Среда функционирования предприятий

  • docx
  • 01.01.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Л3-0025650.docx

Среда функционирования предприятий

 

Несмотря на то, что предприятие – самостоятельный хозяйствующий субъект, на его деятельность влияет множество различных факторов, т.е. оно постоянно находится в реальных условиях, которые все время изменяются. Эти реальные условия являются внешней средой предприятия.

Внешняя среда предприятия – совокупность активных субъектов и сил, которые действуют за его пределами и влияют на его деятельность. Эту среду можно разделить на макро- и микросреду (рис. 1).

Макросреда – это совокупность хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, которые действуют в глобальном окружении. Другими словами, это материально-технические и экономические условия, общественные отношения и другие факторы, которые влияют на предприятие опосредованно. Они постоянно изменяются и являются для предприятия источником постоянного беспокойства.

Микросреда – это факторы прямого влияния на предприятие. К ним относятся поставщики, посредники, конкуренты, потребители, финансовые учреждения, партнеры и т.п.

Все факторы внешней и внутренней среды предприятия создают так называемую рыночную среду. В широком смысле рынок является сферой проявления экономических отношений, которые возникают между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления. В более узком смысле рынок – это сфера товарного оборота и связанная с этим совокупность товарно-денежных отношений, которые возникают между производителями и потребителями в процессе купли-продажи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис. 1. Внешняя среда функционирования предприятия

 

Принимая во внимание вышесказанное, можно привести более точную и краткую формулировку. Рынок – это процесс постоянного взаимодействия рыночных субъектов с целью обеспечения рационального товарооборота как в прямом, так и в обратном направлении.

Согласно Элбингу, среда прямого воздействия включает факторы, которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое их воздействие. Под средой косвенного воздействия понимаются факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного влияния на операции, тем не менее сказываются на них.

Такие специалисты в области стратегического управления, как Д. Дэниелс, Л. Радеба, А. Стрикленд, А. Томпсон, Р.А. Фатхутдинов, считают, что влияние факторов внешней среды на предприятие и отдельные виды его деятельности носит одноуровневый характер.

Кроме внешней среды , на деятельность предприятия существенно влияют и факторы его внутренней среды, т.е. те, которые формируются непосредственно на предприятии. К этим факторам относятся кадры, финансы, инновации, маркетинг, производство и т.д.