города, сотрудничество с социальными службами.
· Фокус на развитии личности: поддержка талантов, формирование гражданской позиции, подготовка к поступлению в вузы и дальнейшей жизни.
· Административная работа: контроль за учебным процессом, кадровые вопросы, финансовое планирование.
В этой среде директор может активно внедрять инновации, развивать проекты и программы, направленные на повышение качества образования и развитие школьного сообщества, организовывать сотрудничество с различными общественными и образовательными организациями.
Особенности деятельности директора школы при исправительной колонии
Директор школы при исправительной колонии работает в условиях, где образовательный процесс тесно связан с социальной и воспитательной функцией исправительного учреждения и режимными ограничениями. Основные особенности:
· Особый контингент обучающихся: воспитанники колонии - молодые люди, находящиеся в изоляции от общества, часто с проблемным прошлым, отсутствием учебной мотивации и ценностных ориентиров. Для проведения работы по ресоциализации и подготовке к жизни на свободе молодых людей необходимо применять современные, активные, нетрадиционные формы и методы работы, которые были бы им интересны.
· Повышенные требования к безопасности: контроль за соблюдением правил внутреннего распорядка, взаимодействие с администрацией колонии и правоохранительными органами.
· Воспитательная функция: образование здесь не только передача знаний, но и работа над социализацией, раскрытием внутренних ресурсов, формированием навыков самоконтроля и ответственности.
· Ограниченные ресурсы и возможности: меньше свободы в организации учебного процесса, необходимость адаптации программ к специфике контингента.
· Психологическая поддержка: важна работа с психологами, социальными педагогами для предотвращения конфликтов и поддержки эмоционального состояния обучающихся, формирования самоуважения.
· Административная работа: постоянный контроль учебного процесса, кадровые вопросы, финансовое планирование, тесное сотрудничество с администрацией исправительного учреждения.
Директор в такой школе должен обладать не только педагогическими и административными навыками, но и высокой стрессоустойчивостью, умением работать в условиях ограничений и нестандартных ситуаций.
Таблица 1. Сравнительный анализ
Параметр |
Директор общеобразовательной школы |
Директор школы при исправительной колонии |
Контингент обучающихся |
Дети и подростки из разных семей |
Осужденные к длительным срокам отбывания наказания |
Основная задача |
Образование и развитие личности |
Образование, развитие личности и ресоциализация |
Условия работы |
Свободная социальная среда |
Закрытая, контролируемая среда |
Взаимодействие с родителями |
Активное, регулярное |
Ограниченное или отсутствует |
Безопасность |
Стандартные меры |
Повышенные меры, тесное сотрудничество с охраной учреждения |
Возможности инноваций |
Высокие, возможность внедрения новых методик |
Ограниченные, адаптация к специфике учреждения |
Психологическая нагрузка |
Средняя |
Высокая, связана с особенностями контингента |
Заключение
Деятельность директора общеобразовательной школы и директора школы при исправительной колонии требует разных подходов и навыков, хотя обе позиции объединяет ответственность за образование и воспитание молодого поколения. В общеобразовательной школе акцент делается на развитие личности и подготовку к жизни в обществе, в то время как в школе при исправительной колонии - на восстановление социальной адаптации, преодоление имеющегося негативного опыта и поддержку ребят в сложных жизненных обстоятельствах, то есть, важнейшая функция пенитенциарной школы – человекообразующая.
Это отвечает и современным требованиям ФГОС, где важной задачей является, прежде всего, воспитание человека, а не его натаскивание по предметам.
Работа директора в обоих случаях — это не только управление учебным процессом, но и глубокое понимание специфики учеников, умение выстраивать коммуникацию и создавать условия для их роста. Каждый из этих путей сложен и важен, и каждый требует от руководителя высокого профессионализма, терпения и искренней заинтересованности в судьбе обучающихся.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.